Дневниковые записи. 1930 год. Часть 16

Михаил Ильич Суббота
Бабочки - детское увлечение Михаила Ильича. На фото: бабочка ночная совка.

Часть 16


Тарасовка, 24 июня 1930 года.
Утром солнце, но ветрено. Разбирал хворост — длинные прутья пошли на забор, а короткие для плиты. Ловили рыбу. Ходил в лес, набрал гусениц совок, живущих в сердцевине камыша на болоте.

Вечером ловил ночных бабочек. Сегодня первый раз за это лето я вижу такую массу совок и других бабочек. Всего поймал четыре хороших бабочки, а сколько улетело!

Поздно ночью, когда начало светать, приехал папа. В своём дневнике часы я буду брать не условные летние Московские, а солнечные, настоящие. Это будет вернее, так как постоянное время, солнечное, не изменится, так как земля не будет быстрее и в другое время вращаться вокруг своей оси.

Тарасовка, 25 июня.
Ходил в лес, к речке. В этом месте Клязьма очень маленькая, но глубокая, берега обросли кувшинками и водорослями. В три часа дня приехала Мария Николаевна с Ириной. После обеда все, т. е. я, Галка, Ирина, мама, папа, Мария Николаевна, Нюта и собака Лорд пошли гулять на другую сторону Клязьмы через железнодорожный мост. Эти места здесь самые красивые во всей окрестности Тарасовки. Трава там достигает более полметра высоты, луга плодородные, благодаря осевшему сюда илу во время разлива Клязьмы. Вечером Чулицкие уехали в Москву.

Тарасовка, 26 июня.
В 6 часов утра перевёз папу через Клязьму на поезд. Читал Л. Толстого — последнюю часть «Войны и мира». Расправлял бабочек. За все эти 15 дней пойманы и расправлены всего 15 экземпляров бабочек, не считая насекомых других отрядов. Вечером проявлял фотографические пластинки. К ночи пошёл сильный дождь. Писал тетрадь наблюдений.

Тарасовка, 27 июня.
Утром печатал снимки. Читал Л. Толстого. Делал с Николаем Ивановичем забор у речки. За весь сегодняшний день я по своим работам ничего не сделал. В полвосьмого вечера приехал папа.

Тарасовка, 28 июня.
В 6 часов перевёз папу к станции. Перебирал гусениц и коконы, читал Л. Толстого. Расправил бабочек: одну голубянку, название которой не знаю, и медведицу. Рубил жерди для Кадомцевского забора и делал его с Николаем Ивановичем. Заболела мама. Вечером я ловил ночных бабочек.

Тарасовка, 29 июня.
Утром пошёл гулять. Обошёл весь санаторий им. М. И. Калинина, видел театр, кино, площадки. Осмотрел прилежащие к санаторию леса. Почти вся земля вокруг Тарасовки застроена, даже в лесу, а поля разработаны или стоят на луг и пастбища, хотя скотину больше пасут здесь, за неимением места, в пролесках.

Эразм Самуилович Кадомцев с Ольгой Михайловной поехали отдыхать на полтора месяца на Кавказ. Приехали Аня, Нюта (Анна Михайловна) и папа. Я проявил пластинку.

Тарасовка, 30 июня.
Приготовив обед, я с папой пошли купаться. Приехали Чулицкие, ловили рыбу, но ничего не поймали. Играли в городки. Вообще сегодня был пасмурный день с мелким дождём. Почти весь день прошёл зря. Вечером папа с Чулицкими и А. М. уехали в Москву.

Тарасовка, 1 июля.
Окапывал картофель. Полол грядки. Читал Щербиновского «Защита растений от вредных насекомых» — хорошая книжка, связана в ней теория, наблюдения и борьба с вредителями сада и огорода. Кроме этого, за последнее время я читаю сельскохозяйственные книжки «Новая Москва» из «Библиотечки сельскохозяйственного кружка». Это маленькие книжки по 25-30 страниц по 8 копеек штука. Взял я их у Кадомцевых. Сейчас у них живут: бабушка, Аня, Зинаида, Николай Иванович (приезжает со службы вечером) и это всё.

