незаказная статья

Игорь Богданов 2
александр соловьёв (каким я его знал)

Саша Соловьёв много лет жил в Жихареве и был типичным представителем провинциальной интелегенции =учитель, врач,библиотекарь-он работал инженером связи. В некотором роде он оправдывал свою фамилию Соловьёв-в том смысле, что имел невысокий рост, носил очки, для солидности вырастил усы иногда в прочем сбривал их. Стихи он писал хорошие и не насиловал себя этим занятием и другим не позволял,хотя мог под настроение,и по случаю праздника поздравить женщин на работе стихами-датскими. К своему дару он относился требовательно, а вот к чужим стихам снисходительно поскольку считал ,что спорить и критиковать дело бесполезное, особенно если человек как поэт уже состоялся.
В институтской молодости он прошёл суровую школу при толстом журнале, кажется он назывался "Уральские огни". Не смотря на то, что критика там велась вокруг, как бы сейчас сказали -политкорректности и лояльности существующему режиму. Тем не менее знание классической поэзии и её канонов предполагалось изначально. Саша очень любил вспоминать времена своей молодости. Какие были сражения, какие драмы-глаза его за стёклами задорно поблёскивали. А всё из-за какого нибудь невинного слова в стихотворении, которое в свою очередь должно попасть на передовицу. И надо же в этом то слове редактор умудрился усмотреть "фигу в кармане", а это могло повлечь за собой необратимые последствия.
Конечно живя в Жихарево, о таких страстях не могло быть и речи. Насущные нужды- посадка картошки,запастись углём на зиму, сводить в баню престарелого отца, ожидание районки и если повезет увидеть в ней свои стихи в литературной странице. В общем всё в его зрелой жизни выглядело так, словно эти самые необратимые последствия для него уже наступили, в прочем как и для всей страны.
Собственно познакомились мы с ним на лито у Драбкиной, ленинградская писательница приезжавшая в Кировск, раз в месяц вести собрания. Тогда ещё существовал такой обычай как критика  стихов и поэты не прощали друг другу ошибок, критика была подчас убийственной. Эти дуэли заставляли авторов изучать литературу чтобы оттачивать своё критическое оружие на чужих стихах и тщательно относится к написанию своих стихотворений. Драбкина поощряла такую методу, но требовала чтобы противники соблюдали рамки приличий. Таким образом сразу же выстроилась незримая иерархия-первого поэта и последующих. Первым поэтом можно было стать если умеешь писать приличные стихи и умеешь столь тонко вести критику, что противник не чувствовал себя оскорблённым. Критиковать же посредственные стихи и вовсе казалось занятием попросту неинтересным.
Саша писал хорошие-приличные-настоящие=стихи,в смысле- не про любовь, ибо про неё не писал тогда только ленивый, и не про партию, стихи про партию писали люди, которым по должности было положено писать про неё. А критиковал Саша всегда по делу и без самолюбования. Был там ещё Коля Васильев, просто профессионал критического жанра и стихи вроде писал неплохие, но запомнился как критик. Коля и Саша уважали друг друга и считались как равные, то есть первые, первый поэт и первый критик-негласно конечно.
Коля умер первым ,во время перестройки, не от того что жил как бомж, а от одиночества, неустроенности и потери смысла жизни.
У Саши тогда оба родителя были живы, хоть и старые, и жить ему было есть куда. Потом образовалось Лито-2 (постперестроечное) и он по привычке посещал его. Однако цены на автобусные билеты неуклонно росли, а зарплаты совсем не росли, собрания стали посещаться всё реже и реже. Да и что такое важное и нужное , он мог там услышать раз в месяц, что бы  оправдать потраченные на дорогу деньги? Чему его могли научить, про себя он всё уже давно знал.
Он по-прежнему писал стихи, правда уже реже, женился во второй раз и даже издал сборник стихов. На деньги доброжелателя пожелавшего остаться неизвестным и это в посёлке , где каждый друг друга знает. Как сказал мудрец: бойтесь своих желаний ибо они могут исполнится! Что говорить любой поэт мечтает издать свой сборник , которую можно будет держать в руках, листать , читать, это как первая любовь. И может даже мир перевернётся от появления скромной книжицы и на небе появится новая звезда.
Но мир не перевернулся и ни одна звезда не пожелала сорваться со своего насиженного места, чтобы уступеть место другой ещё звездочке. Да и то сколько в мире поэтов, поди побольше чем всех звёзд во вселенной. Поэты же имеют странную особеность рождаться или раньше своего времени или позже, и очень редко в виде исключения к сроку, когда слава настигает их ещё при жизни. Обидно , конечно, но нужно жить дальше.
Саша же был настоящий поэт и писал хорошие стихи и делал это профессионально, но всё же робкая надежда , что его первый и последний сборник будет замечен, умерла в нём. Время поэтических сборников безвозвратно миновало, он опоздал родиться, менее талантливые авторы пекли их один за другим, а что толку? Как видно после этого знакового события , он сам для себя миновал точку невозврата.
Потом мы с ним виделись на похоронах поэта Валерия Чижова,который в свою очередь, несколько лет раньше, хоронил поэта Васильева и у меня возникло нехорошее предчувствие какой то мрачной очерёдности. Потом я узнал от знакомого поэта, что Соловьёв поехал на операцию в Питер по поводу онкологии. Но он выжил и даже набрался там новых впечатлений, всё таки столичная больница. Последним ударом для него стало, что его дом сожгли бомжи, когда ему делали операцию. Судьба равнодушно наносила последние штрихи, поэт стал жить в поселковом общежитии для престарелых до лучших времён. Местные поэты из Лито скинулись ему на материальную помощь чему он несказанно удивился, ему даже удалось устроиться на работу,хотя у него была оформлена инвалидность. Опять же, и это в Жихареве, где рабочие места по пальцам пересчитать, видно его там очень уважали. Но стихов он больше не писал на звонки не отвечал,потому,что поэт Александр Соловьёв умер тихо, незаметно ушел,но не его стихи.


                КОНЕЦ 13 января 12года (Богданов И.В.)