Что такое индуизм?

Игорь Орловский
                Он жил, молясь и постясь, желая иметь
                потомство. Для этого он совершил
                жертвоприношение пака: ложкой бросил он в
                воду топлёное масло, кислое молоко, сметану и
                творог. Через год из [всего] этого возникла
                женщина. Она появилась плотной, с неё
                постоянно капало молоко.
                “Шатапатха-брахмана”, I,1,7 [1]

То, что европейцы называют индуизмом, на самом деле единой религией не является – это тысячи разных культов, некоторые из которых так же “схожи”, как христианство и сатанизм. Даже в двух главных религиях индуизма – шиваизме и вишнуизме – имеется множество течений, порой разительным образом отличающихся одно от другого.

Известный индолог Г. фон Штитенкрон говорит:

«В “индуизме” едва ли найдётся одно-единственное фундаментальное учение, которое безоговорочно принималось бы всеми индусами, не говоря уже о комплексе таких учений. То, что принимается за истину одной группой индусов, опровергается утверждениями других. Анимизм и политеизм, пантеизм, панентеизм и генотеизм, дуализм, монотеизм и чистый монизм существуют бок о бок. Сложный ритуал брахманской кармаканды, нацеленный на очищение человека и создание священного пространства для общения с божественным, разительным образом противоречит ритуалам мужчин и женщин шаманов, также направленным на общение с божественными силами и сверхчеловеческими существами, но последнее достигается при помощи транса и одержимости медиума богами и духами. Оба вида коммуникации с богом в корне отличаются от общения с ним бхакта, адепта, для которого важнейшим связующим его с богом звеном является само бхакти – одновременно плод его усилий и божий дар.

Не менее разительны и другие расхождения. Воздержание и целомудрие, суровый аскетизм, полное отключение органов чувств во время медитации и занятий йогой находятся в полном противоречии с экстатическими оргиями и подобными легитимными способами познания бога. В то время как густая кровь петухов, коз и буйволов продолжает стекать на священные алтари некоторых индусов, другие провозглашают строгое следование принципу ненасилия и резко осуждают ритуальное убийство. Многие верят в карму и круговорот перерождений, но некоторым эти концепции совершенно незнакомы. В явном противостоянии поздним ведийским писаниям и смрити, которые оправдывают существование кастовой системы, а также отлучение шудр и женщин от священного знания, некоторые из основных религий бхакти веками боролись против кастовых ограничений, принимали в свои ряды женщин и шудр и даже неприкасаемых и отвергали авторитет вед.

Ещё более важно, что бог, которому самозабвенно как высшему и единственному во всей Вселенной поклоняется один индус, в глазах другого может выглядеть второстепенным или незначительным. Он будет поклоняться совершенно другому богу, считая его высшим, или отвергать существование каких бы то ни было богов как ложную проекцию чьего-то невежества, а следовательно, поддающихся разрушению, как и весь мир объектов вокруг них. Более того, различные религиозные группы пользуются совершенно разными сводами священных книг, явленных им, как утверждается, их верховными божествами. Они следуют разным ритуалам, произносят разные молитвы, а самые существенные расхождения у них во взглядах на космогонию, антропологию и природу спасения» [2].

Известный российский индолог Ирина Глушкова, сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН, пишет: «Индуизм совершенно свободен от каких бы то ни было догматических заявлений относительно природы Бога, и на (трудноуловимую) суть индусского мировосприятия не влияет признание существования Бога или неверие в такового вообще, а также вера в единого бога или во множество богов, поскольку можно быть истинным индусом и при этом – монистом, монотеистом, политеистом, пантеистом и даже, как полагает Р.С. Зэнер, атеистом [3]. Так, например, главные концепции классического индуизма – Брахман, сансара, дхарма, карма, мокша никакого отношения к тому, что называется “богом”, не имеют» [4]. Поэтому главное в религии индуса – обряд, понятия “ересь” для него не существует. Если в христианстве на первом месте стоит контроль над мыслью, то в индуизме – контроль над поведением. Христианство даёт чёткие учения о Боге и о человеке. В индуизме нет ни того, ни другого. Индуизм не знает такого понятия, как “богословие”.

                2010


[1] Цит. по: Антология мировой философии. Древний Восток. Минск “Харвест”, М. “АСТ”, 2001, стр. 295.

[2] Штитенкрон фон, Г. О правильном употреблении обманчивого термина. // Древо индуизма. М., изд. “Восточная литература” Российской Акад. наук,1999, стр. 250 – 251.

[3] Zaehner R.C. Hinduism. L., 1966, p. 2.

[4] Глушкова И.П. Введение. // Древо индуизма. М., 1999, стр. 20.


Начало этюдов по индуизму: http://www.proza.ru/2012/12/04/385

Продолжение: http://www.proza.ru/2012/01/11/1513