Короткие рассказы из советской жизни

Елена Верховод
Зарисовки

Венок из одуванчиков.


       Я проснулась рано. Спать совершенно не хотелось. Лежала и смотрела в окно.
Солнце поднималось из-за многоэтажных домов, и первые теплые лучи через распахнутое настежь окно проникали в комнату. Маленькие золотистые солнечные зайчики прыгали по покрывалу, заглядывали мне в лицо. Казалось, солнышко играло со мной: как только я закрывала глаза, оно пряталось за тучку, а стоило мне взглянуть на его убежище, как оно выходило и мне приходилось морщиться и вновь закрывать глаза.
   Ветерок обдувал молоденькие, еще липкие листочки деревьев под окном, теплый, он врывался в комнату и шелестел бумагами на столе.
     Конец мая…  Через несколько дней лето - значит наступит сессия. От этой мысли я вздрогнула: задачи по сопромату, курсовой по проектированию: ничего не сдано. Повернула голову и взглянула на кучу ватманов на столе. Сердце защемило.  Еще столько всего надо сделать за зачетную неделю.
     А на улице уже жаркие дни, а вечером…   Теплым вечером, когда небо расцветает всеми красками,  причудливо смешивая цвета,  от нежно-голубого, розового до черного и коричневого. С Днепра веет прохладой, так хорошо после забитых трамваев,  дневной суматохи окунуться в прохладную воду реки. Потом подниматься по Полянскому спуску к общежитию и сидя под вербою спорить Иваном о прочитанных книгах, о фильмах. С Ваней…
   Девчонки спали. Какой нормальный студент  встает рано в воскресенье? Ольга вчера явилась перед самым закрытием общаги, а Татьяна полночи делала курсовой. Потом все вместе пили чай, легли во втором часу.
  Из военного училища, напротив, донеслись звуки горна. Семь часов. У  курсантов подъем. Военные встают рано даже в воскресенье. Режим, устав…
  А девчонки сладко спали. Взгляд мой опять упал на стол с чертежами. Пора вставать! Считаю до пяти и встаю. «Раз, два, три, четыре… Ну почему надо вставать? » Дунул ветерок. Хорошо!
  «Пять!» Я резко встала, почти вскочила. Накинув халат, схватила полотенце и побрела в коридор.
   Тихо. Только из противоположного конца коридора шли два моих сокурсника в спортивных костюмах. Каждое утро ребята встают рано и бегают в парке. Славка-спортсмен, высокий красивый парень с черными, коротко-обстриженными волосами и голубыми глазами; улыбка никогда не сходила с его лица. А Валерка – щуплый, невысокого росточка, светловолосый. Бегал с другом за компанию, как говорил Славка: «для общего укрепления организма». Они дружили искренне – отличник Валерка и вечно занятый посредственный студент Славка. Славка всегда был душой компании, хорошо танцевал и конечно нравился многим девчонкам и не только нашего курса. Валерка был замкнут, стеснителен, немногословен, и всячески избегал встреч с прекрасным полом, но всегда мог помочь с курсовым. Славка старался «раскомплексовать», как он сам говорил, водил друга в кафе, на дискотеки. Но тот не танцевал, сидел где-нибудь тихо в углу.
    Друзья скрылись за стеклянными дверьми вестибюля.
   Я быстро умылась и вернулась в комнату. Татьяна оторвала рыжую голову от подушки. Взглянула на часы. Потом скользнула недоумевающим взглядом по мне, отвернулась к стенке и тихо засопела.
   Я открыла черновики с расчетами и стала проверять. Но очень скоро поняла, что ничего не получается, расчетные данные не вписываются в чертеж. Взяла чайник и вышла на кухню, понимая, что ни одна работа  не спорится на голодный желудок. Кухня представляла собой обычную большую комнату с рукомойником и двумя газовыми плитами. После лекций, обычно, когда все стекаются на кухню, восьми конфорок катастрофически не хватает.  А сейчас ни души.
  Я поставила чайник на плиту и отошла к окну.
  По проспекту важно проехал троллейбус, носились лихие такси,  ехали пустые городские автобусы.  Город тоже еще спал.
   И вдруг я увидела, как на той стороне проспекта, по тротуару вдоль стены военного училища, шли три курсанта с лопатами, а на головах у них вместо привычных зеленых пилоток были… венки из одуванчиков, ярких, желтых, как маленькие солнышки. Десятки солнц сплетенных вместе,  и казалось, эти цветочки светятся и освещают улыбающиеся лица ребят. Они были такими счастливыми…
   Я поняла, день будет прекрасный, курсовой я сделаю, придет Ваня, мы пойдем купаться на Днепр, а потом будем сидеть весь вечер под вербой.


