Автомобиль продолжение 1

Самуил Минькин
"Запорожец" и сын Вова.

Самуил Минькин.

МАШИНА   ВО   ДВОРЕ.

   Первого   и   второго   января   были   выходные   дни,   и  с  утра  вся  семья  в  валенках  и  зимних   пальто    толкалось   около   машины.   Павел   уже   имел   права   водителя   третьего   класса,  он  их   получил   по   окончанию  десятого  класса.  Машину   многократно   заводили   и  глушили,  и  даже   пробовали  выезжать   и   ездить  по  переулкам  нашего  района.   Хорошо,  что   еще   было   мало   снега. Я  за  эти  дни  посидел  за  рулём,  и  все  дни  с  утра   до   вечера  не   отходили   от  машины.
    Выйдя   на  работу,  я  первым  делом   обратился  в  кассу  взаимопомощи,  и  взял  деньги,  чтобы   вернуть   Мишке.   Мои   коллеги   по   работе,  уже   знали,  что  я   купил   машину.  К  кому  только  я   обращался,   по    моему    мнению,   кто   мог   бы   одолжить   деньги,   все   с   сожалением    говорили,  что  таких  денег  у  них   нет.   Яков   Анатольевич,   конечно,   мог   бы   достать, но он как-то  старался  отмежеваться, а  я  как-то  не  хотел  больше  у  него   просить.  У   отца   я   знал,   что   денег   нет,  а   просить   Раисы  Яковлевны,  мне   почему-то   не  хотелось.
     Когда   через   два    дня   пришел   к  сестре  Марии,  рассказал, что  купил  машину,  и  что  нигде  не  могу  достать    пятьсот   рублей   отдать   долг  в   магазин,   она   сказала,   что   у   неё    как   раз   пятьсот  рублей   лежит  на   книжке   на  закрытом   счету.   Я    не   знал,   что   у   Марии   есть   деньги,   воспитательница   детского   сада,  на   мизерной   зарплате,   с   двумя    малыми    детьми.   Она   тут   же  бросила   все   свои   дела,  ни   говоря,   ни  слова,  побежала   в  сберкассу   сняла   деньги   и  принесла   их   мне.   Близкие   родственники – это  близкие.    В   тот   же   день   я   отвёз   деньги   в   магазин.    Если     две   тысячи   рублей   я  копил   семь   лет,  то   когда  очень    нужно   было,   полторы   тысячи  долга,  я  сумел  вернуть  их  за    один   год. 
    С  появлением  машины,   появились  новые  проблемы.  Жалко   было  смотреть,   как  новенькая  машина,   которая   стоила   столько   денег,  стоит  под   открытым  небом,  заваленная   снегом  и  ржавеет.  Чтобы   выехать  со  двора,  надо   снимать  часть  забора.  Опытные  водители   советовали   на  зиму  машину   нужно  ставить   на   колодки.   С   Павлушей   нарезали   колодки,   и   на   них   поставили    машину.   Но   огромное     желание    ездить,   вынуждало    каждый   раз     снимать   машину   с   колодок,  а   потом   снова   ставить.
   Теперь   всё   свободное   время   я  с  Павлом   учились    водить   машину   по   заснеженным   улицам   и  переулкам   нашего  района.  Весной  я  сдал   вождение,  и  получил   новенькие  права,  на  право  вождения   мотоцикла   и   автомобилей   группы    "А".
        Когда,  я  пришёл работать  на  «Стальзавод»   в  конструкторский   отдел,  в  это  же  время   в   отделе  работал  Эдик  Гузеев.  Сам   Бежицкий,  только   кончил   строительный   техникум,  у  него  были  кругом  друзья  и приятели,  отец его  был  постоянно  на  ответственных   должностях.  Проработав  пол   года, ему,  ему одному из  первых  в отделе,  как   молодому   специалисту   выделили   однокомнатную   квартиру в новом  городке.  Переезжать  он   попросил   меня   ему   помочь.  Вещей   у  него   было   мало,  а  мебели  совсем  не  было. Он переезжал  с  квартиры  отца  и  забрал  только  свои  личные   вещи.

