Логос - значит ум

Валерий Иванов-Виленский
Перед вечностью эмоции бесполезны, ибо ничего не могут изменить!


И всё же,  как человек совмещает своё
- нравственное бытие, обусловленное той или иной религией и культурой, детерминирующими его реальную среду обитания и
- ВНЕнравственное бытие, обусловленное незыблемыми законами природы и техникой, также реально детерминирующими его реальную среду обитания?
Другими словами, как человек и человеческий социум организует своё реальное бытие в культурной и цивилизованной среде, когда первая, в сущности, оформлена относительными нравственными табу, проистекающими из прошлого, а второе - безотносительными, абсолютными законами природы, при помощи которых человек строит свою будущую материальную среду обитания?
Ответ на эти архиважные вопросы для понимания именно (и только!) человеческого естества, представляется сегодня важным и самым насущным. Поскольку только человек способен осознанно, при помощи абстрактного мышления моделировать свою жизнь, опираясь на нравственные по своей сути запросы своего повседневного существования в раздвоенном мире, реальном – натуральном, а также - техническом, детерминированном самим человеком. Сегодня человек и его социум всё более является заложником этих двух принципиально противоположных воззрений, идущих из глубины веков - культурных (нравственных) и цивилизованных (научных). Причём, цивилизованные воззрения зиждутся не только на знания объективным законов природы (прописанных языком математики), но и на воззрения (опираются на законы природы), относительно своего будущего, как ближнего, так и - дальнего.

Здесь отметим, что современные мировые СМИ навязчиво муссируют тему Апокалипсиса («конца света») - окончания нынешней цивилизации, со всеми её культурами и государствами. Сразу скажем «конец света» - это абсолютная глупость, навязчиво насаждаемая современными политиками – глобалистами, поскольку ничем научно (системно – математически) данная концепция гибели человечества не обоснована. Это всего лишь один из видов некоего нового религиозного, а потому - нравственного сознания! А вера, понятно, не требует доказательств. Поэтому оставляем на совести таких «апокалипсофилов» их паранойное состояние ума. Мы знаем, что так не будет!
Но нас могут обвинить: отрицая сам Иоаннов тезис об Апокалипсисе, вы отрицаете праведность Евангелия! Другими словами, обвинить - в богохульстве.
Однако, такое обвинение в «богохульстве» - не логично. Ибо по сути дела не отрицаем право на веру в Священное писание. Мы пытаемся осмыслить Библию по светски, в свете достижений современной науки, давшей человечеству колоссальные энергетические силы, способные конструктивно и гуманно преобразовывать природу и человеческое бытие. Такое реально и происходит ибо, исходя из Писания, это ведь тоже Божья благодать.
 Вместе с тем, сегодня политики самых цивилизованных стран мира обладают возможностью моментально разрушить термоядерными взрывами будущее человечества. Такое осмысление возможной гибели и способа избавления от неё - прерогатива только человеческого разума. Всегда, во все времена и века разум человека порождал не только реактивное противодействие, но и осмысленное умное физическое действие людей, направленное на сохранение впредь себя, родных и близких, других людей. Так в природном и социальном мире бытия человека умно структурировалась цивилизация. Поэтому цивилизация, построенная человечеством на конструктивном, гуманном использовании по законам природы (с помощью математики) огромной энергетических мощностей физического мира, способна противостоять гибели людей. Ведь сам человек, как живой организм, тоже плод действия законов природы. Умным этот человеческий плод биоэлектрических, биохимических и биомеханических материальных взаимодействий делает духовная составляющая его естества, проистекающая из социального бытия людей.
И вот здесь мы подошли к самой важной констатации: сами математически записанные, т.е. логически систематизированные, умные законы природы, определяют весь мир как умно систематизированные сущее. МИР УМЁН! Это великое вселенское таинство! Никто, никогда не сможет ответить на вопрос – почему мир умён? (Как никто, никогда не ответит однозначно на вопрос – что есть красота?)

Кстати, уже древние греки, не понимая материальную причину умности мира, лишь констатируя её, следуя за ещё более древними цивилизациями, назвали умную, логически сложенную систему «мировых законов» словом НООС – Вселенский Разум, Ум. По сути дела это и есть Бог - Божественное сознание, ибо «В начале был Ум, и Ум был у Бога, и Ум был Бог!» Иоанн 1.1. (“In primo est logos…” (лат) – слово «logos» переводится с древнегреческого, не как «слово», а как «ум», «рассудок». “Verbum” – на латинском языке означает «слово»).

