Глава 2 Пою Александровича
Новый 1951 год я встречал в Киеве, у своих родственников по маминой линии – Сапожниковых. Их старшая дочка, очаровательная девушка Нана, училась на испанском отделении института иностранных языков и к тому времени уже закончила музыкальную десятилетку по классу фортепиано. Она была прекрасно музыкально образована, увлекалась музыкой (Несмотря на высшее лингвистическое образование, закончила ещё и музучилище и всю жизнь преподавала, да и по сей день, живя в Канаде, преподаёт музыку).
Новый Год мы встречали в её компании. Там были студенты – иностранцы, с которыми она училась – поляки, немцы, чехи. Общество для меня непривычное: интересные, доброжелательные, раскованные ребята, остроумные. В компании царили беззлобные шутки, и музыкальность. Однако, когда запел я, они все умолкли Я был в ударе и пел всю ночь под прекрасный аккомпанемент Наны. Она играла и по нотам, и по слуху – подбирала всё сходу. Пел я свои любимые неаполитанские песни, исполняемые Александровичем, которых знал великое множество, а также украинские песни. Романсов тогда ещё почти не знал. Ребята-иностранцы пели хором свои народные, национальные песни. В общем, это была удивительная, музыкальная ночь, полная импровизации. Она запомнилась мне надолго. Но сейчас я пишу об этом потому, что та ночь положила для меня начало более серьёзному отношению к своему голосу.
За стеной квартиры, где мы праздновали Новый Год и самозабвенно пели, жил певец, народный артист, известный бас, солист Киевской оперы. К сожалению, фамилию его не могу вспомнить. Он был хорошо известен всей стране – пел партию «возного» в экранизации оперы «Наталка-Полтавка». И пел, и играл эту роль прекрасно. Так вот, наутро он встретил Нану и спросил:
-Що то за хлопець співав цієї ночі і спати мені не давав?
Нана извинилась за беспокойство, сказала, что пел я, её родственник из Харькова, студент юридического института, приехал к ней в гости.
- У нього чудовий тенор, хай прийде до мене, я його познайомлю з Гмирей, ми його прослухаємо (Гмыря - всемирно известный бас, народный артист СССР, солист Киевской оперы, профессор Киевской консерватории)
Нана повторила, что я из Харькова, как же смогу жить здесь, в Киеве. На что «пан возный» ей сказал:
- Нехай кидає свій юридичний, поступить в консерваторію, буде мати стипендію, а головне, буде співать в хоровій капелі, там получатиме в чотире раза більш, ніж та стипендія!
Этот разговор Нана взволнованно передала мне. Не скрою, было очень приятно, но даже и мысли не возникло, чтобы к этому прислушаться. - ведь я будущий следователь, вот-вот буду таким, как Шерлок Холмс или советский Лев Шейнин. Ну, что такое пение – разве это профессия? Вот Собинов, например, известный русский и советский тенор – так он же тоже был адвокатом, а потом подучился и стал оперным певцом. Да и многие другие занимались чем-то профессионально, а потом стали певцами (Лемешев, например, и др.) – Так я рассуждал. Поэтому всю неделю в Киеве мы пели, пили, и никуда я не пошел. Но то, что меня отличил профессиональный оперный певец, да ещё заинтересовался моим голосом «від щирого серця”, меня возвысило в собственных глазах и, вернувшись в Харьков, я твёрдо решил: буду учиться пению.
Но как же это осуществить? В консерватории ни заочного, ни вечернего отделения не было. Непрофессиональных любителей пения, обладающих вокальными данными, учили вокалу в клубах больших предприятий и организаций - для участия в хоровых самодеятельных коллективах, исполнения массовой музыки. Меня это не устраивало, хотя в такие клубы меня приглашали, даже солистом – запевалой в хоре или ансамблях.
Проходя однажды мимо Дома Учёных, что на улице Совнаркомовской, увидел афишу: „Объявляется набор в вокальную студию Дома Учёных”. Указана и дата прослушивания. Вот куда мне захотелось попасть!
