Дневниковые записи. 1930 год. Часть 17

Михаил Ильич Суббота
На фото: бабочка большая тополёвая стеклянница. Бабочки - детское увлечение Михаила Ильича.

Часть 17

Тарасовка, 6 июля 1930 года.
Всю ночь, почти не переставая, шёл дождь, громыхал гром, сверкала молния, а мы спали под открытым небом под брезентом. К 4 часам утра немного прояснилось, и мы принялись за приготовление чая. О рыбной ловле мы уже не думали, так как хотелось ещё спать и хорошенько выспаться. Михаил Кадомцев пошёл на станцию: ему к 7 часам надо быть на работе на заводе. Мы пришли домой, и легли досыпать остаток утра. Сегодня днём на лодке катались я, Галка и Женя Полянкина, ей 16 лет. Её описание я приведу дальше.

Сегодня Галка поймала «стеклянницу тополёвую» — бабочку, похожую на осу.

Тарасовка, 7 июля.
Играли в городки. Катались на лодке: я, Галка, Аня и Женя Полянкина. День прошёл незаметно.

Тарасовка, 8 июля.
С утра я поехал в Москву сняться для техникума. К четырём часам приехал обратно. Я, Галка и Женя ездили вверх по реке на лодке, до моста. У меня вывелось 18 крапивниц.

Тарасовка, 9 июля.
Делали с Николаем Ивановичем забор. Расправлял бабочек, писал дневник сезонных наблюдений. У Кадомцевых прибавилось 8 человек: 3 человека до 10 лет, Женя — 16 лет, остальные взрослые. Дожди идут каждый день. Начали появляться опята. Разбирал выведенных крапивниц по полам. Самку от самца у них трудно отличить.

Тарасовка, 10 июля.
Ездили с Михаилом на лодке купаться. Дорогой нас застала гроза. Читал книгу научного путешествия в Новую Гвинею. Автора не помню, но знаю, что это перевод под русским названием «На гидроплане к людям каменного века», издательства «Молодая гвардия». Книга довольно интересная с множеством снимков.

Теперь опишу Женю Полянкину. 16-ти лет, низкого роста, широкоплечая и полная, некрасивая. Отец её, Иван Васильевич, — коммунист, работает начальником в тресте Мосстекло. Её маму звать Анна Пантелеймоновна. До  этого Женя жила где-то около Уфы, окончила там в этом году семилетку.

Тарасовка, 11 июля. 
С утра пошли через речку в Мытищинский лес за грибами. Грибов ещё мало. Лес в той стороне очень хороший. В лесу я насчитал в общей сложности 112 муравейников больших чёрных, с красно-бурым перешейком, муравьёв.

Тарасовка, 12 июля.
Ходили с Галкой за грибами. Нашли 3 или 4 белых. Возили из леса чернозём. Сажали малину. Почти целый день шёл дождь.

Тарасовка — Москва, 13 июля.
Ездил в Москву. В ирригационный техникум подавать не советуют, потому что во все отделения подали в три раза больше заявлений, чем мест, и половина из них рабочие, поэтому я не имею шансов туда попасть. Ездил с папой по техникумам.

Тарасовка, 14 июля.
Ходил с Галкой за грибами. В три часа дня я, Галка и Женя поехали на лодке вверх по реке, за мост. Течение за мостом очень сильное. Лодка с трудом подвигалась при усиленной гребле. Но зато обратно ехала очень быстро. Посадив на лодку Аню, встретили папу.

Тарасовка, 15 июля. Мама, папа и Галка в 6 часов (утра) поехали в Желябино за грибами.  Я остался смотреть за домом. Новости: закрытие XVI съезда ВКП(Б); на юге СССР с полей убран почти весь хлеб. Обрезал лишние побеги у помидор, сажал малину. Ходил за грибами. Нашёл около 20 грибов на нашем месте, которое находится недалеко от дома. В том месте очень много маленьких боровиков, которых я прикрыл. В 11 часов приехали мама с Галкой, папа же поехал прямо домой. Они нашли 20 крупных белых, 26 подосиновиков с красивыми красными головками, 55 подберёзовиков, маслят и других. Все белые грибы и подосиновики идут на сушку (на зиму), так как они лучше сохнут, сохраняются и вкуснее всех других сушёных грибов. Они могут частично заменять мясо, которое ещё наверно сократят. Я не знаю, как будет с продовольствием и одеждой этой зимой.

Папа сказал, что подал (моё) заявление в горно-торфяной техникум  на Харитоньевском.

Тарасовка, 16 июля 1930 года.
Сегодня набрали 25 белых грибов. Целый день идёт дождь. Читал книгу Р. Гольдшмидта «Учение о наследственности», которая мне очень понравилась хорошим переводом. В пять часов вечера приехала Надежда Черкасова. За последний год она частично похорошела. Ездили на лодке: я, Надя, Галка, Женя и Ириша.

Тарасовка, 17 июля.
Утром нашли более 35 белых грибов. Этот год урожайный для них, мы находим белые там, где их не было раньше совершенно. Мама поехала в Москву. Играли в прятки в лесу, в городки и карты. Надежда почему-то не играет в городки, может быть потому что не умеет бить правильно. В огороде стали наливаться два помидора, поспела часть моркови, появились стручки у гороха, который более метра высотой, зацвели бобы, огурцы имеют по 4 настоящих листочка, цветёт укроп. На клумбах цветут ноготки, красный душистый табак, и с самой весны — анютины глазки. К 9 часам приехала мама. Играли с Надей в домино.

Тарасовка, 18 июля.
За весь день нашли 48 белых грибов. Народу в лесу полно, а всё же мы находим грибы. Получили письмо от дедушки (из Северного Кавказа), состояние бахчей и посевов сносное. Я, Галка и Надежда ездили кататься на лодке. Поездом в 5-29 Надя поехала (через Москву) в Томилино. Шёл дождь. Я читал Жукова «Происхождение человека». Ловил бабочек.

Тарасовка, 19 июля.
У меня вывелась бабочка «медведица кайя». Делал с Н.И. забор. Ездили кататься на лодке. Читал Дьякова «По современной Австралии» («Молодая гвардия» 1929). Зацвели довольно в большом масштабе ноготки, а у Кадомцевых гвоздика разных сортов. Ночью приехал папа с Анной Михайловной.

*****

Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2012/01/10/851