Хозяин ли я себе?

Максим Николаенко
   «Нельзя нам так быстро.  Не расстраивался бы и вас не расстраивал.
   Но жить люблю, потому и хочется...»
   М. Жванецкий

   Мы словно дети. Мы забираем из недр то, что нам не принадлежит, мы уничтожаем все вокруг, словно после нас и должна остаться выжженная пустыня.


   Вроде все нормально – мало что меняется вокруг, ну, говорят немного по ящику о каком-то кризисе, но я же не особо чувствую…


   Но если сейчас не прислушаться к этим признакам – мы увидим, что уже нам, нашему поколению,  останется лишь камень, пустая, неспособная рожать земля, пустота. Это именно нам, а не кому-то другому, не достанется не только нефти – а, соответственно, всего того, что из нее производят – от колес наших машин до привычного пластика, окружающего нас везде. Ведь простой кулечек в супермаркете – это добытая из недр кровь Земли.


   Нам не достанется угля, и всего остального, что вытягиваем, высасываем, рвем из недр. Солнечная энергия, как и энергия волн, приливов, отливов, ветра, как и другие источники так называемой альтернативной энергетики, слишком слабы. Они не так теплоемки, энергоемки, как привычные уголь и нефть.      


   Это в наши дома может прийти беда посерьезнее, чем просто сообщения по ящику. Это –наша дорога вниз, на которой природа поставила предупреждающий знак «Осторожно, обрыв».  За этим – таки да, обрыв. А вы думали, его просто так повесили?


   За этим знаком возможны страдания, несоизмеримые с тем, что мы знали до того. Помните, что говорил Остап: «Жизнь? Жертва? Что вы знаете о жизни и о жертве? Если вас выгнали из особняка, вы думаете, что знаете, что такое жизнь? Если у вас реквизировали поддельную китайскую вазу, вы знаете, что такое жертва?»


   Никто сегодня особо не говорит об этом ужасающем, устрашающем размахе кризиса. Естественно спросить: почему? По телеку можно вроде бы говорить что угодно, так почему не говорят?


   Ответ прост: если у стоящих у руля нет лекарства, способного вылечить болезнь, охватившую весь мир в наши дни, то зачем кричать о болезни? Этим они только будут раздражать людей.


   Первое: нужно осознать, что мир болен.


   Второе: лекарство есть.


   Что за бред? За пару страниц печатного текста ты можешь рассказать нам то, что не могут рассказать великие умы планеты? Это кто здесь такой смелый?


   Не совсем. Я пробую показать то, что вижу сам, и с чем любой из здравомыслящих людей согласится. Итак, закономерный вопрос: в чем лекарство? Сначала нужно понять, что за болезнь и насколько она глубока.   


   Мы не понимаем за все тысячи и тысячи лет нашего, вроде бы, осознанного развития ничего из основ существования. Мы не знаем до сих пор, кто мы, как мы движемся по линии жизни, по какой программе развиваемся (и есть ли она), должны ли мы прийти к чему-то или просто рождены болтаться по воле слепой судьбы. Мы не понимаем ничего в той реальности, в которой живем. И это сейчас, когда за последние сто лет технологии с прогрессом прыгнули дальше, чем за всю предыдущую историю человечества. Когда мы уже были в космосе и смело заглянули внутрь материи. Когда мы научились соединять людей мгновенно в разных концах планеты. Когда столько удобств (мобильников, компьютеров, пультов дистанционного управления разной глупостью) появилось для нас.


   Не об этом ли мечтали мы и наши родители? Работать меньше, больше времени отдыхать. Машины будут делать всю работу за людей. К чему это привело? Ведь так думали наши родители еще каких-то сорок лет назад.  И что? Мы вкалываем гораздо больше, не имея возможности вырваться из колеса нашей работы и быта. Словно хомяки, бегаем и бегаем. А колесо крутится с еще более угрожающей скоростью, и скоро не станет возможности перебирать лапками…


   И исходя из этого незнания основ самой нашей жизни, мы думаем – так нам кажется – что мы умные, мудрые. Что мы знаем обо всем вокруг, что у нас есть и знание, и свобода выбора. Но когда приходят к нам страдания, мы вдруг понимаем, что мы слишком малы, ничтожны.  Что нет у нас ничего, да и вообще – понимаем, что мы не ведем себя, как развитые существа.


   Сейчас, во время кризиса, мы только начинаем немного различать, что мы не относимся правильно к окружающей реальности. Вопрос: А как правильно? Правильно, видимо, так, чтобы мы смогли продолжать безопасное, уверенное, комфортное существование. И чтобы это делать не за счет выдавливания соков из рядом стоящего человека.


  Тут надо попробовать шагнуть дальше и обозначить, кто мог забабахать нам какие-либо правила?


