Дневниковые записи. 1932 год. Часть 42

Михаил Ильич Суббота
На фото слева направо сидят: Михаил Циферов, Ира Никитина, Шура Васильева, Маня Бычкова,
 Михаил Суббота. Стоят: Галя Суббота, Надя Черкасова, Вера (подруга Гали). 17.03.1932 г.

*****

Часть 42


Москва, 6 марта 1932 года.
Купил книгу К. Линдемана «Общие основы энтомологии» за 2 рубля. Недорого. Я думаю понемногу составлять библиотеку по энтомологии. Если же придётся переезжать, то книги всегда можно положить (2 ящика) у знакомых на хранение. Сейчас у меня по энтомологии 43 книги.
    
Папа ездил на ст. Клязьму и привёз ветки тополя и козьей ивы. Ива уже почти полностью выпустила пушок. Почки тополя слегка клейкие.
      
Вечером пришла Шура. Её отношение ко мне улучшилось. Может, потому что я стал подстригаться. От девчат и это возможно. Раньше она как придёт, бегут сразу с Галкой в комнату Михаилов и Вадима. Сегодня же была у нас. Надька не заходит.

Москва, 8 марта.
С утра — метель. Весь день дует сильный ветер. Под вечер стал просто ураганным. Снегу навалили на десять сантиметров. Пути засыпаны. Трамваи или стоят, или идут очень медленно. Первый раз в Москве вижу такую сильную метель.

Москва. 9 марта.
К утру шторм стих. Повсюду наметены сугробы. У домов, во дворах, у крылец они высотой более метра. За одни сутки снегу выпало столько, сколько и за всю зиму. Трамваи идут тихо, без прицепа. Автомашины на некоторых, даже центральных, улицах проехать не могут. На окраины ни трамваи, ни автобусы не ходят. К вечеру трамвайные пути очистили, чистят и дороги. По краям навалены сугробы высотой метра два-три. Все грузовики мобилизованы на очистку улиц. На это понадобится несколько дней.     Трамваи переполнены. Многие люди с работы идут домой пешком. Такой снег я в Москве никогда не видел.
   
Ездил в океанографический институт, который объявил  приём учащихся на курсы. Курсы готовят сотрудников: геологов моря, биологов, химиков и т. д. Работа на Северном Ледовитом океане, в Мурманске и Архангельске по изучению Северного океана. Заявление я решил не подавать.

Москва, 11 марта.
Пошёл с Шурой и Галкой в кино смотреть американскую комедию «Капитан летающей тарелки». А до кино заходили к Шуре. Живёт она у Сретенских ворот в Рыбниковом переулке (дом 7, квартира 5), на третьем этаже во дворе в трёхэтажном здании старой, неудобной архитектуры. Квартира перегорожена дощатыми перегородками. Вид квартиры почти деревенский. Дома никого не было. Во дворе видел Шурину сестру (10 лет) и брата (12 лет), который недавно удрал, чтобы ехать в Одессу с товарищами по школе, но денег не хватило, и были задержаны в Подольске.

Москва, 17 марта.
С утра оттепель. +1. Идёт мокрый снег. В городе тает. Течёт с крыш. Сегодня устраиваем вечеринку по случаю дней рождения Галки и моего (за 16 и 18 марта соответственно). Были Шура Васильева, Ира Никитина, Маня Бычкова, Надя Черкасова, Вера (подруга Гали по ФЗУ) и оба Михаила. Михаил Кадомцев — не совсем здоров. Шура была невесёлая — сегодня её братишку (12 лет) ранил в голову из нагана мальчишка, стрелявший в голубей. Братишку отвезли на «Скорой помощи», мама Шуры поехала к нему в больницу. Неизвестно, жив он или нет.
   
Вообще вечер прошёл не весело по трём причинам: лежал Михаил, ранили Шуриного брата, и отчасти, что поздно собрались. Снял на фото всю группу с собой, кроме Кадомцева.

Москва, 21 марта.
Проездом (из Краснодара) через Москву был Жорж Гекельман (родственник). Ему 18 лет. Он ездит с поездом практикантом от ж/д техникума. Работа — электроосвещение состава.