Сегодня ночью к нам в огород, сломав забор, забрались коровы Кадомцевых. Пришлось ночью вставать и их выгонять. Они пожрали самую лучшую морковь и свёклу, домашнюю землянику с ягодами и вытоптали все грядки.

Тарасовка, 2 июля.
Утром сделал забор от коров. Галька поехала сегодня к Надежде Черкасовой в Томилино. Читал Щербиновского. Пересматривал коконы и гусениц. Делал выписки из книг. Завтра, наверно с утра, я поеду в Москву заполнять анкету для подачи в техникум (так как при строительном горно-торфяного с этого года не будет, я решил поступать в отделение по ирригации, т. е. орошению, а в другой техникум мне поступать не хочется по причинам…) и переменить книги в библиотеках. Вечером проявлял пластинки.

Тарасовка — Москва, 3 июля.
С утра поехал в Москву. Попал на электропоезд. Он лучше тем, что идёт быстрее простого поезда и более гладко. В Москве заполнил анкету для подачи в техникум, переменил книги в библиотеках. Встретил В. Граублинга, бывшего ученика 7 «а» группы. Он вместе с Бекиным подал заявление в электротехникум. Анкету думаю подать не позже 6 июля. Сегодня весь день шёл дождь. В 8 часов я поехал обратно.

Тарасовка, 4 июля.
С утра шёл дождь, в 2 часа была гроза с ливнем. После ливня я услышал в лесу крики копчика, и пошёл попробовать убить одного. Он ростом с голубя, серого цвета, нижняя часть тела более светлая. Летает очень быстро, но больше сидит на высоких елях на самой их макушке, крича. Я дал всего по нему один выстрел, но заряд наверно был слаб, так как я видел полёт пули. Возвращаясь домой, я увидел какую-то хищную птицу, может быть, орла, но они очень редкие в этих густо населённых местностях. Ростом он несколько больше старой вороны, крылья гораздо шире, и скользит неслышно, почти не махая крыльями (ворону можно услышать по шумному полёту). Цвет тёмно-серый, перья крыльев имеют белые места. Разглядеть хорошенько не мог, так как он быстро скрылся в лесу. За этим занятием я провёл часа три. К шести часам прояснилось, выглянуло солнышко. Читал Гуреева «Чему учит дарвинизм».

Теперь несколько слов о съезде партии большевиков. Открылся XVI съезд ВКП(б) 26-го июня 1930 года, а до этого были всего лишь дискуссии к съезду. Мособлздравотдел проводит по Москве и Московскому округу кампанию по борьбе с грызунами в помещениях для жилья, складах и др. и выпустил для этого воззвание, иначе — афишу, приводя цифры убытков от крыс и мышей в разных государствах мира. В семь часов приехали папа и Галка.

Тарасовка, 5 июля.
В 6 часов утра папа уехал на службу. Он возьмёт завтра выходной день, а сегодня должен по необходимости ехать на службу. Дождь шёл почти весь день. Я с Михаилом спустили лодку, хотя она была и худая. На этой лодке мы ездили в Знаменском в 1925 году, вмещает она 10-15 человек. Хотя и набирается вода в лодке за полчаса до половины (дальше она не идёт, так как уровень воды в лодке совпадает с уровнем реки), но мы на ней поездили до 8 часов вечера, заткнули все дыры, отчего течь стало немного меньше.

Приехали папа и Константин Михайлович. Они собрались идти на ночь ловить рыбу. Пошли на ловлю рыбы: папа, К.М., Михаил и я. Ходили за железнодорожный мост на другую сторону Клязьмы. По дороге я поймал светляка, которого здесь я вижу первый раз. Пришли на место в 12 часов ночи. Я с Михаилом принялись за сбор веток, а папа — за раскладку костра. Ветки были мокрые, почти насквозь пропитанные водой. Приготовили постель; она была из кошмы, которая пошла на подстилку, и брезента на покрывало от дождя. Костёр трещал и горел очень хорошо. Не успели лечь спать, как пошёл сильный дождь.

*****

Продолжение здесь:  http://www.proza.ru/2012/01/10/837