Дневниковые записи. 1928 год. Часть 4

Михаил Ильич Суббота
На фото: мама Михаила – Мария Михайловна Суббота (Казаринова) (1888-1942)  (Фото 1927 г.)

*****

На даче.

Часть 4.


2 июля 1928 года, понедельник. 1928 год.
Галка, Ирка и её мать пошли на пляж «купаться». Я и мама уже пообедали и собирались уходить, когда пришла Галка. Она «купалась» 4 часа. После обеда мы пошли вниз по реке за мост на полуостров (где вчера я и папа купались). Ловили ракушек для нашего «аквариума». Вернулись в 7 часов вечера. Галка ушла к Ирке. Я пересматривал бабочек, записывал, каких в этом году поймал.

3 июля, вторник.
Утром мама и Галка ходили в кооператив в село Архангельское (за продуктами). После этого Галка пошла «купаться». Пришла ещё позже, чем вчера. Мы уже пообедали. После обеда я и мама пошли гулять, а Галка пошла к Ирке, кажется, играть в куклы. Вечером полили огород и легли спать.

4 июля, среда.
 Утром мама и Галка опять пошли в село Архангельское. Когда они вернулись, я и мама пошли на полуостров (я взял удочку), а Галка с Иркой и Иркиной матерью — «купаться». Мы пошли мимо залива. Вся вода около берега была покрыта белыми лилиями (кувшинка белая) и я решил обратной дорогой нарвать их. Солнце палило. Мама стала принимать солнечные ванны, а я ловить рыбу. Ловил на мух. Рыба клевала всё время, но толку не было. Как забросишь — налетит целая стая рыбок, потянут муху за крыло и съедят. Прошло около часа, когда мама позвала домой. Я скорей прицепил червя и закинул удочку. Поплавок пошёл книзу, и удочка вздрогнула. Я вытащил маленькую рыбку (кажется, плотвичку) и закинул удочку опять. Не успел вырыть ямку в песке для рыбы, как поймал вторую, затем третью. После этого свернул удочку, искупался, и мы пошли домой. По пути я нарвал цветков лилии. Галка была уже дома.

5 июля, четверг.
Утром и целый день был дождь. Вечером перестал, и мы (я, мама и Галка) пошли в лес. В кооперативе давали хлеб, Галка стала в очередь. Дойдя до леса, мы остановились подождать её. Но прошло полчаса, а её нет. Мы обратно. Застали её ещё в кооперативе. Потом пошли домой.

6 июля, пятница.
Сегодня мама уезжает в Москву. Когда мама ушла на вокзал, было собрание кружка СКОп. Сегодня 3-я годовщина СКОпа! Решили завтра утром пойти в лес. Вечером пришла Ирка, мы играли в домино. Она тоже сказала, что пойдёт с нами. Сегодня был Крестный ход.

7 июля, суббота.
Утром встали в 8 часов. Галка пошла за Иркой, но та как всегда соврала и не пошла. Я поставил варить картошку, чтобы взять с собой. Взяли сачок. Пошли в лес по дороге в сторону села Архангельского. Солнце пекло, но временами капал дождь. Походив немного, стали есть картошку. Поймали 4 бабочки. Потом нарвали цветов васильков, и пришли домой. На балконе сегодня хозяева празднуют Крестный ход. У нас взяли стол, скамейки и стулья кроме одного. Шумят, галдят, граммофон играет какие-то деревенские песни, у одного гармошка. Мы пошли к перевозу встречать маму и папу. Папа не приехал (он должен приехать в 10 часов вечера). Вечером, когда мы уже легли спать, приехал папа. Он рассказал, что к Божинским на даче залез вор. Забрал Петькино новое пальто, брюки Божинского и т. п. и стал вылезать в окно. Но тут проснулся Божинский и погнался за вором. Вор бросил всё, кроме пустого кошелька, который он вытащил раньше из брюк, и удрал. Потом: когда папа и н;кто шли по Лубянской площади в Москве, впереди всё время шёл в чёрной одежде человек (шпион). Потом прибежали три милиционера, оказалось, что здесь бросили недавно бомбу (убитых нет) и ОГПУ(1) оцепили площадь. Папа и некто не заметили это. Только потом увидали народ по бокам площади, а середина пуста.

8 июля, воскресенье.
Утром ходили купаться. После обеда прошёл ливень.  В 7 часов вечера папа, мама и я вышли перед домом на скамейку. Тут же хозяйка-старуха. Говорили о Крестном ходе. Мама спросила хозяйку: «Что же, так каждый год празднуете?» — «Да. Раньше иконы из трёх храмов брали. Сейчас из одного. Народу-у! Народу-у!» — «И не отвыкли ещё?» — «Старухи — нет. Боимся, что не станем праздновать, бог и накажет. Бог знает, что может случиться». Вечером мы провожали папу до перевоза.

 9 июля 1928 года, понедельник.
Утро и день были солнечные. После обеда я и Галка пошли на гору недалеко от села Архангельского. Набрали земляники, которая уже поспевает. Галка нашла гусеницу и кокон травянистого шелкопряда.

