Правда о 4 духовных законах

Инквизитор Эйзенхорн 2
ПРАВДА О ЧЕТЫРЕХ ДУХОВНЫХ ЗАКОНАХ
Андрей Штерн

Старая поговорка «правда глаза колет» справедлива в наивысшей степени там, где истина вредит человеческой гордости, которая лишает людей разума и способности здравого восприятия, с какой бы любовью и терпением к ним ни обращались.
Как служитель Слова, для которого провозглашение истины является долгом, я сталкивался с такой ситуацией. Меня не раз спрашивали, что я как кальвинист думаю о самом известном из современных миссионерских текстов – «Четырех духовных законах» Билла Брайта, и почему в исторических Реформатских и Пресвитерианских Церквах такого рода методы свидетельства грешникам не используются. Мой ответ обычно состоял в том, что стратегия эта не библейская и что она полна ошибок, основанных на выдирании стихов и отрывков из контекста и, что еще хуже – на разрыве двух Заветов (где Ветхий Завет вообще исчезает). До середины ХХ века никто о ней не слышал, и без нее как-то жили, и Бог спасал. До серьезного рассмотрения этой темы, однако, руки не доходили. Но сейчас, когда Россия стремительно летит под откос, молчать о последствиях ДЕСЯТИЛЕТИЙ неправильного обращения с Евангелием становится уже невозможным.
Предлагаю взглянуть Sola Scriptura и, так сказать, свежим глазом на некоторые сложившиеся у современных евангельских христиан штампы, которые никоим образом НЕ являются библейскими.
Первый же пункт.
БОГ ЛЮБИТ ВАС; И У НЕГО ЕСТЬ УДИВИТЕЛЬНЫЙ, ПРЕКРАСНЫЙ ЗАМЫСЕЛ ОТНОСИТЕЛЬНО ВАШЕЙ ЖИЗНИ.
Абсолютный бред. Причем это тот редкий случай, когда в столь резкой оценке могут сойтись и плотской разум, и духовный (хотя и по абсолютно разным мотивам).
Можно ли с человеческой точки зрения считать прекрасным планом для жизни путь тех, кто последовал Христу? Которые испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пыткам, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли,и все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного (Евр. 11.36-39). Христиане, которые, как заповедал Сам Иисус, несли свой крест (Мтф.10.38, Лк.14.27), и крест тяжелейший, поставленные вне общества, принявшие мученическую смерть в схватке с языческой империей или советским чудовищем, очевидно, плохо представляли, что у Бога есть «прекрасный замысел для их жизни»!
Что же касается точки зрения духовной, то высказывать подобные вещи можно, только будучи полностью убежденным, что спасение во Христе дано для всех. Так ли это, попытаемся выяснить.
ЧЕЛОВЕК ГРЕШЕН И ОТДЕЛЕН ОТ БОГА. ПОЭТОМУ ЧЕЛОВЕК НЕ В СОСТОЯНИИ НИ ПОЗНАТЬ, НИ ИСПЫТАТЬ ЛЮБОВЬ БОГА И ЕГО ЗАМЫСЕЛ.
ИИСУС ХРИСТОС - ЕДИНСТВЕННЫЙ, ДАННЫЙ БОГОМ ПУТЬ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ГРЕХА. ЧЕРЕЗ НЕГО ВЫ МОЖЕТЕ ПОЗНАТЬ И ИСПЫТАТЬ ЛЮБОВЬ БОГА И ЕГО ЗАМЫСЕЛ.
Вроде бы все верно. Но... И это очень неприятная новость. Нет библейских оснований считать, что все могут «познать и испытать любовь Бога».
Ибо Ты – Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой; нечестивые не пребудут пред очами Твоими; Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие (Пс.5.5-6). Это не только грехи этих людей, но сами люди, делающие беззаконие. Господь обладает не только добротой, милосердием, терпением и любовью, но Он свят и справедлив, Он ненавидит зло и грех, и испытывает гнев и ярость ко злу и тем, кто служит ему. И кроме того, Он всевластен и будет в любом случае делать то, что Он, и никто другой, сочтет нужным. Дела рук Его – истина и суд; все заповеди Его верны, тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте (Пс.110.7-8).
Поскольку Бог является Всевластным, Он волен проявить милосердие, или удержать его, притом по отношению к тем, к кому будет на то Его воля. Помилование зависит не от желающего и подвизающегося, а от Бога милующего... Итак, кого хочет, милует, а кого хочет – ожесточает (Рим.9.16,18). Это суровые слова, но их не выбросишь из Библии, как бы кому-то ни хотелось. Если же мы начнем обращаться с Писанием методом ножниц, то под одной обложкой с ним у нас вскоре окажется все что угодно, вплоть до «Майн кампф».
