Геополитические мистерии

Олег Мингалев
 
Хор нимф: О, Персефона! Небес застенчивая Невеста! Пускай не коснутся твоего  сердца химерные иллюзии и бесконечные страдания земли. Вечная истина улыбается тебе.
 Деметра: Дочь богов, оставайся тут, до моего  возвращения и вышивай. Небо – твоя Отчизна, и Вселенная принадлежит Тебе. Ты видишь Богов. Они явятся, когда ты позовешь их.
                Из Малых Элевсинских мистерий


               
   Пути Театра неисповедимы…  В начале ХХ века ему стало душно в его апартаментах и он, подзадориваемый озорными будетлянами – братьями Бурлюками, Крученых, Хлебниковым, Маяковским, вышел на улицы. Разворачивается деятельность гениального Леся Курбаса… Эти первые побеги побила лютая стужа сталинской зимы. Арто на Западе с его «жестоким театром», своими корнями уходившем в магию, не был почти понят своими современниками, хотя они уже обладали накопившимся к тому времени опытом переживания феномена «дада», перетекавшего тогда в сюрреалистический театр, внутри которого уже был зачат театр магический… Это своеобразное движение вспять, на круги своя, возвращение к истокам, впрочем, породило новейшую литературу, такую как роман Гессе «Игра в бисер», или же те шокирующие манифестации самого Арто, который предпочитал атмосферу таинственности, мелодекламацию, потусторонние крики, крупные формы, бледную голую худобу, жирные складчатые телеса…, грешников и святых, пап, королей, сумасшедших… Вспомните хотя бы «Орущего папу» английского живописца Бэйкона (с которым мне довелось беседовать как-то в Лондоне незадолго перед его смертью). Ведь он в своем живописном театре как раз многое прямо взял именно от Арто, начиная свою карьеру живописца в Париже!
 В Москве, в 60-е, небезынтересный «Театр на Таганке», во многом затрагивавший эстетику, разработанную футуристами и экспрессионистами, подчас игравший роль рупора своего времени /популярный романтический экспрессионист Высоцкий/, все же оставался и, конечно, остается сейчас «традиционным театром». Поинтереснее и, пожалуй, более метафизичным, увы, в духе вариаций известнейшего романа нобелевского лауреата, представлялся мне тогда опыт театра Спесивцева (12 Джульетт-нимфеток играют в одном спектакле, по ходу действия сменяя друг друга). В «Ромео и Джульетте» этот режиссер как истый маньяк умудрился зашифровать 12(!) набоковских Лолит! В конце 80-х театр Васильева дал не афишированное представление от группы лиц, в одном акте слизывающих мед с обнаженного тела красавицы, возлежащей как если б — на операционном столе. В древнем Риме осужденный на казнь должен был играть роль «Орфея». В финале представления на сцену входил медведь и независимо от наличия или отсутствия таланта игры — осужденного на эту роль раздирал на куски… Традиционно основным содержанием тайны мистерий Орфея, которую получали посвященные, являлось знание… потустороннего маршрута.
 Традиция не такая глубокая, да и благо ли приобретенная, но уж закоснелая донельзя!.. это так называемый театр Просвещения, или «светский». Произрастал же он не столь из эсхиловых иль шекспировских драм, но из балагана, из «простецких» пьесок, подчас симпатичных, в 19 в. заполонивших сцены мира. XIX век вообще грешил иллюстративностью, излишним натурализмом и гигантоманией, косвенно являвшихся результатом засилия прагматических теорий, корнем которых являлась индустриальная революция под стягами магической властнической титанической ориентации на использование, выгоду, профит в контексте вполне земных стихий, которые жаждал подчинить себе тогда еще вовсе молодой капитализм с его  ставкой на «научность», наивно и односторонне понятое логическое мышление.