Москва, 26 марта.
При помощи Нюты подал заявление на рабфак им. Артёма (Горный). У Нюты в торфяном институте есть знакомый преподаватель физкультуры Антонов. При его помощи, может быть, можно будет поступить на вечерний рабфак.
 
Москва, 29 марта.
Был на экзамене в рабфаке. Экзамен оказался серьёзным, по всем правилам. Выдержал лишь на 6 триместр, так как не готовился и за два года многое забыл. Держал экзамен также бывший ученик нашей группы (класса) Васька Раев. Художник, маленький, толстый, но глупый и лентяй.
    
Были три хорошеньких девочки. Между прочим, отца Иры зовут Николай Пантелеймонович Никитин, мать — Ольга Васильевна.

Тарасовка, 30 марта.
Весна идёт вперёд полным ходом. Сегодня выходные. В Тарасовку поехали я, папа, с другим поездом приедут Николай Иванович Циферов, Михаил Циферов и ещё кто-то. Будем набивать снегом погреб.
    
На паровозе народу полно, висят, как на городском трамвае. По дороге в вагоне, на котором висел я, загорелась букса колеса. Загорелось масло, пошёл дым. Грозило крушением поезда, так как на трёх колёсах вагон далеко не уедет, и от напора задних вагонов его могло бы раздавить. Остановили поезд тормозами стоп-крана. На остановке в Мытищах вагон отцепили. Сцепщик говорит, что часть железной буксы расплавилась, остальная сгорела (как горят свёрла).
    
В Тарасовке снега много. Но на солнце тепло. Снег рыхлый. В тени же — хрупкий и рассыпчатый. Клязьма ещё стоит. Лёд крепкий, хотя у берегов подтаяло.
    
Перетаскали картофель и морковь в другой погреб, а этот наполовину набили снегом. Надо будет приехать ещё раз, пока в огороде есть снег. Вечером уехали в Москву.
    
Шурка не приходила. Условились накануне сходить в кино, но она не пришла. Жалко. Заставлять и приставать не буду. Не хочешь — твоё дело. Но стараться буду.

Москва, 6 апреля.
В мастерской и бригаде есть перемены. Бригадир Иван Прокопов сбежал из-за плохого заработка. На его место из бригады выбрали Юдаева, который работает по 3-му разряду. Весна идёт вперёд. Пока все дни апреля — пасмурные, но температура плюсовая. На улицах Москвы снега уже нет. Москва-река в прежнем положении, уровень — зимний.
    
Вчера написал Шуре записку с просьбой прийти. Получил сегодня от неё ответ, что пока не может. Жалко. Вечером приходил в гости Андрей Семёнов. Ходили гулять.

Москва. 7 апреля.
Ездил на рабфак. Я принят на VI триместр(1), т. е. на последний триместр 2-го курса. Мне придётся туго. С работы уходить не советуют. Придётся учиться и работать. Занятия уже завтра.

Москва, 8 апреля.
По-прежнему тепло (+7), но пасмурно. Сегодня видел первую комнатную муху после зимы.
   
Был на рабфаке. Сегодня было четыре урока политэкономии. Рабфак помещается на 3-м этаже. Есть буфет. Народу много. Начало занятий в 5:45, поэтому обедать не придётся.

Москва, 11 апреля.
По учёбе сегодня сделали выходной. Вообще точно установленного выходного нет. В нашей группе 33 человека. Оказалось большинство новых.
    
Вчера, когда меня не было дома, приходила Шура. Встретилась мне на лестнице. Обещала сегодня прийти. Её нет. Галка куда-то уехала. Решил позвать Шуру в кино, но она занялась с матерью стиркой. Говорит, что некогда. Обещала прийти в первый свободный мой вечер.
    
Я — дома. Душно. Папа с Чулицким пьяные, выпивают, уже нализались. От папиросного дыма — серо. Воздух напитан водкой. От самовнушения (непринуждённого, незаметного) мне даже запах водки противен, но не от брезгливости. Чешут языками. Константин Михайлович всех и всё ругает. Называет идиотами, баранами, вдобавок, дословно говорит: «…если б я изобрёл способ уничтожить всё человечество, я бы уничтожил всё человечество, я бы тогда знал, что хоть что-то сделал для природы. Человечество ниже животного. Большой плюс для природы будет уничтожение всего человечества». Такова философия К. М. Чулицкого, враждебного (но безвредного) нам человека, такова философия анархиста-индивидуалиста.

