Дневниковые записи. 1930 год. Часть 11

Михаил Ильич Суббота
На фото московская школа № 49, с которой связаны школьные годы Михаила Ильича Субботы.

*****

Часть 11


В этом (1930) году я окончу семилетку и должен буду поступить в более высшее учебное заведение (для получения) специальности. Выше семилетки стоит девятилетка с уклоном. Но лучше рекомендуют техникум, срок обучения в котором три года да плюс три года практики. После техникума и практики можно поступить в высшее учебное заведение на 3-й или даже четвёртый курс. В прошлом году я думал так: поступить и окончить, например, химический вуз, а попутно с ним самому изучать биологию. В будущем я хотел (бы) попробовать с помощью биохимии изучить и попытаться сделать, каким бы то ни было путём, живую клетку, т. е. разрешить хотя бы частично проблему происхождения жизни! Но теперь я стою на другой точке зрения. Незачем стремиться к неосуществимому.

 Я прочёл книгу Е. Вермеля «Клетка и организм» (издания 1928 года) и узнал из неё, что учёные давно стремятся к этому, давно старались получить живую простейшую клетку химическим путём. И современные учёные решили сначала разрешить и изучить подробно жизнь простейшей клетки, даже клетки от части организма и потом ещё раз попытаться иным путём получить клетку. Этим занимается не один десяток учёных, химиков и биологов всего мира. И мне незачем исполнять мои прошлогодние планы насчёт получения живой клетки. Теперь я приблизительно наметил другой план, гораздо более осуществимый.

Я хочу окончить техникум и потом поступить на химический или биологический (точнее, если есть, энтомологический) курс в 1МГУ или 2МГУ, так как меня больше всего интересуют эти два предмета. Химический более осуществимый, так как есть в Москве несколько химических техникумов, и химики, в связи с развитием в СССР химической промышленности, нужны на работу, так что без работы сидеть не будешь. С биологией труднее. Самое главное, в Москве нет биотехникума (кроме сельскохозяйственного). Придётся, если я туда пойду, окончить девятилетку. Отец хочет, чтобы я поступил в строительный (техникум), более выгодный. Но меня туда особенно не тянет. Наряду с этим, по плану, я хотел изучать жизнь насекомых, так как она ещё плохо изучена (не насекомые, а их жизнь). Этот план более осуществимый и хороший, чем прошлогодний. О результатах выбора напишу дальше.
 

Теперь о даче. В этом году летом мы будем жить (как и в прошлом году) в Тарасовке на даче у Кадомцевых. Уже высадили: 8-9 мая — лук, морковь, репу. 10 мая — свёклу, петрушку, горох. 15 мая — цветы, и очищали дом. 20 мая — огурцы, картофель. 26 мая — высадили помидоры (рассада высотой 30 см). Всё сажали папа и К. М. Ч.(1)

Сейчас уже 27 мая 1930 года.
Занятия в школе окончились. В связи с моей болезнью, я в школу не ходил. 31 мая будет выпускной вечер седьмых групп (классов). По болезни же я не ездил в Тарасовку сажать овощи, кроме 8 и 9 мая. Сейчас я укладываюсь, упаковываю и распределяю в ящике коллекции, пересыпаю их нафталином. Эта работа занимает много времени. Нужно готовиться в техникум или же в девятилетку, какой техникум, я ещё не знаю.

29 мая.
Наконец я решил, что буду поступать в Московский горный институт. Для подготовки в институт нужно окончить или «курсы подготовки» или техникум. Больше всего из техникумов по своему «составу» и работе подходит химический техникум, но их несколько (горного техникума нет). В горный институт, как я узнал, поступают из нашей 7 «С» группы ещё Б. Бородулин и Р. Губайдуллина. Б. Бородулину легко будет поступить туда, потому что у него там работает кем-то отец. 31 мая будет выпускной вечер седьмых групп школы № 49.
 
31 мая, суббота.
Сегодня в 6 часов вечера выпускной вечер седьмых групп. Я пришёл к шести, но в школе ещё почти никого не было. Просидел до 7 часов в физическом кабинете, где была выставка самодельных электрических приборов седьмых групп. Некоторые приборы были хорошие (по магазину стоимостью рублей от 7 до 20), но всё же большинство из них были неважные. Я не сделал прибор по болезни. Хотел сделать, и частично начал, трансформатор. Уже полвосьмого, учеников собралось не особенно много, учителей не было ни кого, кроме учителя математики — Александра Андреевича Сахарова. Ребята собрались у рояля, играли на нем, смеялись и т. п. В седьмых группах есть ребята от 14-15 до 19 лет. Наконец, к 8 часам вечера пришли учителя и все ребята и девочки, и начали собрание по поводу выпуска седьмых групп. Кроме учеников седьмых групп был учком шестых групп — будущих седьмых, это Чернышёва, а других фамилий не знаю. Кроме них пробрались из шестых групп Клейман и рыжий Дубровинский, которые с шестыми своими группами почти не имеют связи, так как выросли, старше них, и считают, что они не должны быть с шестыми группами.