Настал этот день, и я переступил порог Дома Учёных. Он находился на улице Совнаркомовской в прекрасном старинном особняке, построенном архитектором Бекетовым. Несколько самых прекрасных зданий в центре города Харькова построены по проектам этого знаменитого архитектора. Восстановленные после повреждений, полученных при бомбёжках во время войны, они сейчас находяться в прекрасном состоянии и являються настоящим украшением моего любимого города, придают ему праздничный, столичный облик. До революции дом, где и поныне размешается Дом Ученых, принадлежал самому Бекетову. Что внешний его вид, что внутренние помещения и убранство – всё там дышит стариной, безупречным вкусом и богатством. Прекрасный паркет, лепной орнамент и богатая роспись на стенах и высоченных потолках. Сверкающие хрусталём люстры и светильники на стенах и на перилах лестниц – настоящие произведения искусства! Всё создаёт ощущение прикосновения к прекрасному, к высокому. Главное же, что поразило меня в этом замечательном, дворцового типа доме, это звуки музыки и пения, доносившиеся из-за высоких белых дверей с резным орнаментом, украшенным золотом, Всё это было и неожиданно, и необычно, и внушало какое-то трепетное, приподнятое, торжественное настроение.
Волнуясь, я осторожно приоткрыл дверь, указанную в объявлении..За столом в комнате сидели несколько человек. Немолодые, хорошо одетые, но не по современной моде, женщины. Это были дамы, а не обычные, в моём понимании, женщины , люди старой породы, из другого времени, таких я встречал только на сцене в театрах, да в фильмах о прежней жизни. Были там и женщины помоложе, вполне современного вида, и один мужчина.
Когда , спросив разрешения, я вошел и поздоровался, мне ответили, приветливо улыбаясь, пригласили проходить, заговорили. Спросили моё имя и начали распрашивать: какой у меня голос, давно ли пою, учился ли пению и где, пел ли со сцены.
Я сказал, что пою, сколько себя помню, а на остальные вопросы ответы были отрицательные. На вопрос о моём репертуаре - что именно пою? – я, ничтоже сумняшеся, с гордостью абсолютного неуча ответил : „пою Александровича»”!
Я уже упоминал имя этого певца. Для многих сегодня оно мало о чём говорит. Но во времена, о которых пишу, многим, кто интересовался музыкой, он был известен. Родившийся в еврейской семье, до войны Александрович жил в Латвии. Петь начал в синагоге, кантором. Какое-то время пел в одной их больших синагог в Англии. Но всю жизнь мечтал быть светским, даже оперным, певцом. До войны был довольно известен и популярен в Европе, но оперная карьера у него не задалась, по-моему, из-за чисто физических данных – он был очень маленького роста и совсем не сценичен. Поэтому в основном концертировал. Пел он потрясающе. Голос чистый, как горный ручей (но не очень бурный!) классический, лирический тенор, необычайно красивого, бархатного, я бы сказал, ангельского звучания. Учился он у известных итальянских мастеров, знатоков „бельканто”. Владел голосом мастерски, мог выразить им всю красоту музыки, не только лиризм песен, романсов, арий, но и драматизм, особенно оперных произведений. Главным в его репертуаре была итальянская музыка. Откуда я так подробно знаю о нём? У нас Александрович стал известен только после войны. Тогда его голос часто звучал по радио, и было много пластинок с его исполнением. Я слушал его всегда с замиранием. Услышав в трофейных кинофильмах знаменитых итальянских певцов, считал, что Александрович поёт почти как они.
Услышав мой ответ на вопрос «что я пою?», члены комиссии как-то странно переглянулись между собой, но любезно и доброжелательно предложили спеть, что угодно, на свой выбор. Спросили, нет ли у меня нот. Конечно же нот у меня не было, да и у них таких нот не было, как не существовало и „композитора Александровича”. Тут же из-за стола вышла женщина, что была помоложе остальных, очень приятная. Идя к роялю мимо меня, она тихонько шепнула:
- - Не волнуйтесь, Володя! Всё будет хорошо.
