Подарочек

Владимир Коршунов
   Костян лежал на диване с чувством глубокого неудовлетворения. Даже не лежал, а ворочался с боку на бок. И сон утренний уже успел улетучиться. И заняться было не чем. Фирма – закрыта на праздники. Пацаны – распущены по семьям. Два холодильника уже ломятся от припасов. Ёлка наряжена. Гирлянды мигают. Даже этот «католический» веночек с колокольчиками, доставшийся, совсем даром, висит на стене. Костян слышал, что в Европе такие веночки вешают под Рождество на дверь. Но, то – в Европе. А здесь… Делать здесь, под Новый Год, оказывается, совсем, совсем нечего! Деятельная натура Костяна никак не могла смириться с этим бездельем, впервые выпавшим накануне праздников в его непростой бандитской жизни.

- Уж лучше бы, правда, в Анталию уехали, как всегда это делали. – Подумал Костян. – Пусть с жёнами, пусть – без жён. Всё – какие-то дела.

   Но решение было принято где-то там - наверху. А решения старших Костян обсуждать не привык. Тем более ослушаться. - В семье, так в семье!

   Костя Губарев, он же Губа, простой провинциальный бандит – прошёл обычный, хотя и нелёгкий путь от районной гопоты до замдиректора по общим вопросам какой-то подконтрольной фирмы. Какой именно он и сам точно не помнил.  Приезжал иногда туда за зарплатой, ну, конечно, присматривал, что б по их бандитской части не было никаких наездов. Иногда участвовал в «переговорах», но основная работа оставалась в том - «головном офисе», который за 18 лет хоть и переместился из заброшенного подвала в неприметный особнячок с табличкой «Фонд развития…», но не утратил своих «демократических традиций»  милого его сердцу микрорайона. К тому же «Фонд» всё это время динамично развивался, давно выйдя из разряда «неформальных молодёжных объединений» в такой же неформальный, но такой уважаемый всеми разряд ОПГ. Это было приятно…

   Однажды Костяна вызвали не куда-нибудь, а в ФСБ! А это уже совсем другой уровень, согласитесь…

- У нас есть сведения, что Вы, Константин Евгеньевич, входите в состав организованной преступной группировки, - заявил ему, пригласивший «на огонёк», сотрудник.
Костян даже договорить ему не дал:

- А вы занимайтесь – неорганизованными группировками. Мы же давно организовались! Без вашего участия…

   На том и расстались. В общем-то, без последствий.

   Костян не любил воспоминаний, и если они накатывали вдруг…  - Всегда хотелось выпить. Но выпить можно было далеко не всегда. «Фонд», к которому принадлежал Костян, в последние годы очень активно участвовал в акциях «Здоровый мир», «Город без алкоголя», уверенно контролируя поставки алкоголя и табака на прилавки городских магазинов и ларьков. Но, пьянство и алкоголизм, внутри самой ОПГ  очень уж не приветствовались. По крайней мере, в рабочее время.

   Костян тяжело вздохнул. Подошёл к бару, достал штоф с «вискарём», хотел налить… В последний момент всё-таки сумел себя перепрограммировать и отдёрнул руку. Никого ещё пьянка не доводила до хорошего. А сейчас, когда почти все ограничения сняты – легко начать, да нелегко закончить. А тут и Вера Васильевна со школы должна вернуться. «Что ей, про чеченские разборки под рюмашку рассказывать? Хотя, мама Вера бы поняла!» Костян усмехнулся.

