Дневниковые записи. 1931 год. Часть 40

Михаил Ильич Суббота
На снимке: фото М. И. Субботы на пропуске в библиотеку. 1931 год.

*****

Часть 40


Москва, 5 ноября 1931 года.
Вчера в мастерской писал лозунг-плакат к 7-му ноября. Сегодня поехал с Галкой к Ире. Но сначала закончили проводить штепсель у Кадомцевых. У Иры в гостях была двоюродная сестра — тоже Ира. Ей лет 15-16, полная, низенькая, весёлая. Играли в карты. Ира смеялась, чудила и рассказывала школьные анекдоты и случаи в школе. Она приходит, обыкновенно, домой в 8 часов вечера, торчит в школе на кружках  или просто с ребятами и девчатами. Но моё дело, думаю, пойдёт! Надо время.

Москва, 6 ноября 1931 года.
Был сильный туман. Я помогал вешать иллюминацию в конторе Госэлектростроя (на Солянке). В 6.30 вечера стеной пошёл туман. Туман закрыл всё. От темноты в 3-4 шагах не видно ничего. В двух шагах нельзя узнать, кто идёт. Автомашины едут шагом. Гудят. Непрерывно звонят трамваи. Жалобно гудят автобусы. Фонари на улицах — точками. Улицы из-за тумана изменились. Иногда создаётся впечатление, что не знаешь, где находишься. Первый раз вижу туман такой высоты, да ещё в центре Москвы, — столице мирового пролетариата.

Москва, 7 ноября.
Сегодня демонстрации. Ходили долго, ещё дольше стояли у Покровских ворот. Аэропланы и дирижабль «Комсомольская правда» не летают из-за тумана, который со вчерашнего дня хоть и ослаб, но создаёт препятствие в том, что с земли многое не будет видно. На трибуне Красной площади стоят Сталин, Калинин и другие.
Я обратил внимание, что памятник Минину и Пожарскому перенесли к храму Василия Блаженного.

Москва, 9 ноября.
Сегодня пасмурно. Муравьи, которых я привёз из Тарасовки и пересадил в стакан, устроили домик-муравейник. Для питания давал им кусочек мёда.
    
Сегодня вечер в «Октябрьском зале» Дома Союзов. Мне пришлось помогать делать разборную сцену, которая была разобрана. Вечер устраивает Госэлектрострой (ГЭС).
    
Скажу о Мясоедовой, комсомолке, монтажнице. Она мне нравилась. Довольно миловидная, высокая, лет 17-18, немного похожая на еврейку. Она тоже была не прочь познакомиться. Я её давно не встречал. Но вот недавно увидел в Завкоме с накрашенными губами. Как будто работает не в ГЭСе. Теперь увидел снова. Сегодня она не накрашена, но подурнела, губы дряблые от бывшей на них краски. Лучше бы ей не краситься. Но я всё равно разочаровался в ней.

Москва. 15 ноября.
Выходной. Мастерская перешла на шестидневку. Наша бригада увеличилась на три человека. Шульман (секретарь ячейки ВЛКСМ) переходит из нашей бригады в контору. С Катей (Фёдорова Е. А.) я не познакомился. Она гуляет с Анатолием, но видно, не прочно. Узнал адрес Клавы Александровой: Большая Татарская, дом 29, квартира 8. Год рождения — 1914. По отчеству — Клавдия Николаевна. Живёт с матерью. Образование — семилетка. Производственный стаж — 2,5 года, токарь.
    
Ходил в контору. Получил комсомольский билет.
   
Вечером поехал с Галкой к Ире. Она оказалась в школе на физкультурном кружке. Через свою мать передала, что скоро должна прийти. И правда, не успел я приготовиться проводить 2-й штепсель, как пришла Ира. Она помогала мне довольно охотно, Галка только смотрела. После проводки, уже за столом, Ира предложила сходить как-нибудь в кино. Поспорив, решили, что завтра пойдём в «Колосс», куда она подойдёт к 6 часам вечера. Исполнит ли она своё обещание?

Москва, 16 ноября.
Между прочим, только сейчас у нас закончились свежие помидоры с нашего огорода, снятые ещё в сентябре.
   
Вернувшись с работы, увидел: Ира приехала! Значит, она не всегда, не во всех случаях не исполняет своего слова. Пошли в «Колосс»(1) смотреть картину «Томми»(2) — о партизанской борьбе с английскими интервентами в Сибири в 1918 году. Томми — английский солдат. Картина нам понравилась. Так как я не взял деньги у Никитиных за проводку электричества, Ира (наверно, по совету матери, Ольги Васильевны) тратила на конфеты свои деньги. С нами была сестра Галка, для моего разговора с Ирой она мешала.
 
