Есть ли в истории цель? Дополнение

Сергей Корягин
 Есть ли в истории цель? Дополнение. Здравствуйте, Эдуард! Ваши вопросы стимулируют мою мысль, выявляют мои слабые места. Итак. Перед нами – Природа. В ней мы выискиваем причинно-следственные связи. Они помогают нам узнать, что от нее можно ждать сегодня, завтра, послезавтра. Помогают избежать гибели от случайностей и использовать ее силы для добрых дел. А цель в природе есть? Гегель полагает, что есть, и она обнаруживается в ее ступенях: механизм, химизм, биологизм. Но природа, полагает он, не развивается, в ней все идет по кругу, все повторяется.

 Истинное развитие, по Гегелю, начинается в общественной жизни, в истории. Здесь не просто развитие, но прогресс. Абсолютный дух саморазвивается, сам себя толкает, сам  себя тащит, прогрессирует в сторону самопознания, в нем самом источник движения, развития, прогресса. Он самопознал себя в философии Гегеля и остановился, тоже совершил своего рода круг. А что дальше? В такой ситуации философы не знают, что делать дальше. Можно предположить, что абсолютный дух, познав себя в общем, в основном, в сущности, будет углубляться в познании все дальше и дальше. Но идти будет  уже по проложенной колее, которая называется логикой, диалектикой, абсолютной идеей, абсолютным духом. Очевидно, в этом и есть прогресс. И Маркс зашел в тупик: от первобытного коммунизма он логически, используя диалектику Гегеля, пришел к научному коммунизму. От А пришел к А. История проходит через муки ада – рабовладение, феодализм, капитализм –  и завершает свой путь. А что делать дальше, он тоже не знал. Мы уже можем сравнивать схемы развития Гегеля и Маркса. Первый говорит: «Познавай скрытые в истории законы и предложи их политикам. Разум должен восторжествовать!». Немного? Но надежно. Второй учит: «Познать жизнь – мало, надо ее переделать. Вот проект: пролетариат – мессия, буржуазия – его враг; помоги мессии убить врага и посади  его на трон». Россия в XX веке показала, чем Марксов путь должен  закончиться.

Основной метод познания природы – отыскания причин и следствий совершающихся событий. Этим и занимается естествознание – механика, физика, химия, биология… В истории причиной и следствием не обойдешься, в истории действуют люди, наделенные сознанием и свободной волей. Попытка познать связи общественной жизни, причины тех или иных событий, – чтобы как-то предвидеть и управлять жизненными процессами, реализуется лишь с большой, большой степенью вероятности. Как поведет себя брошенный вверх камень, мы знаем точно, а как поведет себя человек, который идет мне навстречу, – задача с миллионом неизвестных. И все же люди думающие делают расчеты, строят предположения, выдвигают гипотезы – и пишут теории. Которые называют даже учениями («Учение Маркса всесильно, потому что оно верно», Ленин), даже наукой. Используют метод проб и ошибок на основе уже совершенных проб и ошибок – своих и чужих.  Практика – критерий истины, любят повторять марксисты мысль своих вождей. Но ведь и практика их ничему не научила – вот в чем вся беда, вот в чем вся трудность создания науки для управления общественной жизнью, управления ходом исторических событий!

Гегель полагает, что в глубине исторического процесса, как и в глубине природы,  «спрятана» цель «Все разумное действительно, все действительное разумно». Этот «эффект» он называет хитростью разума. Мы приходим на большую стройку и спрашиваем у разных работников: «Что вы делаете?» Что они нам отвечают? Разнорабочий: «Ношу кирпичи», каменщик: «Выкладываю стену», плотник:  «Настилаю пол». И лишь главный подрядчик и главный заказчик знают, что они вместе делают: строят важный государственный объект. Хитрость разума в том, что цель его невидима,  действует как бы  исподтишка. Вот ситуация: шли в пункт А, а пришли в пункт Б. Почему? – Шли, как говорится, наобум, не знали точной дороги к пункту Б. Вот другая: строили коммунизм, а «соскользнули» в капитализм. Почему? Потому что коммунизм оказался, простите, «липой», утопическим идеалом. Усмотреть этот порок Марксова   проекта неумным, плохо образованным, дряхлым советским вождям было не под силу. А китайский вождь Ден Сяопин «разгадал» хитрость разума и сознательно перешел к капиталистической экономике. Кажется, и Куба направляется сегодня туда же. Вот такой притягивающей силой является рыночная, то есть капиталистическая экономика, которая учит авантюристов, террористов, политических маньяков уму-разуму. И нормальных людей.

У Вас, естественно, возникнет вопрос о происхождении цели  в природе и в истории. Можно лишь сказать, что цель – дитя разума, а разум существует от века. (Точно так же говорят и материалисты: материя вечна и бесконечна, от века присуще ей и движение.) Все философские истины – более или менее достоверные гипотезы, предположения. Этим, конечно, их значение для нашей жизни ничуть не умаляется. А что мы называем нашей судьбой? – Неумолимый ход событий – желанных, благоприятных, неблагоприятных, трагических. Удачно (неудачно) женился – судьба, повезло (не повезло) в жизни – судьба, потеряли близкого человека – тоже судьба. Дума о судьбе помогает нам жить тем, что оправдывает наше бессилие.

 Капитализм,  – конечно же, не панацея от всех социальных бед. В нем есть и тенденции, которые могут привести к большой социальной беде – резкой дифференциации и обнищанию низов, коррупции, злоупотреблениям свободой (преступность), к нравственным издержкам.  И еще: капитализм, когда он в состоянии хаоса, может привести к власти и социалиста Гитлера, причем самым демократическим способом. Но в капитализме есть то преимущество перед химерами, перед красивыми утопиями, что он открывает все экономические и духовные шлюзы для  развития общества, для его материального и духовного благоденствия. Вот тут вопрос и стоит об умных политиках, о политиках, похожих на Рузвельта, де Голля, Кеннеди, Рейгана, Черчилля, Маргарет Тетчер, Эрхарда, Гельмута Коля, Берлускони. Из наших можно назвать Петра Столыпина, Бориса Ельцина.

Чтобы дискредитировать капитализм, коммунисты указывать на множество «страшилок»: кризисы, безработицу, бедность низших слоев, забастовки, всякого рода марши и т.д. Странно, однако, вот что: капитализм живет, борется, развивается, совершенствуется, а социализм приказал долго жить. Рухнул как-то сразу, от первого приступа. Есть у них еще один прием: капитализмом они называют, умалчивая о продвинутых его вариантах,  некоторые общественно-политические сообщества  в Латинской Америке, Африке и Азии, которые еще не вышли из феодализма, в которых порой еще не изжито людоедство.

Ход истории извилист и противоречив, чаще непредсказуем, чем наоборот. Поэтому ко всем пророкам и предсказателям, даже пишущим толстые тома, следует относиться с большим скепсисом, – как к гаданиям цыганки. пятница, 13 января 2012 г.