Часть 1. Романтика дальних и трудных дорог

Светлана Ивановна Обрезкова
Фото из Интернета

Предисловие

Прихлынет тоска или попросту скука
Однажды присядет к тебе на порог,
Ты знай, что на свете есть славная штука -
Романтика дальних и трудных дорог.
Эдуард Асадов.

Информация из Интернета:
«14 ноября, 2011 исполнилось 35 лет железной дороге  Нижневартовск  - Сургут. 

14 ноября 1976 года по железнодорожной ветке был пущен первый поезд. Тогда, в условиях бурного освоения нефтяных месторождений Самотлора, новую железную дорогу построили в рекордные сроки - 216 километров пути проложили всего за год. Но сам железнодорожный вокзал в Нижневартовске появился значительно позже - в 2002 году. И, между прочим, занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый большой вокзал на конечной станции. Сургутский вокзал пока ничем не примечателен. Но, возможно, и он станет рекордсменом, после проведения запланированной реконструкции.  Время в пути поезда от Сургута до Нижневартовска около пяти часов. По этой железнодорожной ветке курсируют 15 поездов.
Как населенный пункт Нижневартовск был основан в начале двадцатого века на правом берегу реки Оби, как пристань Нижневартовская, возле неё выросло село.
В сталинские времена здесь создан колхоз "Красное знамя". Нижневартовск был преобразован в город лишь в 1972 году, как административный центр Нижневартовского района Ханты-Мансийского округа. В Нижневартовском районе находится самое большое нефтяное месторождение страны - Самотлорское. Посему Нижневартовск зовут нефтяной столицей».

Сургут — город в России, расположен в Уральском федеральном округе, административный центр Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа, крупнейший город округа. Как производственный центр крупнейшего нефтяного района, Сургут — неофициальная «нефтедобывающая столица» России.


Романтика дальних и трудных дорог...
Часть первая

А что этому предшествовало? Память возвращает меня в те незабываемые дни 1974года.
Чем он запомнился?  Прежде всего, тем, что сбылась еще одна моя мечта! Первый курс  был уже позади, а еще  зимой я узнала о существовании строительных отрядов   в нашем институте. 

Должна сказать, что как только узнала об этом, я потеряла покой. Мне очень захотелось отправиться с таким отрядом далеко-далеко,  и испытать в полной мере весь романтизм, который, как мне казалось, обязательно должен там присутствовать. Деньги меня не привлекали, я просто безумно хотела окунуться в эту интересную и полную неожиданностей  жизнь. И, конечно, трудности, о которых я подозревала и с которыми должна была справиться.

Очень много  строительных отрядов работали на   объектах в области: в колхозах  и совхозах . Тогда мне казалось, что здесь как раз никакой романтики и нет. Я была почти в этом уверена.  Ну что здесь могло быть романтичного? На мой взгляд - ничего.

Поэтому я обратилась в профком с просьбой,  чтобы мне разрешили поехать на какую – нибудь великую стройку века.  Тем более, я знала  - такие стройки есть!  И что существует такой отряд, самый лучший. И об этом я тоже знала. Он назывался «Икар». Само название уже говорило о многом. У него была славная история, и не первый год он отправлялся в Сибирь, осваивать новые земли,   и прокладывать трассу для дальнейшего строительства  железных дорог…

В конце концов, пройдя конкурс, меня зачисляют в отряд. Еще мне в этом помогла одна  девушка по имени Галина. Она училась в нашей группе, я ей очень благодарна за это. Моей радости тогда не было предела. Периодически нас собирали,  для того, чтобы провести так называемый «инструктаж». 

Когда наступила весна, начались  субботники.  Не важно, что это было не 22 апреля.  Впрочем, этот день был обязательным для всех,  мы убирали город после долгой зимней спячки. Но были и другие дни, когда надо было приложить все свое старание, чтобы в полной мере показать, на что ты способен.   

