Дневниковые записи. 1928 год. Часть 5

Михаил Ильич Суббота
Редкое фото 1924 года. Десятилетний Михаил с сестрой Галиной и мамой Марией Михайловной в Симферополе.

*****

На даче.

Часть 5.


22 июля 1928 года, воскресенье.
В четыре часа утра Парфёнов разбудил меня. Все ещё спали. Кругом темноватые облака, но не дождевые. Пришли на речку. На другом берегу расположились рыбаки ещё со вчерашнего вечера, человек 10, и уже варили под деревом ивы уху. Мы опоздали. Кругом подпрыгивали щуки, гоняясь за рыбой. А поплавок стоял на месте. Вдруг исчез. Я поймал окуня. Больше не клевало. Я свернул удочки. Здесь пришли рыбаки с блёснами. У одних было по одной, у других по 4-6 щук. Парфёнов тоже свернул удочки, ничего не поймав. Разговорились с рыбаками.  Один говорит, что здесь поймал щуку весом в 35 фунтов(1), и ему помогали вытаскивать её человек десять. Понёс он её домой на плече, причём голова щуки была с одной стороны до пояса, а хвост с другой стороны, тоже до пояса. Разговаривая, незаметно договорились до 11 часов утра. Пришли остальные. Выкупались, пошли домой. Весь остальной день Парфёнов ловил рыбу. Поймал на червя две маленьких щучки. Дул сильный холодный ветер. Вечером Парфёнов с женой и папа уехали в Москву.

23 июля, понедельник.
Сегодня уехала в Москву Нюта. Поспела клубника и малина, а у меня в огороде — редиска.

24 июля, вторник.
Целый день шёл осенний дождь.

25 июля, среда.
Утром я и Галя пошли за черникой, малиной и земляникой. Вечером приехал папа. Привёз семена редиски. Я посеял редиску между свёклой и на пустых местах.

26 июля, четверг.
Утром папа уехал (в Москву). С утра целый день скакали верховые красноармейцы (в фуражках разных цветов) с пулемётами на рыжих, белых и чёрных лошадях.

27 июля, пятница.
Погода средняя. Дождя не было. Мама вымыла пол.

28 июля, суббота.
Погода утром была ветреная. Дул сильный юго-западный ветер. Я, Галка и врунья Ирка пошли к речке. Я взял удочку. Солнце не грело, а жгло. Просто насквозь. Песок раскалился (где я ловил рыбу) до того, что нельзя было на нём ни стоять, ни сидеть, даже на белье. Пот лил. Это место было хорошо защищено от юго-западного ветра. Но как поднимешься наверх, сейчас же пробегают холодные мурашки, и весь трясёшься от пронизывающего ветра. Я поймал краснопёрку длиной (приблизительно) 2 дециметра (20 см), но узкою в ширину. Вечером я, мама и бабушка пошли встречать папу (Галка пошла к врунье Ирке играть в карты и куклы). Я и папа решили завтра, невзирая на погоду, идти гулять с утра на другую сторону.

29 июля, воскресенье.
Утром папа, я и Галка пошли на другую сторону. Набрали много земляники. Поплутали. Набрали грибов. Посидели и поели. Спрашивали у трёх прохожих дорогу к Рублёву. Вечером я и папа пошли на рыбалку и, как всегда, ничего не поймали.

30 июля, понедельник.
В 6 часов утра папа уехал в Москву. Погода была, можно сказать, хорошая.

31 июля, вторник.
Сегодня вечером папа и (х) поехал на охоту из Москвы в (хх). Завтра первый день осенней охоты — 1 августа.

1 августа, среда.
Вечером ходили за малиной (я, мама и бабушка, а Галка пошла к Ирке играть в куклы). Малина уже начала поспевать. Решили завтра за малиной пойти с утра.

2 августа, четверг.
Утром пошли опять за малиной.

3 августа, пятница.
Вечером мама и бабушка уехали в Москву.