   С тёщей, пусть пока ещё не официальной, они нашли друг друга даже лучше, чем с Ленкой. Не сразу, конечно. Но ведь притягиваются как раз не одинаковые, а разноимённые заряды. Это только сперва, когда Вера Васильевна  узнала о специфике занятий будущего зятя, было жутковато. Нет – не противно. Просто не по себе. Но дома зять был - сама обходительность. Вежливый, внимательный. Всегда, ну почти всегда, трезвый. Коллеги, конечно, злословили за спиной, шептались… но не более того. Видимо – опасались. Тем более после того, как Костя провёл беседу с парой местных «отморозков» (она об этом даже не знала), и  на уроках Веры Васильевны воцарились тишина да покой. И администрация теперь «не грузила» никакими дополнительными поручениями, особенно не утруждала проверками и отчётами. Не работа, а сказка. Жалко – зарплата маленькая. Но коммерческие и бытовые вопросы заботили Веру Васильевну всё меньше. С тех пор как Костя перешёл к ним жить, нужда будто убежала куда-то. Вера Васильевна даже не хотела знать - куда именно. Появилась дорогая мебель, техника. Дом как-то незаметно оброс забором из стального профиля и увеличился на мансарду и двухкомнатный каменный пристрой. Во дворе выросла финская баня с дорогущей отделкой. Даже Джек получил новую конуру и вольер из сетки-рабицы. Она дивилась хозяйской жилке нового зятя, тем более, что сам он почти не бывал дома, а все чудесные превращения их жилища контролировали его «сослуживцы» - такие же вежливые и учтивые, как и сам Костя.

   «Нет, это не бандиты плохие, это власть плохая, если такие хорошие ребята стали бандитами», - думала иногда Вера Васильевна. А вскоре и само слово «бандит» ушло из её лексикона, сменившись более благозвучным - сперва «коммерсант», потом «предприниматель», а потом и вообще красивым и туманным - «руководитель». «Ему бы подучиться немного», думала иногда Вера Васильевна. Но затем быстро поняла: «А зачем?» Знания увеличивают скорбь. А трудом праведным… Впрочем, об этом она старалась не думать, ограничиваясь ещё более философским заключением: «Пусть хоть Ленка поживёт».

   Последним строительно-бытовым предприятием зятя в уходящем году стало сооружение камина. Костян и сам не знал толком, зачем понадобилась ему эта причуда, да ещё за такие бабки. Но желания юности…

   Когда-то давным-давно, когда они только-только начали «крышевать» какой-то видеосалон, он посмотрел картину, где главный герой сидел в качалке у камина, курил трубку и вспоминал подвиги молодых лет. Ах, как же ему хотелось тогда иметь свой дом с камином, ну и … дожить до  зрелых, а потом преклонных лет тоже очень хотелось. Мечта не покидала его и потом – на более ответственных этапах жизненного пути. И когда банальный рэкет сменился первым полулегальным бизнесом – ночным ларьком на улице Энтузиастов. И во время «операций» на первой в городе товарно-сырьевой бирже. И даже когда отсиживался от строка в психушке, или лежал с порезанной ляжкой и пробитой башкой в реанимации… всё равно хотелось камина. И сытой обеспеченной старости.

   Костян ширкал огромными спичками, пытаясь развести пламя в недавно отгроханной мечте его юности, когда в дверь позвонили. Звонили не в калитку, а именно в дверь.
- Опять Ленка забыла закрыть… - Костян мысленно выматерился, не бросая всё же своего занятия. - У Ленки ключ, у мамы Веры – тоже. Пацаны бы сперва позвонили на мобильный.
 
   Костян продолжал колдовать над очагом. Звонок повторялся ещё и ещё.

- Ну, кого это несёт?! – Он бросил огарок спички в едва зардевшееся пламя и недовольно пошёл в холл.

- Здравствуйте! Мы поздравляем Вас с Новым Годом и Рождеством! – На пороге стояла довольно мерзкая прыщавая девица в вязаной шапке непонятного цвета и продолжала тарахтеть:

- А в качестве подарка мы предлагаем Вам эту замечательную книгу…

- Костян не дал договорить и вцепился в обложку с портретом какого-то противного старика в оранжевой простыне и с большими буквами из которых читалось только последнее «… ГИТА»
«Зита и Гита», что ли?», -  мелькнуло в голове.

- Давай! – Костян потянул толстенную книжку к себе.

   Девица сразу заткнулась, но книгу не выпустила и двумя руками принялась тянуть её обратно.

- Ну, давай! Чего же ты! – Костяну стало немного забавно. – Это же подарок, правильно?

- Правильно, - сжав пальцы так, что ногти стали царапать обложку ответила девица. – Но это не совсем бесплатный подарок…

- Это как же так?! – Изумился Костян. – Так не бывает!

- В виде пожертвований мы принимаем, кто сколько сможет дать. А в качестве подарка…
Девица снова не договорила.

