Дневниковые записи. 1931 год. Часть 37

Михаил Ильич Суббота
На фото: Михаил Ильич Суббота (справа) с друзьями. 1931 год.

*****

Часть 37


Москва, 3 июня 1931 года.
Возвращаясь с работы, встретил компанию знакомых по школе: К. Миронову, Ш. Фадееву, Ж. Бекина, В. Граублинга, и Кайдановского, одетого франтом. Как он говорит, он занимается «свободной профессией». По словам Бородулина, он писал какие-то статейки в журнал «Знание — сила», после перешёл работать в «Парк культуры и отдыха» каким-то общественным организатором.

Тарасовка, 11 июня.
В ночь с 7 на 8 июня в Тарасовке снова был заморозок до -1. Помёрзла часть огурцов. Сегодня +18. Сильно цветут мелкие красные цветы «гвоздики». Цветёт шиповник. Майские жуки почти исчезли. Много стрекоз.

Москва, 21 июня.
По Москве весь день во всех направлениях летит пух тополей, точно снег. Его много во всех Московских дворах. На прошлой неделе все, кроме меня и папы, переехали на лето в Тарасовку.

Москва, 8 июля.
О погоде в дневнике писать не буду, сводки буду вести в отдельной тетради. О погоде напишу лишь в том случае, когда пишу о данном дне, или же при резком колебании температуры, о грозе или ещё что-нибудь в этом роде.
    
В мастерской работаю учеником-слесарем в бригаде Догонина, которая состоит из молодых ребят и двух незавидных девчат. Большинство имеет родителей в деревнях.
    
Москва — Тарасовка, 10 июля.
В Москве, в районе Елоховской пл. в 12 часов дня была сильнейшая гроза и ливень с градом, а в районе Лубянской пл. и Северного вокзала даже простого дождя не было. Интересный случай.
   
После работы я поехал в Тарасовку. Не был здесь уже давно. За это время сильно выросли помидоры, огурцы. В самом разгаре садовая и дикая земляника. В траве трещат кузнечики.

Москва — Тарасовка, 20 июля.
Отпуск мне Зав пока не даёт. В мастерской дела по-старому. В бригаде слесарей Догонина по изготовлению деталей я научился делать половину вещей, которые делает эта бригада. Вечером (в 9 часов) с папой и Чулицким я поехал в Тарасовку.

Тарасовка, 21 июля.
Сегодня выходной день. С Михаилом и Вадимом убирали сено. Несколько раз купались. За сегодняшний день Михаил научил меня ездить на велосипеде. Вечером играли в городки. Катался на велосипеде. Читаю Шекспира.

Тарасовка, 24 июля.
Хотя у меня сегодня и выходной день, пришлось ехать в Москву на военные занятия. Стреляли. Я выбил 47 очков из 50-ти возможных. Стреляю и попадаю лучше всех из 25-ти стрелявших человек. После занятий (в 3 часа дня) поехал обратно в Тарасовку. Земляника отошла. Грибов мало. Кадомцевы большую дачу продали и готовят курятник, чтобы переселиться в него. (Говорили об этом ещё зимой, 15 января).

Москва, 28 июля 1931 года.
С сегодняшнего дня по 28 августа я в отпуске. Из Томилино приехали Галка с Надей Черкасовой. Они поступили в ФЗУ при заводе «Борец». Мы с Галкой поехали в Тарасовку. Вадим завтра едет в Москву, Аня — 30-го, так как 1-го августа начинаются занятия. Нина (подруга Ани) остаётся здесь до 10 августа. С 1-го августа разрешена охота на уток.

Тарасовка, 1 августа.
Солнечно, но дует прохладный ветер. Сшибал громадные соты ос (осиные гнёзда) на чердаке курятника. Работал с Михаилом у Кадомцевых. Бабушку уже переселили в комнату курятника, скоро и они сами переселятся туда. Договор о продаже дачи уже заключили.
    
Вечером приехал Михаил Циферов, и они с Михаилом Кадомцевым пошли к одной девочке лет 17-ти, с которой Михаил познакомился на пляже во время купания, и несколько раз уже гулял с ней. Аня говорит, что Михаил применяет «способ» Виктора Ермакова, т. е. гуляет сразу с несколькими — у него Нина, Женя, новая знакомая... На что Михаил отвечает, что он гуляет не сразу со всеми, а по очереди: день с одной, день с другой.
   
Домашняя (садовая) малина у Кадомцевых отошла, дикая же, которую я пересадил из леса в 1929-30 годах и удобрил, сейчас дала много крупных ягод, больше, чем домашняя.

Тарасовка, 4 августа.
Дни солнечные. Работаю у Кадомцевых. Михаил Кадомцев и Михаил Циферов каждый вечер гуляют с девочками. Одну из них зовут Наташей, другую Верой. Они учатся в ФЗУ, сейчас в отпуске. Красивыми их назвать нельзя, но лица их приятные. Наташа — девушка высокая и более разговорчивая. Вера же — меньше. Обоим Михаилам больше нравится Наташа, но с ней гуляет Кадомцев, Циферов же от Веры отказывается.
    
