Паломничество в Израиль. Иерусалим. Вечный зов и п

Вадим Гукало
                Паломничество в Израиль. Часть 2.
Иерусалим. Вечный зов и поиск Истины.

 Этот город самый святой город на Земле. Кто хотя бы раз посетил этот город, тот знает: Иерусалим – невозможно забыть! Иерусалим не просто город. Это сверхгород: город-святыня, город-консерватор и город-фанатик, город - узел религиозных противоречий мировых религий!
 Иерусалим  благословлен и проклят. Иерусалим – город, где крепко завязан узел религиозных конфликтов, город - борьбы религиозных конфессий  во имя одного и того же  Бога. Иерусалим - это безбрежный океан веры, хранящий тайну в своих глубинах, поверхность которого скована старым льдом религиозных догматов и правил. Он – могучий поток святости,  жертвы и смирения,  пронизывающий пространство и время.  Иерусалим – город  святой веры и религиозного ханжества и лицемерия. Этот город удивляет и потрясает. Он не оставит никого равнодушным. Здесь ощущаешь себя как-то особенно, прикасаясь к Святыням трех мировых религий и христианских конфессий.
  Этот  город  уникален и неповторим. Другого такого нет на земле. Его духовное влияние и значение для человеческой цивилизации    не просто огромно, имеет общепланетерное значение. Иерусалим  имеет особую духовную силу и притягательность. Иерусалим – это город,  где исполнились все Библейские пророчества о появлении Спасителя – Мессии. В этом городе  был прославлен Месия,  предан и распят Иисус Христос. Он любил народ Израиля и проклинал лицемерных, жадных, слепых духом и сердцем религиозных ортодоксов и консерваторов: книжников и фарисеев. Здесь в этом городе Его несбывшаяся мечта, сильное  желание  Его сокрушенного сердца:«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающих посланных  к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как голубица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликните: благословен Грядый во имя Господне!» (Мф.23-37)
  Иосиф Флавий пишет об Иерусалиме, как о месте святом и почитаемым, даже иноземцами, обитателями окраин всего мира, знающим о нем только понаслышке. (Иудейская война ч.4)
 О славе Иерусалимского храма среди римлян и греков сказано в Евангелии. Об этом также свидетельствовала надпись на заборе во внутреннем дворе храма. Она была сделана на римском и греческом языках и запрещала под угрозой смерти вход иноверцам в святилище храма.
    Иерусалим – это потрясающий город-феномен и город-тайна! Он  загадочен,сакрален и парадоксален. Этот город – духовный магнит верующих. Прикасаясь к нему, город одновременно притягивает и отталкивает. Он заставляет  верить и надеяться на чудо. Он также может оттолкнуть, разочаровать и разрушить иллюзии. Он обжигает сердце и влюбляет в себя настолько, что многие люди хотят закончить свою жизнь именно здесь.  Иерусалим – город, где  строго чтят  религиозные правила и традиции, и где по традиции происходит на православную Пасху происходит чудо возжжения Благодатного огня…
Говорить о Иерусалиме можно бесконечно, как бесконечен поток паломников, которые стекаются в святой город со всего света.
Старый Иерусалим отмечен ЮНЕСКО. Он является объектом культурного наследия человечества. Иерусалим объединяет святыни  трех мировых  религий - Иудаизма, Христианства и Мусульманства. Я расставил их в таком  порядке, руководствуясь хронологическим принципом их возникновения в истории человеческой цивилизации.   Какая  религия  первая, главная, истинная?   -  на этот  вопрос невозможно однозначно ответить, как невозможно  дать полный и исчерпывающий ответ на вопрос Понтия Пилата: «Что есть Истина?»
«Познайте Истину, и Истина сделает вас свободной»- сказал Иисус.
Каждая религия утверждает свою монополию называть себя истинной.
Парадоксально: но Истина  в том, что не существует истинной религии.
 Универсальной можно считать формулу восточной мудрости, пришедшей из Индии:
 « Нет религии выше Истины». 
Что есть Истина? Вечный вопрос!
Во-первых, это область Духовной Мысли, область научных знаний, которыми уже обладает человеческая цивилизация. Во- вторых, это беспредельная область Тайны – знания, которые еще не известны, не открыты или не приняты человечеством, знания на стадии неподтвержденных гипотез и предположений.
