О Принцах...

Кристина Французова-Януш
                Будьте моим, Ваше Высочество,
                или
                Принцы: история мужского вида

О принце барышня всю жизнь мечтала,
И очень верно милого ждала.
Но лишь состарившись, плохую весть узнала,
Принц не доехал, выпал из седла!
Мораль найти в сей лирике не сложно,
Учитесь принцы ездить осторожно!

Это забавное стихотворение из народного творчества очень точно подмечает условность столь любимого женщинами образа: принц на белом коне. Что и говорить, мы ждем своих суженых, подчас не являясь принцессами. Более того, мы ждем тех, о ком не имеем ни малейшего представления. Это некий фантом, фата-моргана, вспыхивающая то тут, то там в пустыне наше повседневного рутинного бытия, но как он притягателен, невзирая на романтическую несерьезность…

Итак, давайте по порядку, а именно, начнем с главного атрибута господина принца, ведь если коня нет, то какой же он принц? 
Белый конь. Ни для кого не секрет, что самым белым и самым волшебным существом всегда считался Единорог. История этого  мифа охватывает весь мир, исток его находится в древней Индии, затем он упоминается в сказаниях Западной Азии. Древние римляне люди были не глупые, но всерьез полагали, что чудесные, излучающие божественный свет животные с рогом во лбу реально существуют. Весть об этом разлетелась по всему свету, примерно с той же скоростью, с какой информацию распространяет сегодня интернет, ну, может, с чуть меньшей. И вот уже африканские мужи царапают на скалах схематичное изображение гордого скакуна, правда, в этом исполнении он мимикрирует  под антилоп бейза и орикс.
Вынесем за скобки утверждение придворного лекаря Ктесия, описывавшего с неимоверным восторгом диких индийских ослов, имеющих один рог на лбу. Греческий эскулап утверждал, что если болящий выпьет воды или вина из рога этого животного, то хворь оставит его до конца жизни. Простим чудесным грекам их детскую наивность. И двинемся дальше.
Было время, когда этих парнокопытных чаровников изображали в теле быков, с кабаньми хвостами, но уже из породы чертовских вариаций. Потом была проведена аналогия с носорогами, но уж больно неприглядными и тяжеловесными они были. Вопреки сегодняшнему представлению о единороге, как о носителе белой магии,  в греческом «Физиологе» он характеризовался как  «быстроногий зверь, носящий один рог и питающий злую волю в отношении людей». Ему вторит Библия, трактующая его под именем «рэ’эм» как быстрое, опасное, свирепое  и свободолюбивое  животное. Правда, в более поздних ее вариантах «рэ’эм» превратился в зубра, что ближе к истине.
В своем небесно-белом, привычном для большинства людей, образе Единорог возникает многократно в греческой и еврейской мифологии, но самая  красивая легенда звучит так: «После изгнания Адама и Евы из рая, Бог предложил единорогу выбор: остаться в Эдеме или последовать за первыми людьми. Единорог выбрал второе,   с тех пор его основным душевным качеством считается сострадание…
Средневековая Европа присвоила единорогу самое популярное и привычное  значение – значение магического сказочного существа, приносящего людям защиту и покровительство.  В сказаниях и народном фольклоре он появлялся в ударный момент, и оказывал главным героям помощь из разряда «спасти может только чудо», являясь именно этим чудом. От него исходило божественное сияние, а на конце его рога сверкала голубая звезда.  Кстати о роге - во все времена ему приписывалась чудодейственная сила, способная излечить от болезней и даже даровать бессмертие. И настолько волнующей была эта мысль, что люди дали рогу название – аликорн, с тех пор он имел смысл почти равный волшебной палочке магов, а в Европе средних веков всевозможные знахари и шарлатаны «на ура» торговали примочками и порошками на его основе, что не помешало эпидемиям чумы и холеры выкосить половину Европы  в XIV и XVIII веках. 
Были и такие источники, в которых единорог представал диким мустангом, укротить которого могла лишь, - на полном серьезе, - юная девственница. Стоило ей вскочить ему на спину, как он смирялся, подчиняясь ее невинности. При этом, для полного контроля над ретивым жеребцом девственницам рекомендовалось иметь такой аксессуар, как золотая уздечка. Также девственница использовалась охотниками, жаждавшими поймать диковинного жеребца – обнаженная и печальная она блуждала по лесу, пока единорог, неравнодушный к женской красоте, не выходил к ней во всей красе. После чего они устраивались под деревом, и она начинала нежно поглаживать его рог, отчего он засыпал. Вслед за этим коварная дева отрубала символ его мужественности, и к поверженной  добыче сбегались охотники. Такие вот ужасы Средневековья, не лишенные сексуального флера…
 
