Премудрости Иисуса - 1. Премудрость от Господа

Юрий Дремов
КНИГА ПРЕМУДРОСТИ ИИСУСА, СЫНА СИРАХОВА

                Предисловие

В предисловии к греческому переводу, содержащееся в Славянской Библии Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова говорится:

«Многое и великое дано нам через закон, пророков и прочих писателей следовавших за нами. Поэтому дед мой Иисус, больше других предаваясь изучению закона, пророков и других отеческих книг, и приобретя достаточный в них навык, решился и сам написал нечто, относящееся к образованию и мудрости, чтобы любители учения, вникая  и в эту книгу, еще более преуспели в жизни по закону …» (Сир. Предисловие).

Изучая вместе эту замечательную книгу, мы найдем многое, что перекликается с Премудростями Соломона и Екклезиаста.

 Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова входит в Ветхий Завет Священного Писания, а значит, христианам полезно будет   знать о проповедях Божественных откровений в этой Книге.


               1. Всякая премудрость – от Господа…


Главное откровение, которое должен знать христианин, что «Всякая премудрость – от Господа и с ним пребывает вовек.» (Сир.1.1) .

 Премудрость произошла «прежде всего», а ее разумение было всегда.

 Источником премудрости является «слово Бога Всевышнего» и для православных христиан она изложена в Десяти Заповедях Закона Божия.

Основа премудрости принадлежит только Богу. Она исходит только от Него и он дарует её только любящим Его.

«Всякая премудрость – от Господа и с Ним пребывает вовек…Прежде всего произошла премудрость, и разумение мудрости – от века. Источник премудрости – слово Бога Всевышнего, и шествие ее – вечные заповеди. Кому открыт корень премудрости? и кто познал  искусство ее? Один есть премудрый, весьма страшный, сидящий на  престоле Своем, Господь. Он произвел ее и видел  и измерил ее  и излил ее на все дела Свои и на  всякую плоть по дару Своему, и особенно наделил  ею любящих Его.» (Сир.1. 1-10) .

 Верующему человеку вместе с любовью дан и страх Господень.

Страх человека перед Господом сочетается с любовью Господа к Своему творению.

Этот дар Божий передается человеку при его рождении и он является началом человеческой мудрости.

Фундаментом христианской веры таким образом, является любовь и страх к своему Творцу, а это в свою очередь – начало человеческой мудрости.

В мирской жизни, это все прослеживается в отношениях между родителями и ребенком.

Ребенок любит родителей и ими любим. Ребенок знает, что за шалость он будет наказан, поэтому он должен бояться наказания.

Все вместе это и называется мудростью ребенка, которая воспитывается в нем с младых ногтей.

 Ребенок знает: хотя и любят, но могут наказать, а потом простят и опять будут любить.
 
«Страх Господень - слава и честь, и веселие и венец радости. Страх  Господень усладит сердце и даст веселие и радость и долгоденствие. Боящемуся Господа благо будет  напоследок, и в день смерти своей он получит благословение. Страх Господень – дар от Господа и поставляет на стезях любви.» (Сир. 1. 11-13) .

Как просто рассуждать на уровне понимания: родители – ребенок.

 Но как трудно объяснить взрослому, что он тоже дитя, но уже своего Господа Бога  Творца его жизни на земле.

 Почему это надо объяснять взрослым людям?

Разве надо объяснять ребенку, что он должен любить родителей.

 Просто он знает, что эта любовь дает ему теплый дом, сытную еду, игрушки и одежду.

Точно такими же должны быть отношения взрослых людей со своим Богом Родителем.

 Боясь и любя Его,  они получают не только Его любовь, но и всю радость жизни на земле со всеми её дарами.
 
«Любовь к Господу – славная премудрость, и кому благоволит Он, разделяет ее по Своему усмотрению. Начало премудрости  - бояться Бога, и с верными она образуется вместе во чреве …Полнота премудрости -  бояться Господа; она напояет их от плодов своих: весь дом их она  наполнит всем, чего желают, и кладовые их – произведениями своими …Венец премудрости – страх Господень, произращающий мир и невредимое здравие; но то и другое – дары Бога…Корень премудрости – бояться Господа, а ветви ее – долгоденствие.» (Сир. 1.14-20) .

Без страха Господня, а значит и передаваемой Богом  мудрости, человеку живется в этом суетном и лукавом мире трудно, а порой и невыносимо.

Не имея «венца» и не зная «корня» мудрости, человек поддается несправедливому гневу, а в этом его духовное падение.

 Не имея мудрости, не хватает терпения пережить невзгоды, которые с таким удовольствием подбрасывает лукавая мирская суета жизни.

Не обладая мудростью, человеку не хватает разума, благоразумия и кротости, чтобы удержаться на крутых поворотах судьбы.

В результате жизнь выносит его на такие обочины, где без помощи Божия, человек просто гибнет или ввергается в страшные грехи.

«Страх Господень отгоняет грехи; не имеющий же страха не может оправдаться. Не может  быть оправдан несправедливый гнев, ибо самое движение гнева есть падение для человека. Терпеливый до времени удержится и после вознаграждается веселием. До времени он скроет слова свои, и уста верных расскажут о благоразумии его.» (Сир.1.21-24)

В Заповедях Закона Божия, а их всего только десять, соблюдая их в жизни, человек укрепляет мудрость.

Знание и соблюдение этих Заповедей  «есть страх пред Господом».

«В сокровищницах премудрости – притчи разума, грешнику же страх Господень ненавистен. Если желаешь премудрости, соблюдай заповеди, и Господь подаст ее тебе,  ибо премудрость и знание есть страх пред Господом, и благоугождение Ему – вера и кротость.»
(Сир. 1. 25-27) .

К страху Господню нельзя относиться «с раздвоенным сердцем», то есть не приступать искренне, а «сердце твое полно лукавства» (Сир.1.30).

 Двуличность в этом вопросе, легко открывается Господу и человек навлекает на себя гнев Божий.

« Не будь недоверчивым к страху пред  Господом  и не приступай к Нему  с раздвоенным сердцем, Не лицемерь пред устами других и будь внимателен к устам твоим. Не возноси себя, чтобы не упасть и не навлечь бесчестия  на душу твою, ибо Господь откроет тайны твои и уничижит тебя среди собрания за то, что ты не приступил искренно  к страху Господню, и сердце твое полно лукавства.» (Сир.1.28-30) .

Двуличие ненавидимо Господом и людьми.

Между прочим, ненависть к двуличным людям солидаризует и праведников и грешников.

Последние, хотя и используют двуличие для лукавства, но странным образом, обнаружив это в себе подобных, мстят им, не любят их, преследуют их.

Двуличие и предательство всегда соседствует.

Одно плавно перетекает в другое и ненавидимо даже теми, кто использует   предательство в своих целях.
 
Жалок человек, гонимый Богом и людьми за свою подлость – двуличие и предательство.


Создано
Юрий Дремов
п.Развилка
09.01.2012г.