13. 01. 2012 Здравствуйте, госпожа Культура!

Алексей Сарандук
ВСТУПЛЕНИЕ К ЛИТЕРАТУРНОМУ СЕРИАЛУ

   Вы бывали в музее Древностей?

   Конечно, — скажет каждый.

   Спрашиваю не случайно: много лет тому назад позвал я знакомого француза в археологический музей, а он и говорит брюзгливо: "Музеум? Се — статик..." То есть, отстаньте от меня, мне ничего неподвижного не надобно!
 
   Теперь-то я понимаю, что во многом он был прав, мой неотесанный французский приятель. Действительно, к чему молодому парижанину разложенная на пыльных полках, "статичная" История?

   Но признайтесь: ведь тревожится сердце перед темной витриной, а взгляд невольно тянется туда, где за толстым музейным стеклом поблескивают кусочки украшений, обрывки манускриптов, желтеют какие-то костяшки – по сути дела мусор из давно охладелой могилы...
   
   Что за странное чувство пробуждают в нас следы простывших времен? Отчего чуть ли не каждый мальчишка взахлеб читает о подвигах Шлимана, сто раз смотрит "Индиану Джонса" и мечтает сам раскопать древнюю Трою?

   Почему сотни туристов благоговейно замирают перед Большим Сфинксом? Он, конечно, очень большой...Ну и что?
 
   Небоскребы в Нью-Йорке тоже не маленькие, только способны ли они сравниться с безносым великаном в песках Египта?
 
   А что заставляет нас плакать над судьбой Гекубы?
 
   "Что ей Гекуба? Что она Гекубе?!" – так восклицает шекспировский Гамлет, пораженный той страстью, с какой бродячая комедиантка перевоплощается в давно истлевшую троянскую предсказательницу...

   В чем же дело? Нужно ли верить тихому голосу, который все время повторяет где-то внутри: "Не все наследство получил ты от пращуров, они утаили от тебя несметные сокровища... Теперь ты должен их найти..."

   И это – чистая правда!

 
СЕРИЯ ПЕРВАЯ

ЧТО ЕЙ ГЕКУБА?! 

   Вот у меня в руках флейта, которую более сорока тысяч лет тому назад первобытный человек вырезал из кости оленя. Держу ее перед собой и вдруг подумалось, а не протянуть ли ее директору музея "Палеосит":

     - Сыграйте на флейте, месье Морель.

   А он бы ответил:

     - Но я не умею играть не флейте!

     - Вы не способны сыграть на этой простой дудке, а хотите играть на мне?..

   И дальше все, как написано у Шекспира в "Гамлете".
 
   Послушайте, ведь эти неандертальцы удивительно похожи на нас! На меня!

   Или наоборот: это я похож на них.
 
   А почему - нет? На каком бы языке они ни говорили,  как бы ни одевались, чем бы ни питались все равно ОНИ это МЫ, а МЫ это ОНИ!

   Они проявляли все известные науке человеческие чувства: играли на флейтах и воевали, охотились и воровали, делились пищей и предавали, ходили друг к другу с цветами в гости, убивали друг друга...

   Каждый день древних людей был плотно насыщен событиями, как и наш с вами, интересы столь же богаты, а жажда нового столь же ненасытна.
 
   Круг общения у них был, возможно, даже разнообразнее нашего: туповатые увальни–неандертальцы вечерами потели над каким-нибудь камушком, чтобы выдолбить украшение и подарить изящной кроманьолке; сообразительные, но хлипковатые кроманьольцы увивались за коренастыми неандерталками, а потом нежно о них заботились...
 
   Ну согласитесь, у нас все совершенно так же!

   Правда, одно отличие все-таки есть. И стоит оно дорогого.


СЕРИЯ ВТОРАЯ

ВЫСОКОКУЛЬТУРНЫЙ... ПРОТОЧЕЛОВЕК

   Никаких шуток! Высококультурный – и все тут!  Даже если у него на ногах такие же пальцы, как на руках, даже если по всему телу волосы растут, даже если не мылся он уже пять лет...