Вплоть до XIX века многие люди совершенно искренно полагали, что где-нибудь на тайных тропах при благополучном стечении обстоятельств можно встретить настоящего единорога, и тогда он склонит свою голову и спросит человечьим голосом: «Чего тебе надобно, старче…». Ой, прошу прощения, это уже из другой сказки… Столь легковерных людей пришлось разубеждать французскому натуралисту Жоржу Кювье, который сделал это довольно обстоятельно в 1827 году в одном из своих многочисленных трудов. По его утверждению, если единорог был парнокопытным, соответственно он должен был иметь два рога.  Но бедный мсье Кювье слишком часто ошибался, и по части единорогов в том числе - в  1934 году американский биолог, доктор Франклин Дав не просто выдвинул теорию, что Кювье не прав, он доказал это на деле,  трансплантировав теленку во фронтальную часть зародыши рогов друг над другом. Ученый полагал, что в процессе роста они сольются в один рог. Его расчет оправдался, теленок вырос и превратился в однорогого быка, однако на этом его сходство с единорогом закончилось.
Из всего вышесказанного для человека XXI  века самой ценной может быть лишь следующая информация: на китайский язык слово «единорог» переводится как «ки-линь» и означает  «мужской - женский». Проще говоря, гермафродит в ментально-философском смысле, благодаря этому свойству, парнокопытный гибрид символизировал союз противоположностей, а значит, являлся олицетворением гармонии.
К сожалению или к счастью фэнтэзийные единороги сейчас почти не встречаются, по крайней мере, нет неопровержимых свидетельств их физического существования, зато, воскликнут нетерпеливые особы женского пола, есть белые кони… Увы, здесь также кроется подвох -  в генетическом наборе животных нет абсолютно белого цвета – то, что мы считает белым окрасом, на самом деле является или поседевшим серым или же проявлением такого  редкого заболевания, как альбинизм, причина которого - сбой в синтезе меланина. Белый конь,  верный компаньон  потенциальных принцев, является примером мутации генов.
Век XX  и XXI и вовсе подменили теплокровное гордое животное конем железным  - дорогой престижной породы – мерседесом или как сегодня Bentley с Lamborghini, на худой конец сойдет Lexus. Понятное дело, что есть те, кто может позволить себе лишь Ладу - Калину, но в таком случае котировки этих принцев значительно ниже.
В крайнем случае, если даже на белую Ладу-Калину денег нет, а любовь-зазноба одолела по полной, попросите его время от времени надевать белую рубашку, и вы увидите, как сексуально она оттенит его двухдневную щетину, как заблестят его глаза, цвета осенних облаков, и призрак белого Единорога, непростого по характеру, но чертовски притягательного, поможет вам увериться в том, что, невзирая на пробки и ухабы, вы все-таки добрались до территории сказки…   
С транспортом разобрались, перейдем непосредственно к принцам. Какими они должны быть, и каковыми являются на самом деле. Не окажется ли в конце нашего несерьезного исследования, что принцев ожидает участь единорогов – прекрасно-нереальные, они бродят где-то в лесах тайными тропами, скрываясь от охотников, точнее охотниц, и лишь изредка реагируют на появление невинных дев. Последние, увы,  встречаются все реже и реже...

