Удачная сделка

Француз Из Одессы
Летом 1980г.по профсоюзной путевке я побывал в туристической поездке: 1неделя-Югославия, 1неделя-Румыния.
За эти 2 недели впечатлений набралось столько, что их не вместить в узкие рамки маленького рассказа. Поэтому я поделюсь с вами, дорогие мои читатели, лишь одним из самых смешных курьёзов этого незабываемого турне.
Я очень надеялся привезти из этой поездки хоть одну какую-то вещь, которая долгое время напоминала бы мне (да и окружающим) о том, что я побывал ЗА БУГРОМ. Надеюсь те, кто постарше, поймут меня. Однако сумма в 24
инвалютных рубля, которую нам выдали в обмен на"молоткастые и серпастые"советские дензнаки, РЕЗКО сузила горизонт моей фантазии. Мы ходили по магазинам,как по галереям Лувра. РУКАМИ НЕ ТРОГАТЬ!!!...бо не купишь...
Было горько и обидно...ЗА ДЕРЖАВУ!
Но я чуть было не осуществил свою мечту, когда мы отдыхали 2 дня на курорте Адриатики. Мои новые друзья, два молодых серба из Белграда любезно согласились  проводить меня на рынок, где всяким "шмотьем" торговали итальянцы,приезжавшие сюда с противоположного берега залива. Меня очень заинтересовала возможность купить у них по приемлемой для меня цене хорошие фирменные джинсы. "ДжинсОвая фирмА"-как это тогда волновало каждого молодого человека и каждую девушку. Ведь в те годы обладание этими штанами автоматически выносило их владельцев в круг избранных, которым зверски завидовали все остальные. Однако и тут я потерпел фиаско. Цена самых дешевых американских Levis или Wrangler дважды превышала всю мою наличность.
В расстроенных чувствах я уже собирался покинуть это торжище, когда мои друзья криками и жестами стали звать меня с другого конца рынка. Я вернулся к ним и увидел что они рассматривают приличные на вид джинсы.
Когда узнал цену, то сразу повеселел...еще и жене на сувенир останется...
Одно смущало...штаны эти были...итальянского производства...но Мишо и Рашо (мои новые друзья) быстро убедили меня в том, что товар качественный, не хуже штатовских, а цена...Последний аргумент убедил меня и я зашел в импровизированную примерочную. Я долго выбирал подходящий мне размер, но...увы..
Продавец был огорчен не меньше (а пожалуй и больше) меня.Он рылся под своим прилавком, пачками выбрасывая наверх свой товар, но нужного размера не находилось. Итальяшка размахивал руками, хватался за голову и так тараторил, что ребята не успевали переводить мне его причитания. Оказалось, что он приглашал меня съездить к нему домой, где у него есть ВСЕ размеры. Мы посмеялись и разошлись, хотя Рашо на полном серьёзе предложил мне свой паспорт для этой поездки (мы с ним здорово были похожи).
Всё хорошее заканчивается быстро. Вот и эта неделя нашего пребывания в Югославии подошла к концу.
Наш автобус стоял в последнем на пути в Румынию сербском городишке у границы. Ждали румынский автобус с их гидом. Все наши высыпали на рыночную площадь и толклись там, покупая на последние динары дешевые дары садов и полей сербской крайны. А я сидел, развалившись на мягком сидении и предавался приятным воспоминаниям. Денег у меня уже не было. В сумке лежали подарки, которыми собирался порадовать родных и друзей, а последнюю горсть югославской мелочи я вчера швырнул с моста в Саву,чтобы еще хоть раз вернуться в прекрасный город Белград.
Но тут в салон автобуса заглянул мой постоянный сосед по номеру Славка и крикнул:
-Серёга! Ты чё тут? Сказали еще час простоим ! У румын автобус поламался! Чинют! Вылазь! Всю жопу отсидел...
-А действительно!...чего сижу?
Я взял из кармана дорожной сумки сигареты и зажигалку, одел солнцезащитные очки и вышел из автобуса.
Прикурив, ленивой походкой пошел вдоль лотков, заваленных всевозможными фруктами и плодами.
Моё рассеянное внимание привлекла живописная группа цыган, окружившая последний в ряду лоток.