Всего одно воскресенье…


     Я вышел из подъезда. Было шесть часов утра. На мне новенький камуфляжный костюм из плотной ткани, патронташ на поясе. Высокие резиновые сапоги – заброды, за спиной рюкзак и новенькое охотничье ружье.
     Конец августа. Солнце только начало восходить из-за домов, и его лучи освещали небо. Свежесть раннего утра бодрила и разгоняла остатки сна.
    Я спешил на остановку. В это последнее воскресенье августа поскорее хотелось вырваться из города на свежий лесной воздух, подальше от шума и гама, отдохнуть от жены, крика ребятишек, телефонных звонков – всего на один день!
   Давно мечтал о таком отдыхе, втайне от жены откладывал по десятке из каждой зарплаты на снаряжение, два года собирал деньги…  И вот осуществилась моя мечта.
    Настроение было прекрасное. Хотелось петь. В голове крутился ненавязчивый мотивчик часто крутимой песни по радио.
  На остановке уже стояли два охотника, они пристально взглянули на меня и продолжили разговор о прошлых своих вылазках. Эти «Мюнхаузены», самые правдивые люди на свете, любили рассказывать «правдоподобные» истории. До меня доносились отдельные фразы их разговора: «Они летели медленно, - говорил один, высокого роста со вздернутым носом, охотник,- я стрельнул в одну, а упали две…»
    Подъехал автобус. Я вошел, вошли и те двое. В первом по расписанию автобусе было занято половина мест такими же любителями как я.
      Полчаса езды – и мы на месте. Какая здесь красота! Там, в городе, среди шума, суеты, в своих мягких креслах у телевизоров. Мы не подозреваем, что рядом есть такие красивые места.  Здесь, в пяти минутах от остановки начинается лес. Я глубоко вдохнул свежий чистый воздух. Могучие деревья, из-за раскидистых крон которых не видно неба, прятали в своей листве чирикавших на разные голоса птиц. Где-то слышался стук дятла, голос кукушки. Под моими ногами стелился мягкий травяной  ковер, последние летние цветы придавали ему грустную прелесть.
    А если идти все время на север по этому сказочному лесу, то обязательно выйдешь к озеру.  Уже часам к девяти я достиг конечного пункта своего путешествия. Передо мной раскрылась голубая гладь озера, сливающаяся с небом где-то далеко.
  Вот здесь-то и начинается моя охота! Вдалеке я увидел надувную резиновую лодку с двумя гребцами. «Вот бы мне такую, - позавидовал я. – Но Люся ни за что не разрешит «выбросить» из семейного бюджета такие денжищи на ветер!»
   Я вынул ружье из чехла, зарядил два патрона и пошел вдоль берега, у самой воды, пристально всматриваясь в камышовые заросли. Так я брел более часа. Мне встречались охотники, у которых на поясе висели лысухи и гагары, их псы то и дело подбегали ко мне, обнюхивали мои заброды, но услышав оклик хозяина, уносились прочь.
   Постепенно настроение мое ухудшалось. Исчезла радость, надвигалось раздражение.
   Вдруг, в камышах, у самого берега, я увидел утку. Быстро вскинул ружье и выстрелил. Утка так же плавала, еще выстрелил. Быстро перезарядил ружье, прицелился -  и только тут понял: что-то не так. Я зашел в воду, раздвинул камыши и увидел корягу. Да, то была обыкновенная, раздробленная моими выстрелами коряга…
   Я побрел дальше по берегу озера. В голову пришла мысль о возвращении домой, но тут же представил улыбающееся лицо жены Люси и возглас: «Охотник вернулся», и упрямо поволочился дальше.
   Пройдя с десяток метров, понял, что хочу есть. Увидел живописную поляну и направился к пеньку.
   Я снял рюкзак, положил рядом ружье, достал заботливо собранный Люсей тормозок и решил вымыть руки. Только зашел по косточки в воду, как услышал за спиной треск сухих веток. Я оглянулся и остолбенел на мгновение: на опушку вышел здоровенный дикий кабан; мохнатая его шерсть и белые огромные клыки повергли меня в ужас. Ноги подкосились. Я попятился назад. Почувствовал, как вода через верх льется вовнутрь сапог. А кабан обнюхал мое ружье. Взглянул на меня и мордой начал рыть мой завтрак. Полиэтиленовый мешок не поддавался, тогда он зубами схватил мою провизию и унес в лес. Только минут через десять я вышел из воды, сел рядом с рюкзаком, снял сапоги, вылил из них воду, отжал носки.
    Как говорится, голод не тетка, а этот зверь утащил фирменные Люсины котлеты. Я   полез в рюкзак, с надеждой, что там что-нибудь осталось. Но там оказались лишь запасные носки. И это было подарком судьбы! Что за прелесть моя Люся!
  Мне пришлось вернуться домой.
  Как хорошо дома! Рядом Люся щебечет, детишки резвятся, а по телевизору «В мире животных», до чего интересно.