     Перетащив   вещи,   Эдик   раскатал   ковёр,    достал   бутылку   коньяка,  что-то   там   закусить,  и   мы   в   восточном   стиле,   на   ковре,   распили   бутылочку.   В   процессе    беседы,   зная,  что   я   живу  у   тёщи,  и,  по-видимому,  из   чувства  благодарности,  Эдик   сказал,  что  если   когда  понадобится   мне   его  помощь,   то  я   могу    на   него   рассчитывать.   Эдик    в   отделе   долго   не   работал,   он,   как   молодой   коммунист   пошёл   работать   зам.   начальника   строительного   цеха, затем зам. начальника  ОКСа,  а  к  этому   времени  он стал зам. председателя  райисполкома,   выбил себе  в престижном районе,  в самом центре, в  доме  напротив  почты, в  доме  постройки  сталинских  времен   трёх   комнатную,  квартиру капитально  отремонтировал, и построил себе во  дворе гараж .   
     Теперь  для   моей   машины  нужен   был   гараж.   В  километре   от   нашего   дома,   вдоль  поймы  реки,   было   развёрнуто  строительство  гаражей.   В  январе  1970 года,  с  техническим   паспортом  на  машину  я  отправился   к  Эдику  на   приём.  Я  был  на сто  процентов   уверен,  что  Эдик  мне  подпишет  заявление,  чтобы   мне   выделили  место   у   реки    для   строительства   гаража.   Однако,  как  только  я  вошёл  в  кабинет,  и,  поздоровавшись, как  с  давнишним   приятелем,   я   увидел   суровый взгляд чиновника.  Никаких  дружеских  отношений  я не  увидел,  не  поздравил меня  с   покупкой, как давнишний  приятель . Изложив   суть   дела,  Эдик  мне   сказал,   что  этот  район  подлежит  реконструкции,  что  те  гаражи,  что  там   построены, будут  все  снесены,  и  решается   вопрос   о   выделении   участков   у   Камвольного   комбината,  это километров пять  от нашего дома,  вот тогда  и  приходи. Что  в районе четвёртой насосной станции (около реки) места под гаражи   выделять запрещено.  Я хотел с ним  ещё по приятельски побеседовать, но Эдик мне сказал:
- Извини,  у меня очень мало времени.
    Камвольный   комбинат   далеко,   и   я   решил,   что   наш   район   на   снос,  что  я  сварю  металлический  гараж,  поставлю  на  нашем  участке,  а  когда   будут   сносить   дом,  вынуждены   будут   дать   место,   не   далеко  от   дома.   У   меня   были   отличные   отношения,  с   зам.   начальника   цеха   металлоконструкций,   Фёдоровым,   я    ему   ремонтировал    телевизор,   устанавливал    антенну.    Он   поддержал   мою   идею,   и   сказал: 
 - Давай  чертеж, я сварю  тебе  гараж.   Попробую  включить в заказы по сельскому хозяйству. Начальства не стесняется и по этой статье строит себе что угодно, и дачи и гаражи.
     Зная, что гараж придётся  не однократно перетаскивать, с места на место, я в чертежах заложил мощную  металлоконструкцию  из   шестнадцатого   швеллера, размером 5,5 х 3  метра,  зашил    полтора   миллиметровым   листом,   пол   из   шестёрки,  лыжи,  крюки   для   крана,   .  Когда  прикинули    стоимость,  то  выходило  500-сот  рублей. 
    В  это  время   завод  много  выполнял   работ  для   колхозов, и  я для них разрабатывал документацию.  По  предложению  Фёдорова,  решили  стоимость  гаража  включить в эту статью.  Чертежи   подписал,  и  согласовал,  со всеми  необходимыми  начальниками, как  передвижная   мастерская  для   Дубровской    РТС. Наше начальство завода понятие не  имели  нужна такая  мастерская или нет.  А   чтобы   иметь   документ вывезти гараж  с завода,  я   нарисовал  эскиз  гаража,  другой маленький, 1 х 1,5 х 2 метра,  заявление  подмахнул   (подписал)  зам.   директора   Чернявский.  Мне  его  расценили  в  планово-производственном  отделе  на   сто   рублей,   Уплатил,   оформил   все   накладные,   выписал   пропуск.   Когда    гараж   был   готов,  после   рабочего  дня,  и  в  цехе   оставался   один   сторож,   гараж   краном    выбросили    на    площадку,   и   ЗИЛ 150,   который   я   нанял,  буксиром  потащил  его  к  проходным.  Я  здорово  волновался,  сердце   у  меня   замирало,  а  вдруг  на  проходных  не   пропустят,  и  раскроется   моя   авантюра.  На   проходных   охранник   долго  вертел   в   руках   пропуск,  где   было   написано:  "Гараж   металлический".   Смотрел  и   другие   документы,   как    бы   чувствуя    какой-то  подвох,    наконец, забрал   пропуск  и  дал  команду  проезжать.  Гараж   временно  установили   напротив   дома,   рядом   с   мастерской,  на   пустыре,  где  уже  были  снесены  дома,  и  с   начала    февраля   машина  уже  стояла  в гараже.
