Дневниковые записи. 1930 год. Часть 13

Михаил Ильич Суббота
Увлекаясь насекомыми, Михаил Ильич собирал их коллекции. Особенно красиво выглядели бабочки.

Часть 13


1 июня 1930 года, воскресенье.
В 12 часов дня я пошёл в школу узнать, когда будут выдавать удостоверения об окончании школы, а также повидаться с товарищами и постараться достать адрес Анны (или по списку учеников, или просто от учеников). Но журнал я не нашёл. Встретил учеников из нашей группы. Ученик 7 «А» группы С. Басель дал мне маленькую карточку снимка группы. Но, к сожалению, там была только Г. Уварова, а Аню я что-то на карточке не заметил. Сегодня несколько раз шёл снег, хотя на календаре лето.

2 июня, понедельник.
Сегодня опять пошёл в школу. Видел там Б. Бородулина, Лесса, Дубровинского, С. Окунь, Покровскую, Бергбома и некоторых других. Что-то Аня не идёт в школу. Сегодня я составил другой план, но он всё-таки мало осуществим для узнавания адреса Анны Виноградовой. Я думаю познакомиться с Соней Окунь, что гораздо легче, чем с Аней, и от неё узнать адрес Анны. Попробую, тем более что Соня живёт близко от меня и встречи возможнее. Или же мне надо чаще приходить по ул. Новая площадь, где я могу иметь надежду встретить мою Анну Виноградову. В 3 часа дня мама уехала в Тарасовку спасать огород, как она сказала, наверно, будет заморозок.

3 июня, вторник.
Пятого июня, наверно, переедем в Тарасовку, а сюда (в Москву) должна приехать Мария Николаевна Чулицкая с Ириной(1). Мне хочется ещё раз повидаться с Аней Виноградовой. Приехала из Тарасовки мама и сообщила, что помидоры, огурцы, бобы и цветы клубники совершенно помёрзли и по предположениям одного знакомого Кадомцеву политкаторжанина, было в ночь на 2 июня около -10 и ссылался он на то основание, что вода в бочке ночью замёрзла толстым льдом, и его пришлось пробивать топором. Вполне возможно, что погибли не только культивируемые человеком растения, но и часть диких, в том числе малина, кленок молодой, смородина и другие. Придётся половину огорода пересаживать. В 5 часов я ходил в клуб ОГПУ(2) имени Дзержинского менять книги, и взял пропуск до 1 сентября. Оказалось, что библиотека теперь открыта по 5, 10,15,20,25,30 числам каждого месяца, а не ежедневно, как раньше, так как большинство сотрудников ОГПУ уехали в лагеря на лето.

Возвращаясь домой, зашёл в зоомагазин московского зоопарка на Кузнецком мосту. Купил для рыб (своего домашнего аквариума) сушёного корму — дафнию, иначе, водяную блоху. Сейчас в магазине появились в большом количестве лягушки (разные виды), ужи, змеи (конечно, не ядовитые), ящерицы, тритоны и т. д. Количество птиц, между тем, сократилось.

По дороге домой встретился с Соней Окунь, но она меня не заметила. Дома я писал о «комнатной моли», собирал на дачу книги и разбирал нужные и ненужные анкеты по борьбе с захребетниками(3), проводимые мною в 49-й школе, как старостой юннатско-химического кружка. Анкеты помогут мне не в школе, а мне лично узнать степень заразности ребят и квартир домашними паразитами — вредителями человека. Завтра пойду в школу для получения удостоверения об окончании семилетки. Перебирал книги. Появилось очень много моли. Я раздавил за один раз 4 бабочки, сидевших рядом на стене. Что будет от моли на будущий год, если не принять решительных мер борьбы с ней? Приехал Петух Божинский, дал мне свой адрес. Намечали с ним планы наблюдений за природой на лето 1930 года. Вскоре он уехал.

4 июня 1930 года, среда.
Я написал письмо на Кавказ Жоржу Гекельману. В прошлом году у него умер отец — Иван Яковлевич Гекельман. Давно уже не писали мы им, и оттуда не получали письма. Сегодня опять холодно, и по газетам холодная погода задержится. В связи с этим наш отъезд в Тарасовку задерживается. В час дня пошёл в школу. Играли в волейбол. Завтра будут готовы удостоверения нашей группы. Пошёл с А. Бароном в ВСНХ СССР(4) — новое большое здание на площади Ногина, узнать о техникумах, которые есть в Москве, так как главное управление техникумами, вузами и втузами находится в ведение ВСНХ в этом здании (подъезд 8, комнаты 417, 447, 448). Но я думаю, что список техникумов там не полон, так как их, вообще, очень мало. Самый подходящий техникум для Горного института, это Горно-торфяной техникум, находящийся на Мясницкой, переулок Мал. Харитоньевский, дом 5. Вечером читал книгу «Обезьяны» издания ЗИФ. Я думаю осенью записаться в библиотеку «Общества любителей естествознания» при Политехническом музее.