Конечно же я очень волновался, но её слова как-то немного успокоили. Она спросила, что я хочу показать? Я сначала не понял, стал вертеть головой: что тут можно показать? Потом сообразил: она спрашивает, что я буду петь?. Надо было привыкать к новым выражениям, манерам, правилам. Я назвал неаполитанскую песню „О, Мари!”, которую знал из репертуара Михаила Александровича.
Женщина, которая вышла к роялю, без нот, по памяти начала воспроизводить мелодию и аккомпанемент и старалась попасть в тональность, в которой я начал сразу и очень громко петь. Моё пение было выслушано явно с интересом - это я понял по заинтересованным и даже удивлённым лицам присутствующих. Затем к роялю подошла другая дама, которая стала наигрывать гаммы, проверяя звучание моего голоса на низких, средних и высоких регистрах.
Естественно, наибольший интерес у них был к моим теноровым возможностям, к „верхам”, то есть, к высоким нотам. Очевидно, прослушивание их удовлетворило, и мне тут же объявили, что я принят в вокальную студию Дома Учёных при Харьковской консерватории.
Счастью моему не было предела!
Хочу более подробно рассказать о фигурантах происшедшего действа. Акккомпанировала мне известная всему городу концертмейстер Алла Молчанова. Она была главным концертмейстером Харьковской филармонии и оперного театра, где работала с ведущими солистами, зачастую аккомпанировала и приезжим, столичным, гастролёрам. Была блестящим музыкантом., а главное, могла, умела работать с певцами, для чего, кроме всего прочего, нужно было иметь титаническое терпение, чтобы добиться звучания разучиваемого музыкального произведения в строгом соответствии с тем, как его задумал композитор, при этом, выдерживая всяческие „выбрыки” певцов -исполнителей. Она была с хорошим чувством юмора, терпеливая, но и абсолютно непреклонная. Вольности, искажающие авторскую идею, у неё не проходили. Я Аллу просто обожал. У нас с нею установились тёплые, дружеские отношения, которые сохранялись много лет, тем более, что впоследствии мы жили по – соседству.
Мои вокальные данные проверяла Людмила Евгеньевна Куриленко - доцент кафедры вокала Харьковской консерватории.
Мужчина, сидевший в центре „президиума” всего этого „синклита” – заведующий вокальной студией Войтенко Б.А. – оперный певец, заслуженный артист Украины. Как сейчас, помню его узкое, одухотворенное лицо с очень гладкими, зачёсанными наверх темными волосами. Сейчас мне кажется, он был похож на знаменитого тогда артиста Николая Гриценко. Вначале он несколько раз занимался со мной, а потом всех своих учеников-студийцев передал Людмиле Евгеньевне.
Присутствовавшие в тот момент в студии - актив самых опытных певцов, ветеранов, вокалистов студии Дома Учёных. В числе студийцев были жёны известных харьковчан. Каждая из них по-своему красива, благородной, далеко не на каждом шагу встречающейся красотой.
Уже немолодая Марчевская, мецо-сопрано. Её лицо - аристократически благородной красоты с гладкой, мраморно-белой кожей и крупной, выпуклой родинкой на щеке, пышные, иссиня седые волосы. Всегда богато, но строго одетая, с немыслимыми украшениями – брошами-камеями на белоснежных блузках из тонких прозрачных тканей с рюшами и складочками, а в ушах и на руках --. крупные , сверкающие драгоценные камни. Внешность –герцогини! Таких я никогда раньше не видел, и потому её образ так ярко врезалось в мою память. Она была женой професора Харьковского университета Марчевского, Он иногда сам аккомпанировал ей на рояле.
Не такая красивая, но не менее благородная, с большим вкусом одетая и тоже с богатыми украшениями В.М. Кулешова – драматическое сопрано, жена академика Н.Н. Кулешова. Обе эти дамы в Дом Учёных всегда приезжали на легкових автомобилях, что выделяло их на фоне остальной публики. Эти удивительные, аристократического облика дамы были конечно „из бывших”.
