Дневниковые записи. 1930 год. Часть 14

Михаил Ильич Суббота
В сферу детских интересов Михаила Ильича Субботы попали также муравьи с их «муравьиными городами».

*****

Часть 14


6 июня 1930 года, пятница.
(В дневнике) я ещё не написал о том, что уже давно, с 1925 года, когда мне было 11 лет, пробовал что-нибудь написать, но у меня, конечно, ничего не выходило. Характерным является «Оводы и мухи» 1927 года, где я хотел дать очерк их жизни по моему пониманию, но сделал очень много ошибок, так как я вообще изучал строение насекомых и их классификацию по литературе. Для определения цели — на память — я написал «Симферополь» и «Историю кружка СКОпа», которые сейчас ещё не все переписал на чистовик. Я собираюсь написать на память ещё «Ташкент» и покончить с воспоминаниями навсегда, занимаясь научной работой помимо учения — изучением жизни насекомых. Для этого я начал рисовать с описанием всех, пойманных мною видов и разновидностей стрекоз и коромысел, а так же стал довольно основательно изучать вред и меры борьбы с комнатной мухой, изучение которой я веду уже второй год, но не совсем основательно, с большими перерывами. На лето я задался целью (не основная на 1930 год) изучить, насколько возможно, жизнь муравьёв и «муравьиный городок», который расположен в лесу в Тарасовке. Целей много, но выполнение их займёт много времени. Постараюсь добиться.

В час дня я пошёл в школу. С каждым днём в школе всё меньше ребят, должно быть все уезжают на дачи. Многие ребята поступают в техникумы на Харитоньевском переулке, дом 5 (там около 4-6 техникумов) в то же здание, куда собираюсь я. Наконец, я узнал из (школьного) классного журнала адрес моей Анны Виноградовой: Новая площадь, дом 12, кв. 5. Хотя отец её и рабочий, но получает 150 рублей (как и мой отец) и я предполагаю, что она уехала на дачу. Но самое главное я сделал — у меня есть её адрес! Теперь надо достать снимок 7 «А» группы, где она довольно хорошо вышла. Я мог бы достать и адрес (её подруги) Уваровой, но торопился списать адрес А. В. и не успел его запомнить. Заходил по пути в клуб ОГПУ. Отпечатал снимок, сделанный мной в Тарасовке. Читал Ч. Дарвина «Происхождение человека» и «Фотолюбитель» Васильева.

7 июня 1930 года, суббота.
Утром читал Дарвина. Пересматривал некоторые коллекции насекомых. В этом году я выписываю журналы «Юный натуралист», «Вокруг света» с приложением собрания сочинений Жюль Верна, и «Всемирный следопыт» с приложением журнала «Всемирный турист». К 12 часам пошёл в школу. В школе никого из ребят не застал. Пошёл в (горно-торфяной) техникум на Харитоньвский переулок. У самого здания техникума встретил Галину Уварову, К. Шеринскую и А. Барона. Они только что были там. Барон сказал, что в техникуме правила приёма и анкеты будут давать с 9 июня, и что там сейчас делать нечего. Пошли в школу. К двум часам пришёл домой. Г. Уварова собирается поступать в тот же техникум, но на другое отделение. Складывал вещи к даче. Я решил летом наблюдать (за нашей собакой) Лордом, (изучить) все его привычки, проблески ума и инстинкта, его сознание и чутьё.

8 июня, воскресенье.
Утром читал Дарвина, складывал вещи к даче, пересыпал нафталином часть коллекций с насекомыми. Приехала из Томилино Галка и пошла к Надежде Черкасовой для каких-то своих личных дел. Из Симферополя 10 июня приедет Мария Николаевна Чулицкая (жена Конст. Мих. Чулицкого) с дочерью Ириной (12-13 лет). Они остановились и будут «временно», месяца три, жить у нас, а мы, наверно, 10 июня уедем в Тарасовку. Завтра последний раз я буду в школе до осени и завтра узнаю, достану ли снимок 7 «А» группы у Граублинга. Всё зависит от Барона. Он обещал зайти завтра за мной пол 12-го и мы должны были бы идти на Харитоньевский, и по дороге зашли бы за карточкой. Если я не достану её сейчас, то постараюсь достать осенью. Осенью нужно будет сходить к Анне (Виноградовой). Никитины переехали на новую квартиру, в те же корпуса, где живёт Божинский Петух. Вот мой точный адрес на июнь 1930 года: Москва, Пушечная улица (бывшая Софийка), дом 7, кв. 52, 3-й этаж, 1 звонок, вход с улицы.
 
Вечером читал книгу А. Попова «Происхождение мира и жизни на земле». Эта книга по своему содержанию предназначена, по-моему, для неподготовленного читателя. С завтрашнего дня в дневнике я не буду писать название дня, так как это при пятидневке совершенно лишне, а буду вместо этого (указывать) место писания этого дневника (город, деревня, станция — их названия).