Мне нравится Шура. Но когда будет то, чего я искал? Мне становится скучно в свободное время, почему-то хочется любить; чувствуется какая-то пустота, чего-то не хватает. Не хватает любви. Я давно не был влюблён. Помню последний случай. Это было перед весной 1929 года. Целых три года назад! Я был влюблён в Надьку Черкасову. С чего — не знаю. Она часто бывала у нас. Однажды, играя во «флирт цветов», я послал ей это признание. Вечером, когда Галка её провожала, Надя написала ответ. Галка передала. Это была бумажка от «прозрачной» конфеты, помятая, и написано два слова: «Я тоже». «Н. Ч.». Это было ребячество. И после этого я до сих пор этого не чувствовал. Почему? Я чувствую (и хочу), что мне надо влюбиться. Смешно, но это так!
    
Заканчиваю писать. Уже одиннадцатый час ночи. Дома никого. Мигает электрическая лампа. Что-то со станцией. Скука!

Москва, 14 апреля.
Погода солнечная, +9. Ночью небольшие заморозки. Снега в Москве нет, но во дворах ещё немного осталось. Начала прибывать вода в Москве-реке. По разговорам, разливается вода и в Клязьме.

Москва, 18 апреля.
На работе ячейка (комсомольская) на учёбу не отпускают. Предлагают уйти с учёбы. Но я не уйду. Будет ещё бюро. На рабфаке учусь с 5-30 до 10 или даже 11 часов вечера.
         
Теперь об общих вопросах. Завтра исполняется 50-летие со дня смерти Чарльза Дарвина. Газета «Известия» заняли целых две страницы о нём. Помещены статьи известных профессоров биологии Г. Азимова, Б. Завадовского и других.
    
В магазинах — пусто. Еды нет. В закрытых распределителях тоже ничего нет (кроме ОГПУ, общества старых большевиков и т. п.). Только по карточкам, и то не всегда достанешь, или в коммерческом магазине, где всё продаётся раз в 5-10 дороже нормальной цены. Обеды в столовой ухудшились. В продаже даже картошку по карточкам не всегда достанешь.

Москва, 25 апреля.
23-го апреля я оступился и упал в столовой с лестницы. Растяжение жил у правой руки в кисти. Дали бюллетень. Рука совершенно не действовала,  дёргала, ныла. Сегодня слегка поправилась. Еле-еле можно держать в руке тонкую ручку. На рабфак хожу, но не пишу. Шура не заходит, что-то у неё с Галкой.
    
Папа через Николая Ивановича Циферова достал тульскую двустволку за 230 рублей. Это дёшево.

Москва, 28 апреля.
Наша бригада состоит из пяти человек. Это: Ерошин (новый бригадир), Барсукова, Пчелинцев, Тишков и я. Я недоволен бригадой. Ерошин и Барсукова не хотят учиться, ленятся, часто прогуливают. Бригадных занятий нет.
         
Москва, 29 апреля.
Ездил в мастерскую делать стенгазету. К сегодняшнему вечеру она должна быть готова. По сравнению с рабфаком, и вообще со всяким другим предприятием, мастерская — болото. Не видится никаких политических работ. Ячейки не работают. Завком спит. И Мельниченко думает, что наш цехком ещё работает. Это не работа, а сон, бред во сне. Мои шесть дней отсутствия в мастерской изгладили из головы эти факты, я их не замечал. А сейчас они выступают во всю ширь. Для чего мы выпускаем газету, когда из того, что пишется, не выполняется? Заявили и в цехком, и в ячейки — ничего не помогает. Форменное болото.
    
Москва, 30 апреля 1932 года.
Сегодня почти весь день готовился по тригонометрии и геометрии.
   
Отец пьянствует. За март — 10 раз, апрель немного меньше — 8. Ночью кричит, сморкается, воет.
    
Бюллетень мне больше не дали — 3-го мая на работу.
    
Завтра 1-е Мая! Да здравствует Весна!

*****

(1) Триместр — период обучения в три месяца, в отличие от семестра, где занятия проходят шесть месяцев, заканчивающиеся сдачей зачётов или экзаменов. Триместры практикуются в основном за рубежом (США).

*****

Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2012/01/12/1411