Тбилисская румба в Телави

Давид Бердзенишвили
Если, отправляясь из Тбилиси в Кахети, мы выехали на Кахетинское шоссе через проспект Джорджа Буша, то чтобы въехать в сердце этого благодатного края (а здесь многие считают, что и в сердце всей Грузии) – в красивый город Телави, нужно было миновать два расположенных друг за другом села – Бушети и Кондоли. Это дает повод говорить о предусмотрительности местных жителей, приведших свою топонимику в соответствие с современными требованиями не сейчас, а в незапамятные времена. В Телави из столицы можно попасть и другим путем – через Гомбори. Это почти вдвое короче. Но, во-первых, пока там дорогу не отремонтируют, по ней не проедешь. А во-вторых, на этом пути возле самого Телави вас встретит поселок под названием Верона. Нас он встретил, когда мы отправились осматривать местные достопримечательности. Верона – небольшое село вдоль дороги, где у домов сидят уютные бабушки и продают семечки, чурчхелы и шерстяные носки грубой домашней вязки. «Простите, здесь у вас живут Монтеки?», - спросила у одной из них на плохом русском языке американка из нашей группы, прекрасный, надо сказать, человек. – Да нет. Монтеки все в Тбилиси уехали; здесь, может быть, Капулетти еще остались, и то – от силы человека два-три, - улыбнулась бабушка в ответ одними глазами. Обо всем этом здесь говорится для того, чтобы объяснить, насколько здорово было выбрано место для нашей встречи. 

Мы – это участники семинара на тему «Информационная агрессия, ее жертвы и превенция в пост-тоталитарных обществах». Он проходила в рамках проекта «За экологически чистое информационное пространство», который при поддержке посольства Голландии в Грузии реализует Грузинский национальный комитет Хельсинской гражданской ассамблеи/Южно-Кавказский институт региональной безопасности. Несколько лет назад эта организация, руководит которой мой старинный приятель Александр Русецкий, купила в Телави дом, оборудовав его под проведение всякого рода семинаров и конференций. Так что выбор места для нашей встречи был в определенном смысле предопределен. И все-таки нельзя не отметить, насколько удачным он оказался.

Кстати, занятия были более, чем серьезными. Достаточно перечислить темы семинара: «Политические, экономические и психологические мотивы информационной агрессии в пост-тоталитарном обществе. Грузия между тоталитаризмом и демократией»; «История развития независимой журналистики в Грузии и ее роли в ломке тоталитарного мышления»; «Вопросы безопасности журналистов и СМИ в условиях пост-тоталитарного режима. Информационные войны и правовые аспекты конфликтов в СМИ». Было презентовано несколько проектов, среди которых – проект создания сети пресс-клубов «Андеграунд» в масштабах Южного Кавказа. Тут интересна мысль, слышать которую раньше мне не приходилось. Поскольку наш регион остается довольно неспокойным, и, мягко говоря, несогласие между отдельными его частями продолжают сохраняться, то открыть национальные, то есть, грузинский, армянский, осетинский, абхазский и т.д. пресс-клубы – почти наверняка означает обречь их на конфронтацию. На семинаре было предложено учреждать пресс-клубы на уровне городов: бакинский, сухумский, телавский, цхинвальский, ереванский и так далее. И Тбилисский пресс-клуб, конечно же. Куда же без него? Соперничество между городами, которое, конечно же, всегда есть и будет,  это – далеко не межнациональная напряженность, а сила, пожалуй, что и здоровая. Поэтому, из этой затеи что-нибудь получиться может.

Еще один проект, касающийся всех нас напрямую, называется «Виртуальный «Старый Тбилиси». Соответствующая веб-страница сейчас находится в разработке. Идея заключается в том, что люди в любом городе – главный компонент его экономического и духовного потенциала. Это касается как количественных, так и качественных характеристик населения. Если рассматривать город как закрытую систему, Тбилиси очевидно много потерял в этом смысле за последние годы, поскольку его вынуждены были покинуть многие достойные жители. Но современные технологии позволяют создать глобальную сеть тбилисцев, и тогда те же городские проблемы становится возможным рассматривать уже не в закрытой, а в открытой системе, где каждый сможет внести вклад в развитие города, независимо от того, где он в данное время живет и работает – на Важа Пшавела или на Бродвее, на Верэ или на Елисейских полях, в Сванетис убани или в Латинском квартале, на Плеханова или на Тверской... Это будет глобальное пространство, не ограниченное географическими рамками, на котором будут обсуждаться история и решаться актуальные проблемы Тбилиси, вестись переписка, находиться люди, происходить обмен идеями, публиковаться литературные и публицистические произведения, размещаться фото и киноматериалы... Да мало ли, что еще! Для Тбилиси ничего не слишком.