- На хер не надо! – отрезал Костян, выпустив кришнаитское издание, и окончательно поняв, в чём дело.

   Он хотел выпихнуть девицу с крыльца и закрыть дверь, но та не унималась:

- Ну почему?! Вы же ничего не знаете об этой книге. Она многим людям указала путь к истине! – Бессознательно визжала девица, заученный текст. – Это окно, которое Вы можете распахнуть в мир и стать свободным! Истина…

- Знаешь, что красавица! – Костян выговорил это слово как можно презрительнее, - найди себе нормальную работу! Какую такую истину? Которая  в эту простыню, что ли завёрнута?! – Костян ткнул пальцем в портрет на обложке…

«Совсем дура»,- подумал он, намереваясь всё ж таки с миром закрыть дверь. «А ведь как хорошо начала: с Рождеством!»

- Ну, хоть свечи купи! – Девица вытащила откуда-то из подполы пачку ароматических свечей и махнула ими под носом у Костяна.

- Свечи давай! – Он вырвал пачку благовоний у неё из рук и рванул-таки к себе книгу.

   Трофей, оцарапнутый ноготком девицы тоже достался ему.

   Девица, которой он, видимо, сломал ноготь, рванула с крыльца. Поскользнулась и едва не убилась, балансируя на тротуарной плитке.

- Хам!!! Хам и свинья! – крикнула она, уже достигнув спасительной калитки.

- Сука! – заорал Костян и швырнул, что было мочи, с таким трудом доставшуюся ему книгу, в девицу.

   Но та успела как щитом закрыться металлической дверью.

- Скотина! – Она на мгновение снова заглянула во двор и быстрым движением схватила упавший «подарок».

   Костян заметил, что стоит в носках и не стал преследовать незваную гостью. Злоба кипела внутри.

- Совсем обнаглели, сволочи! – Он вынул индийские благовония из упаковки, понюхал и, сморщившись, переломил  палочки пополам. Швырнул  в камин.
 
   Языки пламени уже лизали берёзовые полешки и вскоре окутали подброшенные «дары востока».

   Костян вернулся с кухни, когда уже по всему дому распространилась сладковато-удушливая вонь.

- Вот суки! – снова вырвалось у него. На большее не было слов.

   С огромным трудом он затушил пламя, которое так хотел видеть ещё несколько минут назад. Матерясь и кашляя выгреб золу вместе с недогоревшими «благовониями», открыл окна.
- Всё равно воняет! Ну, надо же так день испортить!

   Он ещё долго ходил по комнатам с освежителем, гонял вентилятор… Едва-едва  запах химических яблок стал перебивать дурман сандала и прочей «дряни», когда Костян всё же открыл бар и налил себе граммов сто…

- Нет, только водка! Хватит на сегодня экзотики!

   Она пришлась кстати. Сквозняк, наполнивший дом уже лез под джемпер, сковывал движения. Было холодно.

   Костян злобно захлопнул дверку бара. Включил телевизор.

   Биатлон, гимнастика, говорильня какая-то… Он так и не успел повесить спутниковую антенну. А ведь хотел сделать тёще подарок к Новому Году. Он вообще забыл о подарке для неё. Закрутился, завертелся… Очень нехорошо получалось. «Сходить, купить? Ещё не поздно». Но так не хотелось выходить из дома. Тем более после визита этой девицы. Он точно знал, что если выйдет сейчас, обязательно набьёт кому-нибудь морду. А это, ну никак не входило в предновогодние планы.

   Костян выпил ещё и вдруг понял, что не находит себе места. Злоба вроде почти ушла, но было как-то неуютно, неприкаянно. Просто скучно и противно…

   Через какое-то время снова позвонили. На это раз прямо с улицы. Костян щёлкнул пультом, и объектив камеры показал фигурку «какого-то пидора», переминающегося с ноги на ногу у калитки. В руках у него были полные сумки разного барахла.

- Неужели «канадский представитель»? - мелькнуло в голове. – Ты-то мне и нужен!

   На этот раз Костян поспешил обуться. Гость нетерпеливо звонил ещё и ещё.

