Дневниковые записи. 1928 год. Часть 6

Михаил Ильич Суббота
Михаил Ильич с детства увлекался насекомыми, в частности, бабочками и стрекозами и коллекционировал их.
Испытывал восторг, когда удавалось поймать редкий вид. На фото хоботник шмелевидный или Бражник.

*****

На даче.

Часть 6.


20 августа 1928 года, понедельник.
Была переменная погода, ветреная. С утра, когда нет солнца, холодно. Но только оно выйдет из-за туч, начинает палить. На солнце (особенно в чёрном) сидеть нельзя. Хочется купаться, но только (начнёшь) собираться, ветер нагоняет тучи и становится холодно. Мы пошли на гору. Видели старого ужа. Ловили бабочек и саранчу, стрекоз.

21 августа, вторник.
Я, Галка и Ирка ходили ловить бабочек. Видали махаона. Вечером приехал папа. Сказал, чтобы мама завтра приехала в Москву с первым вечерним поездом (у нас будут белить одну комнату).

22 августа, среда.
Утром папа уехал в Москву. Вечером уехала и мама.

23 августа, четверг.
С утра целый день было пасмурно, ветер выл. Деревья шумели и гудели. Дождевые тучи облепили всё небо, не было просвета, но дождя не было.

24 августа, пятница.
Погода была переменная. Приехала мама.

25 августа, суббота.
Приехал папа, привёз ружьё, сказал, что если завтра не будет дождя, поедем обязательно в Нахабино (и Желябино) за грибами. Мы немного уже собрались и в 8 часов легли спать.

26 августа, воскресенье.
Все встали в 7 или раньше. Уже без 20 минут до 9 были на станции. Это 3 версты(1) от Захаровки. Поезд пришёл через полчаса. Мы сели и поехали. До Нахабино одна остановка и расстояние около 16 вёрст. До грибного места (мы жили в Желябино в 1926 году, знали эти места) осталось 3 версты. Я, мама и Галка пошли за грибами, папа с ружьём и Лордом в другую сторону поохотиться. Условились, где будет место стоянки, к каким часам туда приходить. Собирали грибы по знакомым нам местам. В Захаровке кроме сыроежек и лисичек никаких грибов нет. Изредка попадаются белые: за всё время я нашёл там 1 белый, Галка — 2 и всё. А здесь мы собрали одних белых около 40 штук, или больше за один день. Подосиновиков немного меньше. К условленному часу были уже в условленном месте, около речки-ручья. Развели костёр. Вскоре пришёл папа. Говорит, промазал по тетереву. Он почему-то сегодня устал и мы не пошли ещё за грибами. После чая, еды пошли домой. Дома были в 8 или пол 9-го вечера.

27 августа, понедельник.
Папа уехал в Москву. Кажется, заболел.

28 августа, вторник.
Мама поехала в Москву.
29 августа, среда.
Вечером мама приехала.

30 августа, четверг.
Я и Галка ходили за орехами. Их очень много. Вечером пошли все вместе, набрали около 7 фунтов (около 3 кг).

31 августа, пятница.
Вечером я и мама пошли за грибами, но пошёл дождь и мы ушли домой.

1 сентября 1928 года, суббота.
Была пасмурная дождливая погода. Иногда дождь моросил, и казалось, что это не дождь, а туман. Вечером встретили папу.

2 сентября, воскресенье.
Целый день не было дождя, но и солнца. Мы ходили за село Архангельское по дороге к Ильинскому. Папа видел рябчика. Вечером папа поехал в Москву и хорошо сделал, так как в 8 часов пошёл сильный дождь. Дождь шёл всю ночь. Видели дирижабль.

3 сентября, понедельник.
Утром показалось солнце, но земля была очень мокрая, грязь покрывала все дороги.

4 сентября, вторник.
Утро было солнечное, тёплое, но дул холодный ветер. Земля ещё не согрелась от дождей. Небо было голубое, лишь кое-где плыли мелкие отрывки белых облаков. Мы пошли во дворец Юсупова (теперь музей). Дворец очень большой. Комнаты высокие, почти в два этажа. Все стены завешены большими и маленькими  картинами нерусских художников. Шкафы были заставлены красивыми фарфоровыми сервизами с красивыми рисунками на них. На шкафах стояли красивые фарфоровые китайские и японские вазы с рисунками и выпуклыми изображениями. На каждом шагу попадались из чистого мрамора статуи. В кабинете лежали большие и толстые (дециметра в два) домовые или ещё какие-то записные книги. Потолки разукрашены красивыми рисунками. Весь сад с двух сторон и лестница уставлены мраморными фигурами людей (и лошадей). У Юсупова была фабрика фарфоровых и т. п. изделий ещё во время крепостного права. Сейчас остались только четыре стены (крыша, второй этаж и труба рухнули). В середине уже растут высокие деревья почти до бывшей крыши. На валах установлены старые четыре пушки, у которых колёса сгнили и рухнули, превратившись в кучу мусора. В музее есть вещи 16 века. Окрестности очень большие. Вид от реки на дворец очень красивый, особенно фигуры. Во дворце имеются картины дворца, какой он был в 18-19 веке. Есть его план. Много картин нашествия французов на Москву. Есть много очень старых картин.

5 сентября 1928 года, среда.
Вечером приехал папа. Дождь лил целый день.

6 сентября, четверг.
Утром папа уехал в Москву. Я, Галка и Ирка пошли за домашними цветами в парк (около дворца Юсупова).

7 сентября, пятница.
Ходили опять туда же. Поймали бабочку «берёзовый зефир», и видел «малиновую орденскую ленту».

8 сентября, суббота.
С утра было пасмурно. После завтра, в понедельник, мы поедем с дачи в Москву. 15 сентября начало занятий в школе.

9 сентября, воскресенье.
Приехал папа. Последний раз погуляли в лесу. Вечером папа уехал в Москву.

10 сентября, понедельник.
7 часов утра. У нас уже уложили все вещи, попили чай, приехал папа и увёз все вещи к Никитиным, у которых их будут складывать. Мы тоже пошли туда. Никитины постели ещё не складывали, чай не пили. Не буду описывать дорогу на станцию «барыни» Никитиной (Ирки). На станцию прибыли только в 2 часа. В 5 часов, наконец-то, мы в Москве.

*****

(1) Верста — рус. мера длины, равная 500 саженям, или 1066 м, т. е. чуть более одного километра.


Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2012/01/09/1195