 Благотворная традиция романтизма /Гете, Эмерсон, Торо,/ была оттеснена куда-то на периферию сознания человечества в ХХ в. Прагматическая доктрина открыто подняла голову, вернее, свое многоголовье гидры, манифестировавшись так ли, иначе, во всевозможных проявлениях крушения «старого мира». Апогей – суды Сталина, пожалуй, мнившего себя, как, впрочем, и «фюрер» по примеру римских цезарей – неким «социальным драматургом», «верховным и божественным». Как утверждают свидетели судебных процессов 1937 года – невозможно было не уверовать в истинность признаний «заговорщиков» и «врагов народа». Если бы эти суды поручили инсценировать режиссеру, то ему бы понадобилось немалое число репетиций, чтобы добиться от обвиняемых такой сыгранности… Однако в системе НКВД тогда уже велись пытки  с использованием высокочастотного излучения в комбинации с наркотиками. Это правда, Сталин обожал  не только артисток театра, но как истинный политический актер и режиссер – театр как таковой. Все дело в том, что в роли обвиняемых выступали также матерые политические актеры, соответственно – конкуренты Сталина по цеху, который надо было основательно перетряхнуть… Как и Сталин, соединивший в себе священника и политика, Гитлер зачаровывал современников. Так, К. Г. Юнг в своем труде «Диагностируя диктаторов» не скрывает своего восхищения фюрером: «Гитлер шаман, род божественного сосуда, полубожество, более того, миф…» Да, они являлись  политическими шаманами, разнузданными в ту железную эпоху, однако – политическими марионетками по преимуществу, искусно ведомыми мировым капиталом из-за кулис. Безусловно же то, что политическому шаманству был дан толчок шаманом непосредственным c оргаистически-хлыстовскою выучкой, к тому же отъявленным хулиганом и сексуальным гигантом – Григорием Распутиным, родоначальником-пророком политического шаманства, наиболее оригинальным и колоритным из всех, ибо в нем бушевала свободная и мощная сибирская порода!
Как нам представляется, в ныне грянувшую в мир непосредственно… эпоху мистерий – реальность самой жизни и реальность искусства имеют тенденцию сходиться в одной точке. Самолеты, врезывающиеся в «башни-близнецы» и Пентагон – похоронили заодно и «фабрику грез» с ее «страшилками» - Голливуд! Затем, Театр на Дубровке… Глубоко ностальгический по спокойному и безопасному советскому прошлому мюзикл «Норд-Ост». Заложники вспоминают, что, когда в начале второго акта на сцену выбежали люди в масках и с автоматами – зал встретил их рукоплесканиями. Конечно же, поклонники театрального искусства посчитали это находкой режиссера. Лишь автоматные очереди вернули наивных людей с небес на землю. Троллейбусы с отравленными телами зрителей, катящие свои колеса подальше от этого поистине «жестокого театра» - такое и не снилось ни театру дада, ни Ионеско, ни Арто, ни Беккету, ни иже с ними мастерам искусства. Путин и его ФСБ вольно-невольно вместо террористов явились в качестве “режиссеров”  финала “спектакля” «Норд-Ост».
Политический драматический театр в духе батьки Махно (известного театрала!!!), в котором задействованы в основном бездарные политические актеры-любители, представляют собой заседания Верховной Рады Украины, не отстают от них и заседания Киевской городской рады. Эти антихудожественные представления балагана петрушкиных побоищ в беспрестанной борьбе за ресурсы и поддержание выгодного имиджа у электората, также призваны сокрыть гораздо более серьезные мотивы украинских олигархов, а именно, утверждение их власти и дальнейшее закабаление народа Украины. Безвкусные хэппенинги-говорильни для отвода глаз, проплачиваемые народом же, пелене подобно затрудняют рассмотрение  истинных политических процессов, а именно, узурпации власти определенными мафиозными группами. Вопрос лишь в одном – нужен ли Украине этот бесконечный перформанс абсурда из жизни марионеток, который стоит так много денег? Ведь народу, как известно, надо предоставить не только зрелища, но и хлеб! Однозначно голодному народу таковые зрелища не по сердцу. Поэтому всегда существует опасность поджога Рейхстага!
               
   В хорошем смысле слова – Традиция сохранялась в мистериях храмов, соборов – христианских, буддистских, индуистских, зороастрийских. Традиция духовного театра с его ритуалами и обрядами, с древнейших времен регулировала саму жизнь человека. Опыт этого века доказал что без следования Традиции человечество подобно дитяти, брошенному на произвол – самоупивающееся саморазрушающееся. Оно может находить себе, боготворить и менять без конца подбрасываемые новые игрушки, информационные ловушки, такие как «Апокалипсис», «Прогресс», «Технократия», «СОИ», «Интернет», так называемая пресловутая «война с мировым терроризмом», или же старинное уродливое  «светлое завтра коммунизма» советских времен, но эволюция сознания человечества даже перед очевидной угрозой тотального уничтожения все так же не будет сдвигаться с мертвой точки…
Мистериальный театр возможен, пока сберегается ядро его во внутрихрамовых сакральных действах! Извечно мистериальный театр спасает, выводит из очередного создавшегося тупика человечество, упивающееся то и дело всевозможными разрушительными процессами – войнами ли, безумным экспериментаторством этих дней. В год 1000-летия крещения Руси православная церковь дала ряд представлений сугубо мистериального толка.  Во дни Оранжевой революции на Украине, в Киеве, со всей очевидностью на весь свет, совершенно спонтанно пробудилось мистериальное сознание. Что же такое мистерия этого дня?
