Фрэнсис Бернард Дикси

Улексия Миссосупова
Francis Bernard Dicksee, 27 ноября 1853 - 17 октября 1928.

Aнглийский художник, иллюстратор Викторианской эпохи, член "Братства прерафаэлитов" (по другой версии не входивший в братство, но соотносимый с ними), 12-й президент Королевской академии художеств (1924-28).
Фрэнсис Бернард Дикси родился в семье известного художника Томаса Фрэнсиса Дикси. Первые уроки живописи он получил именно от отца, а в 1870 году поступил в Школу искусств при Королевской Академии, где учился у Лейтона и Миллеса.

Как и многие художники того времени, Дикси начал свою карьеру как книжный иллюстратор, что отразилось на его дальнейшем творчестве, носившим повествовательный характер. В 1875 году он дебютировал на выставке в Королевской Академии и был удостоен золотой медали. Но первый настоящий успех художник познал два года спустя, представив на выставку свое полотно «Гармония» (1877).
Вся карьера Дикси была связана с Академией. В 1881 году он был избран ее членом, а спустя десять лет получил звание академика. Наконец в 1924 году иго избрали президентом Академии, и он оставался на этом посту до конца своих дней.
Миранда Дикси
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/11/28/6703
Она - героиня шекспировской "Бури",
"Миранда! - рыдание бурного моря, -
"Спаси Фердинанда!" Небесные хмури
в разгуле стихии, со смертью жизнь спорит.

И смелость, и гордость, и черт благородство,
нет девы на свете добрей и прекрасней!
Миранда!Плеск волн на атолловых кольцах,
глубины души, блеск глаз ярче топазов.

Летит Ариэль и любовь воспевает,
и кончилась буря, и небо яснеет,
во взгляде бы не утонуть Фердинанду,
Миранда спасти его вряд ли сумеет.

Фрэнсис Бернард Дикси. Миранда.1878
Следуя традиции своего отца, автора картин на литературные сюжеты, Дикси не раз писал картины на темы шекспировских пьес.
Он также нередко обращался к древним легендам, воспевающим образ Прекрасной Дамы и идеалы рыцарства. Эта область творчества художника сближает его с прерафаэлитами, причем не только тематически, но и пластически. Дикси обладал великолепной живописной техникой, скрупулезно подходил к исполнению мельчайших деталей картины.Дикси сполна отдал дань модной в викторианском искусстве теме любовного признания. Его полотна на этот сюжет отличаются удивительным для столь тривиального предмета разнообразием пластических и образных решений.В этих картинах , как и в ранней «Гармонии», примыкающей к ним тематически, нет однозначности, происходящие события осенены ореолом тайны и двусмысленности.
Дикси был также великолепным портретистом, предпочитая писать красивых женщин. Женская красота стала темой целого ряда жанровых полотен с нехитрым, чаще всего пикантным сюжетом. Эти полотна исполнены чувственности и изящества. Большой ценитель женской красоты, Дикси и сам был хорош, обладал манерами аристократа и исключительным красноречием, был легок в общении. Он пользовался успехом у женщин, но ни с одной из них не связал свою жизнь, до конца дней оставаясь холостяком.
Испытав пик популярности в конце XIX века, Дикси был одним из тех академических живописцев, кто пережил свою славу. Ему были чужды модернистские тенденции, возобладавшие в искусстве Европы после Первой мировой войны. В последние годы жизни художник практически не писал жанровых кратин, посвятив себя портрету.
Дикси был удостоен многих наград и почестей. Наконец в 1925 году его произвели в рыцари. Умер художник в Лондоне 17 октября 1928 года. Пять лет спустя в стенах Королевской Академии состоялась большая ретроспективная выставка его работ.

За основу текста взята статья в книге: Мировое искусство. Прерафаэлитизм/ Сост. И. Г. Мосин. СПб., ООО «СЗКЭО Кристалл», 2006, http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post146841586/