Незыблемые законы природы – есть проявление Вселенской умности, неистребимого всё охватывающего Божественного естества!

Законы природы вне нравственного измерения нашим сознанием, ибо не могут нами, как таковые, отрицаться (иначе гибель), ни определятся как моральные антонимы: «добро» или «зло». Не подпадать под такие этические определения, как «можно», или – «нельзя». Наконец, не могут быть эстетически «красивыми» или «некрасивыми». Вечная умность Бога абсолютна, вездесуща, всюду действенна, вечна и неистребима. Бог данность человечеству - всему Вселенскому сущему! Бог наделил только человека, созданного по Его Божественному «образцу и подобию», разумом и возможностью нравственного выбора между «добром» и «злом» в реальной среде своего обитания: космической, природной, социальной и личностной. Человеческому разуму дана возможность соотносится, при помощи математики (не на прямую - косвенно) через: среду обитания, знания и ум - с Божественным разумом, понимать его всеобъемлющий промысел. Подчеркну особенно, именно всеобъемлющий промысел, но не всемогущий – Бог не может делать зло, обман, хаос - отменить математичность мира, уничтожать сущность! Потому, что любые реальные системы могут разлагаться на составляющие подсистемы, но не исчезают вообще. Им, системам, некогда реализованным материально или логически умозрительно, просто «некуда» исчезнуть из Вселенского сущего. Но, конкретно оформленные системы могут дематериализоваться, став потенциальными в бесконечной Вселенской сущности системы систем.
 
Вездесущая Потенция, одна из четырёх, основополагающих, принципиальных сущностей НООСа.
Чтобы понять критерии Божественного промысла, надо чётко, системно нераздельно констатировать основные принципы, которые умно детерминируют данный промысел. Эти принципы нами определяются следующим образом: 0. Потенция; 1. Единство; 2. Равновесие; 3. Дискретность. Эти четыре нераздельных принципа имею математическое выражение в открытой нами системе Качественных чисел. Они определяются нашим разумом и понимаются соответственно с математически определённой четырёхмерной системой естества Вселенского сущего. Это сущее являем и мы, как личности, со своим экстравертным (направленным во вне) бытием в различных культурных социумах, в природе и в цивилизованном человечеством пространстве. И, вместе с тем, реально живём как отдельные личности, интравертно (направленным во внутрь себя бытием), с собственным (дискретным, имманентным) системным становлением, развитием, действием, а также  разложением на составляющие подсистемы и т.д. Все эти процессы происходят для каждого из нас и реальных социумов нашей жизни одновременно и по принципу Мёбиуса, выстроенного в бесконечно раскладывающуюся «матрёшку», как вовнутрь, так и во вне…

Трудно осознать и понять?

Но математически всё не так сложно, ибо алгоритмы этого умного Божественного промысла определимы и совершенно не сложны относительно линейных процессов. В их корне лежит основной математический принцип равенства (=), он же – равновесия (в природе), системности (в философии), параллельности (в геометрии), временности (в физике), самоотражения (в оптике), язык (в культуре) и т.д., а в социальном выражении – справедливость.
Здесь подчёркнуто определение «линейные процессы». «Нелинейные…», межсистемные процессы, описываемы формулами определения вероятностных взаимодействий соразмерных систем, требуют  более сложного подхода для их предвосхищения, констатации и осмысления. (Хотя уже сами эти взаимодействия, на их количественном уровне, вершатся по принципам линейных системных внутренних процессов.) Вот тут-то, для определения возможных тех или иных нелинейных межсистемных взаимодействий, наш разум обращается к осознанным нравственным, культурным парадигмам (моделям) нашего сознания, которые опираются на те или иные религиозные учения, веру в них и - социальные табу. Как ни странно, но и здесь основным критерием для понимания возможности будущего события, является принцип справедливости и, соответственно, основополагающий религиозный принцип – воздаяния. Далее, вся цепочка верификации нравственного бытия человека и людей в их социумах, поскольку мы рассматриваем умное и осознанное бытие человечества, для определения умного и нравственного бытия его как Вселенского сущего.
Какие сегодня модели общественного бытия человечества являются определяющими и сколько их? Бесспорно, можно назвать бесконечное количество таких моделей, поскольку, наверное, бесконечно количество культур на земле, как и социумов, в которых строит свою жизнь человек, в том числе и как отдельная умная личность. Однако, на самом деле общественно – политических моделей, которые обрамляют всё бытие цивилизованного человечества с двух сторон его линейного, прогрессивного развития может быть лишь две: ретроградная и авангардная. (Процесс может быть прогрессивным и в авангардной системе со знаком плюс, и в – ретроградной, со знаком минус). Причём в самой линейно прогрессивной объёмной системе цивилизованное развитие человечества могут проходить процессы в ретроградную сторону и - авангардную. Поэтому процесс развития человечества может быть не обязательно только прогрессивно поступательным. В нём, под воздействием ретроградных сил, могут возникать различные социально политические движущиеся флюктуации, то замедляющие темпы роста прогресса цивилизации, а то и останавливающие его полностью, и, направляющие поступательные процессы в ретроградном направлении, на том или ином участке реального пространственного бытия людей (например, в отдельных государствах).
Названные две полярные общественно-политические модели являют собой два способа современной социального бытия людей: ретроградный – разобщённый (алиенированный), авангардный – обобщённый (социальный). По известным с 19 века определениям, ретроградная модель являет собой разобщённое поиском личной наживы капиталистический общественно - политический строй, в основе которого человек – индивид. В тоже время авангардная модель являет собой социалистический общественно - политический строй, в основе которого сплочённая общей идеей организация людей - социум. (Естественно, такое деление несколько искусственно, поскольку становление каждого конкретного человека, как личности вообще не возможно без социума.)