   Как-то прочел у Карра интересную мысль о существовании Высшего разума, создавшего все вокруг. Он говорит примерно так: если бы мы попали на Луну, и среди пустынного, пыльного  серого ландшафта увидели бы нечто, совершенно не относящееся к данному месту, например, красивый и дорогой «роллс-ройс». Во всем своем великолепии и дорогом сиянии. Мы бы, наверное, удивились этому сложному механизму, попавшему сюда. Мы бы подумали, что эта вещь не могла бы сама по себе появиться здесь, что должен быть некто, создавший ее, и поместивший ее сюда.


   Так насколько же наша реальность во всех ее уровнях, проявлениях – неживая, растительная, животная и человеческая природа – сложнее описанного выше бездушного простого механизма? И мы думаем по-прежнему, что все окружающее нас появилось из ниоткуда, само по себе? Что никто не стоял за этим процессом, не было одного созидающего разума, одной создавшей все мысли?  Конечно, видно почти любому, что это не так. Я это к тому, как долго можно озорничать в доме, который построен не нами?


   «Моя религия заключается в смиренном восхищении безграничным высшим духом, проявляющим себя в мельчайших деталях, которые мы в состоянии заметить своим хрупким и слабым разумом. Именно эта глубокая эмоциональная уверенность в присутствии высшей разумной силы, раскрывающейся в непостижимой вселенной, и формирует мое представление о Боге» - Альберт Эйнштейн.


   Как сказали бы в одном южном городе, так об чем речь? Где обещанное лекарство от кризиса? Прошу еще немного терпения.


   Повторюсь, чтобы понять, где искать лекарство, нужно понять, в чем же состоит болезнь. Наша болезнь в несоответствии этому замыслу, создавшему нас. Этой силе, всеобъемлющей, всеохватывающей. Достаточно сильной, чтобы все это создать, и достаточно мудрой, чтобы удалиться от нашего взора. Зачем удалиться, спросите вы? Затем, чтобы предоставить нам возможность самим стать взрослыми. Мы же так и поступаем с нашими детьми – мы удаляемся от них на известное расстояние, если хотим, чтобы дети научились сами стоять на своих ногах, повзрослели бы, чтобы они научились сами принимать решения.


   Так и создавшая нас сила природы удалилась от нашего взора. Тогда вопрос: что значит в отношении природы «повзрослеть»? Очень просто – как наши дети должны стать подобны родившим их родителям в своих осознанных действиях, поступках –  так и мы все вместе должны стать подобны этой скрывшейся от нас природе.


   Как же можно узнать, в чем состоит подобие природе, ежели она скрыта? Давайте посмотрим на те законы природы, которые видны нам. Природа постоянно находится в равновесии. Это проявляется в тысячах фактов, видимых нами ежесекундно. Если в одном месте падает давлении воздуха, то оно постепенно выравнивается – и мы чувствуем ветер. Кстати, если давление падает сильнее, то мы видим шторм и шквал.


   Так и в остальном: природа уравновешивает себя во всем – от застрявшей пищи в зубах крокодила, вынимаемой крошечной птичкой, до размеров популяции зверей на одном участке способной их прокормить земли. От уравновешивания полей и зарядов внутри атома до того же состояния в размерах галактик. Несть числа примерам.


   Значит, и нам нужно научиться этому закону, уравновешиванию себя с окружающим нас миром. Стоит это сделать на человеческом уровне, самом быстроизменяющемся, самом чувствуемом нами, и мы обязательно почувствуем изменения со стороны родителя, видящего в нас изменения в лучшую сторону. Человеческий уровень словно находится (по своей удельной массе) на крошечной вершине пирамиды, ниже которого стоит более широкий слой животного мира, затем – еще более весомый слой растительного мира, и после – самый огромный слой неживой природы.


   Пока этих изменений нет, нас бьют сзади палкой. И мы чувствуем боль и страдания, не видя перед собой цели, не желая ее видеть.


   Как стать подобными все объединяющей, все уравновешивающей природе? Прийти к равновесию внутри нашего общества. Библейский принцип «Возлюби ближнего, как самого себя» или же, по крайней мере, «Не делай другому то, что ненавистно тебе».


   И все? В общем, да. Но только глядя на нашу историю, мы видим, что эти лозунги не помогли. Как же они помогут сейчас? А время другое. Слишком хватка жесткая и рукавица ежовая.


   Так, что, нужно просто объединиться между собой и все? Настанет всеобщая радость и весна придет на улицы? Примерно так. Только вот просто взяться за руки не поможет, потому что, даже улыбаясь другому, я все равно остаюсь эгоистом. Маленьким, злым, алчным. И думаю я только о себе.


