Главный признак христианства

Пекл Адюк
Часто возникает вопрос: почему Иисус Христос учил своих последователей одному и тому же, а христианских конфессий  –  множество?

Наиболее приемлемое объяснение: причиной тому – текстовые первоисточники, которые после процедуры канонизации принято считать Священными Книгами, или Святым Письмом* (Священное Писание, Слово Божье и т.д.). В большинстве из них и зафиксированы безоговорочные положения, т.е.принципы (доктрины) того или иного вероучения.

В христианстве Святым Письмом является Библия – совокупность книг Ветхого и Нового Завета. Причем так называемый Библейский канон в определенных ответвлениях христианства – свой. Как известно, это произошло вследствие реформирования христианского, в частности, католического (вселенского) вероучения, в XV-XVІ ст. инициатором и основоположником Реформации господствующей Церкви с ее догматами, религиозными обрядами (ритуалами) –  немецким священником Мартином Лютером (1483-1546). Он перевел Библию на немецкий язык, изъяв из нее 11 книг Ветхого Завета. Полагаясь лишь на таким образом реформированное Святое Письмо, он отверг другие признанные католической Церковью документы, протестуя против изложенных там предписаний. Так возник протестантизм, следовательно, были канонизированы расхождения в письменных первоисточниках вероучения.

Среди книг, не включенных Мартином Лютером в Библейский канон, – например, три Книги Маккавеев, во второй из которых содержится текст, на основании чего можно обосновать по крайней мере два положения: жизнь какой-то субстанции (души) после смерти, возможность отмены грехов умершего человека благодаря обращению в молитве к Богу. Тем временем в допротестантских конфессиях (православие, католицизм) не только остался тот же самый Библейский канон с 77 книгами, а и такие богослужебные (догматические) тексты, как Священное Предание, Учение Отцов Церкви, другие документы. В частности, в католической Церкви таковыми признаются Апостольская Конституция, Кодекс Канонического Права, энциклики, т.е. послания по определенным вопросам Папы Римского, адресованные всем верующим или священникам.

Кроме того, отличия в вероучения вносят и традиции истолкования (экзегетика) отдельных текстов Библейского канона, а также других Священных книг и трудов отдельных авторитетов (основоположников) конфессий и деноминаций. Так, в Церкви адвентистов седьмого дня признаны богодухновенними тексты, или пророчества, Элен Уайт (1827 - 1915),  в  Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) наряду с Библией пользуются книгами Мормона и «Драгоценная Жемчужина».

Если систематизировать основные различия между вероучениями религиозных организаций, которые называют себя христианскими, то среди причин  можно выделить такие объекты и постулаты:

* Десять Заповедей Божьих (Книга Исход, раздел 20). В частности, Вторую (запрет поклонения идолам и изображением) не признают православные и католики; Четвертую (священный день  – суббота) – православные и католики, а также большинство протестантов.
* Троица (триединство Бога: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой). Например, не признают свидетели Иеговы.
* Посредничество между Богом и человеком (статус священника).
* Наместничество Иисуса Христа на Земле.
* Бессмертие, самое наличие души, переселение сразу после смерти. Например, не признают свидетели Иеговы, адвентисты седьмого дня.
* Существование ада.
* Символы веры. В частности, Восхождение Святого Духа ("Дух истины, Который от Отца выходит" – Евангелие от Иоанна, 14:26). В католицизме – не только от Отца, но и Сына.
* Культ святых людей (признание или непризнание, порядок канонизации, молитвы к святым).
* Внесение в доход религиозной общины десятой части прибылей (десятина).
* Пищевые запреты (определенные продукты, посты).
* Возраст принятия водного крещения, его способ (во младенчестве или взрослом возрасте; полное погружение или символическое окропление).
* Отношение к кресту.
* Наложение крестного знамения (способ, сколькими пальцами, ладонью, вообще не накладывать).
* Принятие таинств (их количество, значение: обряд или благодать).
* Материалы для причастия (вино, вода, пресный или дрожжевой хлеб).
* Отношение к святым мощам, реликвиям.
* Говорение "другими языками".
* Способ богослужения (стоя, сидя).
* Музыкальное сопровождение богослужений (акапельное пение или с аккомпанементом).
*В Украине к этим причинам для расхождений между христианами прибавилась ещё одна: каноническая самостоятельность (автокефальность), юридическая принадлежность православной Церкви – Московскому или Киевскому патриархатам.
* Календарь (юлианский, григорианский).


И всё же, главным признаком христиан, вопреки всем формальным расхождениям в догматике и обрядности, по учению Самого Иисуса Христа, должны быть Его слова: "По тому узнают все, что вы ученики Мои, если будете иметь ЛЮБОВЬ между собой" (Евангелие от Иоанна, глава 13, текст 25).

Сноска:
*)Некоторые читатели путают Святое Письмо с так называемыми "письмами счастья", рассылаемыми по почте.