Классификация
Когда-то мир принадлежал им, - сильным, властным, могущественным. За ними был Космос, поля боя, научные открытия, спортивные треки. Их беглые пальцы создавали великие полотна и рождали музыку высоких сфер. Их умы блистательно решали сложные шахматные задачи и уравнения с множеством неизвестных…Им подчинялись человеческие ДНК и  алгоритмы. Женщины всего мира стремились к единству с этой властной сильной частицей Бога – к Мужчинам. Лебединая песнь истории, музыки, литературы, философии, кинематографа  – союз двух начал, в единстве была их сила. Но Дьяволу не спится. Он решил поглумиться над этим единством. И бросил в мир болезнь под названием «эмансипация». И потомки Евы забыли о своем первоначальном назначении. Народились из них «железные леди», бизнес-вумен. Их разум замутнила цивилизация,  стремление входить в горящие избы, строить БАМ, управлять странами, пересилило природную слабость и нежность,  в пылу масштабных военных действий за независимость Женщина забыла о своем Господине, Муже, Друге – о Мужчине. Но щедрая мировая литература еще хранит на своих страницах богатую классификацию мужской половины человечества…
«Герой-любовник» (Казанова, Дон-Жуан, Милый Друг, Жюльен Сорель) – вечный баловень судьбы, любимец женщин. В нем всего поровну – цинизма, павлиньего самолюбования и дерзости.  Ему невозможно отказать, с ним тяжело расставаться, но приходится. Семейные узы –  не для него, а старость – самое страшное поражение.
«Романтический герой» (Артур Грэй, Фанфан-Тюльпан, Зорро, Робин Гуд) – живет между небом и землей. Лишен жизненного трагизма, не столь циничен, сколь «герой-любовник», но так же не подлежит одомашниванию, - крайне непрактичен в быту. В магазин его посылать бессмысленно,  не дойдет, потеряется, да и с сантехником ему не договориться. Его оторванность от повседневности может приводить как к комическим, так и к грустным ситуациям.
«Воин» (Ричард Львиное Сердце, Зигфрид, Артур-Овод) – с многодневной щетиной,  явным отсутствием дезодоранта и сумасшедшим блеском в глазах. Высшая степень мужского начала. Тоже отнюдь не семейный тип. Война для него - оправдание самых нелепых поступков и желаний. Главная забава Мужчины, позволяющая ему проявить свою силу, ловкость и инстинкт убивать. Не зря гусары, уланы и драгуны испокон веков были объектом поклонения особ женского пола всех возрастов и мастей.
«Супермен» – американизированная модель мужчины-джентльмена. Гибрид романтика и воина. Но помимо прочего, «супермен», чаще всего существо мутантного свойства – «человек-паук», человек-летучая мышь (Бэтмен), «люди-икс», родоначальник воинствующей братии - Супермен.  Все они – личности неординарные, претендующие на идеологический символизм. Но в сердцевине каждого из них присутствует изъян, органический или психологический, превращающий их в изгоев…
«Бунтарь» (Чацкий, Гамлет, Дон Кихот) – иногда сноб, иногда зануда, иногда борец с ветряными мельницами. Он может вызывать восхищение и трепет, а может - презрение и раздражение. Чаще всего не знает, чего хочет и хочет ли вообще. Претендует на роль философа или доктора для больного общества. Любит манифесты и заумные тирады. С таким трудно, но можно. Хотя, лучше не надо… 
             «Принц» (Эдвин Друд, Мастер, Маленький Принц) самый трагический мужской тип. Может с легкостью вобрать в себя черты всех вышеупомянутых типажей, но отрешенность пересилит жажду жизни. Он живет в монастыре своей души, мечется между воспоминаниями и мечтами. На земле ему неуютно, в небе – тоскливо. Может бродить по пыльным дорогам далеких стран, потом вернуться домой и стать преданным  любовником. Но когда семейное счастье почти воплотится в реальность,  после брачной ночи он отправляется на Тибет в поисках Шамбалы. И убивать его за это бессмысленно, он все равно ничей. Неуловимый, как Улисс, грустный, как Пьеро, страстный, как Казанова…
