Безупречный Игнатиус

Алексей Алгер
Джеффри АРЧЕР

БЕЗУПРЕЧНЫЙ  ИГНАТИУС
CLEAN SWEAP IGNATIUS

Первод с английского - А.Алгер







Назначение Игнатиуса Агарби министром финансов Нигерии не стало заметным  событием. В конце концов, говорили циники, он стал семнадцатым, кто получил этот пост, за последние семнадцать лет.
В первом программном политическом заявлении Игнатиус обещал парламенту, покончить с системой коррупции в общественной жизни. А население заверил в том, что ни один человек, занимающий официальный пост, не сможет чувствовать себя спокойно, если он нарушает закон. Он закончил свою речь с пафосом:
-Я намерен вычистить Авгиевы конюшни Нигерии.
Как ни прискорбно, но речь министра не была удостоена внимания со стороны «Лагос Дейли Таймс». Видимо, редактор газеты, на первой полосе которой публиковались речи предшествующих шестнадцати министров, не верил, что читатели найдут что-то новое для себя. Игнатиус, впрочем, не был обескуражен тем, что никто не воспринял его всерьез, и приступил к работе энергично и решительно. В считанные дни после его назначения, был отдан под суд младший персонал Министерства торговли за фальсификацию документов, касающихся импорта зерна.
Следующий, кто почувствовал щетину новой метлы Игнатиуса, был крупный ливанский финансист, который за нарушения в валютных операциях, без привлечения к суду, был просто депортирован.
Месяц спустя, случилось событие, которое сам Игнатиус расценивал как своего рода переворот – за взятки был арестован главный инспектор полиции. Деятельность Игнатиуса поубавила спеси у жителей столицы. Когда же еще через четыре месяца шеф полиции получил восемнадцать месяцев тюрьмы, новый министр финансов, наконец, попал на первую страницу «Лагос Дейли Таймс». Ведущий первой полосы присвоил ему титул «Игнатиус-чисто-мету», и эта новая метла наводила ужас на любого, кто был не чист на руку.
Репутация Игнатиуса (Мистер Чистота) продолжала расти по мере того, как арест следовал за арестом. По Лагосу стали циркулировать слухи, что сам генерал Отоби, глава государства, был «на крючке» у собственного министра  финансов.
Игнатиус лично проверял, запрещал или санкционировал все зарубежные контракты стоимостью более ста миллионов долларов.
Каждое его новое решение дотошно и не без предвзятости анализировалось его противниками, но обвинить его было не в чем, его личная репутация оставалось безупречной.
Когда Игнатиус начал свой второй год в качестве министра финансов, даже циники и скептики вынуждены были признать его достижения.
Что касается генерала Отоби, то и он почувствовал, что настало время, встретиться с Игнатиусом для экстраординарной консультации. Глава государства пригласил министра в свою резиденцию «Додан  Барракс», и усадил его в удобное кресло в своем кабинете, из которого была видна Площадь Парадов.
-Игнатиус, я только что закончил изучение последнего отчета по бюджету, и меня встревожил ваш вывод о том, что Казначейство ежегодно тратит миллионы долларов на взятки посредникам из иностранных компаний. Меня интересует, в чьих карманах осели эти деньги? Я бы хотел, чтобы вы установили это.
Игнатиус сидел, выпрямившись, не отрывая взора от главы государства.
-Подозреваю, что львиная доля денег пристроена на частные счета в Швейцарии, но я не располагаю доказательствами. В этой связи, я дам вам любые дополнительные полномочия, которые потребуются для того, чтобы добыть эти сведения, - продолжал генерал Отоби.
-Используйте любые средства и способы, чтобы выведать, кто эти негодяи.  Начните с проверки членов моего Кабинета, бывших и нынешних. Действуйте без страха и упрека, невзирая на ранги и связи.
-Чтобы это задание увенчалось успехом, мне понадобится специальный документ, подписанный вами лично, генерал.
-Он будет на вашем столе сегодня же, к шести часам вечера.
-И звание Полномочного Посла, где бы я ни был за границей, - сказал Игнатиус.
-Считайте, что вы его уже имеете.
-Благодарю вас, - сказал Игнатиус, вставая с кресла, ибо он решил, что аудиенция окончена.
-Вам может понадобиться вот это, - сказал генерал, когда они шли к двери. Глава государства вручил Игнатиусу небольшой автоматический пистолет. – Потому что, я предполагаю, сейчас у вас врагов почти так же много, как и у меня, - закончил генерал.
Игнатиус неловко принял пистолет из рук военного, привычного к подобного рода вещам, положил его к себе в карман и пробормотал слова благодарности. Далее, не произнеся больше ни слова, Игнатиус уехал в свое министерство.
