Неоконченная история

Андрей Балтийский
                *Cave, cave, Deus videt!



История, о которой мне доведется вам рассказать, все более занимает мой  ум.   Постепенно вытесняя мысли о случайности произошедшего,  выстраивает из разрозненных  фактов и деталей нечто такое, что все более убеждает меня в  закономерности тех,  и всех последующих событий, предшествующих  моему повествованию.  Соединяясь  в одно целое, представляет моему мысленному взору картину, смысл и значение которого мне предстоит еще только понять и в полной мере оценить.

             С одной из женщин, героиней моей небольшой повести, Ликой Алексеевной, судьба свела меня, казалось бы, случайно, равно, как и весь мир можно объяснить случайностью. Обычное знакомство, коих происходит множество, состоявшееся по рекомендации  третьего лица. Поводом к этому послужило общее увлечение - писательство и сочинительство.  В короткой дружеской записке, моя добрая знакомая**  с сердечной теплотой отзывалась о творчестве Лики Алексеевны, настоятельно посоветовав мне обратить внимание на ее труды.
 
          Анна  Матвеевна ни какого отношения к творчеству никогда не имела и, по настоящую пору  не имеет,  разве лишь в той степени, что я являюсь ее сыном,  нареченным от рождения  Платоном и,  от случая к случаю,  донимаю ее рассказами  и баснями.  Мама  стойко переносит мои упражнения в словистике.
 
          Действительно, спустя некоторое время, я успел познакомиться  с небольшой частью опубликованного Ликой Алексеевной.  И уже за первыми прочтениями,  можно было с уверенностью судить о  незаурядности ума, богатом, даже великом, жизненном опыте, который можно безошибочно назвать или, по крайней мере, отождествить с мудростью.

            Труднообъяснимо, но Платон  с далеких, юношеских лет,  запомнил и сохранил в своей памяти, однажды слышанный от своей матери  рассказ,  почти до деталей.  Довольно  необычный, почти маловероятный для реальности восприятия.
           Позволю  себе заметить, если бы  это не был  рассказ самого близкого мне человека, вряд ли я бы поверил и запомнил,  рассказанное  некогда,   на всю жизнь.
           В течение многих лет, десятилетий, услышанное хранилось где – то там, в сокровенных, запрятанных  уголках памяти, тщательно оберегаемое от любых внешних воздействий повседневности, малозначительных и столь же значительных,  событий и переживаний. До поры,  до времени, пока и не случилось  упомянутое выше знакомство. А тут еще недавно Платон вновь, но уже сам, повинуясь неясному чувству, попросил  мать вспомнить тот случай, возможно,  надеясь услышать что-то новое,  или упущенное от внимания по давности лет. Однако нет, как и тогда, рассказ начинался, знаешь, Платон, я почти ведь никому и не рассказывала о том, кроме тебя…и заканчивался он так же,  как и тогда.
      В пору описываемых событий, в пятидесятые годы,  моя мама,  пятнадцати, или чуть старше, лет жила у своей тетки, женщины, если не суровой, то весьма строгой, властной, своенравной, но не самодурки и не жестокосердной.  Нередко, Аня слышала недовольство нерасторопностью  «сенной девушки», выражаемое: ах! ты, псарня такая! Неумеха!  - но Аню никогда не наказывала и не  била. Была тетка  великая рукодельница и работница знатная, работящая, прижимистая, экономная,  но потчевала Аню хотя и простой едой, но, не скупясь,  и в рот не заглядывая,  куски не считая.  На лето тетка с мужем, а он был научный сотрудник, окончивший «Тимирязевку» в 30-ые годы и ведущий  селекционную  работу,  выезжали на участок старой помещичьей усадьбы, с довольно крепкими постройками и плодородной, ухоженной землей,  или как  называли то место уже на новый лад - Грунт-участок.
Платон, слушая, все пытался представить себе то далекое, ясное летнее утро, маму, лежащую на топчане, стоявшем на террасе, как она смотрит на небо,.. вызывал в воображении внезапное появление  огненного  креста  в разверзнутом, словно пропасть, небе… слушал и представлял… и как и тогда,  мать закончила словами… мгновение и небо пошло словно волнами света и сомкнулось, как над пропастью.