10 июля, вторник.
Утром пошли купаться. После этого опять на гору. С нами пошла Ирка. Нашли гнездо птички в кусте в высокой траве и в нём 5 белых яичек с чёрными крапинками. Слышали, как недалеко перекликались перепела. Обратной дорогой я нашёл белый гриб. А в то место, где было гнездо, пришли четверо мальчишек и стали собирать землянику. Ирке для чего-то понадобилось при них посмотреть гнездо, т. е. показать им. Она открыла траву и смотрит. Один мальчишка посмотрел тоже туда. В это время вылетела из гнезда птичка. «Показав» гнездо, Ирка ушла. У гнезда столпились все мальчишки (мы видали издали) и наверно его разорили. В 10 часов вечера приехал папа. Он говорит, что раньше выехать не мог. Выехал в 6, а здесь был около восьми. Перевозчика не было, и папа через пляж пошёл в брод. Здесь, уже в деревне, папа о чём-то разговаривал с рабочими и крестьянами и поэтому пришёл так поздно.

11 июля, среда.
Утром пол 7-го я и мама пошли провожать папу. Сразу же пошли купаться. После чая пошли купаться уже втроём. Вечером ловили ночных бабочек. Поймали две пяденицы и три совки или «ночницы».

12 июля, четверг.
Утром я и Галка пошли за черникой. Собрали 4 стакана. Поймали бабочку. Пошли купаться. После обеда я и Галка пошли в село Архангельское за хлебом, но хлеба там не было. Возвращаясь, нарвали цветов и черники.

13 июля, пятница.
С утра купались. После обеда мама поехала в Москву. Я и Галка пошли за черникой, набрали 4 стакана.

14 июля, суббота.
С утра пошли за земляникой на бугорок, т. е. на «гору». Здесь земляники оказалось мало, и мы пошли дальше. Я увидал редкую бабочку «толстоголовка черноватая». Сачка у нас не было. Стал ловить её и провозился около часа. В конце концов поймал. Пошли домой прибираться и после обеда отправились встречать маму и папу.

15 июля, воскресенье.
Утром все четверо купались. После обеда пошли погулять. Взяли коробку для земляники. В лесу было много земляники; она крупная, красная, но не очень сладкая. Вечером папа поехал в Москву, мы его провожали.

16 июля, понедельник.
Утром пошли купаться, я взял удочку. Рыба не клевала. Я вытащил удочку, чтобы перекинуть, но крючок соскочил: был плохо привязан и упал в траву. После обеда я опять пошёл ловить рыбу.  Поймал одну рыбёшку. Около меня ходила большая краснопёрка. Вдруг поплавок исчез. Я подсёк и поймал вторую рыбёшку. Стал вытаскивать, но старая леска порвалась у крючка — и второй крючок на дне. Рыбёшку я дома положил отмачивать, но в окно залезла кошка и съела её. Всю ночь лил сильный дождь, сверкала молния, освещая весь дом, и гремел гром.

17 июля, вторник.
Утром купались. После обеда рыбачили, клевало, но не ловилось.

18 июля, среда.
Утром купались. Галка поймала бабочку «махаона». После обеда мама поехала в Тарасовку, на дачу к Кадомцевым(2). Сегодня именины бабушки.

19 июля, четверг.
Встали в 7 утра. Пошли встречать маму (в 12 часов), но она не приехала. Пошёл дождь, Сверкнула молния. Гром гремел, как будто бомбы взрывались. Около 6 часов вечера дождь перестал. Пошли опять встречать маму. Приехала. Привезла нам бабочек: сосновый бражник, плоскобрюхая совка.

20 июля, пятница.
Утром ходили купаться. Сегодня гулять ни куда не ходили.

21 июля, суббота.
С утра шёл мелкий дождь. Мама была занята, встречать папу пошли я и Галка. Кроме папы приехали: бабушка, Нюта, Парфёнов с женой. Парфёнов привёз жерлицы, удочки. Как пришли, стали рыть червей. В восемь часов вечера я и Парфёнов пошли на рыбалку. Было уже совсем темно. Я не стал ловить рыбу, а вместо неё — жуков, которые теперь появились во множестве (похожи на майских жуков, но меньше), и бабочек. Через полчаса пришли папа с Лордом, мама, Галка, Нюта, жена Парфёнова. Мы выкупались и пошли спать домой. Решили завтра утром идти, я и Парфёнов(3), ловить рыбу.

*****

(1) ОГПУ — Объединённое государственное политическое управление при Совете Народных Комиссаров СССР (1922-1934).
(2) Суббота Илья Никитович и Кадомцев Эразм Самуилович – родственники (свояки). Их жёны - Мария Михайловна и Ольга Михайловна (Казариновы) – сёстры. Нюта (Анна Михайловна) – их младшая сестра.
(3) Парфёнов Георгий Андреевич (40 лет), друг семьи. Охотник. Был портным, сапожником. Мастер на все руки. Привёз жерлицу — это рыболовная снасть для ловли щук и другой хищной рыбы.

*****

Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2012/01/09/693