Этот горький праздник Победы. часть9. Операция Баг

Геннадий Бородулин
                Операция Багратион

 С осени сорок третьего и до поздней весны, а точнее до начала лета сорок четвертого года на Белорусских фронтах наступило затишье. Советские войска, подчиняясь стратегии генштаба, стремительной лавиной двинулись на территорию Украины. Но, дойдя до ее западных границ, вынуждены были остановиться. Тогда Ставкой Верховного главнокомандующего было принято решение изменить направление главного удара. Теперь этот удар решено было нанести на территории Белоруссии.
 К весне 1944 года на Западном фронте произошли значительные изменения. Командующий фронтом генерал Соколовский, не сумевший осуществить зимой 1943/44 года Оршанскую и Витебскую наступательные операции, был отстранен  от занимаемой должности, а сам фронт был разделен на: 2-й Белорусский, который возглавил Георгий Захаров и 3-й Белорусский под командованием Черняховского.
 В силу этих, не зависящих от него причин, младший лейтенант Кибисов, признанный медицинской комиссией годным для дальнейшего прохождения воинской службы, в свою часть не попал, а получил  направление в 65 армию генерал-майора Батова. Глубокого сожаления по поводу перевода в новую часть он не испытывал. Единственно близким человеком, оставшимся по старому месту службы, был Семен, от которого он регулярно получал письма. Письма же от жены ему еще предстояло читать.

 Позднее, уже в семидесятых годах, читая «Воспоминания и размышления» маршала Жукова, он узнал, с какой тщательностью готовилась операция «Багратион» После реорганизации Западного фронта была организована многосторонняя разведка сил и позиций противника. Добыча сведений велась по многим направлениям. В частности, разведывательными командами 1-го Белорусского фронта было захвачено около 80 «языков». Воздушной разведкой 1-го Прибалтийского фронта было обнаружено 1100 различных огневых точек, 300 артиллерийских батарей, 6000 блиндажей. Кроме того, также велась активная акустическая, агентурная разведка, изучение позиций противника артиллерийскими наблюдателями и т. д. За счёт комбинации различных способов разведки и её интенсивности группировка противника была вскрыта достаточно полно.
 Ставка Верховного главнокомандующего постаралась добиться максимальной внезапности. Все распоряжения командирам частей отдавались лично командующими армий, телефонные переговоры, касающиеся подготовки к наступлению, даже в закодированном виде, были воспрещены. Готовящиеся к операции фронты перешли в режим радиомолчания. На передовых позициях велись активные земляные работы для имитации приготовлений к обороне. Минные поля не снимались полностью, чтобы не встревожить неприятеля, сапёры ограничивались свинчиванием с мин взрывателей.

Сосредоточение войск и их перегруппировка происходила специально выделенными офицерами Генштаба. На самолётах патрулировали местность с целью контроля за соблюдением мер маскировки.
 В войсках проводились интенсивные тренировки по отработке взаимодействия подразделения пехоты с артиллерией и танками, а так же их штурмовым действиям по форсированию водных преград. Подразделения поочерёдно выводились с передовой в тыл для этих занятий. Отработка тактических приёмов проводилась
В условиях максимально приближённым к боевым действиям и с ведением боевой стрельбы.
 Перед операцией командиры всех уровней, вплоть до рот, проводили рекогносцировки, ставя задачи подчинённым на месте. В состав танковых частей были введены артиллерийские корректировщики и офицеры воздушных сил для лучшего взаимодействия.