Кризис - это наша надежда...

Беньямин Коган
…А также предвестник подлинных изменений в человеческом обществе

В медицине проявление симптомов недомогания – вещь позитивная, поскольку позволяет распознать болезнь и приступить к ее лечению. То же касается и экономической науки. Финансово-экономический кризис принял глобальные масштабы, однако на данном этапе еще трудно оценить его последствия и слишком рано подытоживать вызванный им ущерб. Ведь конец его еще не виден на горизонте.

Ясно, что мир встал перед самым серьезным вызовом со времен Великой депрессии 30-х годов прошлого столетия. Результаты кризиса не поддаются оценке, поскольку он продолжает меняться и трансформироваться, – но главное – потому что многое сейчас зависит от нас. Как будут откликаться на кризис правительства, Центробанки, международные финансовые учреждения, корпорации и простые люди? Сумеют ли они разобраться в его причинах и сделать правильные выводы? Все это окажет огромное влияние на наше будущее.

Английское слово crisis имеет греческое происхождение, а на греческом языке это слово означает "решение", "поворотный пункт". Любопытно, что на иврите слово кризис (машбэр) означает кресло роженицы – место, где появляется новая жизнь. Для того чтобы расшифровать тот вызов, который бросает нам сегодня природа и чтобы понять, в какое важное, судьбоносное время мы с вами сегодня живем, необходимо прежде всего заглянуть в учебник истории и проанализировать путь развития экономической системы на протяжении нескольких последних столетий.


Классическая модель свободного рынка

Адам Смит, один из основоположников современной экономической теории, пишет в своей книге «Богатство народов» следующее: «Каждый отдельный человек… обязательно содействует тому, чтобы годовой доход общества был максимально велик. Разумеется, обычно он не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько он содействует ей. Предпочитая оказывать поддержку отечественному производству… он имеет в виду лишь собственный интерес, и, осуществляя это производство таким образом, чтобы его продукт обладал максимальной стоимостью, он преследует лишь собственную выгоду... Однако, преследуя свои интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это».

Таким образом, заключает Смит, стремление личности к собственному максимальному обогащению обеспечивает максимальное обогащение общества. Основное условие эффективности рынка, работающего по этому принципу, – свободная конкуренция неограниченного числа производителей. В борьбе за потребителя, обладающего самой полной информацией, они не имеют возможности влиять на цены, при этом стоимость перевозки товаров ничтожно мала по сравнению с объемами торговли.

По идее, в современных условиях глобализации такая система должна была бы идеально проявить себя. Действительно, мировая торговля увеличила во много раз количество товаров, производителей и потребителей на рынке, а кроме того, существенно снизила себестоимость транспортировки. Информационный переворот и Всемирная паутина внесли большой вклад в дело конкуренции и информационного обеспечения. В итоге на сегодняшний день, когда глобализация победно шагает по миру, мы должны были бы лицезреть максимально эффективный свободный рынок во всем его блеске и великолепии. Почему же вместо этого мы завязли в мировом кризисе до такой степени, что впору уже хвататься за соломинки?


Кризис модели Адама Смита

Причина в том, что глобализация не только подкрепляет несколько классических положений, но и подрывает важнейший постулат о формах взаимосвязи и взаимного влияния между субъектами рынка. Модель Адама Смита предполагает, что каждый человек действует в личных интересах и не оказывает влияния на личные интересы других. Однако в действительности дела обстоят иначе: люди не окружены личными непробиваемыми пузырями – наоборот, они изначально, «по определению» взаимосвязаны. Все больше и больше научных исследований подтверждают тот простой факт, что мы существа социальные и наше благосостояние зависит от нашего взаимодействия. Глобализация многократно усиливает эту зависимость, и сегодня, впервые в истории, она становится решающим фактором.

Нередко человек предпочитает потерять деньги – лишь бы другие не заработали больше. Нередко он выбирает себе место в обществе, основываясь на выборе других. Практически постоянно через разветвленные сети взаимосвязи он подвергается влиянию тех, с кем никогда не был и не будет знаком. Глобализация форсирует и усиливает эти тенденции, в результате чего мир, продолжающий хвататься за старое, все менее соответствует своей структурной интегральности.


Модель государственного контроля

Представьте себе промышленное предприятие, которое загрязняет отходами озеро, что наносит вред рыбакам. Этот вред не учитывается в классической модели Адама Смита, в которой каждый производитель принимает в расчет лишь собственную выгоду, без учета того, каким образом его деятельность влияет на других участников рынка.

Решение, предложенное экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом по следам Великой депрессии, состоит в активном государственном вмешательстве в рыночную деятельность. Это может выражаться в налогах, квотах на производство, штрафах. Однако по мере усиления глобализации крепнет и взаимосвязь различных игроков и факторов на внутреннем и международном уровне, что заставляет правительства все глубже вторгаться в пространство свободного рынка, тогда как капитализм декларирует минимальное вмешательство государства в рыночную расстановку сил.