В числе студийцев супруги Гордиевские – преподаватели университета и професор – медик Сперанский. Ещё тенор (имени не помню) немолодой, с вечно закутанной в тёплый шарф шеей – берёг свой голос, да настолько тщательно, что очень редко пел.
Фамилии и инициалы многих из упомянутых студийцев мне удалось установить с помощью Юрия Бровера - автора Прозы.Ру - из его книги «Записки советского харьковчанина», а также из личных контактов.
Именно он рассказал мне, что членом студии Харьковского Дома Учёных была его родная мама – Клара Львовна Розенштейн. И я вспомнил её - весёлую, симпатичную, общительную Кларочку со звонким, как серебрянный колокольчик, голосом – колоратурным сопрано. Коронным номером в её репертуаре была ария Чио Чио Сан из оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй».
Само Провидение ввело меня , юношу, совершенно неотёсанного в музыкальном плане, да и вообще, в плане общей культуры, в этот удивительный круг – интеллигентных людей высокой духовной, в первую очередь музыкальной, культуры.
Они беззаветно любили и знали национальную и зарубежную классическую, и народную музыку,
В студии часто бывали и профессиональные оперные певцы, которые в свободное время охотно, для души, занимались там и вместе с нами участвовали в концертах, которые устраивались в Доме Учёных.
Меня окружали не только интересные, красивые, образованные люди, но и люди с нелёгкой судьбой, для которых эта студия, кроме занятий музыкой, была ещё и просто отдушиной в те времена. Среди них я был самым молодым. Они относились ко мне хоть и покровительственно, но очень тепло, с большой симпатией и пониманием моего юношеского максимализма, самоуверенности, и прощали мои иногда очень озорные выходки. Для меня это была прекрасная школа не только музыкальной, но и общей культуры и удивительно приятного человеческого общения, без всякого высокомерия, возрастного, или статусного,по отношению ко мне.
Прошло наверное не меньше года, пока хорошенько „пообтесав” меня, они рассказали , как хохотали тогда, после первого моего появления в студии с этим гордым заявлением, что я „пою Александровича”! Ведь ни единым намёком не выказали тогда своего отношения не только к этому безграмотному заявлению, но и их собственного мнения о творчестве моего кумира. Это мнение определялось конечно их музыкальным снобизмом: ни его самого, как певца, ни исполняемых им произведений они не считали выдающимися. Но я и раньше не всегда был с ними согласен, и теперь не считаю абсолютно правильным, утверждение: „ О вкусах не спорят!” Спорят, да ещё и как, и правильно спорят! И своей любви к пению Александровича, как и к неаполитанским песням, я остался верен по сей день. Однако это никак не умалило в моих глазах уважения к музыкальным вкусам и пристрастиям этих моих первых учителей пения.
Итак, началось это обучение. На каждое занятие я летел, как на крыльях, хотя, по правде говоря, они были довольно скучные. Гаммы, поторяемые в разных вариантах бесконечное число раз, объяснения, как опирать дыхание на диафрагму, направлять звук в резонатор, не допускать „белого звука”, держать осанку, оптимальное звучание голоса в низкой, средней и высокой тональности, округлять звук и не допускать крикливости на верхних нотах, ну, и т.д., и т.п. Всего не перечесть в этой трудной науке.. На словах вроде бы всё понятно, но как это осуществить „организму” – большой, большой вопрос!
Тем более, что время моего обучения вокалу совпало с шизофренической борьбой советской власти со всем западным. Это касалось абсолютно всего, в том числе, теории и практики вокала. Во всём русские первенствовали: первыми изобрели паровоз, радио, открыли все законы электротехники. Народ, как всегда, безмолвствовал, лишь шопотом рассказывали анекдоты, типа: „Россия- родина слонов”; или: „Лучи Рентгена первым открыл простой русский мужик, он ещё в ХVII веке по пьянке сказал своей жене: я тебя, сука, насквозь вижу». И т.п.