          История получила неожиданное продолжение после того, как Платон, поддавшись какому-то внутреннему посылу, позвонил Лике Алексеевне в далекий, небольшой, по старинным меркам ,  уездный город, такого же далекого  края.  Послышался располагающий, добрый голос. Платон представился. Лика Алексеевна рассказывала, а Платон, изредка уточняя, переспрашивал.  В собеседнице чувствовалось умение слушать и слышать, мысли излагались точно и ясно, простым языком,  речь воспринималась как своя собственная, не отторгаясь от сознания как нечто чужеродное, как это зачастую случается между недавно познакомившимися людьми. Платон рассказал о себе.  Уже заканчивая разговор, Лика Алексеевна, вдруг произнесла: Платон, я никогда и никому, кроме мамы своей, не рассказывала, но хочу…и тут у Платона дрогнуло сердце, он уже точно знал, что последует далее,… но хочу рассказать тебе одну историю. Произошло это в одном из городов на Средней Волге в 50-ые  годы, она назвала тот же самый город, где жила его мать, где родился и Платон. Его это не удивило, так как он знал, что с Ликой Алексеевной они в прошлом земляки.  И она продолжила, я была тогда молодой девчонкой, скорее уже девушкой и  в один из вечеров пошла на танцы. Оставалось еще какое – то время пройти как, вдруг!- небо озарилось светом,  подняв  голову к небу, она увидела в небе огненный крест, который, появившись внезапно, так же внезапно и исчез.  Небо сомкнулось, словно над пропастью.  С этого места я позволю вести рассказ от своего лица, Лика напуганная побежала домой. Вбежав в дом, бросилась к матери. Мать, выслушав Лику, посмотрела на нее.  Это твой крест дочь и нести тебе его всю твою жизнь, произнесла  Ликина мама.  Получасовой телефонный разговор был окончен. Платона слегка знобило, то ли от услышанного, то ли по какой иной, непонятной причине.

       Возможно разница,  сейчас, по прошествии  столько  времени, тяжело установить точно,  составляет какое-то число лет, а может и нет вовсе. Удивительно и то, что один из сыновей Лики Алексеевны носит то же имя, что и я. И моложе меня он всего на четыре года.

        Что кроется за всем этим происшедшим?  Почему, спустя более полувека, было угодно судьбе соединить общим знаменем неба двух незнакомых женщин, избрав связующим звеном меня, посвящая словами, Платон, я никому (или мало кому) не рассказывала, но тебе хочу рассказать одну историю...  промысел Божий?..  какова  моя роль во всем этом?..
        Хотя должен отметить вам, что я  не терзаюсь о своем предназначении в жизни, ибо не мне о том ведать. Не ищу смысла жизни (или в жизни), поскольку занятие это хлопотное и происходит от неуемного тщеславия человеческого,  все знать и всему дать ответ. Но считаю, что, как такового,  смысла жизни, в человеческом понимании,  нет и быть не может и не должно. Тщетность поиска  несуществующего, обременяет и затемняет  ум, омрачает душу, когда невольно, но логично, так называемый смысл жизни замещается конечной целью жизни, или итогом ее, то есть смертью, что довольно печально, но  неизбежно.

      Заканчивая свой небольшой рассказ, мне остается добавить, что в основе его лежат реальные события, люди, место, время действий. Основные герои его здравствуют и поныне, и лишь коротко упомянутые  мамин дядя покоится на небесах и тетушка, видимо,  рядом с ним, преставившись почти сорок лет тому назад на светлую Пасху.



12 января  2012 г.


-----------------------------------

                *Бойся, бойся, ибо Господь все видит!   
                ** Имена героев изменены автором из мистических соображений.