Без ведома управляющего Центральным банком Нигерии, равно как и других важных чиновников, он с энтузиазмом взялся за новое поручение. Он изучал документацию день и ночь, ни с кем не обсуждая результаты своего расследования.
Через три месяца он был готов к прыжку.
Для внеплановой поездки за рубеж министр выбрал август, когда большинство нигерийцев находятся в отпуске, и его отсутствие не должно было стать предметом каких либо домыслов.
Он поручил своему секретарю, заказать для него, жены и двоих детей билеты на рейс до Орландо и убедиться при этом, что оплата будет произведена с его личного счета.
Благополучно прибыв во Флориду, семейство разместилось в «Марриот отеле». И тут же, не утруждая себя преамбулой и объяснениями, он сообщил жене, что в течение нескольких дней будет занят делами в Нью-Йорке, после чего присоединится к семье для их дальнейшего отдыха. Утром следующего дня Игнатиус отправил семью к чудесам Дисней-Лэнда, а сам вылетел в Нью-Йорк.
На такси он быстро доехал из «Ля Гвардия»* в «Кеннеди»**,  где сменил одежду, и купил за наличные обратный билет туристическим классом, после чего никем не узнанный, сел в самолет швейцарской авиакомпании, отправлявшийся в Женеву.
Прибыв в столицу Швейцарии, Игнатиус  поселился в неприметной гостинице, лег в постель и проспал восемь часов.
Утром за завтраком он просмотрел список имен и названий банков, составленный на основании тщательного расследования, осуществленного им в Нигерии. Каждое имя было написано им собственноручно. Игнатиус решил начать с банка «Гербер эт Сюи», здание которого можно было видеть из окна его номера, и здание это занимало половину авеню  Парчин. Уточнив у консьержа номер телефона, он позвонил управляющему банком. Тот согласился принять его в двенадцать часов.
Имея при себе лишь потертый кейс, Игнатиус явился в банк за пять минут до назначенного времени – «необычайная пунктуальность для нигерийца», - подумал молодой человек, одетый в элегантный серый костюм, белую рубашку и шелковый серый галстук. Он поджидал Игнатиуса в мраморном холле, представившись личным помощником управляющего. Молодой банковский служащий сказал Игнатиусу, что лично сопроводит его к управляющему. Они подошли к ожидавшему их лифту, и, не проронив ни слова, поднялись на 11-й этаж.
Легкий стук в дверь, отклик – «Входите», и молодой человек вошел в кабинет со словами:
 -Министр финансов Нигерии, сэр!
Управляющий встал из-за стола и шагнул вперед, поприветствовать гостя. Игнатиус, про себя, отметил, что он тоже одет в серый костюм, белую рубашку и шелковый серый галстук.
-Доброе утро, господин министр, - сказал председатель. – Не угодно ли присесть?
Он указал Игнатиусу в направлении низкого стеклянного стола, окруженного удобными креслами. – Я велел подать нам кофе, надеюсь, вы не против.
Игнатиус кивнул, поставил кейс на пол рядом с креслом, и посмотрел через большое окно. Он сказал несколько слов о роскошном виде из окна, о великолепии фонтана, тем временем, девушка подавала кофе на троих. Когда молодая женщина вышла из кабинета, Игнатиус приступил к делу.
-Глава моего государства поручил мне, посетить ваш банк с довольно необычной просьбой. Ни малейшего признака эмоций не отразилось на лицах управляющего и его молодого помощника.
-Я имею честь, выполнить его задание: узнать, кто из граждан Нигерии имеет счета в вашем банке.
У управляющего дрогнули губы: - Я не имею права, открывать...-
-Позвольте мне закончить, - сказал министр, поднимая бело-розовую ладонь. – Во-первых, заверяю вас, что я прибыл с абсолютными полномочиями от моего правительства.  Молча, Игнатиус извлек из своего внутреннего кармана конверт, и размашистым движением вручил его управляющему, который вынул из конверта письмо и стал медленно его читать.
Окончив чтение, банкир откашлялся:
 - Боюсь, что этот документ недействителен в нашей стране. – Он вложил письмо обратно в конверт и вернул его Игнатиусу.
-Я нисколько не сомневаюсь в вашей легитимности и как министра, и как посла, но это не может изменить ровным счетом ничего в правилах банка относительно конфиденциальности  таких вопросов. Ни при каких обстоятельствах мы не сможем объявить имена наших вкладчиков без их на то разрешения. Я сожалею, что не смог быть вам полезен, но таковы правила нашего банка, и они незыблемы.
Управляющий встал, полагая, что встреча исчерпана, но ведь он не знал, что имеет дело с Игнатиусом - Чистая Метла.
-Глава моего государства, - вкрадчиво заговорил Игнатиус, уполномочил меня, передать вам, что он намерен привлечь ваш банк ко всем финансовым операциям между моей страной и Швейцарией.
