Пионерия

Анатолий Аргунов
Из новой книги "Похождение Витьки Жбана и его друзей"




Пионер, всем ребятам пример! Эта крылатая фраза из наших далеких школьных годов была знакома каждому. Но Витька Жбан и его друзья не были хорошим примером в поведении, поэтому нас в пионеры принимали не сразу.  В первых рядах прошли вместе со своим классом я, Вовка Чиж и Федул.  Федул понятно, парень в общем то тихий, мать училка в начальной школе и к нашей команде примкнул в силу обстоятельств. А вот Вовка Чиж при всей своей хитрости и изворотливости все же оставался хулиганом, и никак по строгим требованиям того времени не подходил на роль пионера. Но, был принят, и это для нас стало полной неожиданностью. Меня приняли исключительно за хорошую учебу.  Поведения меня подвело и  пионер-вожатая хотела отсрочить прием, но заступился строгий Василий Степанович, классный руководитель:
- Он исправится!
Наверное,тогда, в первый раз мы задумались о справедливости. Как ни крути из всех нас пятерых больше всех подходил для пионерии Пуша. Спокойный, хорошо учился, он первым ни во что не лез, хулиганских поступков не совершал. Вся его отрицательность состояла в дружбе с  нами – парнями с железки, как окрестили нашу команду  веракушевские острословы.
Мы намекнули Пуше:
- Давай, мол, дистанцируйся от нас  и тебя  примут в пионеры.
На что Пуша сильно обиделся.
- Я дружу с вами не из-за выгоды – и отвернулся.
- Ладно, ладно – успокаивал его Витька Жбан. Пошутить нельзя... С нами так с нами... Мы еще покажем этим  подлизам, кто должен быть пионером. Правда, Толян?
Я уверенно ответил:
- А то, конечно вас примут, не стоит сомневаться...
На этом и разошлись.
Пионерия в тот период была настоящей. Конечно, многое из тех далеких лет сейчас кажется наивным, или даже  неприемлемым. Но, нам ребятишкам не избалованным вниманием взрослых, хотелось чего-то особенного, чтобы о нас говорили не только плохое,но и хорошее. И вот мы всей компанией решили доказать, что Витька Жбан и Пуща не хуже других и они тоже могут быть пионерами.
Но, что такое сделать, чтобы о тебе заговорили и зауважали,мы не знали и  долго ломали головы,что бы такое совершить. Однако, жизнь сама преподнесла испытание на прочность.
В Веракуше случился пожар, загорелся магазин сельпо. Ночью тревожно загремел своеобразный "колокол", удары об рельсу чем-то железным. Рельса была подвешена около пожарного депо на толстой проволоке и висела там, как нам казалось, всю жизнь. Даже мы при всем своем озорстве об рельсу не ударяли. Понимали, что нельзя! Витька Жбан проснулся и первым делом выбежал на улицу. На южном направлении небо осветилось багряным цветом, словно там начинался восход солнца. Никак школа горит? Витька аж испугался собственной мысли. Нет, она чуть правее стоит. Клуб? Тот левее. Дом тети Анфисы, продавщицы, решил Витька и бросился ко мне.
- Толян, ты чего дрыхнешь, не слышишь?  Пожар!
 Я не успел еще опомниться от сна, а Витька уже держал мои брюки, рубашку наготове.
- Давай одевайся, бегом!  Опоздаем! Горит, так, что полнеба  освещено... – суетился Витька, помогая мне одеться.
- А что, что горит? – не до конца понимая происходящее, переспросил я.
- Дом тетки Анфисы – уверенно ответил Витька.
Было раннее утро, часов пять. Весна еще только робко вступала в свои права. Мы выскочили из дома и бросились к центру полустанка, где стоял дом тетки Анфисы.
- Дай, дом закрою.. – крикнул я  Витьке, чтобы он не так сильно спешил и дождался меня. Родители мои были на дежурстве и в доме оставался я один . Закрыв дверь на личину, я спрятал ключ под обшивку веранды в условном месте, которые знали отец и мать. – Ну, все бежим – крикнул я Витьке, догоняя его  уже на улице около колодца. – А  ты свой дом, так оставил? – спросил я Витьку.
- Нее, закрыл. У меня мать рано ушла, под утро, подменять тетю Любу на стрелке,у дальней, около моста. Я проснулся, пока она справлялась и вроде бы еще поспать надо, а чего-то расхотелось... А потом,  слышу, как ударали в рельсу, какой сон? Я к тебе, будить...
