Дневниковые записи. 1930 год. Часть 32

Михаил Ильич Суббота
Более восьмидесяти лет в Московском зоопарке ведёт серьёзную учебную и научную работу Кружок юных биологов зоопарка (КЮБЗ), основанный в 1924 году выдающимся российским биологом Петром Александровичем Мантейфелем (см. фото). Сегодня это старейший биологический кружок нашей страны, воспитавший за свою историю девять академиков, сорок профессоров, около ста докторов и более двухсот кандидатов наук. В своё время участие в работе КЮБЗа принимал Михаил Ильич Суббота.

*****

Часть 32



Тарасовка — Москва, 1 декабря 1930 года.
Вчера с вечера опять ездил в Тарасовку за курами, и сегодня возвращались. Выступившая вода из Клязьмы замерзает. Утром было минус 6. Переходили реку по льду.
    
Получили письмо от дедушки. Писал 23 ноября, говорит, что у них на Северном Кавказе выпал снег в колено и температура стоит минус 5.
    
Вечером я поехал на собрание КЮБЗа. Был доклад девочки лет 15-16 о неизвестной болезни глаз у обезьян. Вторым вопросом было заготовка и выведение живого корма (насекомых, червей) зимой для террариумных животных — доклад делал седой старик, который собирается отдать это в печать. И третий вопрос: осенняя линька птицы ткачика. Доклад делал кандидат в кружок (лет 16-17), за что был переведён в члены кружка.

Москва, 7 декабря.
С 4 по 7 декабря началась оттепель, на градуснике +4. Почти весь снег, лежащий во дворах Москвы, стаял. На работу я ещё не поступил, хочу устроиться и выбрать окончательно.
    
Сегодня должен быть вынесен приговор агентам французского империализма, вредителям. Завтра узнаю из газеты. Интересно, что газеты «Правда» и «Известия», где печатают полную стенографию процесса вредителей, раскупаются все сразу, и за ними строят очереди, боятся не получить газеты.
 
Москва — Тарасовка, 8 декабря.
Я с Михаилом Кадомцевым и Михаилом Циферовым думали с утра поехать в Тарасовку, но были там только в три часа дня. Снега нет совсем. Немного подморозило в поле. Река освободилась от бывшего льда, лишь немного есть по краям.

Тарасовка — Москва, 9 декабря.
В 8 утра было минус 2 и выпал снег на 15 сантиметров. Снег идёт и сейчас. Целый день вытаскивали с Михаилом на блоках и рычагах лодку на крутой берег. Уже окончательно. Я прокатился на лыжах. Какой красивый лес, усыпанный снегом на ветвях, как бахромой!
К вечеру вернулись в Москву. Сразу пошёл в библиотечный кружок.

Седьмого декабря был приговор по делу контрреволюционной организации «Промпартии», по которому Очкина, Куприянова и Ситина приговорили к десяти годам лишения свободы, а Рамзина, Ларичева, Федотова, Чернавского и Калинникова к расстрелу. Восьмого же числа по постановлению ЦИК с подписью Калинина и Ендукидзе первых трёх — к 8-ми годам, остальных — к 10-ти годам лишения свободы.

Москва, 11 декабря.
Прочёл книгу «Наблюдения юного натуралиста» (очерки А. Умнова). Книга принадлежит Михаилу Кадомцеву. Очень хорошее издание и рисунки, но имеет много неправильностей в области приписывания ума насекомым. Книга исключительно о насекомых. Не подходящая для настоящего времени. Вечером ездил на КЮБЗ. Был доклад человека лет 25 о его поездке к устьям Амура. Докладывал неважно.

Москва, 12 декабря 1930 года.
Утром — минус 11. Шёл снег. Составлял гербарий. Ходил к А. Барону, но не застал его. Сегодня первый раз после длительного «полумрака» было солнце, яркое, непривычное.

Москва, 13 декабря.
Солнце светит второй день. Утром минус 12. Ездил узнавать о приёме в строительный техникум, что на Калужской площади. А вечером пошёл к А. Барону. Говорили о школе и т. п. Взял у него адрес и телефон Г. Горбуновой (2-48-84). Пошли с ним к Б. Бородулину. Узнал, что окончивший несколько лет назад школу Марголин (ему 21 год) женился, разошёлся с женой и собирается уже жениться на второй. Первая, якобы, родила ребёнка.
Бородулин говорит, что будет приём в рабфак цветных металлов, где он учится. Приехала на несколько дней с практики Аня Кадомцева.

Тарасовка, 15 декабря.
Вчера вечером с Михаилом Кадомцевым приехал в Тарасовку. Утром было минус 18. Светит яркое солнце, блестит снег. Река стала. Вчера вечером и сегодня провозились с баком на 70 вёдер воды. Снимали его. Всё дно его проржавело. Я катался по реке на лыжах, Михаил — на коньках. Лёд покрыт чешуйками инея. Ездил по лесу мимо муравейников, покрытых снегом. Ёлки покрыты пушистым снегом, который при прикосновении летит на землю. Красиво в лесу! Солнце зимой и весной (которая скоро будет), здорово  действует на подъём настроения и энергии. Вечером вернулись в Москву. Идёт снег.