Что-то словно толкнуло меня изнутри. Я пригляделся и...обомлел. На лотке среди кучи прочего"ширпотреба" лежали точь в точь такие штанишки, какие я не смог купить на рынке в городке на Адриатике.
Я снял очёчки, поморгал, чтобы глаз привык к тени от навеса над лотком и внимательно рассмотрел их.
Точно!!! Каррера!...причем 31-го размера, которого не оказалось у итальянского негоцианта.Я зажмурился и тихо
застонал:-ЁПРСТ!!! Где вы раньше были? Одна из цыганок, пожилая усатая дама заметила мой интерес к её товару и стала спрашивать меня, буду ли я покупать штаньци?
-Ви плачите?*          (Вы платите?-серб.-хорв.)
-ПлАчу, плАчу! мысленно отвечал ей я. И действительно,чуть не плакал. Машинально спросил:
-Кока кошта?*        (Сколько стоит?серб.-хорв.)
-700 динар!  В-в-ва! Я закусил губу. (итальяшка просил штуку).
Чтобы сохранить ДОСТОИНСТВО СОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА, как нас агитировали на многочисленных инструктажах перед поездкой, я с горем пополам объяснил ей, что мой кошелек не со мной а во-о-он в том красном автобусе. И, под неодобрительные взгляды этих продавцов, поспешно покинул место своего маленького позора. Но на всем пути к автобусу меня не покидала мысль: -Где бы раздобыть эти несчастные 700 динар?
И тут я вспомнил про красивое янтарное ожерелье, купленное мной во Львове при пересадке, как сувенир.
Оно так и осталось лежать на дне моего баула, как невостребованное. Слишком много я просил за него.
Я расстегнул змейку и долго рылся среди вещей, пока не нащупал этот сверток. Азарт предстоящего ченча уже охватил меня. Даже не закрыв сумку, я выскочил из раскаленного на солнцепёке автобуса и чуть не побежал в дальний конец базара.
Опомнившись, я перевел дыхание и степенным шагом, как и подобает настоящему бизнесмену, направился к заветному лотку. По пути я достал из кулька ожерелье и еще раз полюбовался на него. Янтарь весело переливался искрами света на ярком южном августовском солнышке. Эта картина воодушевила меня перед предстоящей сделкой и я зашагал еще уверенней. Подойдя к лотку, я остановился и молча положил ожерелье
поверх джинсов. Причем так, чтобы пробивающиеся, сквозь дыры и щели навеса лучи, освещали его.
На грани света и тьмы моё"сокровище" засверкало ещё ярче. Цыгане замолчали и все уставились на меня.
А я стоял с невозмутимым видом.
Напряженную обстановку разрядила молоденькая смазливенькая цыганочка. Она схватила ожерелье. Одела его себе на шею и, убежав вглубь лотка стала...вертеться перед стоящим там облупленным зеркалом. Я по прежнему молчал и спокойно смотрел в глаза старой цыганке. Та тоже не отводила глаз и с интересом рассматривала меня. Вдоволь налюбовавшись на свою юную красоту, девушка подбежала к старухе и стала что-то взахлеб говорить ей, показывая тонкой ручкой то на ожерелье, то на меня. И тут эта пожилая женщина улыбнулась мне и так же, не произнеся ни слова взяла с прилавка джинсы, засунула их в валявшийся рядом мой пустой пакет и...протянула его мне. Я слегка наклонил голову, тоже одарил её лучезарной улыбкой и повернувшись, зашагал к своим товарищам, сгрудившимся у появившегося наконец  долгожданного автобуса.
На полпути я обернулся и увидел как девушка обнимает старуху и то ли целует её, то ли говорит что-то ей в ухо.
Перехватив мой взгляд, она весело помахала мне рукой и послала воздушный поцелуй.
Я ответил ей тем же и мы оба громко рассмеялись на всю рыночную площадь.

Всю дорогу до Тимишоары (первого румынского города, где нас ждал ночлег) я сохранял в душе это солнечное настроение и этот милый жест посланный мне юной красавицей.  И это настроение мне было гораздо дороже удовлетворения от столь выгодной сделки. Выгодной, как оказалось, для обеих сторон.