Дневниковые записи. 1930 год. Часть 19

Михаил Ильич Суббота
На фото: бабочка полевая перламутровка. Подобная бабочка украшала коллекцию Михаила Ильича Субботы, которую он собрал в детстве.

*****

Часть 19


Тарасовка, 1 августа 1930 года.
Целый день  — с девяти часов утра до семи часов вечера — не переставая шёл осенний дождь. Всё небо заложено тучами по-осеннему. Пропал почти даром весь сегодняшний день. Читал книги. Обрезал лишние побеги у помидор и пересаживал клубнику.

Тарасовка, 2 августа.
Ходил за грибами. Нашёл из белых только три, остальные лисички, козлята (козляки) и сыроежки. Читал брошюру С. Н. Боголюбского — профессора 1МГУ — «О происхождении животных». В пять часов была гроза. После грозы приехали папа и Константин Михайлович Чулицкий с дочерью Ириной. Папа с К. М. и Георгием Андреевичем Парфёновым  вчера приехали с охоты из Фрязево, не убив ничего. Папа стрелял, как он говорит, один раз по утке, но было ещё совсем темно, и он промазал. Константин Михайлович привёз сюда на вечер своё дробовое двуствольное ружьё, и мы пошли на охоту. Первым выстрелом я убил кукушку (К. М. говорит, что кукушки вкусные, и их очень любил его отец), вторым — серого дрозда. Больше стрелять не пришлось, так как дрозды улетели, а грачей не оказалось (мы решили попробовать поесть грачей, так как если молодые грачи вкусные, значит, и старых можно есть) и стало уже темнеть. Кукушку мама изжарила, и она правда оказалась вкусная, а дрозда взяла в Москву Ирина (они поехали в десятом часу).

Папа говорит, что он заходил в техникум, и там ему сказали, что приём заявлений в горно-торфяной (техникум) продлили до 20 августа, и о там, кого приняли, будет известно только лишь первого сентября. Начало занятий во всём политехникуме будет в этом году с 1 октября. Значит, я могу ехать с папой на Кавказ к деду.

Ещё вот что: Конст. Михайлович нашёл на высоких красных цветах гусеницу подмаренникового бражника, которая должна скоро завернуться в кокон. Я же поймал подвид большой перламутровки — крылья у этой бабочки более тёмные, скорее, даже чёрные.

Тарасовка, 3 августа.
Перевёз папу через Клязьму. Ходил в лес за грибами. Сегодня Михаил Кадомцев едет вечером в Архангельск для погрузки леса на иностранные суда — их отправили туда как комсомольцев-ударников. Проезд бесплатно. Послали с завода на три месяца, но он думает, что это затянется дольше.

Читал Вундера «Забота о потомстве в животном мире». Сегодня дождливая погода. Косил траву. После купания я расправлял бабочек. Гусеница подмаренникового бражника быстро бегает в стакане, где она сидит, ища место для кокона. Поймал бабочку разновидности многоцветницы.

Тарасовка, 4 августа.
С утра пошёл за грибами и для составления плана расположения «муравьиного города». В лесу меня застал дождь. В пять часов Кадомцевым привезли из совхоза для их собак утонувшую лошадь. Говорят, что на этой лошади ехали в телеге агроном с возчиком в совхоз по берегу. Колёса телеги провалились и начали тащить лошадь в речку, а так как река в этом месте глубокая, лошадь с телегой не могла выбраться на крутой берег. С лошадью мы провозились до темноты, пока не разрубили её на части. А завтра её посолят и сложат в бочку собакам на запас. В 8 часов вечера приехал папа.

Тарасовка, 5 августа.
В 11 часов утра папа поехал в Москву. Я читал книгу В. Жукова «Как люди расселились на земле». Ходил заканчивать составление плана «муравьиного города». Там оказалось всего 18 муравейников. Вечером шёл дождь. Из коконов вывелось две медведицы кайя, которых я выпустил, потому что они у меня есть.

Тарасовка, 6 августа.
С утра пошёл к муравейникам. Составлял примерный план муравьиных дорожек, их длину и куда они ведут. Набрал 9 муравьёв в стакан для наблюдения. Ловили рыбу (я Галка и Ирина). Я поймал 3 ерша, Галка — налимчика, а Ира — плотву. Проявил пластинку. Ночью была довольно сильная гроза.