Истина - это Духовная  Любовь! Это – Энергия Высокого Чувства, исходящего от сердца. Духовная Любовь излучает Духовный Свет или высокие, тончайшие вибрации психической энергии. Короткая земная любовь – это отблеск  Вечной  Любви на миг, короткое время озаряющий сердце и душу   человека.    Земная  любовь является истинной до тех пор, пока она является в приоритете Духовной, идущей от Сердца, излучающий свет психической энергии . Главное качество Духовной Любви – притяжение между Духовным  Женским и  Мужским Началом. Это притяжение будет вечным двигателем эволюции. Другое качество Любви – альтруизм,  способность к самопожертвованию, самоотдаче, к состраданию и служению во имя Любви и Высших Идеалов. Это область, главным образом отдана религии.
Синтез науки и религии, синтез интуиции и интеллекта  представляет собой гармоничный путь приближения к Вечной Сияющей Истине, к Духовной  Любви-Мысли и Знании о Материи, как видимой так и невидимой. 
 Истина вне круга нашего понимания  проявляется в чудесных событиях, таких как, например, Благодатный Огонь  в Храме Гроба Господня. Истина в реальных фактах проявления Духовной, которые мы не в силах понять, которые говорят сами для себя, если их не будут замалчивать и  отрицать представители ложной науки и религии.   
 Не существует религии, которая являлось бы истинной на сто процентов, ибо  религиозное мировоззрение человечества  несовершенно. Религиозные Знания вне круга часто зашифрованы в символах и легендах, раскрыть которые  человеческому разуму не под силу на данном этапе эволюции сознания.
 Иудаизм, Христианство, Ислам – три монотеистические религии человечества. Они хором утверждают:  Бог – един.
 « Правда всегда одна» - это еще сказал молодой египетский фараон Тутанхамон. Конечно, это объективная точка зрения на Истину.
Субъективная точка зрения: Правда есть то, что человек или человечество приняло за правду в данный момент.
Все относительно, как доказал гениальный Эйнштейн.
 А значит, объективно: религия человечества должна быть едина.
Но, субъективно: каждая религия  и секта утверждает истинность и приоритет своих догм, канонов, обрядов.
  Где же объективное братское единство верующего человечества в Любви и Истине?
На протяжение всей человеческой истории представители разных религии только враждовали, боролись, воевали и уничтожали инакомыслящих и иноверцев, а также их храмы.
 Один из отцов «Добротолюбия» Авва Дорофей нашел мудрый ответ на этот вопрос:
« Представьте себе круг, и из центра исходящие радиусы-лучи. Эти радиусы, чем дальше от центра, тем больше расходятся и удаляются друг от друга; напротив, чем ближе подходят к центру, тем больше сближаются между собою.
Положите теперь, что круг есть мир; точка  середины круга – Бог, а прямые лучи-радиусы, идущие от центра к окружности суть пути жизни людей. И тут также: насколько святые входят в центр круга, желая приблизиться  к Богу, настолько по мере вхождения, они становятся ближе к Богу  и друг к другу… Когда удаляются от Бога, в той же мере удаляются друг от друга, и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. Таково свойство любви: насколько мы не любим Бога , настолько  каждый удален и т ближнего. Если же возлюбим ближнего, то на столько же приближаемся к Богу.
То есть: 1) чем более человек упражняется в милосердии и любит людей, тем более приближается к Богу и 2) чем более человек сердцем чувствует личное Божество, тем более он любит людей»
Не правда ли мудрое высказывание?
У митрополита Филарета (Дроздова) есть удивительно меткое высказывание : «Наши перегородки не достигают Неба».
Возвысить свой дух, свою совесть  и свое сознание, если не убрать, то сделать прозрачными перегородки во имя мира и сотрудничества - задача будущего человечество, в противном случае   терроризм религиозных фанатиков, отчуждение и разрыв отношений между странами и  войны на политической, религиозной почве будут продолжаться…
Что объединяет три мировые религии?    
 Иудеи, христиане и мусульмане имеют общий нравственный фундамент -  десять Божьих заповедей, данных человечеству через пророка Моисея.  Две мировые религии - Христианство и Ислам имеют истоки в ветхозаветной  религии Израиля. Поэтому без пафоса и преувеличения можно сказать, что Иудаизм оказал огромное  влияние на всю мировую культуру, историю человеческой цивилизации.
 В Израиле сходятся в узел неразрешимых противоречий мировые религии, которые ведут бескомпромиссную, холодную войну за территорию и души людей.
 Иерусалим – фокус, эпицентр и причина большинства вооруженных конфликтов на религиозной почве.  Со времени персидского царя Навуходоносора, который первым захватил Израиль, сжег храм в 587 году до н.э;  Святую землю завоевывали многие: Александр Македонский в 333 году до н.э; затем римляне по предводительством Помпея в 63 году до н.э. вступают в Палестину и подчиняют   своей власти Израиль.
 