- Сейчас, сейчас, - уже не скрывая радости, проговорил Костян, накидывая куртку.

   Джек – средних лет «кавказец» исходился лаем, бросаясь на сетку, бился в неё лапами, казалось, выкрикивая не на собачьем, а на человеческом языке:

- Порву!!! Порву!!!

   Костян распахнул дверь. Не обращая внимание на лай собаки, незнакомец затарахтел заученную песню:

- Здравствуйте! Вам страшно повезло! У нашего директора сегодня день рождения!

   «Так и есть - «представитель!», - сообразил Костян и страшно обрадовался.

- Заходи дорогой! – он подтолкнул парня во  двор.

   Тот краем глаза глянул на Джека и, убедившись, что собаку надёжно удерживает цепь и огораживает сетка, продолжил свою сказку:

- Все эти товары мы дарим нашим потенциальным клиентам! Это очень полезная и дорогая бытовая техника. Но Вам она достанется абсолютно бесплатно…

   «Канадский представитель» полез в свой мешок, а Костян, улыбаясь и качая головой, уже распахнул багажник «бэхи».

- Вот этот чайник с золотой спиралью и таймером…

   Костян взял  китайский чайник, повертел в руках, одобрительно покивал головой и положил  в багажник:

- Ценная вещь…

   «Представитель» достал из мешка миксер и стал рассказывать о его чудесных свойствах «не только взбивать», но и «обеззараживать» продукты «специальными насадками». Костян слушал, едва  сдерживаясь от смеха. Задавал какие-то дурацкие, но вместе с тем простые вопросы, на которые «представитель» мог без труда ответить заученными в своём «офисе» фразами. Ещё пару лет назад, не достигнув определённых высот, Костян и сам порой развозил по «точкам» таких вот «представителей», готовых «развести» на бабки любого «лоха» - от пенсионера до космонавта… Очень прибыльный, кстати, «лохотрончик», хотя и «геморройный». Правда, уже тогда были ещё несколько «риэлтерских фирм» за пять тысяч выдававшие клиентам телефоны якобы сдаваемых квартир, оптовый склад, кафе «Удача» и даже «букмекерская контора». Не было самого главного  – веса в обществе, а значит и возможности влиять на бюджетные потоки. Ах, молодость! Кажется – как давно это уже было! Вроде бы совсем в другой жизни.

   Придаваясь ностальгическим воспоминаниям, Костян  перегрузил в багажник какой-то волшебный утюг, «озонирующую лампу», «электрогрелку» и набор ножей…

   Последний лот, это «антицеллюлитный массажор» – «мечта любой женщины», «новейшее открытие российских и швейцарских учёных» и вообще – вещь в любом хозяйстве просто незаменимая.

   Костян бережно, как святыню взял двумя руками чудо-прибор и аккуратно поставил туда же – в багажник.

- Ну, спасибо, родной!  Вот выручил! – Он уже слегка подтолкнул «канадского представителя» к выходу, ожидая по какой же схеме тот начнёт его «разводить».

- Вы понимаете, нужно уладить кое-какие формальности.

- Какие? – Максимально вежливо произнёс Костян.

- Ну, надо оплатить небольшую сумму в виде налоговых отчислений…

- Как?! А я-то думал, это подарок! Подарок вашего директора для меня!

- Конечно, это подарок. Но, налоги же ни кто не отменял…

- Конечно – не отменял. Только я думал, что они входят в стоимость товара…

- Да, но мы же не продаём! Мы – дарим…

- А-а-а-а! Вы же дарите!

- Ну, конечно! И поэтому сумма будет чисто символическая. Только налог…

   "Представитель" достал калькулятор и сделал вид, что что-то считает…

- Чайник, массажор…. Озонатор воздуха… В общем, всего получается 19 тысяч 300 рублей… Повторяю, это только налог.

   Костян выхватил калькулятор на котором высвечивались сплошные нули:

- Чайник - триста, ночник – четыреста, грелка – пятьсот… От силы! Я такую на китайском рынке за четыреста пятьдесят видел… Да тут товара-то на пять тыщ – максимум! Берём 13% - подоходный налог…

- Нет, ну почему же это - на пять тысяч?! – Представитель глянул на багажник автомобиля, вмещавший всё его богатство, и заговорил уже напористо, даже нагловато:

- Вы в ценах, видимо, плохо ориентируетесь. Мы не предлагаем китайский ширпотреб. Мы распространяем только качественные…

   Костян перебил его:

- Я плохо ориентируюсь?! А вы меня, видно, сориентировать хотели? Ты, что ли меня «ориентировать» пришёл?!