Тарасовка, 7 августа.
Гусеница подмаренникового бражника сдохла и из неё вылезло 10 личинок наездника или же мухи. От гусеницы осталась лишь оболочка. Муравьи в стакане стали устраивать подобие муравейника. Кормлю я их крошками хлеба, частью размоченными. Ходил снимать (фотографировать) муравейники и тип берёзовой рощи.

Тарасовка, 8 августа.
К вечеру приехал Михаил Циферов. Кололи и складывали Кадомцевым дрова. Приехал папа.

Тарасовка, 9 августа.
Перевёз папу. С утра делали забор из сетки у Кадомцевского дома. Копали яму для Кадомцевской уборной. В 10 часов вечера поехали кататься на лодке я, Михаил, Аня, Галка, Ириша Яришевская и Женя (Полянкина). Светила полная луна.

Тарасовка — Москва, 10 августа.
Утром вместе с Михаилом Циферовым поехал в Москву. Михаил едет на каникулы (1 месяц, он в вузе с этого года) к матери, которая живёт где-то около Екатеринослава. В Москве (дома) я перебрал привезённых мною бабочек и других насекомых. В клубе ОГПУ встретил Б. Бородулина. Он поступил на курсы. Говорит, что Бекина и Граублинга в электротехникум не приняли. Сегодня, наконец, я достал в магазине сотню пулек для мелкокалиберной винтовки. К 7 часам вечера приехал в Тарасовку.

Тарасовка, 11 августа.
Установились хорошие жаркие дни. С утра с Николаем Ивановичем рыли яму для Кадомцевской уборной и вечером (будку) перенесли. Складывали в кучу брёвна. Вечером приехал папа с Константином Михайловичем Чулицким. Чистили колодец. Сегодня же в 10 часов вечера они поехали обратно.

Тарасовка, 12 августа.
Утром накрапывал дождик, но позже прояснилось. Ходил стрелять чёрных дроздов. Из 9 выстрелов из винчестера не убил ни одного. Должно быть, ружьё неточное, не исправлено. Михаил Кадомцев говорил раньше то же самое.
    
Поле (луг) у реки сегодня вспахали трактором. Читал книгу Д. Фурманова «Чапаев». У нас на огороде поспевают огурчики. Приехала с Аней Ирина Чулицкая. Колол Кадомцевские дрова. Вечером шёл сильный дождь.

Тарасовка, 13 августа.
Холодный день. Сильный западный ветер. Но к 11 часам прояснилось. Потеплело. Ходил стрелять грачей. Из 5 выстрелов по грачам и 1-го по кукушонку всего подранил слегка одного грача. Сегодня целый день опять пахали трактором луг у речки. Вспахана довольно большая площадь.
    
В 4 часа мама с Галкой повели Лорда на станцию. За ним должен приехать папа и сегодня же он поедет на охоту, так как охота на лесную дичь разрешена с 15 августа, а Лорд натаскан лучше всего на тетеревов. У нас в огороде начали краснеть помидоры. Колол дрова Кадомцевым.

Тарасовка, 14 августа.
Солнечный день. Ветер. Ходил стрелять грачей. Дал только один выстрел, да и то промазал. Ходил делать наблюдения к «муравьиному городу». Читал книгу В. Дорфмана «Химическое оплодотворение (искусственный партеногенез)». Вечером возил с Николаем Ивановичем дрова.

Тарасовка, 15 августа.
Хороший день. Ходил к «муравьиному городу» для наблюдений. Вывелись из кокона две полевых перламутровки —  красивые дневные бабочки. Гусениц этих бабочек нашла Галка на цветах «Анютины глазки».

Тарасовка, 16 августа.
Солнце, но дует непрерывный ветер. Ходил к муравейникам. Завтра ожидается приезд хозяев (они ездили с 29 июня на Кавказ). Вечером из Аниной винтовки я убил ворону. В 9 часов вечера с охоты приехал папа. Убил тетёрку и дрозда.

Тарасовка, 17 августа.
Солнце. Утром перевёз папу. Ходил стрелять птиц. Убил кукушку (или же иволгу), причём сначала подранил ногу и крыло, и пятым выстрелом попал в сердце. Пуля прошла навылет. Я решил из неё сделать чучело-шкурку, а мясо, если это кукушка, съесть. Очищал череп убитой вчера вороны от мяса для коллекции. Приехали с южной поездки Эразм Самуилович и Ольга Михайловна Кадомцевы.

*****

Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2012/01/10/907