 Иосиф Флавий о взятии Иерусалима и разрушении Второго храма.

Главная святыня Иудаизма – Стена Плача - Западная стена  храма длиной 156 метров. Это все, что осталось от величественного Второго храма, который был духовным центром и сердцем Израиля до его разрушения в 70г. Первый храм был построен в Иерусалиме на горе Мориа царем Соломоном в 960 году до н.э. и разрушен Навуходоносором в 587 году до н.э. Второй храм был построен в 515 году до н.э. царем Зоробавелем.
Вот как описывает этот великолепный храм-исполин Иосиф Флавий: ««Внешний вид храма представлял всё, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжёлыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел».
  Когда я читал «Иудейскую Войну» Иосифа Флавия, то понял, что разрушение Второго храма было предрешено и стало неизбежным  и роковым следствием религиозной и политической разобщенности, деградации и нравственно-духовного падения  народа Израиля. 
  В 64 году н.э.  прокуратором Иудеи был назначен Гессий Флор. Жестокость нового римского наместника превзошла  жестокость его предшественников. Насилия, чинимые им, вызвали  в Иерусалиме открытое восстание, в результате которого наместник отступил в город Кесарию в 66 год. Получив известие о событиях в Иудее, наместник Сирии Цестий Галл во главе крупного войска вторгается в ее пределы. Сокрушив сопротивление в провинциях, Цестий подошел к Иерусалиму, и через несколько часов римляне уже подступили к  Иерусалиму. Казалось, что город неминуемо падет, ибо среди защитников были большие разногласия, а, главное, римляне во много раз превосходили их в силе. И в этот момент, когда римская армия была готова взять город, а иудеи принять смерть, Цестий отдает приказ отступить от города. До сих пор историки не могут объяснить этот факт. Увидев отступающие римские части, иудеи ободрились и, выйдя из города, нанесли римлянам  поражение. А в это время в Иудею, по приказу Нерона, разгневанного восстанием иудеев, был направлен лучший полководец империи Веспасиан, получивший широкие полномочия. Стянув римские войска из близлежащих провинций, Веспасиан огнем и мечом прошел по Израилю. Он покорил Галилею и  через несколько недель подошел к Иерусалиму.  Будучи первоклассной крепостью и имея огромные запасы продовольствия и источники с водой, город в течение нескольких лет мог бы держать осаду. Однако разногласия между воинственной партией зелотов и партией фарисеев  во главе с первосвященником Ханааном привели к раздробленности и стали роковыми для Иерусалима.
 Зелоты (ревнители) – радикальная  партия анархистов, религиозных фанатиков и террористов. Они отрицали любую власть над народом, кроме власти Бога. Зелоты ворвались и захватили Иерусалимский храм, осквернив его. Первосвященник призывает  на помощь вождя разбойников из племени идумеев, родственное иудеям, которое также  приняли иудаизм . Племя идумеев также разделена на две враждующие группы.  Вождь  идумеев коварно предает первосвященника храма в руки зелотов. Первосвященником был Ганан  это был сын того самого первосвященника Анны, который упомянут в Евангелии. Ганан был жестоко  убит зелотами. В Иерусалиме вспыхивает  междоусобная война  между зелотами и двумя партиями идумеев, которая была на руку римлянам.  Римляне уважали святыни своих врагов и требовали только одного: подчиниться власти Рима и платить налоги. Они предлагали сдаться мятежникам и  не трогать иудейские святыни, те отказались. Тогда римляне воздвигли стену и валы вокруг города со сторожевыми башнями и начали осаду. В Иерусалиме начался голод, разбой, насилие и грабежи. Из-за голода многие иудеи сдавались римлянам, при этом они проглатывали золотые монеты, так как мятежники их обыскивали. Когда это случайно обнаружилось, то сирийцы и арабы вскрыли животы около двух тысячам еврейским перебежчикам. 
