Святополк Изяславич и Владимир Мономах

Константин Рыжов
                1. Родовые счеты в клане Рюриковичей

13 апреля 1093 г. умер старик Всеволод, последний сын Ярослава Мудрого. Пришло время Ярославовых внуков и правнуков. К этому моменту родовые счеты в разросшемся клане Рюриковичей оказались в весьма запутанном состоянии, что грозило многими конфликтами. От Ингигерды у Ярослава Мудрого было шесть сыновей: Владимир, Изяслав, Святослав, Всеволод, Вячеслав и Игорь. Из них Владимир умер раньше отца, в 1052 г. Его наследники при разделе волостей не получили своей доли в Русской земле. Сын Владимира, Ростислав, так же умер молодым в 1066 г., отравленный своими врагами. Его сыновья Рюрик (умерший в 1092 г.), Володарь и Василько отличались весьма воинственным нравом. В 1085 г. они сумели утвердить за собой Перемышль и таким образом получили собственную волость в западных пределах тогдашней Руси. Но надеяться на большее они уже не могли.

Из трех сыновей следующего по старшинству Изяслава в живых к 1093 г. остался один только Святополк, сидевший в Турове. По родовым счетам он считался теперь старшим и мог претендовать на великокняжеский стол. Но имел ли он для этого реальные возможности?

Святослав Ярославич Черниговский имел от первого брака четырех сыновей, в живых из  которых остались двое. Старший Давыд сидел в Смоленске. Он был человек кроткий и миролюбивый. Зато брат его Олег имел необычайно деятельный и решительный характер. После неудачного выступления против дяди Всеволода он пережил много приключений и, в конце концов, укрепился в Тмутаракани. Область эта, разумеется, ни в коей мере не могла его удовлетворить. Олег никогда не забывал, что отец его получил от Ярослава Мудрого Черниговскую волость и считал права на нее своего рода неоспоримыми. Всякий, кто пожелал бы встать на пути его честолюбивых планов, должен был готовиться к жестокой и бескомпромиссной борьбе. Был у Олега еще и младший (единокровный?) брат Ярослав, но он, так же как и Давыд, не отличался воинственностью.

Самые сильные позиции, как и следовало ожидать, имели в 1093 г. наследники только что умершего князя. Владимир Мономах находился в Киеве, его собственный стол был в Чернигове. В Переяславле сидел единокровный брат Мономаха Ростислав, а в Новгороде – старший сын Мстислав. Кроме того, потомкам Всеволода принадлежала безбрежная лесная область на северо-востоке тогдашней Руси с городами Ростовом и Суздалем, хотя из-за редкости населения она не играла пока заметной роли.

Следующие после Всеволода сыновья Ярослава Мудрого - Вячеслав и Игорь - умерли молодыми. Сын Вячеслава Борис погиб в 1078 г. у Несжатой  Нивы. Однако, его двоюродный брат Давыд Игоревич был жив и сидел во Владимире, на Волыне – богатой, западной волости, позволявшей ее князю играть заметную роль в политической жизни Руси.

Помимо потомков Ярослава Мудрого существовала еще одна рано обособившаяся ветвь Рюриковичей – князья Полоцкие, которые вели свое происхождение от Изяслава, сына Владимира Святого и Рогнеды. В Полоцке по-прежнему сидел старый враг Ярославичей Всеслав Брячиславич (он умер только в 1101).

 

                2. Характер Владимира Мономаха

Как уже говорилось, Всеволод Ярославич скончался на руках сына Владимира Мономаха. В отличие от своего бесцветного отца, этот князь обладал множеством достоинств, позволяющих увидеть в нем одного из самых выдающихся деятелей киевского периода нашей истории. Мономах был умен, храбр, благороден, тверд в испытаниях, горячо любил Родину и вместе с тем отличался искренним благочестием, не позволявшем его сердцу зачерстветь в бесконечных бранях. Словом, он был именно таким правителем, в каком в то нелегкое время нуждалась страна.