…Это когда История новейшая сыграла саму себя! Еще в 1987 г. 30 апреля, ровно через год после страшной трагедии Чернобыля в здании Центрального Дома Художника (Манежа) на фоне Всесоюзной молодежной выставки была разыграна мистерия «ПОСТРАДИАЦИЯ» с живописью, музыкой и текстами автора «Мистерий» /премьера освещалась в печати, тогда по понятным причинам, к сожалению, только за рубежом/. Как известно, в ХХ веке на Западе новая мистерия была разработана композитором Карлом Орфом — «МИСТЕРИЯ В КОНЦЕ ВРЕМЕНИ». В наши дни в Москве работает уже давно целый круг последователей мистериального метода в искусстве: их образ мыслей, веры, стиль жизни самой по себе – не противоречат меж собою как у принявших бесповоротно и навсегда мистериальный подход, императив синтеза и целостности единой воли, уравненной с космическими силами, хотя и вочеловеченной. Такими я знаю некоторых киевских волхвов и московских музыкантов, следующих зороастрийской ли (Герман Виноградов), тибетской древней традиции Бон (Алексей Тегин).
       Сущность мистерии многогранна и многолика подобно магическому кристаллу Познания. Однако, совершим попытку сформулировать идеал объективного искусства, саму сущность мистерии вкратце:
       За внешним покровом явлений, за кожурой бытия Этого сокрыта животрепещущая плоть тайны Того. В вещах явленных нерасторжимый синтез Мнимого (кажущегося) и, возможно, Того. В вещах явленных – образах отпечатков вибраций, иероглифах и эмблемах Того Невидимого может быть символически представлен отсвет истинной реальности не омраченный гранями тяжеловесных смыслов, упирающихся в Реальность Этого. Поэт,  художник движется к символу, архетипу, корню явлений и смыслов. Счищает и обнажает кожуру Внешнего. Первородная основа, Прародина, миф о Ней – является основным сюжетом объективного искусства и созвучной ему драмы Истории Прошлого и Будущего, алхимического смешения в Настоящем, которое осуществляет мастер мифов ибо маг, демиург, мистагог, жрец-священник. Соборное начало (Синтез)  неотделимо от сознания мастера-пророка, царя-законодателя, ибо связанного с реальностью Того.
       Непривязанный Дух вечный, из-за осознания  Самого Себя стремясь к Прародине своей, играючись преодолевает во сиянии Мрак и Хаос, порождая в соприкосновениях-слияниях новейшие формы Бытия, суть Реальности, обожающей динамизм его, ничем непревзойденную Вибрацию. Скользя в бессмертном Космическом Лоне Героический Фаллос не столько кастрируется, сколько самоутверждается, восстанавливается. Хождение над Бездною, балансирование, триумфальное восхождение к оргаистической жертве семенем и есть Благо Бытия. Осознаваемое восхождение в Лоне мыслью есть залог Красоты, Добра и Блага. Ибо неотъмлемою частью Блага всегда есть Чистота, Верность, Сияние божественной Жены, Матери Реального.
       Взаимное обожествление друг другом взаимодополняющих Начал через Любовь и Ликование творчества приподымается Эмблемою Двуединста над пучинами Зыби, Хаоса, Трагедии, Энтропии. Итак, Фаллос Героический, непотопляемый над Зыбью мятущеюся кривых соблазнов, искушений Смертью – знаменует Дух низринутый, нисходящий в Материю, которая обретает сознание благодаря Ему. Но было бы святотатством “презрение” Фаллоса по отношению к Матери Мира. Ирония же имеет и должна иметь место по отношению к ветхим и увядшим формам былой игры духа с формами материального. Таким образом Ирония выступает как основной инструмент ниспровержения формы.
       Фаллос – повелительный магический Жезл Творчества, ввергаясь в Пучину, Бездну Непроявленного, призывает оттуда новейшие формы, кристаллизованные его Духом. Благодарная Материя, раскрывая в себе потенции Духовного, несет на алтарь времени свои Дары. Художник-мастер и Искусство выступают в качестве метафоры Бога и Боготворчества. Подытожим: Искусство, Творчество, Ирония, Фаллос, Героизм, извечное неудержимое устремление чрез Зыбь Этого, явленный материальный мир Реальности – к Иному Того, Абсолюту. Поэтому, Самопожертвование и Самовоскрешение в мире явленном есть метафора Духа.
Нейтральная неразбуженная Материя таит потенцию от соприкосновения с тем или иным качеством Духовного - порождать формы не то Блага, не то Неблага. Таким образом манифестируя качество Духа, что напрямую ведет к категориям эстетики – Красоты и Уродства, степени приближения к Гармонии или удаления от нее. В нерасторжимом мире Двуединства Света и Тьмы, Мужского и Женского Дитя Мира играючись творит Новую Эпоху.
                1987-2005