Римляне вырубили все деревья в округе Иерусалима. Елеонская гора и окрестности города превратились в пустыню.  Римляне с помощью стенобитных орудий, таранов и катапульт разрушили фундаменты башен крепости Антония, а затем захватили крепость и вплотную приблизились к стенам храма.
 В Иерусалиме страшный голод превращал людей в животных. Одна женщина убила, зажарила и съела половину своего ребенка. Когда на запах жаренного к ней пришли голодные солдаты, она отдала им вторую половину тела ребенка. Случай этот быстро сделался известным также и среди римлян. Тит, сын императора Веспасиана, по этому поводу принес свое оправдание пред Богом и сказал: «Мир, религиозную свободу и прощение за все их поступки я предлагал иудеям; но они избрали себе вместо единения раздоры, вместо мира войну, вместо довольствия и благоденствия голод; они собственными руками начали поджигать святилище, которое мы хотели сохранить, и они же являются виновниками употребления такой пищи. Но я прикрою теперь позор пожирания своих детей развалинами их столицы. Да не светит впредь солнце над городом, в котором матери питаются таким образом. Такой пищи более уже достойны отцы, которые и после подобного несчастья все еще стоят под оружием».
 Римляне методично продолжали осаду. Они подожгли ворота храма, огонь перекинулся на одну из галерей храма, в строительстве перекрытий которого использовался дуб и кипарис.
И вот наступил роковой день—десятый день месяца Лооса (август), тот самый день, в который и предыдущий храм был сожжен царем Навуходоносором. Один из римских солдат схватил пылающую головню и, приподнятый товарищем вверх, бросил ее чрез золотое окно, которое с севера вело в окружавшие храм помещения. В храме вспыхнул пожар, иудеи бросились его тушить, а римляне пошли на штурм последнего оплота мятежников. Огромный храм на вершине горы Мориа  пылал! Ангел вострубил! Это было потрясающее, апокалипсическое событие!
 Войско римлян разграбили город и убили множество иудеев.  Цены на золото в Сирии упали вдвое. 
  Тит приказал весь город и храм сравнять с землей; только башни, возвышавшиеся над всеми другими, а также западная часть обводной стены должны были остаться: последняя—для образования лагеря оставленному гарнизону, а первые три—чтобы служить свидетельством для потомства, как величествен и сильно укреплен был город. Остальные стены города разрушители так сравнили с поверхностью земли, что посетитель едва ли мог признать, что эти места некогда были обитаемы. Таков был конец Иерусалима. Исполнилось пророчество:
«И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, что чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 24-2)
   Восстание Бар-Кохбы, вспыхнувшее в 132 году и жестоко подавленное императором Адрианом, привело к изгнанию большинства евреев из Палестины и рассеянию их по всему миру. Иудеям вообще запретили приближаться к Стене. Все то, что напоминало об иудеях и их религии, было нещадно уничтожено римлянами.  После этого на долгие и долгие столетия иудейский народ, рассеянный по всей земле, терпел унижения и притеснения. На месте Второго храма на горе Мориа  римляне построили свой храм, который был посвящен Юпитеру.  На горе Голгофа был воздвигнуты храм Венеры и Купидона. Иерусалим был переименован Элиа Капитолина.
В 313году император Константин входит в Иерусалим. Он разрушает все римские храмы и начинает строительство христианских храмов.

