Совместительство

Владимир Капустин
        Устроился я по совместительству преподавать информатику для заочников в финансово – экономический институт. Курс был не сложным. Студентам первых курсов читал основы языка программирования «Бейсик», операционной системы «ДОС» и технологию работы на счетной машинке М-44. Старшим преподавателем на кафедре работал кандидат технических наук Макаров Борис Александрович, в обязанности которого входило непосредственно меня курировать.
        Студенты, в основном, имели слабые базовые знания, так как в большинстве своем уже проработали на производстве после школы несколько лет. Как – то раз, в середине семестра, реагируя на их плохую дисциплину и необязательность посещений моих занятий, в шутку им сказал, что если они будут себя так вести, то придется им сдавать экзамен через ресторан. Наши отношения, на мой взгляд, были дружеские, и я посчитал, что такая шутка уместна. Прошел семестр, начались экзамены, естественно, что кое-кто из студентов их завалил. Вызывают меня как-то  во время сессии в деканат и говорят, что две студентки, кстати, двоечницы, вспомнив мое высказывание, пожаловались, что я вымогаю у них взятку. В деканате, конечно, разобрались, но я понял, что ушлые студенты любую мою фразу могут использовать в своих интересах.
        После того инцидента поговорил со мной и Макаров. Борис Александрович сказал, что я еще не опытный преподаватель и поэтому, если мне студенты будут предлагать взятку, чтоб не брал, а отправлял их прямо к нему. Со временем, эта фраза распространилась по другим вузам города и стала «знаковой» в наставлении молодых преподавателей.
        Другой случай произошел на экзамене, который совпал с праздником 23 февраля. Прихожу утром на экзамен - на столе цветы, коробка конфет и бутылка коньяка. Я женщинам, моим студенткам, говорю:
        - Это что такое? Взятка?
        А они:
        - Ну что Вы Владимир Александрович. Это просто подарок к 23 февраля! От всей души!
        Черт с Вами – подумал я. Сдали экзамен, в общем-то, не плохо. Женщины взрослые, лет 30 – 35, серьезные, ответственные - контингент на уровне руководителей сберкасс, но одна из них, как говорят, ни в зуб ногой. Пришлось поставить оценку неудовлетворительно в зачетку. После экзамена ко мне подходит староста группы и с упреком говорит:
        - Что же Вы Владимир Александрович ее завалили? Мы же к Вам по - человечески подошли!
        Вот тебе и подарок от души.

1992г.