В основном это был какой-нибудь объект, где нужны были рабочие руки. Ребята что-то там делали, а мы должны были обеспечить их едой. Помню, как мы купили с Наташей продукты: молоко, булочки, колбасу. Аккуратно  расположились во дворе высотного дома, под детским грибком. Потом сделали большие бутерброды. И стали ждать.

Мы ходили вокруг грибка кругами, о чем - то беседовали, бросая изредка на дом и все то, что к нему примыкало свои взгляды. И вот при очередном таком осмотре, мое внимание привлек один человек.  Он вышел на балкон, потом исчез. Потом опять вышел.

Так несколько раз он то появлялся, то исчезал. Пока, в конце концов, мы не увидели его  в дверях подъезда. Он постоял немного и  направился к нам.  В руках у него была авоська. Я уже стала догадываться,  зачем он к нам идет.  Так и оказалось! Он подошел и спросил, не продаем ли мы молоко. Улыбнувшись, мы объяснили ситуацию. Он тоже улыбнулся,  засмущался, потом  повернулся и вскоре скрылся в подъезде.

А молоко мы взяли в бумажных упаковках в виде пирамидок.  Они были яркие и  видны издалека. Наверно, не у одного человека  возникал такой вопрос, а зачем мы тут стоим. Но к нам уже больше никто не подходил. В скором времени вернулись наши ребята и с удовольствием перекусили приготовленными  нами бутербродами и  свежим вкусным молоком.

Вот так закончилось одно из первых наших приключений в отряде.

Часто нас собирали вместе, чтобы рассказать и подготовить нас к  предстоящей поездке.     В этот год в отряд были зачислены только две девушки, хотя в прошлом году брали трех. Не знаю, что там произошло, но в этот раз решили, что достаточно двух девчонок.

Решили, так решили. А ехали мы туда поварихами, и должны были готовить еду на весь отряд в количестве, сорока или пятидесяти человек. Сейчас точно не помню. По истечении некоторого времени нашего пребывания в отряде, мне стало ясно, что   было бы лучше, если бы нас было трое. Сейчас, когда прошло 38лет с тех пор,  это убеждение только закрепилось.

Мы не могли дождаться того дня, когда, наконец, сядем в поезд и поедем навстречу новым свершениям. И вот сессия позади, в спокойной обстановке стали готовиться к отъезду. Нам выдали форму, которую заранее заказывали в ателье. Куртка и брюки цвета хаки. На куртке были  две красивых эмблемы «Икар-74» синего цвета,  и  обязательно  на груди комсомольский значок.
 
За две или три недели до нашего отъезда в это путешествие отправилась небольшая группа ребят. Так называемые квартирьеры. Они должны были подготовить лагерь до нашего прибытия. То есть построить  кухню, поставить палатки, соорудить баню  и все остальное. 

В общем, создать все необходимые условия для нормальной жизни и работы. Ведь лагерь должен был жить в тайге, далеко от населенных пунктов, Поэтому ребята постарались на славу!  Ничего не забыли. Вертолет с продуктами и почтой прилетал к нам  один раз в неделю.

***

Наконец, настал день  отъезда.  А отправились  не куда-нибудь, а на строительство железной дороги Нижневартовск - Сургут! Вернее до  строительства самой дороги было еще очень далеко. Мы отправились в тайгу, на вырубку леса. Одним словом,   должны были подготовить трассу для дальнейшего освоения сибирских земель...

Первое путешествие - это поезд дальнего следования. Поскольку нас было около пятидесяти, мы в итоге заняли весь вагон. С собой взяли сухой паек в виде консервов и еще кое-каких продукты. Что именно, сейчас трудно вспомнить. Все это находилось в тамбуре  вагона поезда. 

До Тюмени мы добрались,  скорее всего,  за трое суток, если не больше. В Тюмени была пересадка на самолет, который доставил  нас до Сургута и только потом,   на вертолете, мы совершили незабываемый перелет до пункта назначения. А пунктом назначения была тайга!

