Дневниковые записи. 1930 год. Часть 23

Михаил Ильич Суббота
На фото: старое здание Курского вокзала.

*****

Часть 23


ПОЗДКА В СЕЛО ДМИТРИЕВСКОЕ НА СТАВРОПОЛЬЕ (СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ).

20 сентября 1930 года.
Уже час дня. Я с папой поехал на вокзал с более тяжёлыми вещами. Показалось красное здание Курского вокзала. Я остался с вещами на вокзале, а папа поехал за остальными. Вообще у нас 7 вещей: 2 куля на ремнях, 2 ружья, корзиночка с провизией, заплечный мешок с вещами и ведро с крышкой. Уже полчетвёртого, а папа всё не едет. Наконец, без 20 четыре кроме него приехали мама, Галка и Константин Михайлович Чулицкий. Вошли в вагон. Наш вагон предпоследний, задний, сзади нас багажный вагон. Места тоже крайние, к заду. Но плохо, что рядом уборная и туда часто ходят. Поезд отходит. Машут руками провожающие. Конечная станция поезда — Южные воды (курорт) и едут в поезде больше курортники. Скрылось из виду московское здание вокзала, проезжаем Москву-реку и фруктовые крестьянские сады (яблони, вишни). На полях идут работы — убирают картофель, капусту. Лиственные леса в некоторых местах красиво наряжены в ярко-жёлтые  и красные листья. Это не везде. Проехали дубовую рощу со взрослыми дубами. В низинах сыро, вода. Светит солнце. Прошёл час с отхода поезда. Закусили. Папа спит, но ночью будет сторожить вещи.
    
В 6 часов первая остановка в Серпухове. Переехали Оку, недалеко от Тарусы, где мы жили в 1927 году. В Вагоне холодно, ещё не отапливают. Спать пришлось мало. По расписанию от Серпухова до Ростова 9 остановок. До Орла шли правильно. В Орёл приехали в 12 часов ночи. Стояли более полутора часов, когда по расписанию стоянка здесь 8-10 минут. К утру заснул. Я сплю на втором «этаже», а напротив меня мужчина лет 30. Темно. Ночью в вагоне электричество.

Орёл — Ростов, 21 сентября 1930 года.
Утро, проехали Курск. Поезд сильно опаздывает. Московские леса прошли. Сейчас кругом, до горизонта, степи, пашни. Стоят скирды сена. Попадаются деревни, обсаженные деревьями, с белыми украинскими избами-мазанками. Местность холмистая, с оврагами. Чернозём. Немного дальше — крутые белые известняковые взгорки.
    
В 7:45 остановка в Белгороде. Взял кипятку. Едем. Уже и Харьков. Поезд идёт хорошо, нагоняет потерянное время. Стоит минут 10, а не 20, как по расписанию. По Харькову ходят трамваи. Город большой. Высокие каменные дома. После Харькова идут леса-кустарники. Вблизи от Харькова избы покрыты железом, а не соломой, как в других местах. Изредка видны шестикрылые и восьмикрылые ветряные мельницы. Ветер. Поля пусты, трава выжжена. Погода здесь такая же, как и в Москве. В Харькове слезла женщина, которая ехала напротив папы, а на её место перешёл мужчина, который слезет в Ростове. Попадаются озёра, оросительные каналы. Озёра по краям обросли камышом, часть же имеет крутые голые берега. На остановках продают арбузы, яблоки, молоко.

Начиная от станции Славянск, температура воздуха гораздо выше, чем раньше, и здесь ещё не было мороза. Можно ходить в одном пиджаке, без пальто. На станциях берём кипяток. Ещё в Харькове опустили письмо в Москву. Проезжаем какие-то заводы, видны доменные печи, а вокруг заводов виднеются рабочие посёлки. На платформах встречных товарных поездов везут машины для заводов и сельского хозяйства: комбайны, тракторы и другие машины. Видел почти целый состав поезда, везущий грузовики. Долго стояли на маленькой станции Краматорской. На станции растут акации. Становится всё теплее, хотя и нет солнца. Это к лучшему. Прошёл мимо встречный курьерский поезд. Он шёл очень быстро, и весь состав его промелькнул в несколько секунд. Поднял сильную пыль, и хотя я стоял на ступеньках нашего стоящего поезда, у меня чуть не сдуло шапку.
    
В 16:05 остановка на станции Магдалиновка. Берёз, сосен и елей совсем нет, не растут. Проезжаем Донецкий бассейн. Во всех концах горизонта торчат, точно египетские пирамиды, большие кучи негодного угля и угольные отбросы, а рядом огромные металлургические заводы и постройки спуска в шахты. Очень часто встречаются курганы, некоторые почти сравнялись с землёй.
    
В 20:15 проезжаем по берегу Азовского моря. Далее река Хопёр. Уже виден Ростов-на-Дону по большому освещению. Переехали Дон, довольно широкий, и поезд пошёл на станцию Кавказская. Проехали ст. Крыловскую, Тихорецкую и, наконец, на ст. Кавказской слезли. Это было в 3 часа ночи, а поезд на Ставрополь идёт в 7:34 утра.

Кавказская — Ставрополь, 22 сентября.
Ночь. Сидим на станции, в здании. Зал полон народу. Люди сидят, лежат на полу, спят. Кругом вещи. Ожидают поезда. На улице ночью холодно, холодно даже в пальто от сильного ветра. В 5 часов рассвело. Здесь, на Кавказе, ночь наступает очень быстро. Только что зашло солнце, и минут через 15 — уже ночь. Так же и светает. Это я думаю оттого, что здесь виден горизонт очень далеко, более 10-15 вёрст в разные стороны, а в Московской области везде леса и кажется, что солнце зашло, но оно зашло только за лес или за неровности почвы, и поэтому ещё долго светло. А здесь везде степи.
    
В 7 часов подали поезд (из Краснодара через Кавказскую и Ставрополь), мы сели и вскоре он пошёл. Слезли на станции Изобильная, потому что от неё до села Дмитриевского ближе всего. Приехали в 2 часа дня. За всю дорогу только на последних трёх станциях продавали немного съестных  продуктов. Папа купил жареную курицу за 3 р., хлебец за полтинник и 2 арбузика по 15 копеек. На тарантасе поехали на хутор к дядьям и двоюродным папиным братьям (хохлам). До хутора вёрст 30-35. Ехали степями, переехали речку Егорлык. Проехали мимо деревень Новосёловка, Птичная и хутора Весёлый Пахарь. В степях везде летают ястребы, коршуны, кулики и другие птицы вроде жаворонков. Дует очень сильный ветер.

На хутор приехали, когда было уже совсем темно.

*****

Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2012/01/10/1240