Поэтому уже в конце 60-х годов прошлого века в научной среде началось обсуждение опасностей, которым подвергает нас кейнсианская модель развития. Эта дискуссия охватила самые разные сферы: образование, международные отношения, здоровье, экологию и другие сферы.


Противоречивость капитализма

По словам профессора экономики Нуриэля Рубини, Карл Маркс был прав, утверждая, что капитализм способен разрушить себя на определенном этапе, поскольку его естественное развитие обязательно приводит к перепроизводству и подрыву спроса. Именно так и произошло. Мы полагали, что рынки смогут удержать обороты, но они не смогли. Научно-технический прогресс позволил многократно увеличить производство и при этом сократить расходы компаний на рабочую силу.

Таким образом запускается процесс самоуничтожения. До его конечной точки мы еще не дошли, но вероятность новой «Великой депрессии» весьма велика. Так, например, главы ОЭСР и МОТ недавно опубликовали предостережение о том, что число безработных в двадцати сильнейших экономиках мира за год удвоится и составит 40 млн. человек. Уже сегодня в мире насчитывается 200 млн. безработных, что в удельном соотношении близко к пиковым значениям времен «Великой депрессии».

Поэтому сегодня мы уже можем сказать наверняка: через восемь десятилетий после своего возникновения кейнсианская модель проявила свою неэффективность в решении новейшего кризиса, который начался в финансовом секторе США, а затем распространился и на реальный сектор мировой экономики. Этот провал заставил нобелевского лауреата профессора Джозефа Стиглица заявить о необходимости построения новой экономической модели. Чтобы такая модель оказалась адекватной, она должна принимать в расчет новые условия, сложившиеся в современном человеческом обществе.


Зачатки новой экономической парадигмы

О последствиях глобализации говорят много. В октябре 2011 года знаменитый американский публицист Томас Фридман описал в своей колонке две различные теории, представляющие два фланга современной полемики. Первая теория принадлежит Полу Гилдингу, автору книги «Великий перелом». «Я рассматриваю мир как интегральную систему, – говорит Гилдинг. – В результате я вижу не акции протеста, не долговой кризис, не неравенство, не сумасшедший климат в отдельности, а всю нашу систему, переживающую болезненный процесс перелома… Механизм нашего экономического роста, неэффективная демократия, нагрузка на земной шар – эта система пожирает себя заживо».

С другой стороны, консультант в области менеджмента Джон Хагел считает текущую ситуацию началом выполнения «огромной задачи», проистекающей из сочетания глобализации с революцией в сфере технологических данных. По мнению Хагела, мы стоим на пороге эпохи всеобщего расцвета, хотя и находимся пока под прессингом обстоятельств, поскольку все еще используем устаревшие, неработающие больше методы и институции. В новую эпоху совместная работа обеспечит нам глобальный поток идей, инноваций и возможностей для извлечения прибыли. Хагел призывает быстрее учиться, действуя сообща и максимально реализуя наш потенциал, как индивидуальный, так и коллективный.

Если мы сумеем скомбинировать два этих подхода, то кризис окажется не препятствием, а вспомогательным средством, появившимся очень вовремя.


Глобальная взаимосвязь

Многие специалисты по международным отношениям считают, что путь назад уже отрезан и судьбы всех людей в мире постепенно сплетутся в общий клубок. Пускай не все экономисты признают, что зарплата американцев определяется в Китае, однако многочисленные исследования в разных областях всё четче обрисовывают ту нераздельную картину, в рамках которой мы зажаты сегодня, как в тисках. Кристакис и Фаулер в своей знаменитой книге «Связанные» отметили, что современная технологическая эпоха поставила нас в зависимость друг от друга и тем самым сделала уязвимее. По словам проф. Кюнхардта, главы Европейского центра интегральных исследований, XXI век отличается тем, что соткан из бесчисленных нитей взаимосвязи, сопряженных между собой бесчисленными пересечениями.

Финансово-экономический кризис приближает мировых лидеров и ведущих специалистов к пониманию необходимости перемен в социальных взаимоотношениях и в экономической сфере, которая является их производной. Мы должны перестроиться на глобальный лад. Новый мир толкает людей друг к другу, требует от них заботы, участия и социальной солидарности вместо агрессивной конкуренции и чрезмерного потребления. Когда мы перестанем конфликтовать с законами интегральной системы, ослабнет кризис, вызванный этим несоответствием.


Причины кризиса

Все дело в том, что теория отстала от жизни. Мы уже понимаем, что попали в жесткую сеть глобальной взаимозависимости, но еще не можем разработать модель или формулу цельной, единой системы или, по крайней мере, ее финансово-экономического и социального сегмента. Уже ведется общественный и научный диалог, нацеленный на всемирную интегративную концепцию, на постановку глобальных задач, связанных с более справедливым распределением и социальной справедливостью, но нам по-прежнему неясно, как претворить в жизнь этот процесс. К тому же у него есть немало противников.