Москва, 17 декабря.
Эти дни стоит мороз от минус 10 до минус 20. Это в Москве. На окраине Москвы на несколько градусов ниже, в деревнях ещё ниже. Барометр поднялся до 775 мм. Но сегодня пасмурно. К семи вечера зашёл А. Барон, пошли с ним в клуб ОГПУ.

Тарасовка, 19 декабря.
Вчера по просьбе тёти Оли (Кадомцевой) поехали в Тарасовку с Михаилом Кадомцевым. Паяли бак. Делали целый день, закончили, но не подняли. Я поехал в Москву на библиотечный кружок. Борис Бородулин был уже там, разговаривал с Генкиной. Генкина работает на какой-то галошной фабрике. Тут и Зоя Карпаева во всей своей красе. Видел Г. Эскину. Она в красноармейской женской форме, должно быть, играет в оркестре (форма положена). Но она из старых учеников никого не хочет знать. Кроме Зои  из старых учеников на кружке были Соня Окунь, А. Перлина и я с Борисом.

Москва, 22 декабря.
Ездил узнавать насчёт приёма на «Рабфак цветных металлов и золота» в помещение 22-й школы на Воронцовской улице. В этом рабфаке учится Б. Бородулин. Приём будет в январе, но, оказывается, принимать будут только рабочих со стажем не меньше трёх лет. Сегодня минус 8, погода пасмурная. Ходил в баню.

Москва, 24 декабря.
К шести часам вечера ко мне зашёл А. Барон. Мы пошли с ним к Борису Бородулину и недолго сидели у него. Пошли втроём гулять. На бульваре Борис встретил каких-то двух девчонок (лет 13-14), с которыми, как говорит, познакомился на бульваре прошлый раз. Он вместе с Бароном «возился» вместе с ними. Вскоре я ушёл домой.

Москва, 25 декабря. 
Ходил на биржу труда, на Софийскую набережную. Записаться не успел. Вечером ходил в клуб ОГПУ поменять в библиотеке книги. Завтра пойду в школу взять справку об образовании, а послезавтра запишусь на биржу, чтобы попасть через неё на Фабзавуч (фабрично-заводское ученичество). Был в Мавзолее Ленина.

Москва, 26 декабря.
 Пошёл в нашу школу № 49 за справкой, но зава не нашёл. Вечером ко мне зашёл А. Барон. Вместе пошли к Б. Бородулину. И уже втроём пошли к Ж. Бекину. Женя живёт на Большом Кисельном переулке, на втором этаже. Кроме него дома были его отец и сестра (23 лет). Бекин говорил, что большинство старых школьных ребят он часто встречает на катке. Барон спросил его о Валентине Крыловой, встречается ли он с ней. Но ответила Женина сестра, сказала, что Валя ему изменяет, и что она видела её в театре с каким-то молодым человеком. Бекин с сестрой живут дружно, он от неё почти ничего, даже самого главного, не скрывает, хотя разница в возрасте у них большая (лет пять). Крылову я помню ещё с шестой группы (класса), когда она и ещё другая её подруга мне очень нравились.
    
Ж. Бекин остался дома, а мы пошли в кино «Аврора», смотрели картину «Красный газ»(1) о борьбе красноармейцев против колчаковцев в Сибири. Идёт сильный снег.

Москва, 28 декабря 1930 года.
Шёл снег, но с 12 дня выглянуло солнце. Минус 19. Завтра пойду записываться на биржу. В фабзавуч будет приём в феврале.
    
Расправлял пойманных на Северном Кавказе, в селе Дмитриевском, бабочек. Вечером пришла Надя Черкасова, играли с ней в карты.

Москва, 29 декабря. С утра пошёл на биржу, где записался, простояв часа три в очереди. Сегодня очень холодный день, говорят, что утром было минус 28о. Вечером пошёл на библиотечный кружок в клуб ОГПУ, по пути зашёл к А. Барону. Кружковцев было очень мало.

Москва, 30 декабря.
Сегодня теплее, чем вчера, но всё же чувствуется мороз. Просматривая сегодня ненужные тряпки, нашёл в них жирных, готовых к окукливанию личинок моли и её коконы. Надо уже пересыпать свои коллекции насекомых и шкурки нафталином, так как скоро можно ожидать лёта моли.
    
Ездил по просьбе бабушки к Наташке Казариновой. Заходил к Петьке Божинскому. Он всё время болеет. Кроме того, отец никуда не пускает его, даже во двор, и поэтому он студится. За ним смотрят, как за маленьким, как за ребёночком, который учится в 3-й или 4-й группе.

Москва, 31 декабря.
Пасмурный день. Стоит что-то вроде тумана. Лениво падаю крупные снежинки. Ходил в Лермонтовскую библиотеку. Папа, мама. Нюта, Фёдор Кузьмич (Воробьёв) и некоторые другие сегодня будут встречать Новый год. В 9 часов вечера пришла Надя Черкасова. Играли в карты и домино. В 12.30 ночи пришла Маня Бычкова, она говорит, что только что приехала из колхоза. Ушли они во втором часу ночи, а остальные сидели почти до 4-х часов утра, орали на всю квартиру и не давали спать. Фёдор Кузьмич опьянел совершенно, улёгся спать в комнате Нюты. Пьянкой встречают новый год — что сейчас в обычае. Итак, 1930 год прошёл!

*****

(1) «Красный газ», СССР, ГОСКИНО, 1924, ч/б. Исторический военный фильм. Не сохранился.

*****

Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2012/01/11/1246