Сегодня на мировой политической арене мы отчётливо наблюдаем детерминирующее влияние именно этих двух трендов развития человечества: ретроградного и авангардного. Причём волевое противостояние и умаление правящей властной структурой одного из них в конкретном государстве, тем самым моментально вызывает рост влияния здесь другого общественно-политического тренда, т.е. формирования соответствующих идеологий и общественных организаций на их основе. В основу ретроградных идеологий заложены те или иные нравственные - культурологические аспекты бытия людей, которые доминируют в общественном сознании людей при оценке происходящих в мире процессов, постоянно подчёркивая здесь абсолютный императив самости человеческой личности над всем его социальным бытием.
Наоборот, в основе авангардных идеологий заложены вненравственные цивилизационные - энергетические (научно-технические) аспекты бытия людей, которые доминируют в общественном сознании людей при оценке происходящих в мире общественных процессов. При этом постоянно подчёркивается абсолютный императив общественного бытия людей, которое доминирует над его личностным бытием.
Сразу скажем, не существует объективной оценки того, какой из названных доминирующих в настоящее время векторов развития человечества есть добро - ретроградный или авангардный, а какой – зло, ибо не существует вообще самой такой объективной точки зрения, которая могла бы быть вне человеческого сознания. Однако, разобщение - «алиенация» людей (в основном во вне семейных социумах), чему постоянной служит фактор денег, бесспорно, с точки зрения христианской нравственности, есть зло. Также и постигаемые сознанием законы природы, детерминирующие цивилизованное развитие человечества, как уже подчёркивалось, хотя и находятся вне нравственного поля оценки реалий человеком, всё-таки мыслимы человеком в конкретном оформлении, а значит, всегда несут на себе печать нравственной оценки. Так уж устроено наше сознание!
 
(N.B. Здесь важно отметить следующую удивительную «метаморфозу» человеческого сознания. Идеологи ретроградного развития социумов, всячески экспонируют роль вне нравственного бытия человека, обусловленного окружающим его миром техники. И на оборот, идеологи авангардного развития социумов, прежде всего экспонируют нравственное бытие человека в социуме. Дело в том, что футуристическая идейная модель желанного формируется на критериях, подобранных с точностью до наоборот. И в этом ничего нет удивительного, поскольку наша психика настроена так, чтобы понимать и осознавать лучше то, к чему стремится человек. Искомое и желанное всегда мягко и сладко, пока не попадёт в руки и рот.)