   Хотя   вся   процедура  изготовления   гаража   велась  совершенно   секретно, но нашелся какой-то  писака,  и  настучал  письмо  в  обком  партии,  что  Минькин  за  сто  рубле  сварил  гараж.  В  обком  партии  были  вызваны:  Чернявскай - зам.  директора    Сарычев - нач.  планово – производственного   отдела   и   нач.   цеха    Лагутин.    Все   разводили    руками   и   не   могли    понять, как   это  они  могли   подписать  документы   и разрешить  изготовить   гараж  за  такую  цену.   
   Прибыв  из  обкома  Сарычеву  было  поручено  разобраться.  На  всех  документах  были  соответствующие  подписи  и   печати.  Эскиз,   после   того,   как  подписал   заявление   у  Чернявского   и   Сарычева,  я  изъял  и уничтожил.   В   цеху   вообще   не  нашли  никаких   документов,  что  гараж  изготовлялся,  так  как  все расходы были  списаны  на помощь  сельскому   хозяйству. Ко мне  никаких претензий предъявить не могли. Есть гараж,  есть все подписанные и оплаченные  документы.  А  из  статьи  на помощь  сельскому  хозяйству, само  начальство  хапало  себе  намного  больше  и никто  не мог  разобраться,  кому что делали в цеху.  Начальство  строили   себе  капитальные     гаражи,   дачи  и пр. Как-то Чернявский,   встретив,   меня    на  лестничной   клетке   спросил:
 - Скажи,  как  это  тебе  удалось,  нас  обвести  с  гаражом,  дело  прошлое,  можешь  честно    сказать,   я   из-за   тебя   получил  строгий  выговор  по партийной  линии.   
- Никого   я не  обводил. Все смотрели чертёж,  сам   Сарычев   посчитал,   поставил   цену,   а  вы,  подписали, я не виноват, что вы не разбираетесь в чертеже, -  ответил   я.
    Металлический    гараж,   который   стоял   около   дома,   не   решал   проблему,  я   знал,  что  как   только   наш   дом   снесут,  нужно   будет  искать   для  гаража  место.   Имелся   район  застройки   гаражей  за    заводом   БМЗ   на   берегу   реки   Болва.  Это   было   подальше   от  нашего  дома,  но ближе  чем  Камвольный  комбинат.  Полазив   между   гаражами,  отправился  к  Эдику,  просить,  чтобы  он  мне  подписал  заявление  построить  гараж  в  этом  районе.  Но  и  здесь  мне   он  не  подписал,   сказав,   что  и   в  этом   районе    больше   не   будет   построен    ни   один   гараж.  Что  он  может  только  в  районе  камвольного   комбината,  и  только  тогда,  кода  будет  решение  райисполкома  по   этому    району.  В   дальнейшем   в   этих   районах   было   построено   сотни   новых   гаражей, где руководители райисполкома  выдавали разрешения  своим людям.
     Перед   днем   Советской   Армии, в 1972 году забежав,   в   новый   гастроном  по   Институтской   улице,   я  наткнулся    там   на  Эдика.  Я  сразу   стал   к  нему   приставать  по   поводу    гаража,  что   в   одном  и  в  другом   районе   полным   ходом   идёт   строительство   новых   гаражей,   чтобы   он   мне   тоже   выделил   место.  Эдик   мне   ответил,    что   строят   там   не   законно,   и   все    гаражи    будут    снесены.   На   мой   вопрос,   что   он   тут   делает  в  магазине,   он   мне   ответил,  что   наблюдает   за   пред   праздничной   торговлей.   Я   чувствовал,   что   ему   не   приятна   встреча  со  мной,  и   пошёл  занимать  очередь   за  колбасой.
    К  нему   подошёл   директор   магазина,  и   они   вышли.   Возвращаясь,  домой    я   увидел,    как   Эдик   с   двумя   огромными   сумками   вышел из  задних  дверей  магазина, вместе с  директором магазина,  который  помог  этику  поставить сумки   в  багажник   Волги,  которая   его   поджидала, и  уехал.  Я  подумал: 
- Директору  магазина  Эдик   даст  место  под гараж,  а  что  он может взять  от меня – лист бумаги ватмана?   Этот  чиновник  уже  вошёл  во  вкус  своего  положения.   
 К   Эдику  больше  не  ходил,  а пошёл  к Меднову  председателю  райисполкома,   который  мне   подписал   заявление    на   участок   под   гараж    в  районе   Камвольного  комбината.

http://www.proza.ru/2012/01/16/609 - продолжение