Подбежав к месту пожара, поняли, что ошибся Витька. Горел не дом тети Анфисы, а магазин сельпо. Мы оказались самыми первыми на пожаре, и не знали, что делать. Магазин, видно загорелся со стороны склада. Потому что больше всего огня и дыма было именно там. В самом магазине только-только появились петушеные головки огня.
- Во, горит, так горит! – воскликнул Витька, потрясенный увиденным.
- А где же пожарники? Почему никто не тушит? - возмутился я. Мужики-то где? – снова начал причитать я.
- А мы разве не мужики, давай неси  ведро с водой, вон колодец рядом – и Витька  показал на колодец, который бы в десятке метров от горящего магазина.
Я уже бросился за водой, как вдруг увидел бегущую женщину с растрепанными по ветру волосами. 
- Кто это? – удивился Витька.
Когда женщина подбежала, мы узнали продавщицу тетю Анфису.
- Ой, горе мне, горе. Выручка за неделю сгорит! Как есть сгорит! – причитала тетка Анфиса.
 - А где выручка-то? – спросил Витька, подскочив к продавщице.
- В ящике кассы. Господи, помоги и сохрани… – опять завопила тетка Анфиса.
Но, тут Витька, что-то соображая, побежал ко мне.
- Толян, давай за водой, я попробую кассу вынести.
- Как вынести? – не понял я.
- Беги за водой, потом поймешь.
Я бросился к колодцу и стал зачерпывать воду в ведро. Витька тем временем подбежал к продавщице.
- А ключ от двери магазина есть?
- У меня!
- Открывайте двери, а я быстро кассу достану.
-Да, ты что Витенька, смотри, внутри уже горит.  Погибнешь! Не пущу!
- Открывайте двери тетка Анфиса, еще успеваю – не сдавался Витька.
Тетка Анфиса подскочила к дверям, открыла замок и сняла контрольку. В это время я подскочил  с ведром воды.
- Лей на меня – скомандовал Витька. – Начинай с  головы…
Я, не задумываясь, облил Витьку холодной водой. Витька рванул дверь и с возгласом – Ура! ринулся  в магазин. Сквозь окно я видел, как он подбежал уже  к охваченному огнем прилавку и перемахнул за него. Потом вытащил ящик с кассой и, поставив на стол, перескочил сам. На спине у Витьки я заметил язычок пламени.
- Сгорит, сгорит Витька – ударила меня мысль и я снова бросился за водой. Нужно срочно помочь другу.
Тетка Анфиса так и стояла  с растрепанными ветром волосами, не зная, что ей предпринять и только причитала:
- Господи помилуй! Господи помилуй!
Прибежал с полведром воды, я успел во время. Витька выскочил с огнем на спине,  прижимая к груди ящик с деньгами. Я подскочил и тут же плеснул водой на горевшую одежду Витьки. В это время за нашими спинами начали рваться банки с консервами. Они, как снаряды, выбивали стекла окон и вылетали наружу. Витька упал, успев отбежать от крыльца вместе с ящиком. Ящик отскочил в сторону и перевернулся вместе с деньгами на плавящийся снег. К деньгам бросилась продавщица. Я кинулся к Витьке, пытаясь тушить остатки тлеющей одежды на нем.
- Витек, Витек, давай сюда, бежим, а то  рванет что-нибудь, мало не покажется.
И мы бросились в сторону, забыв про кассу, тетку Анфису  и про всех. Отскочив метров на пятьдесят, мы, наконец, остановились. Витька стал скидывать с себя остатки тлеющей одежды. Оказалось, что она прогорела до кожи на спине.
- На, бери мою куртку – я снял свое полупальто и отдал Витьке.
К этому времени появились взрослые люди. Но тут произошло непредвиденное. Сильнейший взрыв потряс  округу.
- Что это?  -  не понял я. Что взорвалось?
- Масло, бочка подсолнечного масла рванула – крикнул кто-то из мужиков.
- А второй нет?  Анфиса, чего молчишь?  Есть еще бочка с маслом или нет? – и мужик выругался матом.
- Нет, Одна и была, а вторая почти пустая – плакала продавщица, прижимая ящик с деньгами к груди. – Люди добрые помогите, спасите, что осталось, прошу вас…
Но взрыв почти полностью разрушил остатки  магазин, раскидал по всей округи банки и склянки. Мы не стали дожидаться конца пожаротушения, а бегом рванули к себе домой. Переодевшись во все чистое, и смазав обгоревшие части кожи лица и тела вазелином, Витька, как ни в чем не бывало, пошел в школу.
