Разгильдяи

Евгения Басова
Это первый рассказ из новой повести, которую сейчас пишу. Буду выкладывать её по рассказам. Что-то, наверно, будет меняться. Этот вариант - не окончательный. Буду очень рада обратной связи - пишите, пожалуйста, свои впечатления об этой вещи.

Разгильдяи


За ужином мама говорит Косте:
- Вижу я, тебя в компьютер затянуло по самые ботинки. И не одна я - папа тоже заметил…
Папа молчит, тефтельку жуёт. Но ясно, что он с мамой согласен. И оба на меня смотрят, ждут, чтобы я тоже согласилась. Тогда нас уже трое будет - кто всё замечает.
Я теряюсь:
- Как это - по ботинки?
А мама:
- Это значит, что у него только игры на уме. Не слышала никогда - так говорят, что затянуло кого-то с ботинками…
И к Косте снова:
- Сам-то ты как, не чувствуешь ничего?
А Костя в ответ:
- Мама, ну что? Ну, это… Не затянуло меня…
И мама тогда:
- Вот-вот! Себя-то мы не видим со стороны!
И - дальше спрашивать его:
- Вот чем ты сегодня занимался? Давай разберём твой день, по часам. Во сколько ты из школы пришёл?
Хочет, чтоб он сказал: «Ну, в час».
Или там – «В два».
И мама тогда скажет: «Видишь, сколько времени ты потерял?»
А он должен ответить: «Вижу».
Но время-то от этого не вернётся с семи часов к двум, обратно! Да и ей самой, может, назад, в два часа дня, от нас не хочется.
Сколько я слышала от мамы, что лучшее время  – это вечер. К вечеру мы, наконец-то, собираемся, все четверо. Нам никуда не надо торопиться. Мы можем спокойно обсуждать свои дела, беседовать о том, что всем нам интересно...
Я думаю: вот это, что ли, очень интересно?
Костя сейчас опять станет нукать и экать. И мама тогда у меня спросит:
- Лена, так во сколько вы из школы пришли?
А я, уж точно, отвечу:
- Я не помню…
Костя ежится за столом, плечами передёргивает. Ему обидно, и мне тоже с ним. Придумают же – ботинки эти ещё… Мало ли, как про кого-то говорят?  Он же в ботинках не играет!
Придём из школы - и он первым делом ботинки снимет, в тапки переобуется. Пиджак повесит и на кухне какую-нибудь булочку возьмёт. По комнате пройдётся задумчиво, к компьютеру подойдёт как бы между прочим. Стоит и трогает стул: сесть на него? Не сесть?
Потом вздохнёт, пообещает мне:
- Долго сегодня играть не буду. Так, сяду на минуточку - от школы отдохнуть...
Я спрашиваю:
- А не затянет тебя?
Он морщится:
- Сказал же – только на минуточку!
И отвернётся - всё, мол, поговорили. Не лезь.
Я и не лезу. Когда он играет, я только со стороны могу смотреть. Только его затягивать начнёт - я сразу как закричу:
- Костя, вставай, быстрей! Мама, уроки…
Он как миленький нажимает на «сохранить позицию и выйти». Хотя и злится на меня - мало поиграл.
И я каждый раз гляжу на него и думаю: ещё немножко – можно ведь... Тем более, у него опасный момент. Он пока на одного противника отвлёкся, на зелёного - а другой сзади, фиолетовый, лапы-рычаги поднял, схватит сейчас.
Я Костю толкаю:
- Сзади, сзади, гляди...
А он:
- Ленка, не лезь, здесь нельзя вдвоём!
С теми, кто за этих его врагов играет, по сети - можно, значит, а со мной нельзя? Что делать - компьютер у нас один...
Костя отмахивается:
- Из-за тебя снова продую. Иди лучше, чайник поставь!
А что, чай – это нормальная еда, что ли? Я и суп разогреваю, разливаю по тарелкам. Хлеб режу, тороплюсь.
А после иду Костю звать.
И вижу: всё, поздно. Затянуло его, прибило к монитору. Что там в мониторе делается – уже и не видно за ним. Он сидит сгорбившись, плечи вперёд, будто и впрямь хочет вовнутрь залезть. Весь затаился… И только рука с мышкой мечется по столу!
А ноги, кажется, живут сами по себе. Он ими отталкивается, подпрыгивает на стуле: быстрей, быстрей! Ах, значит, так - засада? Надо сгруппироваться, чтобы потом как прыгнуть!
Костя группируется на стуле, а потом резко распрямляется. Стул крякает под ним. Булочка, надкушенная и позабытая, падает на ковёр. А Костя уже сидя бежит, пинает кого-то невидимого. Тапочки слетают с него - он не замечает…
И меня он не видит тоже. И не слышит, если я что-то говорю. А если похлопать его по руке: "Эй, Костя!" - огрызнётся:
- Уйди, сказал!
А то и стукнуть может.
Для Кости лучшее время - это день. Но день пролетает так быстро, что и не заметишь.
Мама приходит с работы, он поднимает на неё глаза – когда ты, мол, появилась? И нехотя снимает наушники.
Впрочем, иногда он без наушников играет. Они рядом на столе валяются. И всё равно – кричи ему, не кричи...

