Неунывающий

Лидия Семёновых
Откуда у человека берутся силы радоваться каждому новому дню, несмотря на то, что день этот приносит не только радость, но и немало боли? Откуда этот неисчерпаемый оптимизм, умение всё, что приходит в твою жизнь, встречать с благодарностью и улыбкой мудреца? И как вопреки всем жизненным перипетиям не растерять в долгой дороге самое главное – веру, надежду, любовь?

Именно таким человеком является Виктор Степанович Дубовцев. В свои шестьдесят восемь лет он в хорошей физической форме и прекрасном состоянии духа. Даже потеря зрения и инвалидность, полученная в молодом возрасте, не ввергла его в уныние, он стремится и сейчас не поддаваться болезням. Словно про него эти поэтические строки:

Нужно радоваться уметь,
Раньше старости не сгореть,
Жизнь живую не усмирять,
Раньше смерти не умирать.

Виктор Степанович родился в небольшой вятской деревеньке в многодетной семье шестым ребёнком, потом появились ещё двое. Шла война и семья бедствовала так, что нередко и голодными приходилось засыпать. Когда закончилась война, в доме радости не прибавилось – голодали жутко. Уже в начальной школе у Виктора начались проблемы со зрением, а в пятом классе он не видел даже с первой парты. Окончив с горем пополам шесть классов, учиться больше не захотел. Привыкший к крестьянскому труду, пять лет работал в колхозе, каждое лето помогал убирать урожай зерновых.

В 50-е годы деревня жила трудно и бедно. Крестьянам паспорта не выдавали, но молодёжь правдами и неправдами стремилась уехать в город. Чтобы получить паспорт, устраивались на любую непрестижную работу. Исключением не стали и дети Дубовцевых. Первыми покинули родительский дом старшие сестра и брат, а затем разлетелись по городам и весям и другие братья и сёстры. Неведомая жизнь манила и Виктора. А когда началось освоение целинных земель, восемнадцатилетний комсомолец решил податься на целину. На дорогу мать дала 20 рублей, да брат 10 рублей – с тем и отправился. В Целиноград прибыл с четырнадцатью рублями в кармане, оставшимися от покупки билета. Не имея ни образования, ни профессии, устроился разнорабочим, затем помощником сантехника. Для получения профессии в городе были открыты вечерние школы, всевозможные курсы. Виктор записался на вечерние курсы трактористов гусеничных тягачей, но полученная профессия в жизни не пригодилась.

Через три года, уже с паспортом, Дубовцев вернулся на родину. Отныне он имел полное право самостоятельно распоряжаться своей судьбой, тем более что рабочие везде были востребованы. Виктор поначалу облюбовал домостроительный комбинат, затем его потянуло поближе к родным местам, но и там что-то не заладилось. Вернувшись, устроился на спичфабрику. В это время о нём вспомнили в военкомате, прислали повестку на службу в армию. Пришлось лечь на обследование, в результате которого парню дали вторую группу инвалидности по зрению, а в военкомате белый билет заменили на красный.

Своей инвалидностью он не тяготился, работал, встречался с девушками. История его любви началась романтично. Виктор приметил в общежитии весёлую девушку Галину, стал за ней настойчиво ухаживать. Потом молодые сыграли скромную свадьбу, стали мечтать о собственном жилье. Через год в семье произошло пополнение – родилась дочка Татьяна. Семейная жизнь сложилась удачно: прожили супруги в любви и согласии уже 45 лет, не за горами и золотая свадьба.

Узнав, что в соседнем городе строится завод железобетонных конструкций и жилой дом для рабочих завода, Виктор метнулся туда. Его приняли с радостью: строительные специальности были в цене. Два года маялись в съёмной квартире, пока получили ключи от двухкомнатной квартиры в новостройке. Он до сих пор помнит ощущение счастья, когда с женой вошёл в ещё не обставленную мебелью квартиру, залитую солнцем! А через десять лет в их доме снова зазвучали колыбельные песни: в семье родился долгожданный сын Александр.