Москва, 9 июня.
В 12 часов ко мне зашли А. Барон, Бородулин и Цитович, и мы пошли в школу. Бородулин и Цитович остались в школе, а я с Бароном пошли в Московский политехникум, на Харитоньевский пер. Я взял анкету на поступление в горно-торфяной техникум. Как я понял из объявления, это отделение Московского политехникума как-то переходит к Горному институту. Вообще, в этот строительный техникум (на Харитоньевском) поступает четверть всех седьмых групп (классов), окончивших в этом году школу.

Дома складывал и связывал вещи. Завтра часов 7-8 утра мы должны выехать в Тарасовку (вещи повезём на лошади в 7-8 часов утра), а остальные (мама и Галка) поедут в Тарасовку в 4-5 часов дня, или немного раньше. Вещи до Тарасовки дойдут приблизительно за 6 часов. Ходил в Лермонтовскую библиотеку, дорогой встретил Г. Горбунову, но она меня не заметила, как мне показалось. В библиотеке взял книгу Азимова «Происхождение жизни на земле» и переписал до следующего раза Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой подбор».

Москва — Тарасовка, 10 июня.
Встали в 7 часов утра, в 8 приехал извозчик. В это же время приехала Мария Николаевна Чулицкая с дочерью Ириной. Описание их наружности и характера я сделаю дальше за неимением сейчас времени и места. Поставил с помощью Константина Михайловича Чулицкого радио. В 12 часов поездом я, Галка и мама поехали в Тарасовку. О состоянии огорода, природы и других вещах я так же сообщу в первые ближайшие дни.

Тарасовка, 11 июня 1930 года.
С утра делал полки и т. д. Галка опять принялась за старое: ругается, плюётся, кидает камнями и щепками, хулиганит. Ходил в лес, записал все цветущие растения (названия которых я знаю) и деревья, которые я поместил в «Дневнике фенологических(1) наблюдений», начатом мною в декабре 1929 года, до этого же месяца 1930 года я его буду продолжать. Поймал толстоголовку чёрно-белую и голубянку синюю. Летают довольно много разных насекомых, дневных же бабочек очень мало.

По огороду многие овощи не взошли или взошли плохо, а другие помёрзли. Делали посадку новых овощей. Опишу Ирину Чулицкую. Довольно маленькая девочка, на вид лет 10-12, с двумя светлыми косами, смуглая и загорелая. Смелая, но не капризная, вообще девочка ничего. Я её знал в Симферополе в 1923-24 году. Она довольно изменилась.
Вечером поливали огород, я посадил огурцы, Галка — репу. Ловили ночных бабочек, поймали всего 3 совки, 3 пяденицы, медведицу. Бабочек ещё мало, но вполне хватит на первый момент. Сегодня должен был приехать папа, но почему-то не приехал.

Тарасовка, 12 июня.
С утра яркое и жаркое солнце. Небо чистое. Перевёз Галку и бабушку на другую сторону реки Клязьмы на плоту. Они пошли в Тарасовку к сапожнику и в кооператив для чего-то. Чтобы не писать на каждый день повторяющиеся дела мои, я сделаю краткий очерк их, которые имеют изменения лишь в некоторые дни. Все добавления или же очень выступающие моменты, хотя бы из этого списка, я буду описывать в длине (на протяжении) всего  дневника. Итак, вот они: готовлю щепки для печки, (делаю) что-нибудь в огороде (посадка, полка, поливка), пишу дневник и дневник фенологических наблюдений, и специальные статейки в тетрадь о моментах наблюдений над природой. Хожу в лес в разные места для сбора коллекций и материала для наблюдений. Выпускаю Лорда, когда приезжает папа, хожу на перевоз караулить его, чтобы перевезти. Вечером ловлю ночных бабочек, часто с Галкой. Кроме всего этого обедаю и делаю необходимые вещи для каждого человека, нужные для жизни.

Часов в 11 пошёл в лес к «муравьиному городу». По теперешним моим подсчётам город состоит из 10-11 муравейников, составил план «города», который я помещу в статейку «Муравьи и муравьиный город». Когда я подходил к муравейнику, стоял шум, шелест от тысяч и миллионов насекомых — крупных чёрных с красными перешейками муравьёв. Они ползли от дерева к дереву целой лавиной, и хотя вся площадь, занятая этим «муравьиным городом», равняется немногим больше половины квадратного километра, муравьи этого рода встречаются и за 1,5 км от своего жилья. А что делается у муравейника! Его самого не видно — он как будто живой, на нём нет места бегающим взад и вперёд муравьям.

*****

(1)Фенология — наука о влиянии смены времён года на живую природу — прилёт и отлёт птиц, цветение, начало и конец спячки и т. д.

*****

Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2012/01/10/803