5 июня, четверг.
Утром читал Чарльза Дарвина — его автобиографию. За последнее время, т. е. с осени 1929 года, я стал записывать все, прочитанные мною книги по вопросам биологии, зоологии и ботаники. Для каждой книги я давал краткую характеристику, её основные заслуги и недочёты, для некоторых книг я давал всего строки 2-3. Я сейчас записан в Лермонтовской библиотеке и в библиотеке ОГПУ при клубе имени Дзержинского, на Лубянке. В зоологические прочитанные книги я включал и беллетристику о животных, но её ещё очень мало. За это время из зоологии и биологии я прочёл 60 книг, и 8 по ботанике. Малое число прочитанных книг по ботанике объясняется тем, что я больше интересуюсь зоологией и общими вопросами биологии. По насекомым я прочёл всего 16 книг. За всё время книг о насекомых встречал очень мало, а те, что есть в библиотеках — старые издания, переведённые на русский язык, причём, при переводе получаются большие недостатки и ошибки. В советском издании книги о насекомых имеют практический характер, как методы борьбы с вредными насекомыми и лишь частично их жизнь и наблюдения за ними.

Одно время меня совершенно не интересовали книги по беллетристике. Они были скучными, я наперёд угадывал о ходе рассказа, и читал просто по необходимости её прочитать. Зато научные книги, имеющие определённую цель и смысл, возвысились передо мною. Я стал читать и любить больше научные книги, особенно по зоологии, общим вопросам биологии, ботаники, геологии, химии и т. д. Но больше всего я читал по первым двум вопросам. Кроме этого, я делал выписки из книг, неправильности и новые для меня истины, которые, я знаю, впоследствии пригодятся мне.
 
Я до этого совершенно не писал о коллекционированиях, которые начал ещё с Симферополя (1923-1924 гг.). Я собирал совершенно всё: коллекции насекомых, растений, камней, ракушек, окаменелостей, марок, денег, цветных стёкол (я их все выбросил в прошлом году), и некоторые другие, которые возможно собирать. Но больше всего предпочёл (этим) коллекциям насекомых, увлёкся ими страстно, и чем больше я их ловил, тем больше у меня разгоралась к этому страсть. Но я не собирал, не замертвлял понапрасну несколько экземпляров одного вида, и даже вредных насекомых никогда не убивал, а защищал. Уже здесь, в Москве, я задумал при помощи собираемых мною коллекций насекомых и изучением жизни насекомых написать что-нибудь о них. И я мысленно в то время наметил цель жизни (основную), вехи жизни, которые можно было ещё изменять — изучить всех по возможности насекомых, узнать вредных и полезных, для вредных найти меры борьбы, и все результаты моей работы с насекомыми написать в «Жизни насекомых». Но это, всё же, мечты. В эту зиму я сделал выдвижной ящик в 12 ящичков (ячеек) среднего формата для коллекции насекомых. Разместил в нём насекомых по классам. По названиям видов хорошо узнал только чешуекрылых, которых у меня больше всего, а остальные виды я узнавал по случайным зоологическим книгам. В этом году я выработал точный план наблюдений за насекомыми на лето 1930 года. Много практических фактов для производства наблюдений дала мне книга Фабра «Инстинкт и нравы насекомых, очень хорошая по содержанию.
 
Приехала из Тарасовки Галка. В час я пошёл в школу и получил удостоверение об окончании семилетки. В школе был до 2-х часов. Ребята искали адреса техникумов по телефонну. После этого многие пошли справиться в железнодорожный техникум, а я пошёл домой. Галка поехала в Томилино к Наде Черкасовой.

К четырём часам я пошёл в клуб ОГПУ взять задание по библиотечному кружку и получить книги. Задержался в связи с разборкой книг до пяти часов. Вечером собирался с Константином Михайловичем Чулицким на книжный базар, который находится в «Парке культуры и отдыха», но по его вине мы не поехали. К вечеру сегодня сильно потеплело. Спать легли довольно поздно.

*****

(1) Чулицкие — друзья И. Н. Субботы, жившие в Симферополе: Константин Михайлович, его жена и дочь.
(2) ОГПУ — Объединённое государственное политическое управление при Совете Народных Комиссаров СССР (1922-1934).
(3) Под захребетниками подразумеваются клопы, тараканы, моль, мыши и тому подобные паразиты.
(4) ВСНХ СССР — Высший совет народного хозяйства (1917-1932). ВСНХ СССР реорганизован в Народные комиссариаты (наркоматы). В 1946 году наркоматы были преобразованы в министерства.

*****

Продолжение здесь:  http://www.proza.ru/2012/01/10/775