Подойдя к сгоревшему магазину, Витька остановился. Он увидел вместо магазина кучу обгоревших бревен, которые еще дымились. Вокруг валялись десятки разорванных банок со сгущенкой, консервами и какими-то еще обугленные предметы. Витька поднял одну из банок. Оказалась сгущенка. Он понюхал, пахло гарью и сгущенка была похожа на густую коричневую массу. Витька лизнул языком сваренную сгущенку, она чем-то напоминала конфеты «Тузик». Вокруг стоял неприятный запах сгоревших продуктов. Снег вокруг был грязный от копоти и утоптан. И, тут Витька увидел Вовку Чижа, который что-то выковыривал из под снега.
- Ты чего тут ищешь?  - не понял сперва Витька.
- А Жбан, привет. Деньги, вот смотри, я уже мелочи с полкармана набрал,  и Вовка-Чиж похлопал по карману, где зазвякала мелочь. Давай, бери и ты. Искать просто, смотри, где есть черные точки в снегу, там и монеты.
- Да ты что, деньги же не твои? – возмутился Витька.
- А что твои?  Они ничьи – засмеялся Вовка Чиж. Уронили, видно, кассу, вот и рассыпались. Да, что ты на меня уставился? – видя, как багровеет лицо Витьки, забеспокоился Вовка Чиж.
- Ну, ты пионер, слышишь,  давай все деньги высыпай из кармана. Как тушить пожар тебя  нет, а  как деньги чужие хапать, так ты тут как тут – уже зло проговорил Витька, схватив Вовку-Чижа за шиворот.   Высыпай,  тебе говорю – и Витька подставил шапку, снятую с головы.
Чиж понял, что Витька не шутит и, молча, вывернул карман, с которого посыпались грязные монеты. Когда все карманы Чижа оказались, вывернуты, Витька успокоился.
- Ну, вот давай дуй отсюда, пока я тебе галстук с шей не сдернул. Понял?
Вовка Чиж понял другое, что-то с его другом произошло такое, что ему сейчас лучше не выяснять. Витька отнес деньги, почерневшей от горя тетке Анфисе.
- Витенька, спаситель ты мой. Возьми, возьми себе эту мелочь. Ты главное спас мою честь, а не кассу. Ведь люди то, могли подумать, будто  я кассу обокрала, и сделала поджог, чтобы значит следы скрыть. У бога за тебя буду молиться. Дай бог тебе здоровья… - причитала продавщица.
Но, Витька высыпал все до единой монеты тетке Анфисе на стол.
- Нее, тетя Анфиса,  чужие деньги мне не нужны и вышел.
В школе о геройском поступке узнали лишь на второй день, когда к директору приехал председатель РАЙПО и участковый милиционер дядя Паша.
- Мне же Витька запретил рассказывать, как он спасал кассу. Нечего хвастаться. Что тут такого-то. Ерунда. И ты бы сделал так, только я первый сообразил…
Через неделю на школьной линейке Витьке с Пушей торжественно перед всей школой повязали на шею красные галстуки. Пуша попал неслучайно в пионеры, на этом настоял Витька.
- Мол, без него не пойдет и он в пионеры.
Директор поморщился, но пошел навстречу герою. Как ни как, о Витьке написали в районной газете «Новая заря».  Статья так и называлась «Геройский поступок пионера Виктора Ершова».  Вот и пришлось срочно в пионеры Витьку принимать, ну уж заодно с ним и Пушу.
Вечером, когда мы по привычке собирались около клуба, чтобы обсудить наши мальчишечьи дела, первым поздравил Витьку, Вовка Чиж.
- Витек, ты извини, я ж не знал, что это ты кассу спасал, копейки бы не взял.
- А если бы ее спас пьяница, дядя Кузя-Хромой, то монеты своровать можно было бы?– оборвал  Вовку Чижа своим вопросом Витька Жбан.
Все молча, наблюдали за перепалкой приятелей, не понимая, что они не поделили между собой…
- Ладно, хватит! Кто старое помянет, с того глаз долой – произнес, наконец, Витька Жбан.
- Пионеры – это те, кто дело делает, а не ковыряет в носу или снегу, как некоторые...
 Мы все засмеялись  сказанному,  лишь Вовка Чиж покраснел и весь вечер молчал, что с ним бывало крайне редко. Переживал, наверное.
Так мы все стали пионерами!