Мы помним, что Русь сложилась на самой окраине культурно-христианского мира, на берегу Европы, за которым простиралось безбрежное море степей, служивших преддверием Азии. Эти степи со своим кочевым населением  были настоящим бичом для древней Руси. Сначала здесь обитали хазары, потом пришли  печенеги. С 1061 г. начались непрерывные столкновения с новыми хозяевами степных просторов половцами. Борьба с ними стала одним из главных предметов летописных рассказов и богатырских былин. Половецкие нападения оставляли по себе в приграничных пределах страшные и разрушительные следы. Читая летопись того времени, мы найдем в ней сколько угодно ярких красок для изображения бедствий, какие испытывала Русь со стороны степных варваров. Нивы забрасывались,  зарастали травою и лесом; там, где паслись стада - водворялись звери, целые города превращались в пепелища и лишались всех своих жителей. Половцы опустошали русские окраины, но умели иногда подкрадываться и к самому Киеву, грабя монастыри прямо под его стенами.

Огромные опасности постоянно переживала соседняя со степью Переславская земля: по тамошним рекам Трубежу, Супою, Суле, Хоролю происходили чуть не ежегодные, в иные годы неоднократные встречи руси с половцами. В этой постоянной, не прекращающейся ни на один год упорной двухвековой войне, постепенно выработался особый быт приграничного населения. Дружинникам здесь приходилось чуть не постоянно, по выражению летописца,  держать своих коней за повод в ожидании похода.  Именно в этой земле и в этой стихии и прошла большая часть жизни Владимира Всеволодовича Мономаха.

Мать его принадлежала к древнему греческому роду Мономахов и была по некоторым известиям дочерью византийского императора Константина IX Мономаха. С детства Владимир отличался отчаянным и бедовым характером. Уже  на закате своей жизни  в  «Поучении»  он так вспоминал  о  бурных  днях молодости:  «Любя  охоту  мы  часто   ловили   зверей   с   вашим дедом.  Своими руками в густых  лесах  вязал я диких коней вдруг по несколько. Два раза буйный вол метал  меня на рогах, олень бодал, лось топтал ногами,  вепрь  сорвал  меч  с бедры моей. Медведь пронзил седло; лютый зверь  однажды  бросился и низвергнул коня подо  мной.  Сколько  раз  я  падал  с  лошади! Дважды разбил себе голову, повреждал руки и ногу, не блюдя  жизни в юности  и  не  щадя  головы  своей». Владимир  рано  привык  исполнять сложные, недетские пору­чения. Будучи всего десяти лет от роду  он отправлен был отцом на княжение в  далекий  Ростов.  Затем  пошли ратные походы и битвы, которым не было числа.

 

                3. Начало княжения Святополка Изяславича и битва на Стугне

Смерть Всеволода поставила Владимира перед сложным выбором. Он мог призвать на киевский стол Святополка, но мог и пренебречь его правами. Сил для борьбы с туровским князем у него было больше, чем достаточно. Но колебался он не долго. По свидетельству летописца, Мономах подумал: «Если  сяду  на  столе  отца  своего,  то придется мне воевать со Святополком  Изяславичем,  так  как  стол этот  прежде  принад­лежал  отцу  его». Начинать междоусобную войну он не хотел  и потому  послал к Святополку в Туров, а сам поехал в Чернигов. 

Святополк Изяславич прибыл  в  Киев  24  апреля.  Как  сообщает летописец, киевляне вышли навстречу новому князю и приняли его  с радостью. Радость их, однако, оказалась недолгой. Святополк был человек умный, но скупой и сребролюбивый. Щедрости и широты душевной, которую так ценили в тогдашних князьях, не было в нем и в помине. Как раз напротив, Святополк не прочь был обложить народ новыми податями и дал большую свободу ростовщикам-евреям. Его двадцатилетнее правление надолго запомнилось киевлянам как лихое время половецких набегов и жестокого голода.

Едва Святополк успел сесть  в  Киеве, читаем мы далее в летописи,  как  пришли    на Русскую землю половцы и отправили послов своих  к  нему,  предлагая  мир. Святополк же, не собрав старшую  дружину отца и дяди своего,  стал совещаться лишь с туровскими боярами, которых привел с собой.  Те присоветовали ему не мириться с половцами.  Князь велел перехватать послов и  посадить  их  под  замок. Проведав об этом, по­ловцы пошли войной на Русь и осадили Торческ. Святополк одумался, отпустил послов, но половцы не  захотели  уже мира, а стали наступать, воюя повсюду.  Киевский князь  послал  к  Владимиру  Мономаху  и  стал звать его в поход вместе с собою. Владимир собрал своих воинов  и еще послал за братом Ростиславом в Переяславль, веля и ему помочь Святополку.