Мы подошли - ближе не бывает - к определению характера такого притягательного понятия, как принц. Наиболее полно принцы представлены в литературе, как в серьезной, так и в народно-фольклорно-сказочной. В сказках натуральные принцы, чаще всего, натуральные блондины, иногда певучи, иногда не очень, это уже по ситуации, но как показывает сказочная практика, чаще всего, очаровательно-бесхарактерны и прекрасно-бесполезны,  как мой фэншуй, которым я заставила всю квартиру в ожидании суженого, золотых финансовых потоков и тибетского здоровья. Куда ни глянь, в русско-народных сказках восседает этот представитель «золотой молодежи» в хоромах батюшкиных, да ждет, когда по приказу папеньки на белый двор соберутся девицы-красавицы. Ладно, если пробьется к нему на аудиенцию Золушка какая-нибудь, решившая, наконец, за долгие годы каторги принарядиться на королевский бал, и въевшаяся в кожу зола тому не помеха. А если не дойдет, в дровах запутается, заснет за разбором чечевицы, тогда что? И невдомек ему малохольному, что надобно приподняться за невестой-то, на коня запрыгнуть, силы свои потратить, отыскать красотку, да повернуться к ней лучшей стороной профиля. Одним словом, бледноваты характером и мыслями сказочные принцы.         
Другое дело, Иван-дурак. Вот уж смекалистый малый, с крестьянской хитрецой, бесшабашный молодец – надо Кащея, как капусту, порубить, да без проблем, сквозь игольное ушко протиснуться – не вопрос, мрак обмануть, у света помощи попросить, - прогнется без комплексов, также этот малый не лишен  здорового прагматизма – в конце пути, на королевском дворе конкретно изъясняется, обращаясь к смущенному папаше: «принцесса это хорошо, а как насчет половины царства в придачу?». И милей женским душам этот прохвост, смахивающий на симбиоз фарцовщика и иллюзиониста, вкупе с биржевым маклером, потому как проку от него больше.
Правда, сколь мудры ни были бы народные сказки, социально-классовые рамки еще никто  не отменял. Это у грустного философа Андерсена, знающего цену хорошей шутке, взбалмошные принцессы влюблялись в свинопасов, а в жизни реальной принцам должны доставаться принцессы, а именно – юные дочки газово-нефтяных королей.
В серьезной литературе принцы – личности обаятельные, неудержимо желанные, притягательные,  иногда – бунтарские. Не всегда соблюдающие законы общества, чаще они живут по своим собственным, руководствуясь личным кодексом чести или заимствуя отдельные пункты у  средневековых рыцарей, бродячих актеров и менестрелей. Они любят опасность, отвлеченные маневры, особенно приветствуются поиски себя, на протяжении которых можно удалиться от женского общества в какой-нибудь тибетский монастырь или во Французский Легион. Иногда они возвращаются, подобно герою Джуда Лоу из фильма Энтони Мингеллы «Холодная гора», чтобы свидевшись с рыжекудрой возлюбленной на мгновение, тут же меж стволов деревьев пасть в неравном бою с плохим персонажем. Иногда проходят стороной, как корабль с алыми парусами, потерявшийся в морской бесконечности.
Еще один немаловажный момент, уж коли мы говорим о принцах, то предполагается в их архитектуре некий намек на благородство происхождения, если оно подкачало, можно обойтись благородством духа. Но и последнее  не обещает изысканность манер, если конечно речь не идет о классическом английском джентльмене.
В кинематографе палитра  принцев не уступает многоцветию павлиньего  хвоста.  В этой ситуации принцевость – состояние человеческой души, странное стремление, принадлежа всему миру, не принадлежать никому. Их имена, как и положено, светятся неоном, овеянные ореолом недоступности и тайны, они живут в башне из слоновой кости.  По ним так сладко тоскуется промозглыми осенними вечерами. Оттого они такие, что пришли к нам из кулуаров самого искусного Магистра иллюзорных наук –  мсье Синема:   Жерар Филип, Ален Делон, Микки Рурк, Киану Ривз, Райф Файнз, Джуд Лоу, Олег Меньшиков. Самые яркие представители принцев от кино…