Сваха.


       Моя двоюродная сестра Марина младше меня на тринадцать лет. Этим летом она закончила два класса школы, я четыре курса института и теперь у нас с ней законные каникулы.
     Вчера она пришла к нам в гости и узнала, что сегодня я собираюсь в лес на фотоохоту на букашек, птичек и всякую другую живность. Я не смогла устоять перед ее назойливыми просьбами, и вот иду за ней.
   Марина уже выглядывает в окно. Ждет. Боится, что не зайду.
- Ты позавтракала? - Спросила я.
- Да.
- Ну тогда одевайся.
-А что лучше одеть: шорты и футболку или сарафан?
- Конечно шорты. И кроссовки обуй, а то в лесу в своих модных открытых сандалиях ноги поранишь.
-Да не сандалии, а «римлянки», в таких в Древнем Риме ходили,  - уточнила Марина.
- Ясно,  – с улыбкой ответила я.
    Вышли на улицу. У меня на плече была сумка с фотоаппаратурой, а Марина несла свою кепку. Мы двинули к лесу. Это совсем рядом, минут пять от ее дома.
- Вот что, - загадочно взглянув на меня, сказала Марина. – Я тебе сейчас тайну открою. Она замолчала. Я улыбнулась и спросила:
- Так что за тайна?
- Лена, - она опять замялась и тихо произнесла, -  я тебя жениха нашла.
    Я остановилась. Пристально взглянула на сестру. Она уткнулась глазами в землю. Во рту у меня от волнения стало сухо, и я еле вымолвила:
- Какого жениха? Что ты говоришь?
- Хорошего, симпатичного, волосы темные, тебе ж такие нравятся?
- Скажи, Марина, неужели я такая старая и страшная, что мне надо жениха искать? Неужели я сама не в состоянии.
- Нет, Лена, не огорчайся, ты не очень старая, и тебе пора замуж. Ты ж не хочешь жить одна?
     Прохожие на нас обращали внимание. Со мной рядом шел модно одетый симпатичный ребенок: в ярких голубых шортах (папа из командировки привез), в кроссовках на липучках (бабушка в Киеве купила), копна светлых, модно остриженных волос и необузданный темперамент. Она постоянно размахивала руками, громко смеялась, дергала меня за руку.
   Одна старушка даже сказала нам вслед: «Какая симпатичная дочь!»
Мы переглянулись с Мариной и рассмеялись.
- А куда мы идем? – Спросила Марина.
- В лес.
- А знаешь, пошли к бабушке.
   Наша бабушка жила в пригороде, автобусом ехать минут двадцать, а пешком через лес, около часа.
      Марина бегала по лесу, находила красивые цветы на полянах, божьих коровок в траве и просила меня их клацнуть.  Но как-то не клеилась съемка. Азарта не было. Но так мы потихоньку, от поляны к поляне, вышли к бабушкиному дому.
   Бабушка обрадовалась нашему визиту. Хоть живем рядом, но видимся не часто. Я учусь в другом городе, домой приезжаю только на каникулы, а Марина, еще мала, чтоб ездить одной.
- Ба, - выпалила Марина, после того, как бабушка нас расцеловала, - мы сильно проголодались.
И вдруг Марина крикнула кому-то:
- Сашка!
   За редким забором в соседнем дворе к нам спиной стоял черноволосый парень. Он обернулся.
- Вот он, - прошептала сестра, - ну как?
   Она схватила меня за руку и потащила к нему на встречу. Он приблизился. Нас отделял узкий забор. Парень положил на него руки. Это был высокий стройный юноша.
- Привет, - весело бросила незнакомцу марина.
Парень улыбнулся нежно, немного стеснительно. На вид эму было лет шестнадцать.
- Это Лена, - стала нас знакомить Марина, - а это Сашка.
   Бабушка позвала нас через раскрытое окно на кухне. Мы пошли в дом, а Сашка отошел вглубь своего двора.
- Ну как? – Хитро спросила сестра.
- А тебе, - парировала я.
- Мне нравится.
- А почему бы тебе самой не выйти за него замуж? – спросила я.
Я и сама об этом думала. Да он для меня старый, - вздохнула Марина.
    Уже за столом, уставленным всякими бабушкиными разносолами, я попробовала объяснить сестре, что замуж выходят по любви, а я не люблю его, не полюблю, ведь он почти мальчик.
- А ты тоже молоденькая, почти девочка, - капризно ответила она.
- Но чуть другого возраста.
- И что теперь? – Спросила Марина.
- Теперь как и раньше буду искать сама. Я могу с ним подружиться, хочешь? Не обязательно же людям жениться.
- Ну не знаю.., - с сомнение протянула сестра.
  Через пару часов мы вышли из дома. Сашка ходил за забором. Я взглянула на него и улыбнулась. Марина заметила это и странно захихикала. Она взяла мою сумку, пронесла ее несколько метров. Потом поставила на землю.
- И совсем она не тяжелая.
- Да, - ответила я, повесила сумку на плечо. Мы помахали бабушке, стоявшей у калитки, и пошли домой.


Перед праздником.