Москва, 21 ноября.
Вечером поехал с Галкой к Кадомцевым проводить электричество, так как Михаил от этого отказывается. После проводки зашли к Ире. Пошли гулять. Проходя мимо окон квартиры Семёновых, я увидел Андрея. Расскажу о нём подробнее.

     Я с Андреем Семёновым познакомился, когда мы ещё жили на старой квартире, мы были хорошими товарищами. Но потом поссорились из-за Нади Черкасовой. Это было в 1929 году. Вскоре после этого он уехал на Украину, в Днепропетровск, где поступил в авиатехникум. С тех пор я его не видел. И вот случайно встретил! Встретились приятелями. Поговорили. Он сказал, что оставил авиатехникум. Мы условились, что будем встречаться. Ира предложила 26 ноября идти в кино, может быть, пойдём. Хорошо, если бы Галка не ходила с нами!

Москва, 23 ноября 1931 года.
Сегодня неожиданно получил сообщение от мелиоративных курсов, что я зачислен в число студентов этих курсов.

Москва, 25 ноября.
Я, Галка и Надя Черкасова поехали на Сущёвский. Надя — к Андрею. Сначала мы посидели у Иры. Потом пошли гулять с Андреем. Надя встретила Андрея смело, и Андрей удачно назвал её «светской барышней нынешнего времени». Оказывается, Надя умеет разводить такое красноречие, которого ожидать от неё было никак нельзя. По мнению Андрея, Надя уже имеет «практику», и в настоящее время гуляет. Андрей же слишком много о себе думает. Он говорит, что если захочет, то может завладеть любой девицей. Он много говорит, но говорит чепуху, видно, что вообще не очень умён, но довольно опытен в жизни. И всё же много о себе думает. Говорит, что будет гулять с Надей. Мне это всё равно.
 
Москва, 29 ноября.
Холодно. Внезапно наступили сильные морозы. Утром было -23. И это в ноябре месяце!
    
На курсы мелиорации приняли, но теперь есть другое мнение. Эразм Самуилович Кадомцев (муж маминой сестры) говорит, чтобы я поступал в ВУЗ (сначала на Рабфак), и обещал написать записку о принятии.
    
Проводил у Кадомцевых электричество. Заходил к Ире. Она всё от меня «отлынивает». Наверно, имеет в школе много кандидатов и пробует гулять. Я не спешу. И в случае чего, не буду особенно огорчён.
    
Был у Андрея Семёнова. Он показывал мне свои карточки. Я позвал его к себе 2-го декабря, назначили «сбор».

Москва, 2 декабря.
Неожиданно пришла Шура Васильева. Я показывал ей свои снимки и т. д. О чём говорить — не знал. А тут ещё пришли папа и мама. Вскоре Галка привела Надю, и пришёл Андрей. Он разводил пустое красноречие. Ничего не вышло: Шура внимания обратила мало, а Галка с Надей нападали на него. Вообще Андрей товарищ ничего, но обидчивый. Обиделся и здесь. Он хотел идти домой, а Галка спрятала его фуражку.
    
Ира не пришла, ей интересней физкультура, там для неё много «мальчиков». Но этим я её не виню.

Москва, 3 декабря.
Сегодня весь день ездил в институты: Геологоразведочный, Горный, Цветметзолото. В последнем здании встретил Бориса Бородулина. Обещал зайти.

Москва — станция Клязьма, 17 декабря.
Несколько дней болел, сейчас выздоровел. Сегодня Константин Михайлович Чулицкий (К. М. Ч.), папа и я договорились поехать на охоту на лис в Пушкино. Сегодня же вечером поедем в ст. Клязьму к Чулицким, так как завтра выходной. Теперь везде переходят с пятидневной на прерываемую шестидневку, где  общие для всех выходные дни по числам: 6, 12, 18, 24, 30 каждого месяца.
    
Ехать решили на лыжах (пешком нельзя — много снега), поэтому вчера пришлось съездить к Циферовым за лыжами на прокат.
    
Из Москвы выехали в 7 часов вечера. Вскоре были на ст. Клязьма. Темно, но хорошо, что изредка дорожки освещены электричеством. По бокам глубокий снег. Толстым слоем снега усыпаны все деревья. Красивые узоры из снега на корявых яблонях.
    
И вот мы в комнатке Чулицких. Комнатка небольшая, сильно продувается. Кровать, кушетка, буфет, столик. Это всё. По стене развешаны картины хозяйки-немки. В этой комнате живут Константин Михайлович и Мария Николаевна. Их дочь Ирина живёт в Москве у брата Марии Николаевны. Через комнату напротив — комната Льва Константиновича Чулицкого (сына К. М. Ч.) и его жены. Мне лично Лев Конст. не нравится.
    