Не миновала чаша сия и певцов, которые имели несчастье учиться пению в конце 40-х – начале 50-х годов. Дело в том, что во всём мире абсолютно непревзойдённой всегда считалась итальянская школа пения «бельканто», где певцу, прежде всего, ставили дыхание, звук, а затем, когда он мог петь абсолютно свободно, «как дышать, как говорить», он начинал разучивать какие-то вокальные партии, да и то, очень осторожно. Певцы со всего мира ездили учиться, или совершенствоваться только в Италию. А у нас давно уже существовал «железный занавес», за границу никого не пускали. Знаменитые певцы, которые блистали в то время, уже имели итальянскую школу: либо успели выучиться там раньше, либо их педагоги владели школой «бельканто» и научили нормально петь до появления всех этих советских бредовых «школ».
В СССР в преподавании пения господствовала теория не «от звука к слову, а от слова к звуку». Объяснялось это тем, что западная школа - безыдейная, а наша наполнена идейным смыслом, поэтому главное – текст, осознание смысла, правильные слова, они «оплодотворяют» красивый звук. Вот и учили педагоги: вокалу как-нибудь, а главным было – донесение «глубокого» смысла разучиваемых произведений - песен, романсов, арий до слушателей. А результат был такой: в консерваторию (в Харьковскую, например) певцы поступали с прекрасными от природы голосами, а по окончании куда что девалось - и красота голоса, и свобода пения. Пели натужно, с напряжением, а с верхними нотами была просто беда. Мне рассказывали, как профессор Михайлов объяснял певцу, как взять высокую ноту:
- Представь, что у тебя топор в руках, и тебе нужно расколоть большой пень. Ты набираешь воздух, взмах топором и… у-ух!. Или (пардон!): ты присел пос…ть, и тебе нужно натужиться – и изображает, как именно нужно это сделать, какие усилия приложить, чтобы вытянуть верхнее «ля», или «си», не говоря уж, «до»!
Такой вот немудрящий, натуралистический приём обучения!
Считалось даже, что великие русские тенора – Собинов, Козловский - это яркие представители «русской школы» пения. Гнусная ложь! Собинов многие годы учился в Италии, а Козловский – у нормальных педагогов, другие тогда просто ещё не появились. То же самое можно сказать и о других выдающихся советских певцах. Но сколько было загублено талантов! Лишь, когда приоткрылся «железный занавес», сразу группу талантливых молодых певцов выпустили из родной страны на стажировку в Италию: Магомаева, Атлантова и других. Немного позже туда же поехал прекрасный украинский тенор Соловьяненко. В общем, прорвались! Впоследствии многие, кто прошел стажировку в Италии, стали всенародно любимыми певцами.
В вокальной студии Дома Учёных я получил элементарную музыкальную подготовку: нужно было знать ноты, уметь считать «целые», «половинки», «четвертинки», «восьмушки», понимать , что такое «форте», «пиано» и прочие премудрости. А затем работа над конкретными музыкальными произведениями. Мои педагоги и старшие товарищи – певцы открыли передо мной, любителем оперетки, неаполитанской и лёгкой классической музыки, неисчерпаемый кладезь серьёзной, в том числе, и оперной, русской и западноевропейской, музыки: Варламов, Гурилёв, Булахов, Глинка, Чайковский, Даргомыжский, Рахманинов, Мусоргский, Балакирев, Бетховен, Шуберт, Шуман, Дворжак, Григ; украинские – Гулак-Артемовский, Лысенко - всех не перечислишь!