 Князья пошли к Треполю и  все  воинство переправилось через Стугну, которая была в это время  переполнена водой. Изготовившись к бою, они  поставили  посередине  дружину Ростислава, справа от  нее -  Свято­полка,  а  слева -  черниговскую Владимира.  26 мая половцы, в свою очередь  построившиеся  для  решительной битвы, напали на Святополка и врезались в его полк. Сам Святополк держался твердо, но  люди  его,  не  выдержав  натиска, побежали. После побежал и Святополк, а за  ним  и  все  остальные русские полки. Множество воинов утонуло в полноводной реке. Князь Ростислав тоже стал тонуть  на  глазах  у  брата.  Влади­мир  хотел подхватить его, но едва не погиб сам. Можно сказать, прямо на его глазах Ростислав захлебнулся и пошел ко дну. Владимир со слезами  привел  остатки  дружины  в  Чернигов. 

  Святополк тем временем укрылся в  своем городе.  А  половцы  девять недель осаждали Торческ, потом разделились надвое: одни  остались у города, а другие  пошли  на  Киев.  Святополк  вышел  навстречу вра­гам и 23 июля сразился с ними  на  Желане.  И  опять  побежали русские под натиском поганых, так что мертвых было больше, чем  в прежней битве. Святополк прискакал в Киев сам третий,  а  половцы вернулись к  Торческу.  На  другой  день  обессиленные  защитники сдались. Половцы взяли город, сожгли  его,  а  людей  поделили  и увели в степь к семьям и сродникам.  Святополк же, не имея больше  сил  вести  войну,  в  1094  году заключил мир со степняками и  взял  в  жены  дочь  Тугоркана,  хана половецкого.

 

                4. Начало войны Владимира Мономаха с Олегом Святославичем

Тяжелое положение, в котором оказались русские князья после Стугненской битвы, позволило Олегу Святославичу приступить к осуществлению своих давних планов. Десять лет он ждал удобного момента, для того чтобы вновь схватиться с Мономахом. И вот его час пришел. В 1094 г. Олег бросил Тмутаракань, которая сделалась после этого быстрой добычей кочевников (князья-Рюриковичи  больше здесь никогда не княжили) и со множеством половцев двинулся на Чернигов. Владимир затворился в городе,  бился  с  ним  восемь  дней  и  не впустил врага в  острог. Между тем половцы  пожгли все окрестности города и разграбили  все монасты­ри. Наконец Владимир, видя множество убитых  христиан,  горящие  монастыри  и разоренные села, ужаснулся того,  что  распря  их  с  Олегом  так губительна для Русской земли,  уступил  тому  Чернигов, а  сам  пошел  на  стол  отца  своего  в Переяславль.

По выезде из города в дружине его не было  и  ста человек, считая вместе с женами и детьми. С этими немногими  поехал  Владимир из Чернигова  в  Переяславль  через  полки  половецкие.  Степняки облизыва­лись на них как волки, вспоминал позже Владимир,  но  напасть не смели.  Жизнь Мономаха в разоренной дотла Переславской волости начиналась очень трудно. «Три лета и три зимы, - писал он позже, - прожил я в Переславле с дружиною, и много бед натерпелись мы от рати и от голода». Впрочем, черниговцам было в то время нисколько не легче. Захватив, наконец, город своего отца, Олег распустил союзников-половцев вое­вать и грабить черниговскую  землю,  так как  ему  нечем было заплатить им. И было перебито множество христиан,  а  другие взяты в плен и уведены в чужие земли. 

Но война на этом не кончилась. В следующем 1095  г.  Святополк  и  Владимир  Мономах  ходили  на Олегова брата Давыда, отняли у него Смоленск и дали ему Новгород. В Смоленске сел сын Мономаха Изяслав. Перемена эта подала повод к новой большой распре. Давыду не понравилось в Новгороде, он отправился опять к Смоленску и изгнал отсюда Изяслава. Последний, судя по всему, обладал горячим, неуступчивым нравом. Не спросившись отца, он бросился из Смоленска в  Муром, выгнал  посадника  Олега  Святославича  и сам  утвердился здесь с согласия горожан.