                Стена Плача.
  Я приехал в Иерусалим на автобусе с Мертвого моря в конце июля 2011 . Обычно православные паломники останавливаются на ночлег в Горненском монастыре или в Вифлееме, но я хотел быть поближе к Старому городу.  Автобус отвез меня  к Яффским воротам. Возле ворот я сразу же зашел в информационный центр для туристов. Работник агентства доброжелательно ответил мне, как найти недорогой хостел в старом городе. Он дал мне карту старого города. Хостел  оказался недалеко от Яффских ворот. Я заплатил 100 шекелей за ночлег в хостеле, оставил там свой рюкзак, помылся в душе  и отправился смотреть старый город.  В Иерусалиме  много туристов и паломников со всего света.
 Прежде всего, я пошел к Стене Плача. Она разделена на мужскую и женскую части в пропорции три к одному. Подходя к Стене, нужно покрыть голову.  Туристам на входе раздают одноразовые кипы – еврейский головной убор.  У меня на голове была бейсболка, я свободно прошел к Стене.
  Я помолился возле стены, оставил записку. Там в трещинах и щелях множество записок с молитвами и просьбами. В путеводителе написано, что раз в месяц все записки изымаются и подвергаются захоронению на Елеонской горе.
   Я отошел от Стены и огляделся. Слева мужской части Стены молились ортодоксальные евреи в черной одежде и шапочках на голове. Многие из них держали в руках небольшие молитвословы. На голове у некоторых людей была прикреплена черная коробочка, которая являлась своеобразным предохранителем  от удара головой о Стену, так как во время молитвы они раскачивались взад и вперед как маятники.  Особенно со рвением  старался  один молодой еврей. Он фанатично с большой амплитудой, очень часто как метроном раскачивался и читал молитву. Странные телодвижения! Остальные евреи качались не так заметно. Выглядит это со стороны крайне необычно. Чисто внешне складывается такое впечатление, мягко говоря, что люди психически не здоровы. 
  У каждого народа свои традиции молитвы, которые нужно уважать. И я задумался над тем, что духовный смысл этой раскачки во время молитвы искажен и потерян в Иудаизме. Я расскажу о своем молитвенном опыте: Иногда довольно долго стоишь в храме на службе, находишься в особом молитвенном или медитативном состоянии. Когда про себя повторяешь православные молитвы, и вдруг  немного, совсем чуть-чуть начинает покачивать взад и вперед. Это происходит  само собой. Позже я узнал, что подобные колебания во время молитвы были и у других людей, поэтому можно полагать, что это характерное состояние. Я предполагаю, что как-то связано с колебаниями ауры человека во время молитвы. Но это происходит естественно и практически  незаметно для окружающих, в отличии от чисто механического раскачивания во время механического вычитывания молитв ортодоксами у Стены Плача. Позже я узнал, что черная коробочка, которую надевают на лоб и на руку, называется тфилин. В нее вкладывают молитву «Слушай Израиль». С нее начинается каждый день по израильскому радио: «Слушай, Израиль: Бог наш, Господь наш един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем, и всем душой твоей, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую сегодня, в сердце твоем».
  Когда стоял и молился у Стены, то я интуитивно чувствовал, как намолены  камни на уровне роста человека. Некоторые люди ставят стул напротив Стены и молятся. Я смотрел на Стену и думал, что в отличии от православных икон Стена обладает огромной площадью намоленности. В это время мимо меня проходил бородатый ортодоксальный священник в черной шляпе. Он кивком головы приветствовал  меня, хотя я совершенно к этому не был готов, но  тоже ответил ему поклоном головы.
В женской части Стены Плача более спокойная обстановка без лишних телодвижений. Я тогда подумал: «Вся Библия, Ветхий и Новый Заветы написаны в разное  время только мужчинами. Если бы женщины писали  Библию, может быть, больше было сердечности и меньше было бы уродливых искажений в религиях». Я не увидел в женской части Стены Плача ничего необычного. Только во дворе храма молодые еврейские девушки в военной форме и с автоматами за спинами стояли в тесном кругу и молились, обнявшись. Это было необычно.
  Я покинул старый город, вышел из ворот и пошел вдоль Кедронской долины на Елеонскую гору.