Первые вещи, которые я разучивал в студии, это: романсы Глинки- «Гуде вітер вельмі в полі”; Варламова – „На заре ты её не буди” , , „Серенада” - Шуберта и некоторые романсы– Булахова, Гурилёва, например, „ Я Вас любил, любовь ещё , быть может...”, . .. Это были напевные, ”кантиленные” вещи. Затем пошли более сложные, например, романсы Чайковского, Глинки, Даргомыжского – „Я помню чудное мгновенье”, „Средь шумного бала”, ну и т.д. И сколько же труда вкладывалось в разучивание, оттачивание, совершенстование каждой вещи, каждой ноты в ней, каждой интонации. Не допускалось никаких отклонений от авторского замысла. Одна и та же музыкальная фраза могла десятки, сотни раз повторяться, пока не достигался желаемый результат (хотя, всё на свете относительно, и особенно в искусстве!) Это продолжалось месяцами. Педагоги занимались со мной с полной отдачей, как будто это была не любительская студия, а профессиональная, консерваторская подготовка.
За мою вокальную жизнь репертуар накопился большой - сотни самых различных песен, романсов, арий, дуэтов. Привитое мне в годы учёбы в студии строгое отношение к авторскому замыслу, недопустимость каких-либо отклонений от него, ни в тональности, ни в ритме, ни в чём другом, в моей будущей вокальной практике и помогало, но иногда и мешало. Строго относясь к себе самому, я, уже как слушатель, с такими же строгими мерками подходил и к другим исполнителям. И это сыграло со мной злую шутку.
Крайности во всём неконструктивны. У меня выработался некий снобизм в восприятии даже известных или модных певцов. Из-за этого поначалу не воспринимал или недооценивал многих талантливейших певцов – современников, например, Высоцкого, Муслима Магомаева и других, а также современные, прекрасные эстрадные группы, и наши, и зарубежные. Но, слава Богу, со временем прозрел и давно уже получаю наслаждение от всех музыкальных направлений, включая и некоторые вещи из репертуара известного «Шансона», разумеется, кроме пошлой и безвкусной «попсы».
Не порывая со своей любимой итальянской музыкой, я очень скоро стал просто обожать, боготворить абсолютно ни с чем не сравнимые русские романсы, русскую оперную и балетную музыку. На моё счастье с моей невестой, а вскоре женой Лилей, мы оказались заединщиками в музыкальных (как и во многих других) вкусах. Как я уже упоминал, она лучше меня и разбиралась в симфонической музыке и чувствовала её. Мы не пропускали ни одного симфонического концерта, в том числе, и с участием гастролёров – дирижеров и солистов. Это было удивительное, замечательное время: интересная учёба в институте, погружение в искусство и, конечно же, любовь!
Параллельно с обучением вокалу я неоднократно участвовал в концертах, которые давались силами студийцев Дома Учёных. Нам за них никто, ничего не платил. И для тех, перед кем мы выступали, они были бесплатными. С такими концертами мы выступали не только в Харькове, где это всегда было особенно волнительно и приятно. Нам приходилось разъезжать и по Харьковской области, по колхозам и фермам, выступать в убогих и нищих сёлах. И к каждому из этих выступлений, независимо от аудитории слушателей, мы все тщательно готовились, подбирали соответствующий репертуар, обязательно включали в него серьёзную музыку. При хорошем, душевном исполнении люди, любые, даже, как говорится, «от сохи», «от станка», всегда очень хорошо её воспринимали. Особенно это характерно для украинцев. В большинстве своём, они сами прирождённые певцы, и фальшь сразу чуют.
Участие в этих концертах было для меня прекрасной школой певческого мастерства, очень пригодившейся в дальнейшей жизни.
И последнее, что хотелось бы сказать о приобщении к искусству.
Учёба пению на таком высоком, почти консерваторском, уровне никаких материальных затрат от меня не требовала. И не только от меня . И не только пению. И дети, и молодёжь, и взрослые люди в то время в той стране могли свободно развивать свои таланты. Возможностей для этого была масса: музыкальные, театральные, литературные , художественные, всех видов спортивные -, кружки, студии , секции, клубы, школы. Было бы желание, приходи и занимайся. И всё это бес-плат-но!
( Продолжение следует).
© Copyright:
Владимир Гугель, 2012
Свидетельство о публикации №212011300059