-Мы польщены доверием, нам оказанным, - отвечал управляющий, продолжая стоять,
-однако убедительно прошу вас понять, что это не может служить альтернативой изменению нашего отношения к конфиденциальности всего, что связано с нашими клиентами.
Игнатиус оставался непреклонным:
 - В таком случае, сожалею, но вынужден информировать вас, мистер Гербер, что наш посол в Женеве получит инструкцию, сделать официальное коммюнике МИДу Швейцарии о нежелании вашего банка сотрудничать с нами по расистским мотивам. –  Он сделал паузу, чтобы его слова проникли в сознание собеседника. - Вы могли бы избежать такого конфуза простым разрешением, дать мне информацию о моих соотечественниках-вкладчиках вашего банка и об их счетах. Могу заверить вас, что источник этой информации никогда и нигде фигурировать не будет.
-Вы, конечно, вольны, устроить коммюнике, сэр, но уверяю вас, что наш министр иностранных дел в самых изысканных дипломатических выражениях объяснит вашему послу, что МИД, согласно швейцарским законам, не уполномочен, требовать от банка сведений, о которых вы говорите.
-В таком случае, я обяжу наше министерство  торговли приостановить все сделки Нигерии с любым представителем Швейцарии до тех пор, пока вы не дадите мне эти имена.
-Это в вашей власти, министр, - ответил управляющий, не шелохнувшись.
-Кроме этого, мы можем аннулировать действие любого контракта, представляющего интерес для ваших граждан в Нигерии, и при этом я лично прослежу за тем, чтобы никакие штрафные санкции для компенсации ваших убытков не состоялись. Не расцениваете ли вы подобные акции мало привлекательными?  Примите мои заверения, что такое решение не помешает мне спать спокойно. Даже если мои усилия, направленные на то, чтобы узнать эти имена, потребуют поставить вашу страну на колени, это не поколеблет моей решимости.
-Что ж, пусть даже так, однако и это не может отменить нашу политику конфиденциальности.
-Ну, тогда мне остается приказать нашему послу, закрыть наше посольство в Женеве, а вашего посла в Лагосе я провозглашу «персона нон грата».
Впервые за время диалога лицо управляющего перестало быть маской – брови его поползли вверх.
-Более того, - не унимался Игнатиус, - я организую пресс-конференцию в Лондоне, которая не оставит сомнений у СМИ всего мира, что руководство этого банка вызвало недовольство главы нашей страны. После такого «паблисити», можно не сомневаться, многие из ваших клиентов закроют свои счета, тогда как другие предпочтут к вам не обращаться.  Министр  ждал ответа, но управляющий хранил молчание.
-В таком случае, вы не оставляете мне выбора, - сказал Игнатиус, поднимаясь с кресла.
Управляющий протянул руку, решив, что министр наконец-то уходит, но с ужасом увидел, как Игнатиус вытаскивает из кармана небольшой пистолет. Два швейцарских банкира замерли, когда министр финансов Нигерии, приблизившись к управляющему, приставил ствол к его виску.
-Мне нужны эти имена, мистер Гербер, и, как вы теперь убедились, я не остановлюсь ни перед чем. Если вы не представите мне эти сведения, я вышибу вам мозги, ясно вам?
Председатель слегка кивнул, капли пота выступили у него на лбу.
-А он будет следующим, - сказал Игнатиус, жестом указывая на молодого помощника, который застыл в безмолвии, будто парализованный, в нескольких шагах от своего босса.
-Дайте мне имена каждого из нигерийцев, у кого есть счет в вашем банке, - произнес Игнатиус спокойным тоном, глядя на молодого человека, - или мозги вашего управляющего испортят мягкий ворс этого ковра. Немедленно, слышите!
Молодой человек смотрел на управляющего, которого трясло как в лихорадке, но при этом, он довольно ровным голосом произнес: - Нет, Пьер.
-Я с вами, - прошептал его помощник.
-Вы не можете сказать, что я не давал вам все шансы, - Игнатиус взвел курок.
Пот заливал лицо председателя, а молодой человек отвел взгляд, с ужасом ожидая выстрела.
-Превосходно, - сказал Игнатиус, пряча пистолет, и возвращаясь на свое место.
Обоих банкиров все еще била дрожь, оба потеряли дар речи.
Министр поднял свой кейс и расположил его на стеклянном столе. Он щелкнул замками и открыл его.
Два банкира уставились на аккуратно уложенные пачки стодолларовых купюр. Каждый дюйм кейса был заполнен ими. Управляющий быстро прикинул, что там порядка пяти миллионов долларов.
-Я хотел бы узнать, сэр, - нарушил безмолвие немой сцены Игнатиус, - как насчет того, чтобы открыть счет в вашем банке?

Примечания:
* и ** - Имеются в виду названия аэропортов – имени Дж.Ф. Кеннеди – международный, Ла Гвардия – для авиарейсов по США.