Елеонская гора. Гефсиманский сад.
Елеон – самая высокая гора из окружающих Иерусалим. Ее высота 793 метра над уровнем моря. Во время Иисуса Христа гора была засажена оливковыми деревьями, отсюда и названа Масличной или Елеонской.
   Ныне в Гефсиманском саду у подножия горы построена Церковь Всех Наций с очень красивым фасадом в виде базилики. Мне повезло: Церковь была открыта. В саду растут очень старые оливковые деревья, возраст которых трудно определить. Римляне в 70 году во время осады Иерусалима вырубили все деревья в округе, поэтому несколько наивно считать, что возраст олив превышает 2000 лет. Я зашел в Церковь Всех Наций. Она названа так, потому что католические страны всего мира финансировали эту постройку.  В храме царил полумрак. Слабо освещен был только камень Моления о чаше, который огорожен невысоким забором с шипами, который напоминает колючий терновый венец Христа. Правда, как показало исследование Туринской плащаницы,  терновый венец Христа был по форме в виде шапки. Но не  это главное. Главное, что здесь Иисус молился и принял судьбоносное решение: пострадать, приняв мученическую смерть. пожертвовать Собой во имя Любви и Сострадания к людям, как и было предначертано Свыше.
Я не могу себе представить, какое духовное напряжение и муку Он испытал здесь ночью в Гефсиманском саду перед распятием. От нечеловеческого напряжения во время молитвы в духовном борении капли кровавого пота  выступили у Него на голове: « Отче, все возможно Тебе! Пронеси эту чашу мимо Меня. Но не чего я хочу, а чего Ты… Не Моя воля, но Твоя да будет».  (Марк 14-36, Мф 26-42, Лк 22-43)
   Борис Пастернак тонко и проникновенно  передал в своем стихотворении: Гефсиманский сад
Мерцанием звезд далеких безразлично
Был поворот дороги озарен.
Дорога шла вокруг горы Масличной,
Визу под нею протекал Кедрон

Лужайка обрывалась с половины
За нею начинался Млечный Путь
Седые серебристые маслины
Пытались вдаль по воздуху шагнуть

В конце был чей-то сад, надел земельный
Учеников оставив за стеной,
Он им сказал: душа скорбит смертельно,
Побудьте здесь и бодрствуйте со Мной

Он отказался без противоборства,
Как то вещей полученных  взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь, как смертные,  как мы.

Ночная даль теперь казалась краем
Уничтожения  и небытия.
Простор Вселенной был необитаем
И только сад был местом для житья

И, глядя в эти черные провалы,
Пустые, без начала и конца,
Чтоб эта чаша смерти миновала,
В поту кровавом Он молил Отца.

Смягчив молитвой смертную истому,
Он вышел за ограду. На земле
Ученики , осиленные дремой,
Валялись в придорожном ковыле

Он разбудил их: Вас Господь сподобил
Жить в дни мои, вы ж разлеглись как пласт
Час Сына Человеческого пробил
Он в руки грешников себя предаст.

И лишь сказал, неведомо откуда
Толпа рабов и скопище бродяг
Огни, мечи и впереди – Иуда
С предательским лобзанием на устах

Петр дал мечом отпор головорезам
И ухо одному из них отсек.
Но слышит: Спор нельзя решить железом,
Вложи свой меч на место, человек

Неужто тьмы крылатых легионов
Отец не снарядил бы Мне сюда?
И, волоска не тронув,
Враги рассеялись бы без следа

Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.

Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья.
Я в добровольных муках в гроб сойду.