«Сид»
«Самурай весны», «enfant terrible», актер божьей милостью. В сознании благодарных французов он остался Сидом, принцем Гомбургским, Фанфаном-Тюльпаном.  Такой любви позже во Франции не удостаивался,  пожалуй, никто. Будучи выпускником парижской Консерватории, он прославился еще на втором курсе, когда стал Ангелом в театральной постановке «Содом и Гомора». И тогда и потом в ННТ Жерар Филип мастерски управлял тысячными залами,  не теряя ни на мгновение нерв действия. В кино он привнес образ гордого, нежного, задумчивого человека, жаждущего любви и умеющего делиться ею с женщинами. В жизни за кажущейся веселостью баловня судьбы скрывался сложный, противоречивый человек, ищущей, страдающий, взбалмошный, временами одинокий ребенок. И была в нем черта, присущая практически всем мужчинам этой странной породы – отрешенность. Да, он стал  Принцем потому, что был на экране романтиком и умер на заговоренной цифре «37», не дожив до 38-летия девять дней.   

«Рокко и его слава»
Ровесники мои, спросите ваших мам, как звали того красавца-француза, что владел их умами и сердцами безраздельно. Они назовут вам его имя без запинки, и по блеску их глаз вы поймете, сколь неопровержимой была сила обаяния этого человека. Сегодня он - целая эпоха французского кинематографа. Ален Делон. Он начинал у Лукино Висконти и  Микеланджело Антониони. В фильмах Кристиана Жака оттачивал имидж романтического героя. Жан-Пьер Мельвиль наделил его мрачной выдержанностью и гордой холодностью.  Анри Верней и Жак Дерей научили быть невозмутимо-насмешливым. В жизни – мистическая сила Скорпиона и космический мрак Плутона заводили его в самые опасные области, какие только виражи он не делал, с какими неоднозначными людьми водил дружбу. Сегодня он вроде бы остепенился, помирился с близкими, признался в своем абсолютном одиночестве, чем потряс поклонников и завоевал дополнительные очки. Фактически ушел из кино. Для нас остался безусловным принцем, притягательным до головокружения,  мужчина с пластикой леопарда и душой Казановы, платиновый принц…
 
«Сердце Ангела»
Микки Рурк сказал дерзкое «нет» голливудской мясорубке и сам поборол своих демонов.   Его воспитывала улица, он сумел возвыситься над нею и выйти в свет.  В кино создал образ спокойного, медлительно-мечтательного человека, внутри которого таится вулканическая лава. Его знаменитая улыбка навеяла нам воспоминание о Жераре Филипе. Он обнажил перед нами «Сердце ангела», доказал, что в каждом из нас живет святой «Франциск» и что настоящая любовь может зародиться и умереть за «9 с половиной недель». Но в конце 80-х, запутавшись, став драчуном,  пьяницей и «Бойцовской рыбкой», он убеждал всех, что рано петь по нему «Отходную молитву», но… «Время падения» наступило. От него отвернулись любимая женщина, друзья, продюсеры. Он лег в психиатрическую клинику, а выйдя, сам  стал писать сценарии своих фильмов.  Так родился «Джонни-Красавчик», но это уже был не тот Микки Рурк, с другим лицом и другой душой. Сегодня, когда ему этого хочется, он выглядит кротким, иногда, снимается у серьезных режиссеров, но сталкиваться с ним темной ночью в переулке никому не пожелаю – можно испугаться. Для меня же он остался тем далеким Микки Рурком из «Франциска» и «Года Дракона», сильным и уязвимым одновременно, ласковым и яростным, готовым бороться за свою любовь и честь.   

«Дитя Востока»
            Киану Ривза причисляют к мятежному «Поколению Х». Рисковый парень и буддист по духу, проповедник свободы от всего второстепенного и актер тонкой душевной органики. Нервный, мрачный, стремительный, вежливый, влюбчивый. Эти прилагательные мало сочетаются друг с другом, но порождают образ, пропитанный легким бризом и колючестью морской волны. Для нас, зрителей, он, прежде всего, Нео – кибернетический Христос, но до этого, у Бертолуччи, он был принцем Сидхартой, Светлейшим Буддой, отрешенным, мудрым, созерцающим. Он – бродяга и путешественник, признающий только свои собственные законы бытия. Его жизнь стремительна, как гонка на мотоцикле. Он лишен жажды денег, совсем недавно выбрался из череды несчастий,  но в свои 47  кажется юношей, который не может или не хочет вырастать. Не потому ли, что вечная молодость - удел настоящих принцев …

