Отзыв на роман Нины Бойко Куда вы, облака?

Литературная Критика
Отзыв на роман Нины Бойко Куда вы, облака?

http://www.proza.ru/2011/08/18/1279

http://www.proza.ru/2010/08/21/926

критика - Евгения Кордова

Вряд ли мои заметки по поводу романа Нины Бойко можно назвать полноценной критической работой, да и критикой вообще.  Во-первых, нет у меня такого умения. А во-вторых, маловато времени оказалось для его глубинного прочтения, разбора  и осмысления.  Поздно я за него взялась. Да и браться, честно говоря,  не собиралась. Нет,- подумала, - не потянуть. Давно я не писала сочинений по Льву Толстому. Но вот… как-то так случилось. Прочла главы, на которые были даны ссылки. Поняла, что по этим двум отрывочным главам… Речь-то идет о романе. Ну, ладно, - сказала сама себе, – первую часть. Так и прочла. Первую, а следом и вторую части. Не отрываясь. Не отлавливая блох. Не заостряясь на  стилистике, лексике, пунктуации...  Но все-таки отмечу , что роман написан хорошим, грамотным, образным - и я бы даже сказала красивым - литературным языком, лично у меня не вызвавшим не только  замечаний, но даже заминок при чтении (неизбежно возникающих, если сталкиваюсь с  грамматическими ошибками и неточностями в пунктуации).

Заглянув, на всякий случай, в Википедию  и уточнив, что  «роман…  предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни», попытаюсь сказать пару слов об этих самых главных героях.
 
Три женские судьбы проходят перед нами на страницах книги, которым автор посвятила основное внимание. Основное, потому что, на самом деле, в романе много действующих лиц, жизни которых столь же драматичны, сколь драматична история страны, в которой им выпала участь родиться и время, в которое довелось жить. Три изломанные, искорёженные,  трагические женские судьбы: Наталья - терпеливая, безропотная, жертвенная; Ефимья (Енька) – мечтательница, доверчивая, искренняя и всепрощающая; Анна – ее дочь, настрадавшаяся  в сиротстве и одиночестве и совершившая глупую роковую ошибку, приведшую ее в ненавистную кабалу и, в конечном счете, к смерти. Три прекрасные русские женщины (и множество иных, не менее прекрасных, проходящих стороной на страницах книги), жаждущие и достойные любви и счастья, не получившие ни того, ни другого, в лучшем случае, жалкие крохи. Зато полной чашей – нищету, непомерную работу, мучения, скитания и унижения.

Чуть поодаль, на втором плане фигуры мужские. Те, что мужественно и достойно вынесли все выпавшие на их долю (и семьи) лишения и испытания, продолжая честно жить и работать, сопротивляясь ударам судьбы и не теряя себя. И те, чей внутренний  стержень оказался слаб, а душа мелковата, кто принес близким лишь страдания и горе, исковеркав их и собственные жизни. И просто, духовные уроды.  Я выделю лишь   один образ -  Якова Назаренко, тихого, незаметного, работящего, чья бесхитростная и сострадательная душа сыграла с ним злую шутку, сила которого сформировалась из его же слабости, где наивность, доверчивость, отзывчивость, неумение давать отпор злу, душевность, доброта и способность бескорыстно и беззаветно любить слились, спаялись в жизненную стойкость и выдержку, чья смерть оказалась столь же достойной, как и вся его негромкая  жизнь, оставившая о себе благодарную память, сожаление и чувство вины.

Разным героям нашлось место в романе Нины Бойко. И половине огромной страны – от средней полосы России до Сибири. И по всем ним (действующим лицам) беспощадно прокатилось смутное время, перетирая их жизни, надежды и чаяния в порошок, как одна безжалостная гигантская ступа.

И лезут, лезут из памяти строчки: на свете счастья нет, но есть покой и воля.
Что делать в отсутствии счастья, покоя и воли?

И еще: горе горькое по свету шлялося и на нас невзначай набрело.  Набрело. И поселилось. И сказало: - жить я тут буду во веки вечные.

И кажется мне, что Википедия чего-то сильно недоговорила, потому что автор показала  нам не жизнь главного героя (главных героев) во времени, а судьбу народа и страны в целом на протяжении нескольких десятков лет - начиная с  послереволюционного и заканчивая послевоенным временем - через события личной жизни простых, самых обычных, людей.

Показала без прикрас, любования «нашими достижениями», оптимизма и щенячьего восторга от великих свершений, преклонения перед деяниями партии и правительства. А так, как оно, в действительности, было, о чем мы давно догадывались, но не очень-то стремились задумываться. Жизнь такую, какая она есть. Каждодневную. Изо дня в день. С горем, заботами и печалями. С редкими проблесками радости. Неприглядную картину, что скрывалась под свершениями и достижениями, то, что находилось внутри, за парадами и бодрыми отчетами: беспросветно тяжелую жизнь простых людей и ту непомерную цену, которую они платили за парады и отчеты.

Показала так, что… В какой-то момент ты ловишь себя на том, что постоянно проводишь параллели между тем, что было (по свидетельству автора) и тем, что есть.

Ты думаешь о сегодняшнем времени, о разоренных деревнях, спившихся крестьянах, развалившейся индустрии, номенклатурных и политических играх, в которых чаяния народа учитываются в последнюю очередь, продажности правителей на всех уровнях и  во все  времена нашей великой и многострадальной родины, пекущихся  прежде всего о собственной выгоде и только по остаточному принципу  – о государстве и народе, которому они призваны служить. Замечу, народу – служить, а не управлять, управлять  – государством. Ты думаешь  о своей стране и ее простых людях, для которых, в общем и целом, со сменой власти и строя, мало что изменилось.

О стариках, переживших эти безмерно трудные и тягучие времена, поднявших страну из руин ценой собственного  здоровья, счастья и жизни и , не видевших ничего, кроме лишений и светлого будущего где-то там, впереди и обманутых, обобранных на старости лет, лишенных всех реальных льгот и социальных гарантий с жалкими издевательскими пенсиями.

И шаркают они, согнувшись,  из магазинов с маленькими скудными пакетиками дешевой еды, в стареньких разношенных ботах и потрепанных пальтишках, а мимо проносятся мерседесы.

О своей бабушке, выданной замуж насильно в 15 лет, так и не познавшей женского счастья, поднимавшей в лихие военные и послевоенные трех детей, у одного из которых был туберкулез костей, работавшей денно и нощно, проехавшей, как и герои книги, пол России, как и они познавшей: хорошо только там, где нас нет. А там, где мы есть, все, как и везде.  Работавшей до глубокой старости.  Воспитывавшей нас с сестрой. О ее светлой, бескорыстной и бессмертной душе.

И вот это мне кажется самым главным и самым важным результатом прочтения книги. Послевкусие. После каждой главы. Когда ты думаешь…

Если бы мне предложили оценить роман по 10-бальной системе, я бы, не сомневаясь, поставила 11. За это горькое послевкусие. За то, что думаешь.

Нина, низкий, в пояс, да нет – до самой земли, поклон.
Спасибо, Зоя.


© Copyright: Евгения Кордова, 2012
Свидетельство о публикации №21201060055