- Не надо нервничать! Спокойнее… Плюс доставка…

- Какая ещё доставка?! Ты про день рождения директора говорил! Говорил, что подарок.

- Ну, правильно, подарок!

- Ты, юноша не "нукай" старшим! Ты на чём приехал? На такси, на машине? Я оплачу таксисту! За бензин могу подбросить. Но за 19 штук это дерьмо можно прямо из Шанхая сюда привезти.

- Нет, я вижу - Вы проблем хотите? Можно и с братвой поговорить. Товар их…

   Костян толкнул продавца в грудь, тот поскользнулся и упал в сугроб.

- Ты, сопля зелёная! Ты кого братвой пугать решил?! Бодаться хочешь, козлёнок? Давай! А ну-ка, давай, позвоним братве! – Костян достал мобильный телефон. - Ты шёл развести меня, я развёл тебя! Всё по понятиям! Братва приедет, ты им ещё за ложный вызов должен будешь…

   «Канадский представитель» всё-таки решил продолжить свою опасную игру, видимо не зная, к кому зашёл:

- Да ты Свина знаешь? Ты знаешь, чё за это бывает?! – почти лаял он, перебивая лай уже охрипшего Джека.

   Костян знал Свина ещё с гоп-стоповских времён. Прекрасно знал, чем он занимается. Блеф офисного афериста был очевиден. И поэтому едва-едва удалось сдержать смех. Костян решил продолжить развлечение, тем более, что никакой другой забавы всё равно больше не было.

   Он снова порылся в багажнике. В какую-то секунду «представитель» даже подумал, что уже отыграл этот раунд и сейчас с извинениями ему начнут возвращать товар…

   Вместо товара в руках несговорчивого покупателя он заметил автомат. «Может быть - игрушка?»  - мелькнуло в голове.

   Нет, не игрушка! Пошарив ещё, Костян извлёк из багажника «BMV» магазин, точным движением, послал его в разъём и передёрнул затвор…

- Ты шёл меня развести… А я этого не люблю. Знаешь, что это за игрушка?

   «Представитель» медленно попятился к забору. Костян заметил, как его лицо сперва стало белым, потом зелёным, пунцовым, снова белым – и вся эта иллюминация за пару секунд…

- Нет, я не стану тебя грузить в багажник и вывозить за город…    Видишь собаку?

   Джек будто ждал этого момента и с новым остервенением бросился на изгородь.

- Даже я боюсь к ней подходить. Только тёща её кормит. Я просто брошу тебя через ограду. Через час останутся одни ботинки.

   Парень прижался спиной к забору. Просто врос в него.

- А может и ботинок не останется…

   Костян хотел рассказать ещё что-нибудь весёлое и поучительное, как казалось ему, но очередной гость с ловкостью обезьяны уже карабкался на острую кромку забора. Один ботинок остался лежать на снегу.

- Куда ты, чудик?! Калитка же есть! И башмак забыл…

   Костян хохоча, швырнул дешёвую осеннюю туфлю вдогонку удалявшемуся по сугробам силуэту.

- Вот ведь, совсем работников не жалеют. В осенних туфлях они у них «подарки» продают. Простудятся же…

   Костян бережно уложил автомат в багажник, набрал в охапку электроприборы и понёс под ёлку.

   Вера Васильевна так была рада подаркам! Она всегда знала, что новый зять умеет выбрать самые нужные и самые полезные вещи! Никто никогда не баловал её таким вниманием под Новый Год! Это был первый и последний Новый Год, который они встретили вместе.

   Весной Лена и Костя сыграли свадьбу. А осенью Константин Евгеньевич уехал в очередную командировку, да так и не вернулся.

- Он обязательно вернётся! – Иногда говорила Лена матери.

- Конечно, вернётся, - повторяла Вера Васильевна…
                2012