А однажды из столицы приехали гости – хорошие поющие поэты Людмила Орагвелидзе и Вахтанг Арошидзе, а также Владимир Саришвили, поэт хороший, но не поющий. Временами ему, правда, хотелось запеть, но в контексте прибывших с ним товаришей он так и не решился. В отличие, например, от одного молодого представителя местной администрации, который на дружеском ужине, где происходила презентация еще одного проекта, связанного с поющими, а отчасти – и с непоющими, поэтами, все норовил взять в руки гитару и затянуть что-нибудь этакое. Даром, что большой начальник. Лично мне в этом случае позиция Владимира Саришвили ближе. Потому что петь после Людмилы и Вахтанга, как, впрочем, и перед ними – себе дороже. Не напрасно на следующее утро после их выступления управляющий домом – телавец Мераб, один из самых светлых людей, которых мне вообще когда-нибудь приходилось встречать, признался, задумчиво взирая с балкона на двор, что обязательно отправил бы детей (а их у него – два парня) учиться петь и играть на гитаре, если бы у них не получалось так здорово играть в футбол.

Его ребята правда великолепные футболисты. Мераб и сам в свое время выступал за сборную страны. А его старший сын в свои 14 лет уже объездил полевропы, недавно вернулся из Франции. Нельзя не сказать о том, что не будь в телавском доме самого Мераба, его супруги Нонны и людей, которые им помогали, организационная часть семинара была бы куда слабее. Основная профессия и работа Мераба – тренер по футболу. А главная на сегодня забота – добиться возможности не брать с подопечных деньги за посещение секции. Для этого он просит назначить ему зарплату – 200 лари в месяц. Если на его просьбу кто-нибудь откликнется, телавские пацаны смогут заниматься футболом, не думая о том, есть ли у их пап и мам возможность платить за это.

Но вернемся к поэтам. Они, как оказалось, приехали к нам не просто так, а для того, во-первых, чтобы поговорить на тему «Бардовская музыка как элемент культуры протеста», а во-вторых. чтобы обсудить идею создания Южно- Кавказской ассоциации бардов, а также проведения фестиваля самодеятельной песни в рамках и под эгидой этой ассоциации. В день их приезда мы все вместе побывали в Алаверди. А в Икалто не попали. Ворота были заперты. Сторож ушел. Но к нам подошел пожилой человек, назвался историком и журналистом (позже выяснилось, что он зоотехник) и предложил рассказать историю церкви и академии, оставаясь за воротами. Когда он дошел до того, что Великие Ассирийские Старцы на самом деле были «выходцами из древнегрузинских племен шумеров, расселенных по берегам рек Тигр и Ефрат», мы поняли, что жизнь продолжается. И поехали ужинать и слушать тбилисских поэтов, как поющих, так и не поющих, поскольку Владимир Саришвили, хоть и не пел по причине наличия совести, но – читал стихи. И это все было очень здорово, и когда читалось, и когда пелось: искренне и трепетно. Людмила Орагвелидзе исполнила песню,.которая называлась «Тбилисская румба»: Улица пуста/ И к домам прильнули тени,/ Поздняя листва/Отправляется в паденье,/Мошкара кружит/И висит под фонарями.../Нам не внове жить/Только теленовостями.

От этого неожиданно стало по-доброму грустно и захотелось сделать что-нибудь хорошее. Например, поучавствовать в организации фестиваля бордовской песни, пусть в Казбеги, пусть – где-нибудь еще. Потому что в этом жанре, оказывается, у нас работают красивые, талантливые и просто славные люди, которых должны широко узнать. Хорошо, что взялся за эту затею Саша Русецкий, человек, живущий по принципу: «сказано – сделано». И всегда знавший и знающий, что от его личных усилий много чего зависит. Чем больше людей будет знать у нас о себе это, тем лучше. Тем скорее страну обустроим. А она у нас - просто потрясающая.