Особенно одну игру он полюбил.
Там каждый себе выбирает человечка. Они только цветом различаются, а так все одинаковые. Квадратные и с головами в виде тазика.
На тазике глазища, ими ты вращаешь, чтобы засаду не проглядеть. Ножки у всех тонюсенькие – но прыгают те человечки без разбега, с одного угла монитора в другой.
Потом только, если несколько уровней пройдёшь, тебе машину дадут, чтобы за врагами на ней гоняться. А пока - прыгай.
И уж дубасят они друг друга по тазообразным головам... Грохот стоит, как будто вокруг тебя и впрямь в медные тазы колотят.
А пока они ловят ещё друг друга, сплошной звук идёт: «Мммммммм!» Или ещё есть: «Миу-миу-миу!» У всех нас от этого звука уши болят. Одному Косте нравится.
Он хвастается:
- Ну, я сегодня отделал Рэта! Всё, Рэт – покойник!
Я пугаюсь: с ума он сошёл, что ли – маме об этом докладывать? Сейчас опять начнётся про ботинки и про компьютер. Хотя мама сколько раз нам говорила: в семье каждый может поделиться своими переживаниями или своей радостью…
Но только попробуйте сказать: «Мама, у меня за контрольную трояк. Знаешь, я так переживаю!»
Узнаете, что будет.
И Косте с его радостью сейчас влетит.
Но нет. Мама теряется. Даже отчитывать его не начинает. Только вздыхает и спрашивает:
- Рэт-то тебе что сделал?
А Костя:
- Да он меня вчера – знаешь, как огрел дубиной по мозгам!
Рэта Костя не видел никогда – тот живёт в Австралии. Можно сказать, на другой стороне Земли. Когда у нас день, у Рэта ночь.
Мама говорит: «Ну, я понимаю, ты – днём время тратишь, вместо того, чтобы уроки делать, на улице гулять. А эти бездельники по ночам не спят, и Рэт, и этот второй, как его...
Я подсказываю:
- Хью, что ли?
С этим Хью он разговаривает больше, чем со мной. Можно подумать, что его сестра - Хью. То есть, конечно, брат - Хью.
И мама сразу подхватывает:
- Да, этот самый Хью!
Хотя у Хью время не сильно отличается от нашего.


На игровых сайтах Костя познакомился с массой народа. Это мальчишки, в основном. Из Пензы, Питера, из Красноярска, Владивостока… И ещё из разных городов.
Мама интересуется:
- А из наших мест – есть кто-нибудь?
Костя открывает «Поиск по сайту», и тут же двоих из нашего города находит.
- Вот, - говорит, - смотри, мам! Да у нас полкласса здесь играют...  А тебе зачем?
И правда - зачем? У Кости своя компания. Чаще всего с ним играет Хью, англичанин, и этот самый Рэт из Австралии. Или ещё есть Ли Джин – китаец. Так с самого начала сложилось.
Ещё в их компании Миша есть, он раньше в России жил, а теперь тоже в Англии, с родителями. В Лондоне, как и Хью. Костя спросил, не виделись ли они там, и оказалось, они только в игре встречаются. Хотя могли бы, если б захотели, встретиться и поболтать. Миша по-английски говорит так же хорошо, как и по-русски. И Ли Джин тоже пишет по-английски.
Бывает, что они попарно играют, двое на двое. И если кому-то пары не хватает, тот обижается - остался не у дел. Миша как-то написал Косте, что с ним играть больше не будет - это когда они вместе продули Хью и Ли Джину. Что Костя – это просто какой-то рэм.
Миша не упускает случая похвастать, как он английский выучил. «Знаешь, - спрашивает у Кости, - кто такой рэм?»
Костя посмотрел в словаре, а рэм - это баран. Обиделся, конечно.
В следующий раз он играл в паре с Рэтом – и снова они продули, теперь Ли Джину и Мише. Он тогда с расстройства обозвал Рэта рэмом - бараном.
А Рэт не понял и написал ему:
"У тебя смешная ошибка. Моё имя Рэт. А рэм – это очень полезное и красивое животное". И дальше - Пэ Эс: "Я держу порядка трёх тысяч овечек и баранов".
Костя позвал меня, и мы вместе искали, как задать вопрос:
«Выходит, твои родители – пастухи?»
Но он, вроде, и не понял, о чём его спросили.
Мама удивляется:
- Ты, Костя, казалось бы, английский мог бы уже знать в совершенстве! С такими-то друзьями…
Английский у Кости не идёт. Как был с самого начала трояк, так и сейчас трояк. Но Костю это особо не волнует. Он говорит:
- Мам, почему тебе так важны оценки? Мы же с ребятами друг друга понимаем! Язык  учат зачем? Чтобы друг друга понимать!
Мама теряется - и в самом деле, зачем ещё учат язык? А Костя - дальше ей зубы заговаривать, чтобы она снова про оценки не начала:
- Главное, - говорит, - у меня теперь есть друзья, просто мировые…
Мама вздыхает:
- И точно – мировые! Со всего мира подобрались разгильдяи… С мамами бы их встретиться, спросить, неужто их не в волнует, чем дети занимаются вместо учёбы…


