Жорж-Анри Манзана Писсарро

Улексия Миссосупова
Georges-Henri (Manzana) Pissarro, 22 ноября 1871 - 1961.

И вновь начну с цитаты Октава Мирбо из книги "Писсаро. Письма, критика, воспоминания современников" (М. Искусство, 1974 г.). Второго сына Камиля Писсаро он характеризует так:
«Жоржа, с его темпераментом и горячим воображением, привлекают большие декоративные линии, прельщают тайны форм, и он старается их запечатлеть на полотне, дереве, меди. Для него хороши все материалы и все инструменты. От крайностей символизма его оберегала сильная любовь к природе и глубокое понимание ее. Он мечтает создать мебель большого стиля, он создает ткани, тисненую кожу, работает с эмалью. Он хотел бы, чтобы каждая металлическая пластинка, каждый кусочек дерева были бы орнаментированы. Великодушный и чувствительный характер, полный больших замыслов, он испытал жестокий удар на пороге жизни, которая должна была бы принести ему только радость и счастье».
Вот теперь обо всем этом поподробней.
Французский художник, более известный как Манзана, третий из восьми детей Камиля Писсарро.
Родился в Лювисьенне. С самого раннего возраста учился у своего отца и, как старший брат Люсьен, провел годы становления в окружении известных художников импрессионистов Моне, Сезанна, Ренуара и Гогена, которые часто посещали дом Писсарро. Отец не только научил держать Жоржа кисть и карандаш, но, самое главное, научил наблюдать и любить природу. В молодости он под влиянием отца начинал с чистого импрессионизма, это видно по серии пейзажей, написанных в окрестностях Понтоиса и Эраньи. Некоторые искусствоведы утверждают, что ранний Манзана - точная копия своего отца.Между 1889 и 1898 годами Жорж знакомится с мировой живописью, часто выезжая за границу.
Старший Писсарро всегда брал Жоржа с собой в поездки. В основном, Жорж часто посещал Лондон, приезжая к брату Люсьену. В Англии за это десятилетие Жорж провел около семи лет.
Здесь юноша смог познакомиться со множеством различных видов, стилей и направлений искусства. Например, в мастерской Чарльза Эшби, ученика Уильяма Морриса, в Лондоне Манзана познакомился с модерном, что спустя время отразится в его работах.

Модерн и ориентализм
Жорж-Анри Писсарро был очень плодовитым и разносторонним художником, он писал маслом, пастелью и акварелью, при этом легко, на эмоциональном уровне, подвергался влияниям разнообразных течений. История с Эшби и модерном – тому пример. Полюбив модерн, он стал писать животных, в его работах проявились лучшие тенденции анималистической и ориентальной живописи. Позднее его работы стали еще более экзотическими. На художника оказали большое влияние экзотические картины Гогена, написанные им на Таити и Мартинике. Они, безусловно, и поспособствовали развитию в творчестве Жоржа ориентализма, который начал проявляться в некоторых его картинах в виде экспериментов с золотой, серебряной и медной красками.
Впрочем, проще всего говорить о внешних влияниях. Например, в одной из статей о художнике упоминается, что толчком к увлечению Востоком послужила купленная его отцом небольшая изысканная японская гравюра.
Остается фактом лишь то, что Жорж стал писать восточные орнаменты, изображать блестящие одежды, яркое оперение птиц.Критики пишут, что в этом блеске художник не соответствовал тенденциям своего времени.
Да, он был равнодушен к ним, поскольку эти тенденции не соответствовали его интересам и темпераменту.Но этого блеска, как опять же, утверждают искусствоведы, было недостаточно, чтобы объявить Манзану "крупным художником", хотя за этим «сказочным слоем» был виден и очевиден его профессионализм.
Наоборот, всем казалось, что чем ярче произведенный эффект, тем труднее доказать, что ты - истинный художник.
Сена вблизи Анделиза Жоржа Писарро
Улекса фон Лу
http://stihi.ru/2011/11/22/3406
Как рыбалка с утра хороша!
на холме - Ла Гайлард, Анделиз,
облака над холмом - в антраша,
летним утром так радует жизнь!

Старый дуб - фантастично кряжист,
он в скульптурах кентавров, дриад,
строки мифов - листочков абрис,
изумрудами ряби горят.

Как чиста и прохладна вода,
и лазурен сияющий день!
В платье красном удачлив рыбарь,
за труды будет орден - форель!