4 августа, суббота.
Утром я и Галка пошли за малиной. С нами был Лорд. Он носился, обнюхивая землю, и вообще вёл себя довольно странно. Вдруг в глубине леса залаял и побежал к нам. Ощетинился, хвост поджал. Я позвал его и пошёл вместе с ним узнать, в чём дело. Лорд побежал вперёд, потом с лаем бросился опять назад. Я подошёл ближе и увидел цаплю, которая еле стояла (молодая, чуть-чуть летала), задрав голову вверх. Перья на голове встали дыбом. Высота больше Лорда. Я взял её и увидел, что у неё сломана (пробита дробинками) нога почти у самого основания. Мы решили её взять пока к себе, а потом, когда силы вернутся и она сможет полететь, — выпустить. Пока оставили здесь же и стали собирать малину. Возвращаясь обратно, взяли цаплю. Она оказалась очень лёгкая, легче любой курицы и даже вороны, хотя рост её был больше любого петуха. Её подстрелили, и задели только ногу. Наверно она уже несколько дней как была подстрелена, так как рана затвердела окончательно, а выступающая кость уже немного приросла в таком положении. Гнездо, в котором она жила, было метров 20 дальше, чем где мы её нашли. Вечером приехали мама и Нюта, а папа, как сказала мама, сегодня на охоту не хочет ехать, так как устал от первой охоты (он ездил с 1 по 3 августа, убил, по-моему, много дичи) и, может быть, приедет последним поездом. Вечером он действительно приехал и хорошо сделал.

5 августа 1928 года, воскресенье.
Целый день дождь. Играли в подкидного дурака. Оставили Нюту 13 раз.

6 июля, понедельник (нерабочий день).
Целый день шёл дождь. К вечеру прояснилось. Папа пошёл походить с ружьём по болоту. Убил коростеля и поймал маленького коростелёнка (скорей, не он, а Лорд). Вечером Нюта уехала в Москву.

7 августа, вторник.
Утром папа уехал в Москву. Я, мама и Галка ходили гулять за село Архангельское и за село Воронки.

8 августа, среда.
Вечером я и мама пошли за малиной. Галка пошла ещё утром к Ирке-врунье и целый день сидела у неё. Обедать не приходила. Пришла около восьми часов вечера.

9 августа, четверг.
Утром я пошёл за малиной (Галка пошла к Ирке). Вечером с Галкой пошли посмотреть, есть ли грибы. Нашли я и Галка по белому и сыроежке.

10 августа, пятница.
Почти весь день шёл дождь.

11 августа, суббота.
Утром (и после обеда в 2 ч.) пошли за грибами. Набрали сыроежек. Вечером пошли встречать папу.

12 августа, воскресенье.
С утра палило солнце. Мы все пошли за грибами. Проходили много. Набрали пять белых грибов, около 10 подосиновиков и подберёзовиков, много лисичек. Папа убил змею длиной около метра. Вечером пошли купаться. Вода в Москве-реке сильно прибавилась — на целый аршин(2). Где было по пояс, сейчас с головой. Вода прибавилась от дождей.

13 августа, понедельник.
Утром папа уехал в Москву.

14 августа, вторник.
Вода в реке немного убавилась.

15 августа, среда.
Сегодня мама уехала в Москву до субботы. Там делают у нас новую печку.

16 августа, четверг.
Вечером приехал папа.

17 августа, пятница.
Утром папа уехал в Москву.

18 августа, суббота.
Утром ходили за бабочками. После обеда пошли встречать маму. Мама приехала одна (папа уехал на охоту).

19 августа, воскресенье.
Была пасмурная ветреная погода. Солнце пробивалось на минуту и опять закрывалось серыми однообразными тучами. Днём я, Галка и Ирка пошли ловить бабочек. Ирка стала (как она говорит) собирать коллекцию бабочек по «настоящему». Но я думаю, если бы мы бросили собирать коллекцию, и она бы бросила и на следующий год собирать коллекцию уже не будет, так как мы, наверно, на дачу не поедем. Нас с 1929 года в школе будут отпускать на летние каникулы только на 2 месяца, а не на 3, как в этом и прошедших годах, а если и поедем, то не под Москву. Ирке некому будет ловить бабочек и показывать, как расправлять и говорить, что если она поймает, например, 50 бабочек, мы ей дадим ещё редких, как махаон, тополевый ленточник, траурница.  Мы Ирке сказали, что если у нас будет хорошая коллекция, мы дадим ей много бабочек, потому что (при ловле) редких бабочек мы ловили одну запасную. Сейчас у нас коллекция сильно прибавилась, и даже без запасных мало места. Вечером мама, Галка и я ходили за село Архангельское. Набрали лисичек, сыроежек.

*****

(1) Фунт — англ. и рус. мера массы, равная 0,40951 кг. Значит, щука весила 14,3 кг.
(2) Аршин — рус. мера длины, равная 28 дюймов, или 0,71 метра.

*****

Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2012/01/09/727