   Поэтому просто девиз «обняться да взяться за руки» не поможет. Нам нужно растопить лед в нашем отвердевшем, каменном сердце, и почувствовать другого человека, как часть самого себя.


   Ну вот это уже всё? Нет, конечно, и это не все. Но это – начало всего. Осознать, что мы противоположны природе, ее замыслу, ее поведению, ее законам – с одной стороны. А с другой – начать поиск той методики, что поможет нам без всяких недомолвок, скрытости, оговорок, вранья, прийти к подобию свойств с ней.



   Эка хватил! Что вы, что вы, скажут люди.  Мне мешают жить конкретные негодники, воры и просто неприятные люди: правительство, президент, министры, начальник ЖЭКа, или начштаба. Директор школы, на худой конец. Вот их бы заменить – и все заживем, как сыр в масле. Как в наше украинском гимне: уничтожим врага, и запануемо вволю.


   Вопрос: какого врага и сколько можно его, несчастного, уничтожать?


   Строчка из БГ: «Но мешает цветение в неокрепших умах, засада в пригородах, медведь на холмах…»


   Сколько можно уничтожать врагов? Не пора ли понять, что ни одна революция не сделала людей счастливее? Ни одна, только подумайте! Посмотрите на любое сегодняшнее действо подобного толка: от нашей «Оранжевой революции» в Украине до сегодняшнего Египта со всей «арабской весной». Что, от свержения надоевшего строя стало лучше? Кому? Нет, конечно, не стало. Пришло другое правительство, и теперь ему надо набрать полные карманы драгоценных камней из пещеры. Они не понимают, что уйдут из мира так же, как и все – с пустыми руками. И все эти драгоценности – просто камешки, галька на морском берегу. А обычные люди, те, что внизу – те страдают, и крепко. Тысячи и тысячи жертв и раненных в том же Египте – это то светлое будущее, что виделось год назад вышедшим на площади?
   

   Менять правительство не нужно. Пусть эти люди и дальше делают вид, что они руководят своими странами. Враг находится не в том месте. Он не вовне, а внутри нас.


   Нужно полностью менять СВОЕ внутреннее отношение к окружающему нас миру. Нужно менять СВОИ ценности. Забирая нечто у другого, я словно забираю это у себя. Убивая его, я убиваю часть себя. Во мне должна отдаваться вошедшая в него пуля, и это мое тело сейчас сотрясается и корчится на земле. Это из меня вытекает его кровь. Это мои дети, а не его, остались сиротами или бездомными.


   Это я подыхаю в африканской пустыне от нехватки воды и пищи. Более половины населения Земли испытывает недостаток в питьевой воде.


   Это я вызывающе раскрашиваю и одеваю себя, и иду на «панель», потому что кормить ребенка надо, а работы нет.  Все больше и больше женщин получают образование, но только у небольшого их количества есть работа – огромное их количество вынуждено искать работу в так называемом «неформальном секторе». 


   Это я прозябаю в фавелах Рио, или в любом другом опасном, криминальном районе любого другого города на Земле. Каждый третий городской житель планеты живет в трущобах или городских гетто. В странах, которые названы развивающимися, эта цифра доходит до 78%  –  только вдумайтесь.


   Это меня избивают неонацисты, с радостью смакуя скорость выбивания моих зубов и хруста ребер. Исламский фундаментализм распространяется во всем му¬сульманском мире, неонацисты и другие экстремистские течения возникают в Европе повсеместно, по всему миру организуются религиозные фанатичные движения.


   Это меня взрывают самодельными ракетами в Израиле, расстреливают с РПГ-7 в Сомали пираты, пытает в тюрьме как неблагонадежного какое-то управление непонятной контрразведки.  Во многих странах мира существует тенденция решать кон¬фликты, устранять несправедливость или привлекать внимание к происходящим несправедливым событиям при помощи терроризма и других форм насилия. И что интересно – равно как в преус¬певающих, так и в развивающихся странах растет уровень незащищенности. Спрятаться негде.


   Ближний Восток, Азия, Центральная Америка – вы думаете, это далеко? Скажу вам по секрету, нет. Это так близко, даже подумать страшно. Я обошел земной шар несколько раз. После первой же кругосветки я понял, насколько мир мал. Это не выразить словами. Я думал, это там, другой конец географии… да нет же, это все – здесь, рядом. Аделаида в Австралии,  Антафогаста в Чили, Ушуайя, самый южный город мира,  Нью-Йорк, город контрастов или Инчхон в Корее – от них до любого из нас то же  расстояние, что и до ближайшего пригорода, поверьте. И живут там такие же люди – части меня самого. И живут теми же надеждами.

 
   Растет выше и выше  уровень подавленности и недовольства, поскольку
богатство и власть становятся более сконцентрирован¬ными, и ширится пропасть от держателей богатства и власти до бедных, маргинальных слоев общества.