В 1096 г. Святополк и Владимир послали к Олегу  с  такими словами: «Приходи в Киев  заключить  с  нами  договор  о  Русской земле перед епископами и перед игуменами  и  перед  мужами  отцов наших  и  перед  горожанами,  чтобы  оборонять  Русскую  землю  от поганых». Олег же, как говорит летописец,  исполнившись  дерзкого разума и высокомерных слов,  отвечал:  «Не  вместно  судить  меня епископу, или игумену, или смердам». И не захотел идти к  братьям своим, послушавшись злых советчиков. Святополк и Владимир тогда сказали ему: «Раз не идешь к нам  на совет, значит злоумышляешь против нас и поганым хочешь  помогать. Пусть же нас теперь Бог рассудит».

И пошли Святополк  и  Владимир на Олега к Чернигову. Олег, не  дожидаясь  их,  3  мая  бежал  из города в Стародуб. Святополк  и  Владимир  осадили  его  в Стародубе, и была между ними  лютая  брань  в  тече­нии  33  дней. Наконец стали изнемогать осажденные. Тогда вышел Олег из  города, прося мира. Святополк и Владимир дали ему мир, сказав  так:  «Иди к брату своему Давыду в Смоленск, а после приходите оба  в  Киев. Там  соберемся  все  вместе  и  заключим  договор  об  устройстве Русской земли». Олег  обещал  это  сделать  и  на  том  поцеловал крест.

 

                5. Половецкое нашествие

Не  успев окончить этого дела, князья узнали, что хан Боняк  со  множеством половцев повоевал земли  вокруг  Киева  и  сжег  княжеский  двор  в Берестове.  Тогда  же  пришел  Тугоркан,  тесть  Святополков,   к Пе­реяславлю и стал около города. Святополк и  Владимир  пошли  от Стародуба к Днепру и втайне от половцев переправились через него. Половцы, заметив княжеские полки, едва успели построиться к  бою. Владимир же с  ходу  ударил  на  врага,  и  побежали  половцы,  не выдержав натиска. Были в тот  день  убиты  Тугоркан,  его  сын  и многие другие ханы. Наутро воины Святополка нашли труп его тестя.  Князь  взял его, привез к Киеву и похоронил в Берестове.

  26 июня пришел к Киеву хан Боняк  во  второй  раз  и  сжег  всю низину  и  предгорье. После  бросились  половцы    на    киевские монастыри -  Стефанов, Германов и Печорский и, разграбив  их,  ушли обратно в степь.

 

                6. Окончание войны с Олегом и княжеский съезд в Любече

 Тем временем Олег бился с сыном Владимировым, Изяславом, под Муромом. Молодой князь был разбит и пал в бою. Олег взял Суздаль, Ростов, но вскоре старший сын Владимиров, Мстислав, победил его под Ростовом, вернул обратно все потерянное, а потом взял Рязань и Муром. Свершив все это, он стал уговаривать отца помириться с Олегом, и Владимир написал Олегу письмо, предлагая мир. В 1097 году Святополк и Владимир Мономах собрали всех русских князей в Любче для установления мира. Князья говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, навлекая сами на себя ссоры? А половцы землю  нашу  расхищают  и  радуются,  что  нас  раздирают усобицы. Объединимся же, и с этих пор будем чистосердечно охранять Русскую землю. И пусть каждый владеет отчиной своей». Поскольку распадение прежде единой Руси на уделы стало свершившимся фактом, и вернуться к единовластию было уже невозможно, князья договорились, что каждый из них сохранит за собой ту волость, которой владеет, и не будет покушаться на чужое. За потомками Владимира Ярославича, братьями  Володарем и Васильком Ростиславичами, были закреплены западные области с городами Перемышлем и Теребовлем, за Святополком Изяславичем - Туровская земля, а за потомками Святослава Ярославича – Черниговская и Муромская волости. В Чернигове с общего согласия сел старший брат Олега Давыд Святославич. Сам Олег получил Новгород Северский, а в Муроме княжил их младший брат Ярослав. Владимир Мономах удержал за собой Переяславль, Смоленск, Ростов и Суздаль. Давыд Игоревич правил во Владимире Волынском. Киев и Новгород остались в общем владении всего княжеского семейства. На том  все князья целовали друг другу крест, поклявшись:  «Если  теперь  кто покусится на чужую волость, да будет против него крест честной  и вся земля Русская». Так порешив, все разошлись восвояси.

