Александр Бучкури

Улексия Миссосупова
Александр Алексеевич Бучкури
18 ноября 1870 -1842 сл. Бутурлиновка Бобровского уезда Воронежской губернии – 5 июля 1942, Воронеж), живописец.

Александр Бучкури родился в 1870 году в селе Бутурлиновка Бобровского уезда Воронежской губернии. Первым его учителем был организатор Воронежской школы любителей рисования Леонид Соловьев. В 1899 году Александр Бучкури стал вольнослушателем Высшего художественного училища при Московской академии художеств и активно занимался в мастерской Ильи Репина под его руководством. В 1904 году Бучкури получил официальное звание художника, а в 1905 году за картину «Похороны», принимавшую участие в Весенней выставке в Санкт-Петербурге, был удостоен премии имени Архипа Куинджи. Бучкури создал множество оригинальных жанровых и исторических полотен, большинство из которых хранится в Воронеже. С 1919 года он преподавал в Свободных художественных мастерских, после их реорганизации — в Воронежском художественно-промышленном техникуме. Бучкури воспитал таких известных мастеров живописи, как Михаил Лихачев, Аркадий Васильев, Василий Белопольский, Борис Тимин. Погиб в 1942 году в оккупированном Воронеже.

Воронежский искусствовед, директор галереи «Триада» Владимир Добромиров так комментирует выставку: «Черты импрессионизма присущи многим работам Бучкури: яркая, насыщенная цветовая гамма, свободные мазки, сиюминутность передаваемого впечатления. У него есть этюды, глядя на которые, не скажешь, что их написал представитель академической репинской школы». От «академистов» Бучкури взял прежде всего строгую композицию своих жанровых работ и психологизм в изображении персонажей. Сочный колорит его работ перекликается с шедеврами французских импрессионистов. Почти все картины Бучкури передают ощущение праздника. На выставке можно увидеть его знаменитый «Цирк»: красотка-наездница в розовой пачке напоминает моделей Огюста Ренуара, а нарядная толпа веселится, как праздные гуляки Тулуз-Лотрека. Есть на выставке и довольно драматичная сценка: на картине «Вывод» показан древний сельский обычай — гонять по всей деревне в голом виде женщину, изменившую своему мужу. Эта работа интересна еще и тем, что в образе седого ехидного возницы художник запечатлел самого себя.
Мадонны Бучкури
Улекса фон Лу
http://stihi.ru/2010/11/17/8353
Загадочный художник, неизвестный,
а краски наполняют рамы хором
палитры - радость самой светлой вести!
А женщины - колдуньи иль мадонны?!

Улыбки чуть намечены загадкой,
Уборы - почти сказочны и ярки,
прикосновенье кисти - вздох, подарок
от жизни взгляд - полет под вербной аркой.

Жизнь и творчество Александра Бучкури- http://www.liveinternet.ru/users/victory_b/post126936105
Из учеников Бучкури на вернисаже наиболее широко представлено творчество народного художника России Михаила Лихачева. Хотя он и был типичным представителем соцреализма, чувство меры ему не изменяло. Он писал не только портреты коммунистических вождей и передовых колхозников, но и динамичные бытовые сценки.
А. Бучкури. Крестьянка Моня в саду
Улекса фон Лу
http://stihi.ru/2011/11/18/2112
Прекрасная Моня в саду - королева,
и полон достоинства взгляд,
как смотрит она - прямо, весело, смело,
для трона она рождена?

Красы зрелой яркость,одежды парадность,
как будто на праздник пошла,
и белая блузка воздушно нарядна,
кокошником - алая шаль.

И собраны с поля уже урожаи,
одета, обута семья,
в деревне родной все ее уважают,
но щеки смущеньем горят...

Там кто-то в саду ждет красавицу Моню?
кружит голову листопад,
готова лететь Моня птицею вольной,
рябиной манИт старый сад.

Вместе с картинами двух крупных мастеров жанровых полотен в музее выставлено несколько работ других учеников Бучкури — портреты Бориса Тимина и Константина Стаховского, пейзаж Василия Белопольского и натюрморт Аркадия Васильева. В целом вернисаж интересен как собрание образцовых работ воронежской академической школы живописи, которые не столь часто демонстрируются широкой публике.

Мария Федоринина (Газета =Коммерсант=)http://artru.info/ar/186/