В поисках бизнеса

Василий Евтушенко 2
                В  ПОИСКАХ  БИЗНЕСА

Это повесть о том, как «сладкая парочка» вознамерилась обрести «свою стезю», освободившись от социальных пут, на ниве экономической самостоятельности.

Я – наевшийся собак в науке управления, решил делать свой бизнес на бизнесе новорожденных предпринимателей. Идея состояла в следующем: каждый бизнесмен будет «отстегивать» мне долю от доходов своей деятельности. Но сначала я вступил в юридическую компанию под лихим названием «Деловое агентство». Мои коллеги различных активности и способностей решили действовать «колхозным» методом. За деньги еще существующих предприятий и существующих высших инстанций мы распространяли свои знания на предприятиях. Заводы нас принимали гостеприимно в надежде получить хоть какие-нибудь ценные советы по управлению производством – менеджменту и маркетингу. Нам кое-что платили, в порядке уважения, и в надежде на будущий доход.

Наступило время приватизации, и юные собственники стали распродавать свои богатства налево и направо. А «Деловое агентство» и здесь по-деловому отнеслось к своему бизнесу: организовало в помощь торгующим предприятиям брокерскую контору. Все сотрудники агентства, бывшие научными и преподавателями со званиями и степенями, превратились в курьеров, искателей удачи, рекламодателей в общем деле под названием «купи-продай». Принцип действия при этом звучал так: «Обмани ближнего, пока он спит, иначе он проснется и …».

Чего только не пробовали продать и купить агенты «Делового агентства»! Где только они не побывали на заре развала необъятного отечества! В одном государственно-важном ведомстве агенту предлагали купить-продать море бензина за приз агенту в виде двух автомобилей «Волга». С недостроенных объектов предлагали кирпич – почти бесплатно. Цыгане предлагали жилые дома. Сахарный песок предлагали по стоимости простого песка. Подсолнечное масло предлагали «прямо из-под крана». Зерно нового урожая предлагали доставлять в любой конец планеты. Ну как можно было согласиться на такую «работу», если у тебя есть еще чистая совесть?

Совесть позвала к «мелкому» предпринимателю. Наш взгляд остановился на провинции. Было принято решение: поселиться в «целинном» районе, куда не «ступала нога…» того, кого позже назвали почетным титулом «рэкетира».

Мы нашли уютное, отдаленное от райцентра селение, где руководитель бывшего совхоза не позволил растащить его богатства в частное владение. Мое предложение – организовать экономику на  принципе самоуправления – он принял с пониманием. Это понимание было подтверждено делом: я принес ему проект современного коттеджа, который он сразу же стал строить. В проекте были предусмотрены помещения разного назначения: мой рабочий кабинет, стоматологический кабинет для жены-стоматолога, музыкальный класс для обучения деток населения музыке, культурный клуб для односельчан. Поселил руководитель нас в гостинице, и мы стали любоваться процессом возведения будущего сооружения. Стали благоустраивать поместье: посадили картофель, плодовые деревья и кустарники.

И вдруг, нежданно-негаданно, проснулись силы темные: обнаружили они таких строителей «светлого будущего» без санкций «сверху». Путч! Дрогнуло население, выступило с протестом: «им строите, а нам крышу не чините!», «у меня изгородь падает, а им…», «им построите, а нам не успеете при новой власти!» и так далее.  Мы прослушали все заявления на общем собрании и на следующий день оставили митингующих без надежды на культурное и экономическое процветание. Мы сегодня даже не знаем, чей это дом, чья картошка, фрукты, болят ли у них зубы (если целы).

Путч утихомирили, а мы продолжили свои поиски. Ходили пешком по многим хуторам, искали уютные природные уголки в расчете на приложение своих «городских» способностей в местных условиях. Теперь приоритетом был дом, затем возможность бизнеса по специальности. Все-таки – еще целых пять лет до блаженства на пенсии!

Кто ищет… .  Нашли! В этом доме мы живем по сей день. А бизнес? Начали профессионально и юридически корректно (чтобы не «подсидели»).  Я захожу в районную администрацию и торжественно заявляю об открытии частного консультационного экспертного предприятия по экономическим и юридическим вопросам. Это было то «тёплое» время, когда местное руководство не знало своих обязанностей и всё разрешало. Документы были оформлены, печати и штампы изготовлены, процесс пошел. Клиенты пошли.