 

            7. Ослепление Василька Ростиславича и княжеский съезд в Усветичах

Однако внутренний мир, о котором так радел Владимир Мономах, на этот раз установить не удалось. После съезда Святополк и Давыд Игоревич  отправились  вместе  в Киев, и тут некоторые мужи стали наговари­вать Давыду, что Владимир Мономах  сговорился  против  него  и против Святополка с  теребовльским князем Васильком  Ростиславичем.  Давыд  поверил лживым наветам, а потом  убедил  мнительного  Святополка,  что Василько ему враг. Оба начали думать о Василько и, наконец, решили схватить его. Святополк послал к теребовльскому князь, который был еще в Руднице под  Киевом,  своего человека с приглашением на имени­ны. Тот повернул назад. По пути повстречал он своего отрока, и тот сказал ему: «Не ходи, князь, хотят тебя  схватить».  Но  Василько не поверил ему, рассудив: «Как  это  хотят  меня  схватить?  Ведь недавно еще кля­лись мы на кресте, что будем один за  другого?»  И решив  так,  приехал  с  небольшой  дружиной  на   княжий   двор. Святополк проводил его в избу, где сидел Давыд. После они оба вышли, а Василька повалили, запер­ли и приставили к нему стражу.

В следующую ночь пленника перевели  из  Киева  в  Белгород  и отвели в небольшую  избу.  Сидя  там,  увидел  Василько  торчина, точившего нож, и понял, что хотят его ослепить. Тогда залился  он слезами  и  стал   молиться   Богу.   Вскоре   вошли,   посланные Святополком и  Давыдом  Сновид  Изечевич,  конюх  Святополков,  и Дмитр,  конюх  Давыдов,  и  стали  расстилать  ковер.   Разослав, взялись  они  за  Василька  и  хотели   его   повалить,   но   он сопротивлялся им сильно, так что они не могли с  ним  справиться. На шум прибежали другие слуги и, действуя  все  вместе,  повалили Василька  и  связали.  Потом  оба  конюха  сняли  доску  с  печи, взвалили на грудь пленнику и сели с двух сторон. Но и  теперь  не могли они вдвоем  держать  Василька.  Подошли  еще  двое  других, сняли другую доску с печи и сели, придавив  ему  плечи,  так  что грудь захрусте­ла. Подошел торчин  по  имени  Беренди  с  ножом  в руках и, ударив Василька, вынул глаз. Потом ударил в  другой  раз и вынул второй. Василько  лежал  в  то  время,  как  мертвец.  И, подняв его на ковре, погрузили на повозку и как труп  повезли  во Владимир. Здесь  Давыд  заточил  пленника  на  Ванеевом  дворе  и приставил 30 человек стеречь его.

  Узнав о случившемся, Владимир Мономах  послал к  Давыду  и  Олегу  Святославичам, и  все вместе они отправили  своих  мужей  к Святополку, говоря: «Зачем ты учинил это зло в  Русской  земле  и всадил в нас нож? Почему ослепил брата своего?  Если  бы  было  у тебя какое обвинение против него, то обличил бы его перед нами и, доказав его вину, тогда бы и поступил с ним так. А теперь  объяви нам вину его». Святополк сказал: поведал мне Давыд Игоревич,  что Василько хочет меня  убить, а потом занять мою волость: Туров, Пинск и Берестье, и еще говорил он, что Василько целовал крест с Владимиром, что сесть  Владимиру по мо­ей смерти в Киеве, а Васильку - во  Владимире.  Мне  же  надо свою голову блюсти. И не я его ослепил, а Давыд, который и  повез его к себе».  Но мужи Владимировы, Олеговы и Давыдовы сказали:  «Не  ссылайся на то, будто Давыд ослепил его. Не  в  Давыдовом  городе  был  он схвачен и ослеплен, а в твоем». И, сказав так,  уехали  послы  из Киева.

  На другое утро князья начали переправляться через Днепр,  чтобы идти войной на Святополка. Святополк уже хотел бежать  из  Киева, но киевляне задержали его и послали к Владимиру его мачеху, вдову Всево­лода, а с ней и митрополита Николу, что бы они  умоляли  его не начинать вновь усобицы и не разорять Русской земли.  Выслушав их, Владимир опечалился и сказал:  «Воистину,  отцы  и деды наши сохранили землю Русскую. Мы же хотим  ее  погубить».  И внял Владимир мольбам княгини.  После этого начали князья пересылаться между собой и помирились на том, что сказали Святополку: «Эта ссора от Давыда. Иди теперь  на Давыда и либо захвати, либо прогони его». Святополк согласился и, поцеловав крест друг  другу,  заключили  все  четверо  между собой мир.