9 глава Римлянам поясняет, что Бог свободен в Своей любви и что Его любовь безусловна. Бог избрал Иакова и возненавидел Исава, и притом – не на основании чего-то хорошего в Иакове: когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого – дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего (Рим.9.11-12). Почему Бог так делает? Потому что это Его право, Его воля, Его цель и замысел, и перед нами Он не будет отчитываться. Да кто ты такой, чтобы спорить с Богом (Рим.9.20 ЕМВ), Который все устроил для собственной славы – и даже нечестивого блюдет на день бедствия (Притч.16.4).
Но именно выбросить из Писания слишком многое хотят люди, которые не верят во всевластие и свободу Бога и ищут «свободу воли» человека, и тому подобное. Вроде бы нельзя сказать, что они ненавидят Бога, ненавидят Христа. Но тем не менее они ненавидят Бога Писания, Который является всевластным, и значит, Христос, в которого они верят – это не библейский Господь Иисус Христос. Это идол, рожденный поверхностной мыслью.

НАМ НУЖНО ЛИЧНО ПРИНЯТЬ ИИСУСА ХРИСТА КАК СПАСИТЕЛЯ И ГОСПОДА; ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЭТОГО МЫ СМОЖЕМ ПОЗНАТЬ ЛЮБОВЬ БОГА И ЕГО ЗАМЫСЕЛ.
Вообще-то этой широко распространенной формулы в Библии тоже нет. Как нет в ней и ничего исключительно личного, существующего вне связи верующего с народом Божьим (Израилем Церковью, это взаимозаменяемые понятия). Но если по существу...
Писание говорит о любви Божией только во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим.8.39). Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, и облагодатствовал нас в Возлюбленном (Еф.1.4-6). Так все ли во Христе? Имеем ли мы право сказать Исаву: тебя возлюбил Христос? Можем ли мы сказать это гонящему Церковь большевику или изуверу-расисту, который в самом лучшем случае пошлет нас подальше?
Большинство людей, по слову Самого Иисуса Христа в Мтф.7.13-14, вообще погибнут навеки. Имеем ли мы право говорить им, что за них умер Христос? Одно из двух: либо Христос умер за Свой народ, либо мы верим в слабого Бога, что любит людей, а затем посылает их в ад.
Нет, ничего подобного. Это просто ложь – говорить людям, что Христос любит всех, и что Он умер на Голгофе лично за каждого. Он умер за Свой народ, за Израиль, за Свою Невесту-Церковь. Когда неверующие говорят о любви Божией к ним, это ложная надежда. Они заслуживают в Его глазах только осуждения и погибели.
Принятие Христа заключается в обращении к Богу от самого себя (покаянии) и решении позволить Христу войти в нашу жизнь, простить наши грехи и сделать из нас таких людей, какими Он желает нас видеть. Недостаточно просто осознать разумом, что Иисус Христос есть Сын Божий и что Он умер на кресте за наши грехи. Также недостаточно иметь эмоциональные переживания. Главное - принять Христа верой. Принятие Иисуса Христа верой - это действие нашей воли (выделено нами. - DE.)
Проблема с этим заявлением в том, что предлагаемое нам превышает возможности человека. Кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия (Иоан.3.3) – ибо природный человек, погибший во грехе, не в состоянии воспринимать то, что от Духа Божия (1 Кор.2.14). Он духовно не еле жив - он мертв. Мертвый не может поверить, пока Бог не оживотворит его. Только Дух Святой в состоянии оживотворить грешника и раскрыть ему глаза на его абсолютно гибельное состояние. «Действие нашей воли» здесь абсолютно ни при чем. Это учение не Библии, а Чарльза Финни и других еретиков-антиреформаторов в США XIX в.

ВЫ МОЖЕТЕ ПРИНЯТЬ ХРИСТА ВЕРОЙ ПРЯМО СЕЙЧАС, ОБРАТИВШИСЬ К НЕМУ В МОЛИТВЕ...
Обычно миссионерские листовки заканчиваются таким или подобным молитвенным призывом со ссылкой на Деян. 2.21: всякий, кто призовет Имя Господне, спасется. Как говорится, да и аминь. Но только вот почему-то такая стратегия уже стала у многих православных поводом съязвить о людях, которые всерьез говорят: «если ты поверил и принял Христа как личного Спасителя – то до скорой встречи со мною на небесах!». Только обе стороны вряд ли понимают, что говорят. Мировоззрения-то при всех различиях похожи.
Прежде всего: означает ли понятие «все, всякий» в данном контексте вообще всех людей? Естественно, нет (хотя у нас нет возможности здесь показать это на основании логического анализа библейского языка). Но ведь есть явный факт: Имя Господне призывают не все (а у пророка Иоиля и в цитирующих его Деяниях вообще-то все конкретно обращено к евреям, т.е. к людям, к этому времени знавшим Бога 1200 лет).
Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их (2 Кор.5.19). Есть ли в мире люди, не примиренные с Богом? Конечно, есть. Если они уйдут из этого мира в таком состоянии, то невменение греха к ним явно относиться не будет, и за них Христос не умирал. Представление, что Он умер за всех, в том числе нераскаянных грешников, делает Его жертву провалом. В это можно поверить? Это не будет кощунством? Могут ли среди людей, которые таким образом «уверуют», оказаться люди заведомо погибшие? Безусловно. Более того, малореально, чтобы кто-то вообще спасся, уверовав в то, что полностью искажает все дело Христа.
Чего достигла Голгофа? Обеспечила ли смерть Христа спасение для тех, за кого была совершена Его Жертва, или это только потенциальная возможность для людей спастись? Есть множество людей, которые верят в те или иные факты о Христе, но при этом они не имеют Вечной жизни. Но далеко ли от них отстоят те, кто верит в Крест только как в возможность спасения? Если Вы окажетесь зимней ночью в заливе в 20 км от Петербурга со спасательным кругом в руках, и вам скажут, что этот круг для Вас единственная возможность доплыть до берега – что Вы ответите на это, понимая, что в ледяной воде Вы не выживете и получаса?..
Жертва Христа была замыслена в предвечном совете-Завете Святой Троицы до сотворения мира. Не Я ли Господь? и нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме Меня (Ис.45.21). Его драгоценная Кровь реально спасает избранных Им людей от гнева и осуждения Божия. Ничто другое этого сделать не способно, ибо без пролития крови не бывает прощения (Евр.9.22). Он взял все грехи Своего народа и гнев Божий за них - на Себя. На Кресте Он явил Свое правосудие в справедливости и Свою милость в прощении. Если бы Он поступил иначе, это противоречило бы Его природе. Если кто-то скажет, что это лишь возможность спасения, а нам остается уверовать, то это тоже ложь, потому что к действию благодати добавляется человеческая воля и спасение на том кончается, становится бесполезным. Здесь на самом деле все очень жестко: или-или. Но если по благодати, то не по делам, иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать, иначе дело не есть уже дело (Рим.11.6).
Нет ничего плохого, если неверующий человек, прочитав «4 закона», первый раз в жизни захочет помолиться Христу. Возможно, этот шаг – свидетельство того, что Господь уже начал Свою возрождающую работу в его сердце. Но считать, что прочтение этой молитвы суть само по себе гарантия спасения – это заблуждение, мало отличающееся от магии. Молитва как таковая, как и усилие воли, никого не спасает, это не заговор, который действует принудительно. Спасает благодать Христова ЧЕРЕЗ веру, и это не от вас, Божий дар... чтобы никто не хвалился (Еф.2.8-9). Никак иначе. В противном случае мы могли бы посредством молитвы, действующей с принудительной силой, заставить Бога нас спасать. Но если предполагаемая молитва или любое другое человеческое дело действует с принудительной силой на Бога, то это не Бог. А значит, перед нами религиозный самообман или просто обман.
Бог спасает, кого Он хочет. Здесь нет и не может быть никакой магии или силы произносимого слова. Он спасает тех, кого Он избирает, и не спасает, кого не избирает. Он имел полное право НИКОГО не спасать, потому что каждый из нас участвовал в падении Адама и каждый день и час добавляет к его греху. Но если Он спасает, то Он не желает, чтобы кто-то из Его избранных погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2 Пет.3.9). Это касается тех, кого любит Бог и за кого умер Христос, и никого более. Божие спасение успешно, как Он и запланировал. Это единственное спасение, которое воздает только Богу всю славу и не оставляет грешнику повода гордиться.
Любой другой образ веры заведомо НЕ является библейским. Он исходит от людей, которые привыкли полагаться на свои дела, а не на милость Божию. Для них не только методы современной христианской проповеди, но и реальные дела Божии - смехотворны. Сегодня такие люди не просто распространяют религиозное лицемерие – они правят нами. Правят так, что по человеческому разумению – тошно жить становится (Пс.72.3). Но они не верят, и не поверят, что кроткие наследуют землю, а больший может быть в рабстве у меньшего (Мтф.5.5, Рим.9.12). А мы молча утираем от них плевки – увы, не себе, а Церкви. Нет в устах их истины; сердце их – пагуба, гортань их – открытый гроб, языками своими злобствуют... Да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя /.../ А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем (Пс.5.10-11,8).
И последнее. В «4 законах» и тому подобных документах есть цитаты из Библии. Слово Божие остается Словом Божиим, даже если его употребляют вне контекста и тем оскверняют. К оскверненной святыне следует относиться определенным образом. Поэтому, случайно получив любую псевдопротестантскую листовку, не сорите ею, а со скорбью в сердце предайте огню. А потом ознакомьтесь с тем, что думали по этому поводу люди, знавшие невымышленное Писание и настоящего Бога.
Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю (Пс.118.113)