Как происходит чин Великого водоосвящения

Борис Пинаев
Как происходит чин Великого водоосвящения
Православная газета, №2 (659) / 9 января ‘12
Крещение Господне
http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at52205

Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только первообраз таинственного омовения грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога во Плоти.

Великое водоосвящение совершается иногда в конце Литургии, после заамвонной молитвы, а иногда в конце вечерни, после ектений: “Исполним вечернюю молитву нашу...”.

Оно совершается на Литургии в самый день Богоявления, а также и в навечерие Богоявления, когда это навечерие бывает в какой-нибудь день седмицы, кроме субботы и воскресенья. Если же навечерие Богоявления будет в субботу или в воскресенье, то великое водоосвящение совершается в конце вечерни.

В самый день Богоявления (19 января) водоосвящение совершается с торжественным Крестным ходом, известным под названием “хода на Иордан”.

Как в навечерие Богоявления, так и в самый праздник священнослужители выходят для водоосвящения через Царские врата. Прежде выноса креста иерей или архиерей в полном облачении трижды кадит честный крест только спереди. Выносят крест на голове в предшествии двух свеченосцев и диаконов с кадилами. Один из священнослужителей несет святое Евангелие. В таком порядке они идут к большим сосудам, заранее наполненным водой. Здесь священнослужитель, несущий крест, снимает его с головы. У воды он осеняет крестом на четыре стороны и полагает его на постланный и украшенный стол. Собравшиеся возжигают свечи, настоятель, предшествуемый диаконом со свечой, кадит трижды около стола, образа, клир и народ.

Начинается великое водоосвящение пением тропарей: “Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, примите все Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явившегося Христа”, “Днесь вод освящается естество” и других. Затем читаются три паримии из книги пророка Исаии (35, 1–10; 55, 1–13; 12, 3–6). Великий ветхозаветный пророк трижды предсказывает Крещение Господне от Иоанна, совершившееся на грани двух Заветов. Он выражает радость и надежду Церкви о почерпании воды от источника спасения.

Затем читают Послание апостола Павла (1 Кор. 10, 1–4) и Евангелие от Марка (1, 9–12), где апостол повествует о самом Крещении Господа.

Как поразителен, высок и Божествен голос Церкви, которым она зовет Господа с Небес на земные воды наши!

Одновременно бывает каждение над водой. Освящение воды при чтении молитвы сопровождается троекратным благословением ее рукой пастыря при произнесении слов: “Сам убо, Человеколюбче, Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию”.

Великая агиасма (греческое –“святыня”, так называется вода, освященная по чинопоследованию Великого освящения) освящается, кроме троекратного погружения в нее честного креста, еще крестным знамением, благословением и более сильными и сложными молитвами и песнопениями, чем при малом освящении воды, совершаемом на молебнах.

По окончании чтения всех молитв священник трижды погружает честный крест в воду, держа его обеими руками прямо, при пении тропаря праздника Богоявления: “Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе”.

Священник, взяв сосуд с освященной водой и кропило, кропит крестовидно на все стороны.
_________________________________________________________
Затем к нему подходят для целования креста, и каждого подходящего священник кропит освященной водой.
----------------------------------------------------------
Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника.

Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!

По верованию Церкви, агиасма – не простая вода духовной значимости, но новое, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность Неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное.

Вот почему Великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладываются епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».

Многие ошибочно считают, что вода, освященная в Крещенский сочельник, и вода, освященная в самый день Богоявления, различны, – но на самом деле и в сочельник, и в самый день Богоявления при освящении воды употребляется один и тот же чин великого водосвятия.

Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу, возле икон.

+++