Тем временем весной  1098  г.  Давыд  пошел  занять  Василькову волость Теребовль. Брат  Василька  Володарь  Ростиславич  встретил Давыда у Бужьска. Давыд  не  пожелал  вступать  с  ним  в  бой  и затворился в Бужьске, а Володарь  послал  сказать  ему:  «Почему, сделав зло, не покаешься в  том?  Вспомни,  сколько  ты  уже  зла наделал!» Давыд стал валить зло на Святополка, говоря:  «Разве  я это сделал? Разве в моем это было городе? Я сам боялся, что  меня схватят  и  поступят  со  мной  также;  поневоле   пришлось   мне примкнуть к заговору и действовать заодно со Святополком».   Володарь отвечал на это: «Бог свидетель тому, а сейчас  отпусти брата моего и я с тобой помирюсь». Давыд обрадовался и сейчас  же выдал Василька Володарю,  и  был  заключен  мир.  Василько  сел  в Теребовле, а Давыд вернулся во Владимир.

Немного погодя Володарь и Василько, собравшись с силами,  пошли на Давыда во второй раз, взяли набегом  Всеволж,  сожгли  его,  а жителей предали смерти.  Затем  пришли  Володарь  и  Василько  ко Владими­ру. Давыд затворился во Владимире, а  те  окружили  город. Ростиславичи послали ко владимирцам, говоря:  «Мы  пришли  не  на город ваш и не на вас, а на врагов своих: на Туряка, на Лазаря  и на Василя, ибо это они  подговорили  Давыда  и  склонили  его  на злодеяние». Горожане, выслушав послов,  собрали  вече  и  сказали Давыду: «Выдай мужей этих, не будем биться  за  них,  а  за  тебя биться можем. Если не отдашь их, то ото­прем мы ворота, а ты сам  о себе позаботься».  И вынужден был Давыд выдать  вече  своих  советчиков  Василя  и Лазаря. Лишь Туряка не мог он выдать, так как тот бежал  в  Киев. После этого заключили Ростислави­чи мир с  Давыдом,  а  на  другой день Васильковы отроки повесили Василя и Лазаря и расстреляли  тела  их.

В 1099 г. Святополк Изяславич, как  обещал,  пошел  войной  на Давыда. Давыд, узнав о прибытии Святополка в Брест, отправился  к польскому князю Владиславу Герману за помощью.  Поляки  обещались помочь Давыду, взяв с него  за  то  50  гривен  золота, но  союз  с  Святополком   показался Владиславу выгоднее. Давыд заперся во  Владимире,  а  Святополк стоял под городом семь  недель;  Давыд  все не сдавался, ожидая помощи от поляков; наконец, видя,  что  ждать нечего, стал просить у  Святополка,  чтоб  тот  выпустил  его  из города. Святополк согласился, и они поцеловали друг другу  крест, после  чего  Давыд  выехал  в  Червень,  а  Святополк  въехал  во Владимир,  посадил  здесь  сына  Мстислава,   а   другого   сына, Ярослава, послал в Венгрию за королем Коломаном, чтоб  воевать  с ним против Ростиславичей,  поскольку очень хотел захватить их волость. Володарь и  Василько  пошли  ему  навстречу,  и  встретились  оба войска в поле на  Рожни.  Василько  поднял  тогда  свой  крест  и сказал Святополку: «Его ты целовал, когда клялся мне в  люб­ви.  А потом лишил меня глаз. Ныне же хочешь взять еще и  душу  мою.  Да будет  этот  крест  между  нами».  Полки   сошлись,   и   начался ожесточенный бой. Вскоре Святополк побежал, а Ростиславичи  гнали его до самых пределов своей волости.