   У нас ведь как: только вошел человек в автобус, только плюнул разок на пол, как все уже кричат: "Где ваша культура, гражданин?!". Или не кричат, но думают все равно похоже... А причем же здесь культура? И вообще, что такое культура?

   Ответить на такой вопрос проще простого: включаем телеканал "Культура" и сразу понятно, что культура состоит из музыки, театра, живописи и кино. По крайней мере, ничего другого здесь не показывают. Или почти ничего.

   Но позвольте, разве речь у нас идет об искусстве? А искусство разве и есть Культура?..

   Вообще-то культур разных много: культура приготовления пищи, культура поведения, культура любви, культура танца... Используя, например кулинарную культуру, можно сварить потрясающего вкуса борщ, просто пальчики оближешь! Правда, сколько не съешь этого борща, а кулинарной культуры у едока не прибавится, потому, что наш борщ — не сама культура, а только ее достижение, результат.
 
   Точно так же и танец — результат танцевальной культуры, а не сама культура. Да и все искусство представляет собой не столько культуру, сколько ее сладкие плоды.
 
   А что же тогда культура? Кулинарная, скажем? Скорее всего, это знание способов приготовления борщей и умение этими способами пользоваться, не так ли?
 
   Все то же самое можно сказать и про любую из культур.

   Ну а Культура, которая пишется с заглавной буквы? Что это, если не знание способов выживания и процветания семьи, всего рода, всей нации?..

   Так вот, первобытные предки были неимоверно культурными, потому что каждый владел всеми знаниями, необходимыми для выживания в его время. Любой неандерталец или кроманьонец просто обязан был отлично охотиться, строить удобное жилище, отличать съедобные грибы и ягоды от ядовитых, защищаться от опасных хищников, убегать от наступления ледника и задабривать строгих богов...
 
   Малейший пробел в культуре троглодита — и его семья погибнет!
 
   Судя по тому, что вы сегодня читаете эти заметки, наши предки были очень культурными и культуру свою на протяжении тысячелетий умудрились не растерять. Именно "умудрились", потому что немалая мудрость нужна тому, кто несет на себе груз под названием "культура".
 
   Многие виды обезьян, например, такой мудростью не обладают. Поэтому каждый новый вожак безжалостно убивает детенышей прежнего вожака, словно хочет тем самым сказать: "До меня никакой истории у вашего племени не было, она начинается только теперь, с момента моей иннагурации!"
 
   Понятно, что при такой широте взглядов очень легко лишиться не только истории, но и Культуры. Так бы и происходило каждый раз при смене вожака. Собственно, выражение "каждый раз" здесь совершенно излишне: достаточно было бы одного такого раза для полной гибели обезьяньего рода!

   К счастью для мартышек, вместо культуры Природа наградила их врожденными механизмами, и каждый обезьяний детеныш с самого рождения знает почти все, что ему необходимо для жизни.

   Ученые говорят, что обезьяны – наши близкие родственники. Очень не хочется верить, но уж слишком похоже на правду. Вот только врожденных механизмов у человека нет, потому что Бог (или Природа) дал человеку свободу выбора:  не хочешь – не надо, а если хочешь, живи и процветай! Но тогда уж, будь добр, приложи силы и создай свою Культуру.

   И люди, лишь только покинули райские кущи, так сразу же принялись придумывать целые кодексы “древних традиций“ и обычаев, другими словами: принялись выращивать Культуру.

   За многие тысячелетия они (ОНИ это МЫ, не забудьте) пережили множество социальных катастроф: войны, революции, избирательные кампании... Каждая такая встряска для Культуры была сокрушительной. И все-таки общее наследие народа полностью не погибало, а проявляло большую живучесть и спустя некоторое время частично восстанавливалось, несмотря на большие утраты...


СЕРИЯ ТРЕТЬЯ

ОБРАТИСЬ К КОРНЯМ СВОИМ!

   Словно чувствуя, сколько в сегодняшней нашей Культуре образовалось потерь, мы все чаще "обращаемся к корням".

   Отличная идея! Большего абсурда  и придумать невозможно.

(продолжение сериала следует...)