Воспитание детей – желанных и любимых – было основным делом всей жизни супругов. Они растили их, разделяя и развивая интересы дочки и сына. Только сейчас по-настоящему понимают, какое счастливое это было время! И дети рядом, и они – ещё полны сил. Но ведь и трудностей им досталось немало – болезни ребят, их школьные проблемы, постоянная нехватка денег. Жили от получки до получки, во всём себя ограничивая. Мучил вечный дефицит товаров, за которыми надо было выстаивать длинные очереди.

Пусть за годы совместной жизни супруги не сделали какой-то выдающейся карьеры, не достигли серьёзного материального благополучия, зато у них есть замечательные дочка Татьяна и сын Александр – основное их богатство. Радость приносят и два прекрасных внука: старший Максим ещё в школе подавал надежды, ездил на Олимпиады, занимал призовые места, окончил МГУ и стал переводчиком, работает в Москве. А младший Кирилл – сегодня главный человек в доме. Малышу пять лет, но в доме всё подчинено его интересам. У деда с внуком полное взаимопонимание, оба друг в друге души не чают. Когда выходят гулять, внук бережно берёт деда за руку и осторожно ведёт по улице. Знает, что дедушка практически не видит.

Дубовцеву грех жаловаться на жизнь: она у него бесспорно удалась. Виктор Степанович в 18 лет участвовал в освоении целины, в 23 – женился, в 24 – в первый раз стал отцом дочери, а в 34 – сына, сегодня он – дважды дедушка, в 27 лет получил квартиру. Однако и трудностей хватило: в 35 лет стал инвалидом, получив серьёзную травму глаза. Зрение, и без того слабое, совсем ухудшилось, хотя поначалу он мог различать очертания предметов и силуэты людей. Когда мир стал погружаться в темноту, ему предложили надомную работу – делать скрепки. С нормами справлялся: целыми рюкзаками отправлял продукцию в город.

Будучи слепым, узнал о существовании Всероссийского общества слепых, в 1980 году стал его активным членом и до сих пор своей активности не растерял. В обществе ему посоветовали устроиться на игрушечную фабрику. На «Игрушке» проработал восемь лет, до 1992 года. Ежедневно пешком ходил до фабрики: днём плутал, а вот ночью хорошо ориентировался по фонарям. Сожалеет, что цех, в котором незрячие шили коробки, закрыли. А ведь они даже по выходным, бывало, работали, потому что продукция была востребована.

Жена долго не могла смириться с мыслью, что возвратить зрение мужу невозможно. Куда только его не возила: к бабкам, целительницам, экстрасенсам. В 1982 году в «Советской России» прочла, что в Молдавии есть целительница, которая творит чудеса. В редакции газеты узнала её адрес и повезла туда мужа. Очередь огромная: бабка по 500 человек в день принимала. Терпеливо выстояли очередь, но надежды на излечение не оправдались. Правда, временное улучшение было, но потом всё обратно вернулось. А потом была поездка к грузинской целительнице. Принять приняла, но оказалось, что незрячих она не исцеляет, а вот от экземы излечила своими чудодейственными мазями.

По всему видно, что в молодости Виктор Степанович был человеком энергичным и неугомонным. И сейчас он безотказный, весёлый, неунывающий, добрый. В обществе и в своей девятиэтажке незаменим, никому в помощи не отказывает. В ночь-полночь выручит любого соседа: кран заменит, трубы почистит, воздух из системы отопления выгонит. И спутница у него – под стать мужу, такая же жизнерадостная, улыбчивая, хорошая певунья. Супруги с полуслова понимают друг друга, с удовольствием участвуют в самодеятельности, занимаются садоводством. Окружающие восхищаются ими: «Какая вы чудесная пара, всегда под ручку ходите!»

Двадцать лет назад Дубовцев вернулся в родные места, но в качестве садовода. Купил дом под дачу, сам скважину пробурил, летний душ сделал, полив механизировал. Сельская жизнь настолько понравилась, что через два года ушёл с работы и переехал в село.

– Жизнью я доволен, – говорит ветеран ВОС. – Ни при каких обстоятельствах стараюсь не унывать.

Жизнь Дубовцева сложилась успешно. Потеряв зрение, Виктор Степанович не пошел у недуга на поводу. Недуг не сломил его. Победа осталась за этим сильным духом, мужественным и красивым человеком.