Дневниковые записи. 1930 год. Часть 20

Михаил Ильич Суббота
Кукушки являлись объектом исследования Михаила Ильича в детстве. Об этом подробнее в тексте.

*****

Часть 20


Тарасовка, 18 августа 1930 года.
С утра набивал чучело кукушки. Шкура оказалась очень тонкая, а сама кукушка покрыта слоем жира, и благодаря этому шкура во многих местах порвалась, и далеко в ней нет того, что нужно для коллекции.

Галка нашла сегодня гусеницу среднего винного бражника, совершенно взрослую. Я содержу гусениц в стаканах, покрытых сверху кусочком стекла.

Вечером приехали папа, Константин Михайлович Чулицкий и Фёдор Кузьмич Воробьёв(1). Спали К. М. и Ф. К. в лесу. Сейчас появилось много ос, шмелей же совсем не видно.

Тарасовка, 19 августа.
Утром К. М. и Ф. К. поехали в Москву. Папа пошёл их провожать (у него сегодня выходной), а пришёл домой только к 7 часам вечера, пробыв всё это время с Дедкиным (папиным другом) на речке. Поспел у нас первый помидор. Сегодня очень жаркий день, солнце «прожигает» насквозь. Но утром бывает обильная роса. Поздно вечером пошли с папой купаться. Было уже совершенно темно. Возвращаясь обратно, нашли светящийся пень, то есть полусгнивший пень с поселившимися на нём колониями бактерий. Пень отливал ровным белым, чуть-чуть голубоватым светом. Я взял кусочек в стакан и поставил на ночь около постели. При помощи этого «ночника» видна была бумага, лежавшая на стуле, и значит можно записывать ночью нужные мысли. Несколько раз я просыпался от этого необыкновенного света. Я вижу это первый раз. Часть светящегося пня бело-жёлтого цвета, очень рыхлая, и легко отделяется на волокна. К наружи его как будто поселились колонии какого-то низшего гриба более тёмного жёлтого цвета. Но светится не только эта часть, но и та, которая не покрыта грибком. Свет похож на свет светлячка, или Ивановского червячка.

Тарасовка, 20 августа.
Утром отвёз папу через Клязьму. Расправлял бабочек, кормил гусениц и вообще занимался энтомологией более по составлению коллекции. Две первые гусеницы винного бражника уже сделали кокон и скоро окуклятся. Очень жаркий день, но в 4 часа прошла гроза. Читал книгу «Биологические очерки», в которой, между прочим, есть статья о светящихся растениях (грибках) и причинах свечения.
    
Снял с потолка три гнезда ос. Два из них оказались пустые, одно же с коконами осы. Здесь осы живут не так, как в Ташкенте. Здесь они, сделав кокон и положив яичко с питанием, покидают его, на юге же этого нет. Осы живут в том же гнезде. Устройство ташкентских осиных гнёзд тоже другое — они снизу открыты и достигают огромных размеров. Там осы встречаются везде, в Московской же области гораздо реже, особенно их гнезда. В Симферополе строение гнёзд ос так же другое: они делают их в каменных стенах и домах, в случайных там пещерках и наподобие сот пчёл ставят их в несколько рядов. Живут в этих же пещерках и сами.
    
К вечеру пошёл ничего хорошего не предвещающий дождь. Мои светящиеся микробы в стакане светились ночью слабее вчерашнего, возможно, что дерево подсохло.

Тарасовка, 21 августа.
Утром пасмурно. Расправлял бабочек, кормил гусениц. Приезжал К. М. Чулицкий. Вчера Зина с Н. И. Циферовым поехали на две недели в Екатеринослав(2) к родителям Николая Ивановича. Там уже на каникулах находился и Михаил Циферов.

Вечером я пошёл посмотреть, как светится пень. Свет его сильно ослаб, и пень подсох. Кусочек же пня в стакане, которого я смочил, светился сегодня ночью ярче, чем вчера.

Тарасовка, 22 августа.
Перебирал насекомых. Жарко. Яркое солнце. Иногда покажутся облака и скроются. Ветерок. Ходил стрелять птиц, иначе — ходил «на охоту». Дал два выстрела из мелкокалиберной винтовки по дроздам, но промазал. Другое дело было бы, если бы было дробовое ружьё, берданка. Тогда бы можно было сказать, что ходил «на охоту». Обрезал побеги и листья у помидор. Вообще работа в огороде занимает большую часть дня. Читал сборник научных статей «Омоложение».
    
Стали появляться после довольно продолжительного перерыва шмели. Бабочек, кроме репницы и совки гаммы, почти нет.
    