От самой поездки я получила, мало сказать большое,  просто огромное  удовольствие, тем более что я привыкла с детства к большим и частым переездам. В который раз я убедилась, как  прекрасна и необъятна наша страна. Наш Советский Союз! 

Мы увидели очень много нового и интересного.  Думаю, что в  нашей памяти и нашем сердце осталось прекрасное чувство, чувство гордости за нашу Родину! 

Про себя могу еще добавить, что это путешествие было омрачено одним неприятным инцидентом, связанным лично со мной. Мне был доверен фотоаппарат. И на вокзале, не помню где, его у меня украли. Как стыдно мне было! Настроение было испорчено до самого приезда в лагерь.

Да и потом,  это событие долго не оставляло меня в покое. Я чувствовала себя виноватой. Вспоминая об этом, мне до сих пор становиться не по себе. Очень обидно, конечно. Ведь мы уже фотографировались! И все же несколько фотографий на память у меня  сохранилось…

Очень запомнился перелет на вертолете. Скорее всего, нас перевозили группами. А может быть всех сразу. Не знаю. Какой был вертолет, не помню. Ми-8 или Ми-6? Я летела на вертолете первый раз в жизни. Говорить было совершенно невозможно, голос вибрировал так же, как вибрировала сама машина. 

В кабине стоял невообразимый шум от работающих двигателей. Уши постоянно закладывало, однако мне это не мешало наслаждаться полетом, и взирать на мир огромными глазами. Наконец-то я на Севере!

Потрясение было очень велико! Мы летели на высоте птичьего полета. Внизу под нами была настоящая тайга. Через определенные расстояния  то там, то здесь, можно было видеть горящие  нефтяные вышки,  небольшие озера и водоемы.

После открытия в Тюменской области в 1960-х годах крупных месторождений нефти и газа вся жизнь города  и области была подчинена выполнению нефтесервисных и транспортных функций, необходимых для обеспечения потребностей Тюменского Севера.

Так вот, горела нефть. Тогда я не могла понять, почему она горит. Узнала об этом позже. Оказывается, горела не нефть,  а попутный газ, который выходил вместе с нефтью. И чтобы не отравлять атмосферу его просто сжигали.   Хотя это тоже не было идеальным вариантом.

И вот мы подлетаем. Вертолет начинает медленно кружить над площадкой, которая четко просматривается из иллюминатора. От вращения лопастей видны сильные колыхания деревьев,  кустов и травы.  Отчетливо слышно, как лопасти рассекают воздух…

Наконец вертолет снижается, зависает  на месте. Чувствуются небольшие колебания  то в одну, то в другую сторону.  Но это продолжается недолго. Мы на земле! По одному покидаем наше убежище. И….

Огромное количество мошкары, а может быть комаров, буквально сбивают  меня с ног. От неожиданности я замираю, потом начинаю кружиться на месте, пытаясь тщетно избавиться от полчища незатейливых насекомых. У меня сложилось впечатление, что они только и ждали того момента, когда мы приземлимся  и станем их очередной жертвой.
Комары буквально облепили все лицо и руки.  И не только у меня.

Они сопровождали нас до самого лагеря, который  к счастью находился недалеко от площадки.  Скажу, забегая вперед, что по прошествии некоторого времени, они как-то успокоились. Мы их практически не замечали, а может быть,  просто  привыкли к ним.

А нас уже с нетерпением ждали квартирьеры, ребята, которые раньше прибыли на место нашего общего обитания. Так же здесь были незнакомые ребята. Как потом выяснилось бригада из местных, которая работала  на протяжении всего времени вместе с нами. Они приехали сюда из ближайших районов. 


Нижневартовск-Сургут
Январь 2012 года

Продолжение: http://www.proza.ru/2012/01/16/1193