Каков критерий понимания реально доминирующих трендов общественно – политического развития человечества? Как определить, какой вектор развития доминирует сегодня, «горячий», энергорасточающий – ретроградный, или «холодный», энергоконцентрирующий - авангардный?
Неужели ретроградный? В самом деле, сегодня на Земле, в зоне ближе к экватору, наблюдается ретроградный тренд общественно-политического развития общества, проявляющийся в росте влияния радикального мусульманского фундаментализма. Но и на севере «казус Брейвика», когда в Норвегии было уложено около сотни людей под возгласы: «Долой левых, социалистов!», - тоже вроде доказывает правоту такого суждения. А вот восточные страны, во главе с самым населённым государством мира, социалистическим Китаем, вроде, свидетельствуют об обратном.
Хотя здесь же и миллиардная капиталистическая Индия, с её древней мультикультурной средой обитания людей.
Думается, что однозначного ответа на заданный вопрос не существует. Социальная жизнь и созидательная деятельность людей в современном мировом информационном поле является залогом того, что однобокой векторной поляризации развития человечества не будет. И хотя неукоснительное развитие техники и знаний всегда опережало преобразования культурной среды обитания людей, тем не менее, и нравственная среда обитания развивалась, ничего по существу не теряя при этом. Существующие нравственные системы, не исчезая сами по себе, всегда подстраиваются под требования прогресса цивилизации, наращивая, словно в слоёном торте, один культурный слой над другим, умно соединяя эти культурные «коржи» обретаемой новой «сладкой» информационной массой. Другими словами, система развития культурных преобразований в конкретном социуме, отличается от системы цивилизованного его развития. Цивилизуемое общество может позволить себе отбросить устаревшие технологии, но оно не может уйти в это же время от фундаментальных нравственных воззрений и табуированного ими поведения людей. В христианстве только декалог (10 заповедей) ограничивает каждодневное поведение людей. Адепты другие традиционных мировых религий должны исполнять значительно большее количество табу, нравственно регламентирующих их поведение. Нет никакого повода думать о том, что все эти религии куда-то исчезнуть. Но есть свидетельства зарождения новых религий, в той или иной степени адаптирующих для своих нравственных доктрин те, или иные, традиционные табу. В процессе развития цивилизации, наблюдается процесс мультипликации культурных социумов, на основе новых религиозных сект. Вихри в атмосфере над Землёй, закрученные по часовой стрелке и – наоборот, движущиеся в различных направлениях, чтобы перманентном движении гармонизировать уровни давления, создаваемые тем или иным количеством энергии и распределяемой давлением в различные стороны, так или иначе перманентно гармонизируют воздушное пространство планеты. Аналогично, и ретроградные и авангардные социумы, вращаясь, втягивая в себя людей, или выбрасывая из себя вон, в другие социумы, гармонизуют человечество в его культурных ипостасях на основе единой цивилизации.

P.S. Сегодня для России всё это очень актуально.
Есть какой-то фатализм в истории России, во времена смуты, выскакивает откуда-то, словно чёрт из коробки, символ "болота", тот же Болотников с его "восстанием" в начале 17 в., а там - Пугачёв и т.д. Много кровушки людской выпили все эти упыри. Всё к тому, чтобы до конца расчленить и уничтожить великое многокультурное и цивилизованное наследие славян русичей и народов примкнувшим к ним. Неужели для того, чтобы Сибирь, скажем, отошла к США 51-ым штатом (http://perevodika.ru/articles/20551.html )? 
Если политическая ситуация на линии отношений "граждане и власть" будет так продолжаться - Россию ждёт крах. Та политика, которую проводит сегодня Кремль, уже вывела Россию в международное политическое "никуда", и усиленно ведёт во внутренний политический хаос, когда "верхи не могут", а "низы не хотят". Ничем сейчас не обусловлено социально-экономическое  развитие страны, в основе которого перманентно выстраивался и реализовался бы принцип всеобъемлющей социальной справедливости. Нет такого объявленного идейного императива развития российского общества! Меркантильная власть в принципе бездуховна и направлена на поддержание "денежных мешков", ускоренно «тающих» в мировом финансовом кризисе. Всё это не оставляет сейчас, кажется, никаких оптимистических умонастроений. Абсолютная бесперспективность!
Однако, всё не так просто. История никогда не движется линейными путями. Тем более, политические процессы - не линейные преобразования. Слишком много межсистемным взаимодействий. Только ведомые неистребимой волей, высоконравственные аскеты пассионарий и способны выводить социумы - народы, из кризисных ситуаций. Жаль, что В.В.Путин не назвал таковых, отвечая на прямой вопрос А.Проханова во время декабрьского "квиза". Это очень плохой симптом для потенциального государственного лидера, а, следовательно, и для граждан возглавляемого им государства.
Или, лидером станет другой?
Хотелось бы, что бы это был не реваншист, человек вчерашних ельцинских чревоугодников сибаритов, мировых апокалипсических синобитов, тех, кто в безумной алчной погоне за наживой уничтожает культуры и цивилизацию.

Дай Бог благодать России в Великий праздник Рождества Христова!