Папа с К. М. Ч. сразу, как разделись, принялись за водку. Позвали Лёву и какого-то кооператора с его накрашенной «молодой жинкой» (сам муж моложе жены), и началась «охота», как её понимают папа с К. М. Ч., иначе, началось то, без чего не может быть охота. Ночью папа, как всегда, во сне орал. Холодно. Паршиво. Папа совсем пьяница. Завтра надо встать в семь часов утра.

Ст. Клязьма — ст. Пушкино, 18 декабря.
Всю ночь папа орал, кричал и мешал всем спать. Встали в 9 часов утра. За ночь всё тепло из избы выдуло. На улице -8, пасмурно. Лениво падает редкий снег. Мёрзнут руки. Пошли на станцию, сели в электричку до ст. Пушкино. В Пушкино вышли и пошли по дороге в ту сторону, где живёт егерь, это от станции версты полторы. Егеря дома не оказалось, он ушёл в лес. Посидели в его огромной богатой избе. Поели. Папа с Чулицким выпили бутылку водки, вторую оставили про запас. Уже полдень. Решили от избы егеря ехать на лыжах через реку Клязьму, потом по лесу в сторону станции Клязьма. У реки К. М. Ч. убил сороку для набивки чучела — он хорошо умел их набивать, хочет «вспомнить это искусство». Переехали реку. Чулицкий почти разучился ездить на лыжах, идёт сзади, а лыжи несёт на себе! Снег рыхлый, рассыпается. Глубина в среднем сантиметров тридцать. Лыжи идут почти под снегом, торчат лишь концы. Идти очень тяжело. Но папа и К. М. навеселе, чудят и подшучивают друг над другом. Следов зверей почти нет. Видели только два следа лисы, но вчерашние. Птиц тоже не слышно. Папа ехал на широких охотничьих лыжах, а я и К. М. Ч. — на беговых, но К.М.Ч., как я говорил, лыжи тащил на себе.
    
Проходили мы, как говорит папа, вёрст 10. Это была прогулка, не более. Уже по темноте дошли до избы Чулицких. Вечером уехали в Москву.

Москва, 24 декабря.
Через два дня день пойдёт на прибыль. Начнёт приближаться весна. Должен приехать Андрей Семёнов, пойдём с ним в кино. Звонила Ира, звала на каток. Я отказался до следующего раза. Она идёт с Галкой. Иру я не видел полмесяца. В мастерской дела насчёт заработка плохи. Меня выбрали в редакцию цеховой газеты «Контакт».

Москва, 26 декабря.
Неожиданно потеплело, чуть не до 0. К вечеру слегка подморозило. Я взял у Андрея Ермакова на прокат коньки с башмаками и пошёл с двумя Михаилами (Кадомцевым и Циферовым), Виктором Ермаковым (их приятелем), Галкой и Шурой Васильевой на каток. Я не совсем ещё разучился кататься за три года. Раз пять покатаюсь и, может, научусь лучше кататься, но так как Михаил Кадомцев — для этого пять раз мало. Шура катается хорошо. На катке видел Клавку Александрову (из бригады) со своим теперешним кавалером Виктором Коваленко, здоровым парнем-слесарем из нашего цеха. Михаилу Кадомцеву понравилась Ира. Он старается ею завладеть. А Галка — стерва — помогает ему. На меня Ира внимания не обращает. Хотя она и не особенно идёт на старания Михаила, но мои дела ухудшаются: Михаил опытен, и сможет, если не перебить его, добиться своей цели. Думаю покупать коньки — надо учиться кататься.

Москва, 31 декабря 1931 года.
Недавно поспорили с Поповым в мастерской. Попов — ученик слесаря, 16 лет, здоровый крупный парень. Он говорит, что полёты на другие планеты хотя бы без людей невозможны, никогда не будут осуществлены даже и теоретически. Я говорил обратное. Он решил принести доказательство — журнал «Вокруг света» № 15 за 1929 год. И на этих своих доказательствах «осадился». Очерк «Неосуществлённая мечта» полностью подтвердил мои доказательства — полёт возможен. Главные «отцы» звездоплавания: Циолковский, Оберт, Гомонн, Цандер и др.

     Между прочим, я за год вырос на 2,5 сантиметра, и мой рост стал 177,5 сантиметров при весе 65 килограммов.

     Новый год поехали встречать к Кадомцевым на Сущёвский. Была у Кадомцевых молодёжь от 18 до 24 лет. Много еды. Но не весело. Михаил Кадомцев и Галка приглашали Иру на праздник, за несколько дней, но она не пришла. Молодец! Наступал 1932-й год, последний год пятилетки!

*****

(1) «Межрабпом» (организация «Международная рабочая помощь») несколько лет (с 1924 по 1933) арендовала под кинотеатр  «Колосс» (на 1800 мест) Большой зал Московской консерватории.
(2) «Томми», СССР, МЕЖРАБПОМФИЛЬМ, 1931, ч/б, 63 мин.

*****

Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2012/01/12/1237