В восемь часов вечера приехали папа и Галка. Дерево у меня светится так же, как и вчера. Пень же в лесу почти не светится, лишь немного светится основание его у корня, которое более сырое. Найденный мной вчера вечером светлячок немного ночью светился.
    
Папа говорит, что последнее время во всей квартире (в Москве) полно клопов; они совершенно не дают спать; за один раз ночью можно поймать (и они ловили) штук 20-40; Чулицкие перепробовали все средства, но ничего не помогает. В очередях говорят (сообщает К. М. Чулицкий),  что клопы развелись не только в нашей квартире, но их полно по всей Москве, якобы сейчас «клопиная эпидемия». Насчёт правильности «клопиной эпидемии» я судить не могу. Кроме того, не так давно Ирина Чулицкая разбила мой аквариум с рыбками.

Тарасовка, 23 августа.
Утром перевёз папу. Прохладно. Ходил «на охоту» с винтовкой. Стрелял шесть раз по дроздам и, как всегда, промазал.

Галка вчера ещё привезла из Томилино гусеницу бабочки пахучего древоточца средней величины и два кокона дубового шелкопряда. Она говорит, что в Томилино ос больше, чем здесь, и много бабочек совки гаммы. Гусеница винного бражника сильно выросла. Две другие лежат в оцепенении, но в куколку ещё не превратились. Читал сборник статей «Омоложение». Есть интересные.
    
Вечером приехал папа. Завтра у него выходной день. В 9 часов вечера я, Галка, Аня, Нина (подруга Ани – 2-х лет), Женя и Ириша пошли в дом отдыха им. Калинина в кино. Попали только на четвёртое действие картины «Земля». В доме отдыха всё перестроили: построили новые столовые и общежития, физ-площадки, новый кинозал, проведены дорожки по всей территории, и электричество освещает их.

Тарасовка, 24 августа 1930 года.
Утром пошли с папой купаться. Я взял с собой берданку. С первого выстрела убил кукушку. Исследование её желудка показало, что в нём оказалось 19 гусениц, принадлежащих 14-ти видам бабочек семейств совок и медведиц. Кроме гусениц в желудке ничего не было. Кукушку дома съели. После обеда я опять пошёл с берданкой в лес: убил двух серых дроздов с двух выстрелов. Берданка — это не мелкокалиберная винтовка! Вечером играли в городки. Светящийся кусочек дерева у меня совершенно не светился этой ночью. Проявил пластинки, снятые сегодня днём папой.

Тарасовка — Москва, 25 августа.
Утром перевёз папу. Утро пасмурное, холодное. Позже выглянуло солнце. Поездом в 12.50 я поехал в Москву поменять в библиотеке книги. В библиотеке ОГПУ узнал, что в октябре будет новый набор в члены библиотечного кружка, а о старых членах будут говорить 1-го сентября. Неизвестно, получу ли я пропуск, и, значит, буду ли я состоять ещё далее членом библиотеки ОГПУ, которую я считаю лучше Лермонтовской. В Тарасовку вернулся в семь часов вечера. Я, Галка, Аня, Нина и Женя опять пошли в кино в дом отдыха. Сегодня там был самодеятельный вечер. Мы опять пришли к концу. Женька нарядилась в брюки и пиджак и пошла так. Но на обратной дороге узнали, что она девчонка. Начали смеяться над ней.

Тарасовка, 26 августа.
Дождь. Ветер. Холодно. Днём дождь перестал, но тучи не прошли. Набивал чучело-шкурку серого дрозда. Ходил стрелять грачей, но они совершенно даже за прикрытием не подпустили меня к себе. Печатал на фотобумагу снимки.

Тарасовка, 27 августа.
По-прежнему дождь. Холодно. Чинили лодку почти весь день, но не закончили. Ходил с Галей за грибами. Играли в городки. Вечером опять пошли в дом отдыха, но совершенно опоздали. По дороге в дом отдыха, как всегда, мы пели песни и частушки. Вот одна, по-моему, из лучших не словами, а мотивом:

Папка лошадь запрягает,
Мамка вожжи подаёт,
Папка мамку поцелует —
Мамка козырем пойдёт.
Эх, герань, герань, герань,
Герань зелёная моя! (2 раза)
Отойди-ка, Ванька дьявол, —
Наживёшь с тобой беду,
Не тяни меня за юбку —
Я ко всенощной иду!
Эх, герань, герань, герань,
Герань зелёная моя! (2 раза)


*****

(1) Воробьёв Фёдор Кузьмич — друг семьи. 37 лет. Красивый парень. Имеет 2 ордена Красного знамени.
(2) Екатеринослав — название г. Днепропетровска на Украине в 1776-96, 1802-1926.

*****

Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2012/01/10/1006