Первый клиент – женщина, создатель птицефермы. Сама она не знала даже с чего начать. Еще ничего не начала делать, а явилась за советом. Я, в порядке дебюта, «раскошелился» на свои знания.  А она не раскошелилась на … . Так и уехала. Знаю – фирма ее процветает, но неведомо мне, насколько был использован мой интеллектуальный капитал. Он не иссяк, но прибыли мне не принес.

Вторым, кто посягнул на мою интеллектуальную собственность, стал фермер-изобретатель. По описанию своего изобретения, он мог бы осчастливить не только регион своего проживания, но страну и даже дружественную Беларусь. Вот и обратился он за советом, как это совершить. Я долго его выслушивал, пока не заметил главного: мне показалось, что личная жизнь его не в полном порядке. И стал я задавать «посторонние» вопросы. На первый вопрос, предоставлял ли изобретатель свои орудия соседям, он ответил отрицательно – «и не собираюсь». На вопрос, обнародовал ли он о своем изобретении и новом способе обработки земли в средствах массовой информации, он ответил, что хочет действовать более масштабно. Я задал предпоследний вопрос: в чьей поддержке своих действий он нуждается. Он назвал фамилию президента соседней республики. Последним вопросом был: поддерживает ли (хотя бы!) его жена. Ответ последовал моментально: «Она меня скоро выгонит из дома или сама уйдет». Наша встреча закончилась моим советом: «Когда дома будет все в порядке, тогда продолжим». Так  больше мы и не встречались. И на этом клиенте я ничего не заработал.

Другому фермеру я дал бесплатный совет за транспортные услуги. Жаловался он на наемных рабочих, которые вынуждены раздваиваться – работать и на фермера, и в своем хозяйстве. Сам наниматель не знает, как им платить за неполноценный труд. К тому же – сезонный. Посоветовал я ему вспомнить стародавние времена, когда у хозяина работали батраки. Вспомнил: круглый год и целый день батрак выполнял все домашние и полевые работы под надзором хозяев. Расплата была в конце года, когда подводился итог, и назначенная доля выдавалась батраку. Такие батраки не бедствовали, хозяина уважали, благодарили за хлеб-соль и приют.  Встречал я этого фермера, благодарен он за пробуждение мысли. Расплатился он со мной благодарностью.

А председатель акционерного общества поселения обратился ко мне с просьбой работать у него советником (по причине своей неквалифицированности). Обещал мне отдельный кабинет, поддержку по хозяйству. Я ответил ему отказом: во-первых, каждый день сидеть в кабинете – мне опостылело в городе; во-вторых, выдавать советы руководителю, имеющему право использовать их по своему усмотрению (и по усмотрению других), – такая работа меня не привлекает. Предложил я предлагающему: приезжай в гости за советами, на равных. А об оплате договоримся. До сих пор едет.

Время шло, а платящие клиенты так и не появлялись. Получали мои услуги соседи-хуторяне. Я их исполнял с душой и наилучшими пожеланиями. А что с них возьмешь, если, советуя, помогаешь крестьянину выжить. Так и живем по сей день.

Наступил период, когда ожила бюрократическая система. Она обнаружила мое «Частное предприятие» и послала мне «привет» в виде налогового предписания – выплатить положенные законом суммы. Я уточнил в налоговой инспекции, сколько я должен при наличии отсутствия доходов. Оказалось, я обязан платить налог в зависимости от стоимости, заложенной в мой Бизнес-план. А в нем это –  «Интеллектуальная собственность», которую я ценю довольно высоко. Вот и претензии налоговиков оказались не маленькими. Мои действия? Складываю все печати и штампы фирмы в мешочек, появляюсь в администрации и сдаю их на память, в знак  ее ликвидации. Вдогонку мне предлагают подать объявление о кончине фирмы. Я ответил, что никого не жду на поминки, хороните за свой счет.

А как же с бизнесом моей супруги-стоматолога?  У нее было элементарное оборудование, которым не воспользовался ни один клиент. Приходили порой бабушки и старички с просьбой «выдергивать». Помогала, как могла. А зубов становилось все меньше, да бабушек тоже. Разве это бизнес? Что с них возьмешь? Подарили оборудование районной больнице.

Так и закончился наш «бизнес», не начавшись… .