«Евгений Онегин и Лорд»
Райф Файнс и Джуд Лоу. Первого мы помним по «Списку Шиндлера» и «Английскому пациенту», второго – по «Талантливому мистеру Рипли», «Уайльду»  и «Искусственному разуму». Первый – аристократ с болезненным лицом, сделавший своего Гамлета нервным мальчиком, до беспамятства влюбленным в свою мать, Гертруду. Затем была глава скорби и любви – в бескрайней  тунисской пустыне он встретил свою Женщину, полюбил и потерял, но не потому, что совершил предательство, а потому что смалодушничал («Английский пациент»). Затем обернулся Евгением Онегиным. И ведь не обманул, создав его почти таким, каким мы его представляем - скучающим, равнодушным, надменным денди,  в конце –  плачущим от любви к когда-то отвергнутой Татьяне. 
Второй -  Джуд Лоу – изящный британец, с холодным блеском в глазах, высокородием в профиле, металлическими нотками в голосе. Хорош удивительным сочетанием порочности и изящности, светской выхоленности и уязвимости, породистости и детскости. Его губы выдают существо капризное, но нежное, глаза – твердый характер и силу воли, гордая осанка – благородство духа и правильное воспитание.

«Меньшиков - с мягким знаком»
Знак мягкий, а характер твердый, не человек – кремень. Единственный из всех вышеперечисленных, кто обратился в образ принца человеческой сущностью, а не ролями. Артист, гордец и умница, блестящий острослов, эрудит, немного сноб, еще в меньшей степени - мизантроп.  Не терпит панибратства, не прощает предательства, нелюбимых убивает на месте взглядом, критику в свой адрес парирует свинцовым молчанием. Это об Олеге Меньшикове - конспективно… 
Пусть не обижаются другие великолепные мужские экземпляры, мы продемонстрировали, так сказать, квинтэссенцию «кинопринцев». Кроме них сегодня существуют «секс-символы» и «мачо», но к принцам они имеют отношение постольку-поскольку, ибо представляют собой узкий подвид, как сказал бы Чарльз Дарвин. 
 
Вместо заключения

Не надо мечтать о мечте, надо мечту делать реальностью, в этом некоторым из нас может помочь эзотерика, не настоящая в исполнении «Теософского общества», а сегодняшняя, народно-популяризированная, временами забавная, временами бредовая. В некоторых ее советах есть доля здравого смысла – я не имею  виду вторую пару тапочек 45 размера в спальне рядом с вашими,  - это путь ложный, называется «в ожидании Годо» - а некую душевную настроенность, которая помогает упорядочить хаос в очаровательной женской головке. При этом важно понять: хотите ли вы строить БАМ (образно говоря), штурмовать Эверест, баллотироваться в президенты, на худой конец, осаждать Голливуд или вас привлекает уютный дом, все те же тапочки 45 размера, лосьон после бритья, его мурлыканье с фальшивыми нотками, доносящееся из ванной, неловкие, но милые  попытки пожарить для вас на завтрак яичницу с беконом. При этом вас не будут раздражать разбросанные по квартире носки, его, конечно, не ваши, незакрытый тюбик зубной пасты, банки пива в холодильнике, из-за которых вам некуда ставить свою диетическую Колу.  Вариантов бесчисленное множество, но есть самое-самое, главное, как вишневая косточка, из которой на голове у оленя выросло плодовое деревце -  ваше чувство к нему, и неважно, что он совсем не похож на Дмитрия Харатьяна из киносаги о «гардемаринах» и у него нет ничего общего с тем феерическим образом, который вы по совету биоэнергетиков и магов спроектировали у себя в голове.
Судьба – та же женщина - бывает ласково-покладистой или невыносимо стервозной, она не любит партитуру, предпочитая экспромт, так дайте ей возможность оторваться на вас сполна. Слабых женщин в наше время нет, так что, какую бы «бяку» ни подкинула бы нам судьба, мы справимся. Ведь все мы рождаемся с естественным стремлением встретить своего единорога или принца, кому – что привычнее.  Чтобы в естественном союзе, обусловленном природой, а значит Богом, мы могли бы реализовать свой творческий потенциал. И тогда каждый день будет полон особым смыслом, потому что счастливицы, отыскавшие в много миллиардном человеческом потоке  мужскую душу, звучащую с ними в унисон, отныне могут с полным правом называть своего избранника - «мой принц»…