Общая  опасность соединила   теперь Давыда  с  Ростиславичами.  Оставив  свою  жену  у Володаря, он отправился искать  подмоги  у  половцев.  По  дороге встретил его Боняк со  своей  ордой  и  вместе  с  ним  внезапно напал  на венгров, которые явились на зов Святополка. Не выдержав натиска, те  побежали  вдоль  берега  Сана, а половцы гнались за  ними  два  дня, убивая их без счета. Ярослав Святополчич бежал в Польшу, а  Давыд захватил  Сутейск  и  Червень,  а  потом  внезапно  появился  под Владимиром. Горожане успешно оборонялись от половцев,  но  вскоре Мстислав Святополчич пал  в  бою.   Святополк  тотчас  же  по­слал  против  Давыда  воеводу   своего Путяту. Путята пришел к Луцку  и  здесь  соединился  со  Святошей Давыдовичем,  сыном  Давыда  Святославича.  Они  вместе  пошли  к Владимиру и 5 августа вдруг напали на Да­выда, когда никто  их  не ждал, а сам Давыд спал, и принялись рубить  всех,  кто  попадался на пути. Горожане выскочили  из-за  стен  и  тоже  начали  рубить воинов Давыдовых. И бежал Давыд. Святоша  и  Путята  по­садили  во Владимире посадника Василя и пошли каждый в свой город. Давыд опять побежал в  степь  к  Боняку,  вместе  с  ним  и  со множеством половцев вернулся на Русь и осадил  Святошу  в  Луцке. Святоша, ви­дя, что не может противостоять  такой  большой  армии, заключил с Давыдом мир и уехал к отцу  в  Чернигов.  Давыд  занял Луцк, сейчас же выступил против Владимира, Василя прогнал,  занял город и сел в нем кня­жить.

Впрочем, победа эта не могла уже изменить его судьбы. В августе 1100 г. в Усветичах собрались Святополк,  Владимир, Давыд и Олег и  порешили  между  собой,  что  не  спустят  Давыду Игоревичу его вероломст­ва.   Через 20 дней собрались князья в тех же Усветичах, и  пришел  к ним Давыд Игоревич. Князья взошли  на коней и  встали  каждый  со  своей  дружиной.  А Давыд Игоревич сидел в стороне. И не допустили они  его  к  себе, но особо совещались  о  Давыде.  И,  порешив,  послали  каждый  к Давыду мужей своих. Посланные  же  пришли  к  Давыду  и  сказали: «Вот,  что  говорят  тебе  братья:  не  хотим  тебе  дать   стола Владимир­ского, потому что ты вонзил нож в нас,  чего  не  было  в Русской земле. Мы тебя не трогаем и никакого зла тебе не  делаем - ступай в Бужьск и сиди  там,  а  Владимир  отдаст  Святополк  сыну своему Ярославу».   Да­выд уехал в Бужьск. Лишившись богатой волости, его потомки измельчали и больше не играли в истории видной роли.

 

                8. Большая война с половцами

С окончанием усобиц появилась возможность начать войну против степных хищников. Весной 1103 года Святополк и Владимир собрались  на  совет  в Долобьске. Князья сели в одном шатре со своими дружинами и  стали рассуждать о походе в степь. Послали и к черниговским князьям, Олегу и Давыду Святославичам, говоря: «Пойдите на  половцев  и  выйдем  живыми  либо  мертвыми».  Давыд послушался княжеского пригово­ра и пришел к  Святополку  со  своей дружиной, а Олег - нет.

Собравшись, князья на конях и в ладьях спустились по Днепру  за пороги и встали в быстрине у Хортичева острова. Отсюда на конях и пешком русь шла четыре дня до  Сутени.  Через некоторое время надвинулись на  русский  стан  половецкие полки и были они, пишет летописец, как лес, так что конца им не было видно, а  русь пошла им навстречу и была великая битва 4  апреля  на  Сутени,  в которой одержала русь полную по­беду над половцами.  Кроме  многих простых воинов пали в этот день  20  половецких  князей.  Русские  взяли большую добычу: скот, овец, коней, верблюдов, вежи с имуществом и челядью, и вернулись из похода  с по­лоном и славою великою.

Однако половцы были еще далеко не  разбиты.  В  1107  г.  Боняк захватил  конские  табуны  у   Переяславля;   потом   пришел   со множеством других ханов и  стал  на  Суле.  Святополк,  Владимир, Олег с четырь­мя  другими  князьями  ударили  на  них  внезапно  с криком; половцы испугались, от страха не могли и стяга  поставить и бежали: кто успел схватить лошадь - на  лошади,  а  кто  пешком. Князья гнали их до берегов Хо­роля и взяли неприятельский стан.  В том же году Мономах и  Святополк    имели  съезды  с  ханом Аэпой Осенивечем и Аэпой Гиргенивичем, помирились с ними и  взяли их дочерей замуж за своих сыновей.  В 1110 г. Мономах, Святополк и Давыд  Святославич  опять ходили на половцев, но поход  кончился  ничем -  князья  дошли  до Воиня и возвратились назад по причине стужи и конского падежа.