     На отрывном календаре, что висит на кухне, осталось оторвать несколько листочков. Старый год с его печалями и радостями уходил, уступая место новым радостям, новым надеждам, неизвестности.
    Предпраздничная суматоха. Елочные базары завалены односторонними соснами и ветками, но можно все, купив по отдельности, собрать вполне пышную «елочку». Тогда праздник действительно чувствовался. Елка, шампанское, салат оливье… Продукты в прямом смысле добывались, елки собирались и все искренне радовались, когда зажигали свечи, включали гирлянды и садились за стол, уставленный деликатесами. 
     А для малышей, далеких от домашних предпраздничных хлопот, главным являлось волшебство, когда Дед Мороз со Снегурочкой появлялись в доме. Для меня, в детстве, несбыточным желанием так и осталось получить подарок из рук Деда Мороза, или хотя бы увидеть, как он под елку кладет подарки. Я помню, когда первого января, я вбегала в комнату, под елкой лежал подарок, а мама говорила, что его ночью принес Дед Мороз. На вопрос, почему меня не разбудили, мамам отвечала, что он не разрешил, так как в это время мне снилась сказка. Я успокаивалась, и понимала, что письмо с моим сокровенным желанием он все же получил.
    Итак, до Нового года остался день, а сегодня у меня день рождения, я несу торт и шампанское во Дворец культуры, где занимаюсь в драмкружке со своими друзьями.  Я поднимаюсь на второй этаж типового дворца, разработанного в типовом институте, открываю дверь с надписью : «Народный театр» и замираю: передо мной стоят четыре деда Мороза и четыре Снегурочки, а между ними мечется моя подруга Юля и каждому дедушке в мешок кладет разноцветные свертки с адресами доставки.
    Комната быстро опустела, а Юля объяснила, что при самоокупаемости дворца, вынуждены оказывать услуги населению, зарабатывать, вот таким образом. Да еще и мне предложила роль Снегурочки. Но через час-полтора, Деды Морозы сдадут реквизит, и мы отпразднуем мой день рождения, а пока, все наши ушли на «задание», мы поболтаем в ее кабинете напротив.
     Дверь в кабинет была открыта, мы наблюдали за детьми работников дворца, что бегали по коридору. Иногда один из них, который постарше, ему было лет восемь, забегал к нам, прикладывал палец к губам и прятался за шкаф.
   И вдруг первая пара Дед мороз и Снегурочка вернулись, зашли к нам за ключом.