Мировые лидеры и специалисты, от которых зависит наше пропитание, трудоустройство и будущее, все еще не отдают себе полного отчета в том, как крепко мы «спеленаты» узами всеобщей взаимосвязи. Разумеется, от их взгляда не укрылась интеграция мировой экономики в единую систему, однако они все еще пытаются решать ее многочисленные проблемы при помощи старых средств, пускай привычных и испытанных, но бесполезных. Чем быстрее властители мира опомнятся и поймут, что программы спасения, основанные на фискально-монетарных мерах, не решили проблем, а лишь затянули их, тем раньше мы закончим катиться вниз, по направлению к пропасти.


Новое мышление

Подобно тому, как «Великая депрессия» заставила Кейнса разработать новые экономические модели, более отвечающие создавшимся условиям, так и мы должны сменить парадигмы, чтобы адаптироваться к новой реальности. Кризис показывает нам, что старые парадигмы больше не действуют. И, как уже было сказано, один из самых ярких примеров системного краха – это замедляющий обороты капитализм.

Чтобы реализовать потенциал ситуации в полной мере, нам в первую очередь нужно не принятие скороспелых решений, а проведение глубокого и всестороннего анализа, который позволит выстроить новый подход к проблемам и переключиться на тот образ мыслей, который будет соответствовать запросам интегрального мира. В первую очередь следует отбросить прежние примитивные представления о том, что индивидуальный эгоизм обеспечит в итоге общее благо. Сегодня мы должны рассматривать ситуацию в свете всеобщей взаимозависимости и обоюдного влияния.

Один из примеров нового мышления подал генеральный директор ВТО Паскаль Лами в своей лекции, прочитанной в Центре стратегических и международных исследований в Джакарте 14 июня 2011 года. «Реальная проблема, – сказал он, – заключается в изменении нашего образа мыслей, а не только в изменении наших систем, учреждений или политики. Будущее за большей глобализацией, за большим сотрудничеством и взаимодействием между народами и культурами, за разделением ресурсов и ответственности. В нашем глобальном разнообразии, – добавил Лами, – мы должны проявить единство».


Что же делать?

Разумеется, прежде всего надо позаботиться о базовых потребностях сотен миллионов людей во всем мире, не имеющих возможности обеспечить себя самым необходимым и находящихся на грани голода или голодной смерти.

Далее необходимо начать работу по адаптации к условиям глобальной реальности. Для этого необходимо изучить ее основы. Мы должны понимать, как именно связуются друг с другом ее части в промышленности, в банковском деле, в структурах власти и управления.
 
Таким образом, ключ к успеху – просвещение, интегральное воспитание взрослых и детей. В числе прочего, для этого надо задействовать СМИ, которые будут доступно объяснять и пропагандировать системный подход. Благодаря этому мы постепенно уясним для себя специфику единой системы, поймем, как адаптировать к ней общественные институты и образ жизни.

Единственная возможность выжить в глобальном мире – обрести элементарные знания об эволюции, об экономике, о человеческой природе, о правильных взаимоотношениях, базирующихся на участии и общих интересах, об адаптации к гармонии природных систем.


Послесловие

Пока мы не изменим свой взгляд на суть происходящих в мире перемен, пока не разглядим в них переход к новому, неотвратимому равновесию в экономике, социуме и экологии, – нам не найти правильных решений. Ведь успех определяется целью. Наши шаги будут эффективны, если мы устремим их к интегральности. А для этого нужно изучить новую реальность, понять ее причины и те требования, которые она нам предъявляет.

Не стоит заблуждаться относительно отведенных нам сроков – они вовсе не беспредельны. Кризис, подобно предупредительному знаку на дороге, указывает на то, что весь комплекс человеческих взаимосвязей, все социальные и экономические системы должны измениться, причем измениться быстро. Правильный анализ существующего положения и разработка реальной программы действий, направленной на структурную перестройку системы, а не на ее «косметический ремонт», даст нам возможность изменить ситуацию к лучшему уже в течение нескольких месяцев.

Таким образом, кризис – это не только наша беда, но и наш шанс – шанс больного человечества на глубокое, всестороннее и достоверное обследование. Наконец-то мы сможем выяснить, что происходит с мировой экономикой, с глобальной финансовой системой, с социально-экономическими взаимоотношениями в стране, бизнесе и даже семье. Именно кризисная ситуация, а не предшествовавшая ей эйфория, позволит нам дать себе отчет в происходящем. Без кризиса переход в новое, гармоничное состояние был бы невозможен.


Источник (иврит): движение "Арвут" (Взаимное поручительство) www.arvut.org/ru