   Добавьте к этому удивленный взгляд в мешочек, в котором хранилось оставленное мне наследство от далеких прародителей, довольно много средств. Мы их еще называли «полезные ископаемые». И я брал оттуда десятилетиями – и ничего, средства не заканчивались. Я стал считать мешок бездонным. Помните, как у Жванецкого: « В детстве казалось, возьмешь ложечку варенья – в банке столько же.  Ерунда! В банке меньше становится.  Уже ложкой по дну шкрябаешь...»


   И вот я увидел, что в моем неопустошаемом мешке почти ничего нет! Нет ни нефти, ни угля, ни даже обычной воды! То-то я удивился. А ведь все это природа создавала миллионы лет. Даже представить себе эту пропасть времени нереально, потому и отталкиваем от себя, пошло оно все. А мы расфинькали за сто-полтораста лет то, что создавалось миллионы? Утю-тю, грустно, девицы.


   Все это неспроста, это-то уж ясно любому. Чтобы все так сразу: экономика, как основа сегодняшних отношений между нами, политика, образование, воспитание, медицина (равно как и любая другая наука) – в пропасти. Плюс депрессии, наркотики, алкоголь, террор, экстремизм, нехватка самого насущного для жизни. Плюс давление природы на нас на неживом уровне: цунами, извержения вулканов, дикие штормы и ураганы, засухи, наводнения. Слишком много навалилось. Родитель от нас требует возвыситься до его вершин, а мы все так же продолжаем играть в футбол во дворе. И он нас бьет все строже, но мы не слышим.


   Давайте не станем испытывать его терпение. Потому что удары от него могут быть и пожестче, как мы догадываемся. Ведь именно так мы поступаем с нерадивыми детьми? Так стоит ли дожидаться следующего удара или стоит прислушаться к себе, к своему постепенно оттаивающему сердцу, и уравновесить себя с остальными, начать относиться к ним, как к своей части?


   И именно в новой открывающейся связи между нами мы и увидим, раскроем  все великолепие создавшей нас единой мысли, одной силы – доброй и бесконечно любящей нас природы. Ждущей, когда же, наконец, мы повзрослеем и повернемся к ней лицом.


   Возникает вопрос: допустим, нам это нужно. Но где взять силы для этого, энергию?


   Энергия, которой мы пользуемся, движущая нами сила – это энергия нашего желания получить, она и есть наше топливо. 


   Спросите, говорю ли я об эгоизме (желании получить) каждого? Конечно, но я не говорю о том, что это плохо – нет, мы ведь были созданы такими. Нужно сменить вектор применения этого желания, ведь сегодня я получаю все РАДИ СЕБЯ. Необходимо изменить направление – нужно начать получать наслаждение, думая ОБО ВСЕМ МИРЕ, как о едином организме,  получать радость от заботы О ДРУГИХ, удовольствие от служения ВСЕМУ ОБЩЕСТВУ, как своей собственной части. И вот этот выбор нужно было сделать еще вчера. А желание насладиться не нужно уничтожать или подавлять, его только нужно по-другому использовать.


   Это и есть лекарство. Смена нашего образа мышления, нашего способа действий. Изменения должны быть во мне, в каждом из нас. Не придет избавление от правителей, и не придет оно само по себе с неба. Но изменяясь в подобие природе, с такой любовью заботящейся о каждом своем крохотном создании, мы станем чуть-чуть такими, как она. Тогда она, как самый обычный родитель, слегка ослабит давление на нас. И постепенно мы сможем стать как та Единая, Создавшая все Сила, пребывающая вне времени и пространства.


   Ой, молодой человек, оно мине надо? И что мне с этого будет? Будет другое, более высшее наполнение, наслаждение, которое будем проводить сквозь нас – для других. Но именно проводить через нас, а не заполнять наши узкие, крохотные собственные желания. Я хочу чего-либо, очень хочу – и как только соприкасаюсь с объектом вожделения, мое желание сразу пропадает, и я снова и снова остаюсь опустошенным. Поэтому, что может быть интереснее и важнее этого способа своего постоянного наполнения – через себя другим?


   Тогда и свершится сказанное многими просветленными людьми о нашем новом состоянии. Как, например, слова Константина Эдуардовича Циолковского:


   «И человечество распространится по всему космосу и станет единым потоком лучистой энергии, которая мгновенно пронизывает пространство и время, все знает и ничего не хочет, что является прерогативой Богов». (цитируется по книге А. Макаревича "Сам овца")


   Нам пора родиться, словно огромному зародышу выйти из лона истории. И увидеть, почувствовать иную жизнь, которую мы все давно заслужили.


   P.S. Здесь подошел бы так любимый мною клип «Эмбрион» с сайта www.illusia.net