   Дед Мороз в красном длинном кафтане с белой бородой и Снегурочка, с длиной косой предстали перед мальчишкой.  Малыш выскочил из-за шкафа, с удивлением посмотрел на меня, потом на Юльку и помчался искать брата в коридор. Мальчишки стояли посреди коридора и смотрели. Как Дед Мороз открывает ключом дверь соседнего кабинета. Я поняла, что испытываю те же чувства, что и ребята, сказка вошла в комнату.
 - Тетя Юля, - выпалил, опомнившись, старший мальчик,- а Дед Мороз всем носит подарки?
- Да, - ответила моя подруга.
- Тогда запишите, пусть он ко мне прейдет. Я буду весь день ждать.
-И я, и ко мне, - закричал второй, только вечером, а то я днем в садике, - запищал второй.
- Запишите, тетя Юля, - настаивали мальчишки.
- Запишу, запишу, - обещала Юлька.
- Мне машину, - не унимался младшенький.
   А в это время в комнату  вошли молодые парень и девушка в светлых куртках, джинсах, и парень протянул Юле ключ.
  В соседней комнате произошло таинственное превращенье. Туда входили обычные люди, появлялись Дед Мороз и Снегурочка, а сейчас сказка исчезла.
  И пока Юлька рассказывала вошедшим о  заказах на будущий день, ко мне подошел мальчик и спросил:
- А где Дед Мороз? Почему он так долго не выходит?
- Да вот же он, - я указала на парня.
- Где? – переспросил он, с недоумением посмотрел на парня, затем на меня.
   Я поняла. Что совершила громадную  ошибку, но ребята уже выскочили из комнаты, так ничего и не поняв. Я вышла за ними, и увидела, как они через замочную скважину заглядывают в «таинственную комнату». Но в это время по коридору возвращались очередные Дед Мороз и Снегурочка. Мальчишки рассмеялись и побежали им навстречу. Я улыбнулась.  Дед Мороз и снегурочка шли ко мне, а навстречу им шли обычные парень и девушка.
    А через полчаса мы сидели в нашей комнате, где в шкафу висели костюмы Дедов Морозов и шубки Снегурочек. Завтра опять наступит сказка…

Эпилог

    Много воды унес седой Днепр с того времени. Как я закончила институт. От училища напротив общежития института больше нет. От ухоженной огромной территории с корпусами, казармами, плацем, зелеными насаждениями остались только красные стены казарм, как говорится без окон и дверей.
   Мой приятель больше ни разу не выбрался на охоту.
    У двоюродной сестры Марины родился сын, она успешная бизнес-леди, счастлива.
  А мальчишки, так усердно искавшие Деда Мороза, выросли, уехали из нашего маленького городка, закончили институты. Живут в Киеве.