Из седьмой «А» группы были: А. Барон — председатель по соцсоревнованию, А. Шокин — культком(2), В. Коломойцев — председатель культкомиссии, В. Граублинг, Рещигов, Гетлинг, Гардон и другие. Из девчат: Анна Виноградова и Г. Уварова (они пришли немного позже), Зоя Карпаева, М. Пряничникова, В. Крылова, С. Окунь, Г. Горбунова, З. Перкина, Горюнова, А. Перлина и другие.
 
Из седьмой (группы) «В» были: Г. Бергом, Г. Лесс — командир батальона 1УБ(3), Царевский, Живнович, Эммануэль и др. Из девчат: Ваксман (учком), Воробьёва, Лебедева, Муравьёва, Ратпикова, Г. Эскина, Курочкина и другие.

Из нашей, седьмой «С» были: я — староста кружка юных натуралистов, Бородулин — председатель учкома, Ж. Бекин, Л. Карпаев, Сипов, Рунов, Гусев, Зданович, Попов, Остроухов, Колобовников и другие. Из девочек: Шура Фадеева, Катя Миронова, В. Воробьёва — все трое лучшие по красоте из нашей группы, Н. Сипай, Н. Сабинич, Р. Губайдуллина, Р. Генкина и другие.

Из учителей: заведующий школой — В. А. Родзин, математики — А. А. Сахаров и Софья Антоновна, физик — Николай Васильевич Токарев, биолог — Пётр Николаевич Скосорев, немка — Зейна Маскаровна, учитель физкультуре — Сергей Сергеич, русский яз. — Сергей Николаевич Ильинский и некоторые другие.  Самый старый из учителей и по своему стажу и по работе в нашей школе, а так же один из любимых учителей был Александр Андреевич Сахаров. Я помню, как он, когда я был в четвёртой группе, учил нас международному языку — эсперанто.

Всего в зале собралось более ста человек. Собрание началось. Первым был доклад председателя культкомиссии — В. Коломойцева — об учебном годе 1929-30 года, недочёты и хорошие стороны в работе школы, отношение к работе учителей, а также успеваемость. Он приводил для примера много цифр, как, например, успеваемость в седьмых группах в последней четверти и годовая была 95%, что очень большое достижение по сравнению с прошлым годом. Следующий доклад делал зав.школой В. А. Родзин о состоянии школы и пожеланиях в дальнейшей учёбе. А. А. Сахаров и Н. В. Токарев (наш руководитель группы) советовали добиваться своих целей и идти в техникумы, а после — в высшие учебные заведения, так как наука, как они сказали, «искание истин есть величайшее счастье в жизни, в сравнении с которым остальное почти ничего». Софья Антоновна делала воспоминания и советы.

Представитель от ячейки ОГПУ и ячейки комсомола ОГПУ говорил, что нужно нам не только «искание истин», но и специалистов на производство, так как наша страна в настоящее время нуждается, как никогда, в красных специалистах и кадрах для выполнения задач СССР по пути к социализму. Выступили часть учеников, а из нашей группы Бекин для преподнесения от нашей 7 «С» группы школе бюста В. И. Ленина. Наконец, собрание окончилось.

Пошли в столовую ужинать (для этого платили предварительно по 73 коп.). На ужин был «винегрет» из капусты, немного картошки, и больше всего репчатого луку. «Винегрет» был невкусный, без постного масла. Кроме него дали два стакана чего-то розового цвета, сладкое, как вода из-под варенья. После «ужина» в зале стали играть в разные подвижные игры, вскоре опять пошли пить чай. К чаю дали так много всякой чепухи, как печенья, булок с маслом, пирожков, конфет, что больше половины из всего этого не доели, и все столы были завалены остатками. Пошли опять наверх, играть.

*****

(1) К. М. Чулицкий. Его жена Мария Николаевна с дочерью Ириной (13 лет) летом приезжали из Симферополя к И. Н. Субботе и подолгу жили в их московской квартире. Бывали и в Тарасовке.
(2) Соцсоревнование — социалистическое соревнование; культком — комитет (иногда комиссия) по культуре (в группе).
(3) 1УБ — первый ученический батальон. Видимо, были второй, третий и т. д.

*****

Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2012/01/10/620