Почти в каждой сказке есть семья, мир знакомый и привычный. Особенность семьи купца в том, что число 4 - это не 2+2, а 1+3. В доме купца нет жены, анима сказки представлена в трех дочерях-сестрах: старшей, средней и младшей. У каждой свой характер: старшая любит наряды и просит венец – символ власти - в ней угадывается персона. Средняя захотела быть вечно молодой и просит волшебное зеркало - такова нарциссическая тень анимы. Младшая дочь ближе всего его сердцу, она просит аленький цветочек, символ любви. Она ищет счастья.
Её либидо ищет применения, и коллективное бессознательное помогает ей: она видит во сне аленький цветочек, в котором заключается сакральный смысл сновидения. Красный цвет всегда наделяли определенными свойствами: это огонь творчества и любви, драгоценность рубина или граната, символ власти и красоты.
Отец участвует в инициации любимой дочки. Путешествуя и подвергаясь опасностям в море жизни (крушение кораблей), находит подарок младшей дочке и готов уйти из мира живых в страну мертвых, к чудищу на острове за океаном. Но купеческая дочь решает пройти свой путь сама. Её жертва — путь инициации.
Чудовище олицетворяет нижний мир, животную стихию человека, это образ страсти, которая приручает дочку к себе, давая сначала послушать себя, а потом посмотреть на себя. Таким образом, красавица заглядывает в «пропасть» животного начала человека. Душа её в состоянии пережить отвращение к живой/животной жизни и противостоять её "безобразию" силой своей любви. Если вспомнить такие реалистические произведения о любви, как «Бездну» Леонида Андреева или «Митину любовь» Ивана Бунина, то станет ясно, что отвращение к «звериному человеку» побороть удается не каждому.
Что же за сила, что помогла дочери купца побороть свой страх и расколдовать принца? Любовь – да, но до неё – жалость! Что, кстати, нашел и М.Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита»: королева бала просит сначала о Фриде и только потом о Мастере. В памяти русского народа это закрепилось в песнях и приметах: «жалеет – значит любит» (в отличие от пьяно–бандитского варианта: бьет – значит любит).
На один день зверь отпускает дочь от себя, предупреждая о своей смерти, если дочь не вернется к нему. Так проверяется зрелость анимы, которую сестры/тени анимы, обманом удерживают дома, в родном гнезде. Дочь купца подтверждает свой выбор, называя зверя «милым другом». Инициация завершена.
Каждая сказка метафорична – в этом её долголетие. Метафора этой сказки видится и в судьбе художника - автора сказки «Аленький цветочек»: С.Т. Аксаков, а с ним и часть интеллигенции России 19 века, ищет самость в славянофильстве.
P.S. В работе Нэнси Мак-Вильямс "Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе" есть характеристики истеричной организации личности:
"Другим способом достижения самоуважения для людей с истерической организацией личности является спасение других...Они... овладевают своим страхом перед авторитетами противофобически и начинают изменять или лечить тех, кто сегодня заменяет пугающе-восхищающие объекты детства. Феномен доброй, отзывчивой, любящей женщины, влюбляющейся в хищного, разрушительного мужчину в надежде “спасти” его, озадачивает, но знаком многим родителям, учителям и друзьям истерических молодых женщин... истерические женщины обычно выбирают плохие объекты, которые они противофобически идеализируют..."
Такой подход к характеру главной героини сказки несколько непривычен для меня, но тем более интересно посмотреть на него с этой точки зрения. Итак, моя любимая сказка - это сказка об истеричной личности?