У нас на чердаке оказалось огромное осиное гнездо, в два раза больше, чем я сшибал у Кадомцевых. На огороде у Кадомцевых уже много огурцов, скоро появятся и у нас. Сегодня поймал двух красивых ночных бабочек семейства совок. Зубчатых совок.

Москва, 5 августа 1931 года.
Я поехал в Москву переменить книги в библиотеке и поменять в аквариуме воду рыбкам. В 3 часа дня неожиданно налетела сильнейшая гроза со штормовым ветром. Вода по улице текла, доходя почти до трамвайных линий. Движение остановилось. Даже трамваи идут еле-еле. Дождь шёл не более 20 минут, после чего ветер стих и снова показалось солнце.
    
Сегодня по всей Москве идут демонстрации физкультурников и парад физкультурников на Красной площади в честь десятилетия Красного спортивного интернационала.
    
Сделал в Москве всё, что надо было, и поздно вечером поехал в Тарасовку. В Тарасовке пронёсшейся днём бурей была сломана не особенно крепко державшаяся берёза.

Тарасовка, 6 августа.
Облачно. Сильный ветер. У нас сзади двора какие-то хулиганы утащили прутья от одного пролёта забора. Ходили с Галкой в лес. Поспела черёмуха. Лесные орехи ещё совсем маленькие, хотя скорлупа твёрдая.

Тарасовка, 7 августа.
Работаю с двумя Михаилами. Они каждый день гуляют с девчатами, приходят поздно или уже под утро. Вечером ходили в дом отдыха, видели два последних действия картины «На седьмом небе», где какой-то человек лезет на небоскрёб по стене, а за другим — гонятся полицейские.
    
На огороде огурцы поспевают уже хорошо. Есть фасоль. Розовеет один помидор. Летает много бабочек: крапивницы, капустницы, некоторые сатиры. На капусте очень много гусениц вредителей.

Тарасовка, 9 августа.
Сегодня устроили выходной. Спим на сене, и сегодняшняя ночь была очень тёплая благодаря тучам, которые закрыли всё небо. Утром прояснилось. Днём на пляже играл с Верой в футбольный мяч, причём из-за этого я наступил на бутылку и глубоко порезал ногу.

Тарасовка, 10 августа.
Оба Михаила уехали в Москву, и я сегодня не работаю. Пошёл по дороге в Пушкино понаблюдать за насекомыми. Нашёл хороший лесок с массой насекомых. Лесок этот совсем ещё молодой, вырос на самом высоком месте, откуда видна и Тарасовка, и часть Клязьмы, и дом отдыха, а также поля за Тарасовкой, которые окаймляются Мытищинским лесом (отсюда до леса километров 5-6).

На полях рожь уже сжата, в некоторых местах стоят копны. В Тарасовке же её несколько дней молотят трактором, с утра до вечера звенит молотилка. Скошен и овёс, частью увезён с полей. Поспела ранняя картошка, сильно цветёт поздняя.
    
В этом году большой урожай шишек ели. Висят они целыми гроздьями.
    
Приехал к Кадомцевым Владимир Фёдорович Фертсель. Он был учителем Михаила Кадомцева, и в 1925 году всё лето жил в селе Знаменском на даче с нами. Он довольно хороший «парень» 35 лет. Говорит, что только что женился.
    
Играл с В. Ф. в городки. У Михаила Кадомцева с сегодняшнего дня начались занятия, и он будет каждый день ездить сюда, пока не закончим погреб.

Тарасовка — Москва, 16 августа.
По ночам прохладно, до +7. Начал опадать жёлтый лист берёз, лип, тополей. У нас поспел первый помидор. Грибов в лесу совсем нет.

Папа с сегодняшнего дня в отпуске. Делаем погреб. Думаем закончить 21 августа, после чего ничего делать не будем до конца отпуска (мне осталось 5 дней, Михаилу Циферову — 10). Обедаю у Кадомцевых. У них обеды сытые, есть из чего готовить. Эразм Самуилович Кадомцев в шутку говорит про сына (Михаила), что ему незачем есть, и всегда приводит «пример» о себе, что он съедал в этом возрасте за один раз два десятка яиц, две крынки молока и несколько фунтов чёрного хлеба. Вообще он или преувеличивает или говорит о том, что в точности не знает, но не по умыслу, а просто у него так получается.

Я поехал в Москву. Зашёл к Борису Бородулину. Он говорит, что позолоченный купол храма Христа Спасителя уже сняли (на этом месте будет «дворец советов»).

Переменил в библиотеке книги. Сменил воду в банках с рыбками. 13 августа папа поставил в чулане крысоловку (у нас много крыс) и сказал, чтобы я посмотрел, попалась ли крыса. Крысоловка придавливает и убивает крысу сразу. Крыса, действительно попалась, но от неё осталась лишь кожа да обглоданные кости — всё мясо слопали другие крысы.

*****

Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2012/01/11/1913