Жорж-Анри (Манзана) Писсарро. Bord de Seine aux Andelys
Спустя десятилетия история доказала, что человек, объединивший в себе рисовальщика, живописца, импрессиониста, анималиста, востоковеда, художника-декоратора, дизайнера и т.д. любую свою работу основывал на прочном фундаменте знаний и неоспоримом мастерстве.
В начале 1900-х Манзана регулярно выставляет свои работы на Осеннем Салоне и Салоне Отверженных, а также в галереях Дюран Руэля и Дрюэ в Париже.
Сена Жоржа Писарро
Улекса фон Лу
http://stihi.ru/2011/11/19/4503
Весна - голубое-зеленое в снах
и дымчато нежное в первой сирени.
Плывут в плеске Сены и шхуны, и барки
и вечер  - зеленый в тумане весеннем!

А здания взглядами в небо поют,
танцуют, шагая по берегу Сены,
летят облака, зелень майскую пьют,
зелеными стали, слегка молодея!

Сирень берегов - как цветенья вуаль -
скрывает лик города, ставший прекрасным,
печали легки, место встречи - причал,
ах, нежная зелень - весенние краски!

картина - Georges Pissarro (Manzana) La Seine 1902 г.
Декоративно - прикладное искусство
При этом около 1906 года Жорж начинает искать другие способы самовыражения именно посредством дизайна мебели и декоративных предметов. Это случилось после Осеннего Салона 1906 года, на который Манзана выставил восемь картин, эскизов и восемь гравюр. Уже в представленных работах просматривалось зарождение нового стиля, который сам художник называл «декоративным».В 1907 году состоялась его первая выставка работ декоративно-прикладного искусства в галерее Воллар.
А в 1914 году состоялась самая значимая в карьере Манзаны выставка в Музее декоративного искусства, где художник представил 311 работ, включая гобелены, ковры, мебель, изделия из стекла, декоративные картины, гравюры и литографии.
Не смотря на то, что художник «изменил» живописи, он считал свои новые произведения - сундуки, диваны, ширмы, стулья, посуду – настоящими произведениями искусства, а не предметами обихода. И не важно, что находились они не в музеях, а в буржуазных квартирах! Главное, в них видны масштабы и степень его таланта, оттенки влияния творчества отца (куда же без импрессионизма!) и тенденции модных веяний в виде использованного стиля модерн и восточных мотивов.
Приверженность дизайну и декоративно-прикладному искусству Манзана сохранял на протяжении почти 70 лет.
В творческом долголетии, Жорж даже опередил отца, который активно творил на протяжении чуть более полувека. Как и все второе поколение художников Писсарро, то есть его детей, Жорж первоначально работал под чужим именем. По одной из версий, выдвинутых искусствоведами, Камиль Писсаро сам попросил своих детей творить под псевдонимами, чтобы избежать прямой ассоциации с его именем и творчеством, чтобы их работы могли признавать без оглядки на фамилию отца, поскольку имя Писсарро уже несло на себе груз ответственности.
По другой версии, причина была как раз в обратном – в неудовлетворенности своими работами и возникшего из-за этого чувства стыдливости, а также не предполагаемых последствий влияния его имени на мир искусства.
Как бы там ни было, в 1894 году Жорж взял фамилию своей бабушки – Манзана (Manzana) , этот псевдоним он использовал исключительно до смерти отца в 1903 году и после ее приблизительно до 1910 года.
Уже на Осеннем Салоне 1906 года он подписал свои работы «Манзана-Писсарро».
Позже из уважения к памяти покойного отца Жорж стал подписывать свои работы собственной фамилией, но все-таки в историю живописи вошел не как Писсаро, а как Манзана. Манзана продолжал демонстрировать свои работы регулярно до конца 1930-х годов, постоянно переезжая из Парижа в Лос-Анджелес. Несколько лет Манзана провел в Понт-Авене в Бретани, где бретонские национальные костюмы и образ жизни крестьян вдохновили его на серию картин 1930-х годов.

Примерный семьянин
Жорж-Анри, как и отец, был главой многочисленного семейства – он имел 6 детей. Правда, он был трижды женат и дважды становился вдовцом.
Первая жена - Эстер Исааксон (Esther Isaacson) родила Жоржу сына Томми, от второй жены – Амиче Брек (Amice Brecy) остались сын Камиль и дочь Марта. Последняя супруга - Бланш Моризе (Робоа) (Blanche Moriset (Roboa)) подарила художнику троих детей – Флору, Азизу и Феликса II.
Нужно отметить, что две жены из трех – Амиче и Бланш были признанными в узких кругах художницами.

Последние годы
С началом второй мировой войны 1939 году художник переехал с семьей в Касабланку, где оставался жить до 1947 года. Самый младший ребенок, сын Феликс II, названный в честь рано умершего младшего брата Жоржа, единственный из всех детей Манзаны, стал художником.
Последние годы своей жизни Жорж провел вместе с ним в Ментоне, возвратившись к своим импрессионистским корням и пейзажной живописи местной природы.Умер Жорж-Анри Писсарро в 1961 году в возрасте 90 лет.
По материалам  блога - http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post122969470/