Но в следующий 1111  г.  «думой  и  похотением»  Мономаха  князья решили биться с половцами  на  Дону.  В  поход  пошли  Владимир Мономах,  Святополк   и  Давыд   Святославич   со   своими сыновьями. 4 марта  добрались  русские  до  Хорола  и здесь побросали сани, так как обнажилась земля,  и  дальше  пошли пешком и на конях..  24  марта  половцы  собрали  свои полки и пошли в бой. Русские князья,  возложив  надежду  свою  на Бога,  сказали:  «Здесь  смерть  нам!  Станем  же  твердо».    И, попрощавшись друг с другом, разъехались каждый  к  своему  полку. Обе стороны сошлись, началась  жестокая  битва,  и  половцы  были разби­ты вновь, как и восемь лет назад.  27 марта  собрались  половцы  в  еще  большем  количестве,  чем накануне и  обложили  русские  полки.  Опять  между  противниками началась лютая битва, и падали  люди  с  обеих  сторон.  Наконец, начали наступать Владимир и Давыд со своими  полками,  а  половцы обратились в бегство.  Святополк, Владимир и Давыд, прославив Бога, захватили  большой полон и воротились восвояси.

Эта победа произвел огромное впечатление на современников. Впервые после хазарской войны Святослава Игоревича русские князья отважились совершить такой далекий восточный поход. И против кого? Против тех страшных врагов, которых Киев и Переяславль не раз видели под своими стенами! Впервые половцы были побеждены не в волостях русских, не на границах, но в глубине своих владений! Отсюда понятна та слава, которой окружено было у современников имя Мономаха – главного вдохновителя и руководителя этого похода. И долго еще в памяти народа хранилось предание о том, как пил Мономах Дон золотым шеломом и как загнал окаянных агарян за Железные ворота (на Кавказ). И действительно, в последующие годы, вплоть до самой смерти Владимира, не слышно о больших набегах половцев – степняки на время утихомирились и старались жить с Русью в мире.

 

                9. Мономах на великокняжеском столе

Этот  поход  стал  последним  крупным  событием  в   княжение Святополка   Изяславича.  После  Пасхи  он  разболелся  и скончался 16 апреля 1113 г. 17 апреля киевляне устроили  вече  и послали к Владимиру Мономаху,  говоря:  «Пойди,  князь,  на  стол отцовский  и  дедовский».  Владимир  сильно  печалился  о  смерти Святополка, но не пошел  в  Киев. (По родовым счетам киевский стол должен был перейти к Давыду Черниговскому, который теперь был старшим среди потомков Ярослава Мудрого). Киевляне  же  разграбили  двор тысяцкого Путяты, напали на евреев  и  разграбили  их  имущество. (Мятеж начался из-за того, что киев­ляне  были  сильно  притесняемы ростовщиками).  Бояре,  боясь,  что  без  князя  не  справятся   с народом, послали еще раз просить к  Владимиру:  «Пойди,  князь  в Киев. Если же не пойдешь, то  много  зла  произой­дет.  Не  только Путятин двор, или сотских, или евреев пограбят, но нападут еще  и на невестку твою  и  на  бояр,  и  на  монастыри».  Услышав  это, Владимир отправился в Киев и сел на столе отцовском и  дедовском. Все люди были рады этому, и мятеж улегся. Желая облегчить  судьбу малоимущих, Мономах собрал на Берестовском дворе знатнейших  бояр и тысяцких, рассуждал, советовался с ними,  и  наконец  определил, что заимодавец, взяв три раза с одного  должника  так  называемые третные росты (проценты) лишался  уже  и  остальных  своих  денег (или капитала). Мономах включил этот закон в устав Ярослава.

Прокняжив после этого в покое и мире 12 лет, Владимир скончался  19  мая  1125 г. и был погребен  в  Киевской  Софии  рядом  с  гробом  отца.  И современники и потомки весьма прославляли его имя,  ибо  это  был князь грозный для врагов и много потрудившийся за Русскую землю. Сам Мономах  писал  в своем  «Поучении»:  «Всех  походов  моих  было   83,   а   других маловажных  не  упомню.  Я  заключил  с   половцами   19   мирных договоров, взял в плен более 100 лучших их князей и  выпустил  из неволи, а более двухсот казнил и потопил в реках».

Конспекты по истории России http://proza.ru/2020/07/17/522