Нашу-то маму это ещё как волнует! Она уже и шнур прятала от компьютера. А папа несколько раз менял на компьютере пароли.
Однажды нам задали видео посмотреть, про Африку. Я привела к нам Катю с Наташей - не знала что сменился пароль! Думала, вместе посмотрим фильм - всё веселей, а потом они будут составлять описание, а я тихонько в Костикову игру сыграю. Хотя бы попробую. Он пускай думает, что мы все вместе уроки делаем за компьютером. С девчонками-то он не любит болтать. Так что будет в кухне сидеть, тихонько...
Но папа, оказывается, всё испортил. И главное, что девчонки ушли ни с чем. Наверняка станут в классе рассказывать, как я пароль подбирала - и так, и эдак, а всё не так, и как разревелась потом.
Вечером папе говорю:
- Почему я должна перед людьми позориться? Это же Костик играет - не я!
Папа смутился, что меня подвёл. Написал пароль мне на бумажке.
- Спрячь, - говорит.
Да только от Кости разве что-то скроешь?
 И не всегда я пароли выдаю. Тот, что сейчас, Косте подсказала мама.
Папа ей говорит:
- Ты представляешь, прихожу с работы, а он уже там, внутри.
И нам сразу понятно, где Костя. В мониторе!
Папа удивляется:
- Не понимаю, как он в этот раз-то пароль узнал…
Мама тушуется, и папе сразу становится понятно.
Он говорит маме:
- В воспитании что важней всего? Последовательность! Сказали нельзя – значит, нельзя. А у тебя где последовательность?
Мама только руками разводит.
- Жалко мне его стало, - говорит. - Они договорились встретиться в сети. Гляжу – он места себе не находит, его ведь ждут.
Папа сердится:
- Ну, жалей, жалей! Дождёшься - у него голова станет, как медный таз. Дубинками-то как они лупят друг друга по мозгам.
А мама в ответ, с сомнением:
- Может быть, ты преувеличиваешь? Он там и английский учит худо-бедно - в игре, сам того не замечая...
Папа кипятится:
- Вот именно, что худо-бедно! Тебя что, устраивает?
Когда они спорят, всё становится каким-то ненастоящим. Им положено на нас с Костей вместе наседать. А они выясняют между собой, кто из них правильно себя ведёт, кто нет, кто больше виноват, что Костю затянуло...
Папа говорит:
- Мне всё некогда. Ты бы узнала - ведь можно как-то заблокировать тот сайт? Ну, где он со своими Рэтами встречается…
А мама:
- Мне что, есть когда? Я, между прочим, тоже занята, как ты!
Намекает, что стала, как и папа, начальником отдела. С прошлой пятницы.
Я вижу: папе не нравится, как она это говорит.
Мама пугается: чувствует, до чего же ему это не нравится.
И начинает уже примирительно:
- Как - совсем, что ли, заблокировать? Должны же быть у него друзья…
Папа горячится:
- Какие там друзья? Он их даже не видел! Пусть с одноклассниками больше дружит!
И запинается. Чувствует – что-то не то сказал.