Я в гроб сойду и в третий день воскресну,
И, как сплавляются по реке плоты,
Ко Мне на Суд, как баржи каравана,
Столетия поплывут из темноты.
 Я вышел из Церкви Всех Наций и стал подниматься  на Елеонскую гору. Церковь Марии Магдалины расположена здесь чуть выше. Золотые маковки церкви очень красиво смотрятся издали. Несомненно, храм украшает  Иерусалим. Церковь была закрыта. На блестящей медной таблице было написано: Зарубежная Русская Православная Церковь; часы и дни недели, когда  храм открыт для посещения. Я поглядел на свои часы,  на высокий забор с колючей проволокой и с камерами наблюдения и подумал: «Ну, незя так незя».
 Наконец, я на смотровой площадке вижу воочию прекрасный вид – великолепная панорама Старого города с доминантой – золотым куполом мечети на Храмовой горе.  Этот вид растиражирован и является одной из символов и визитных карточек Старого города. И на самом деле, вид изумительный, если не обращать внимание огромную площадь, которую занимают гробницы.
 От смотровой площадки прямо на склоне горы начинается еврейское кладбище. Мусульманское  кладбище расположено вдоль стены Старого города. Там видны очертания Золотых Ворот, замурованные мусульманами.  Согласно Корану:
«В тот день, когда скажут лицемеры и лицемерки тем, которые уверовали: «Подождите, чтобы нам заимствовать вашего света» - им скажут: «Вернитесь обратно и ищите вашего света!» И воздвигнута между ними стена, у которой ворота: внутренность ее – милосердие, а наружность со стороны ее – наказание» (Коран 57:13).
 Именно через эти ворота Иисус Христос въехал в Иерусалим, сидя на молодом осле в Вербное воскресение.
Евреи верят, что Мессия- Спаситель  войдет в Иерусалим через эти ворота. В день Страшного суда мертвые воскреснут, гробы отворятся и евреи, похороненные на склонах Елеонской горы, выйдут из гробов и первыми увидят Мессию.
Откуда же взялась эта вера? На чем она основана? В книге пророка Иезикиля (622-571 до н.э.) написано: « Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля. И оно было полно костей, обвел меня кругом около них. И сказал мне: « Сын человеческий! Оживут ли кости сии?» Я сказал: « Господи Боже! Ты знаешь это». И сказал мне: « Изреки пророчество на кости сии и скажи им: « Кости сухие! Слушайте слово Господне!» Так говорит Господь Бог костям сим: Вот, Я введу в вас, дух, и оживете. И облажу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух и узнаете, что Я Господь».  И произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И я видел: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. Тогда сказал Он мне: «Изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: «Так говорит Господь Бог: От четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут» И я  изрек пророчество, как повелел Он мне, и вошел дух в них, и они ожили и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище. И сказал он мне: « Сын человеческий, кости сии – весь дом Израилев».
Вот, они говорят: «Иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня». Посему изреки пророчество и скажи им: «Так говорит Господь Бог: Вот, я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это и сделал».
               
Почему  это символическое видение древнего пророка легло в основание слепой веры, сохранившейся до наших дней?   
Думай о смерти – мудрый завет Древнегреческой философии.
 В детстве, юности, молодости человек о смерти часто вообще не задумывается об этом и не ценит жизнь.  Став взрослее и умнее, люди начинают ценить жизнь и  бояться смерти. Многие боятся даже думать о смерти. Это естественно. Это говорит в нас основной инстинкт самосохранения, доставшийся  нам в наследство из животного мира. Но еще люди  боятся неизвестности после смерти. Что будет со мной после смерти? -  вопрос-Х, который человек сам себе может поставить. Интеллект в тупике. Вне зависимости верит или не верит человек в существование бессмертной души и жизни после смерти, он не в силах самостоятельно найти ответ на этот. 
Вот поэтому люди или просто отрицают  или слепо верят в религиозные догматы. Если материалисты  не верят не во что. То верующие люди боятся не только смерти, но также суда Божьего и мук ада, вечного наказание души за грехи после смерти.   
 Но обычные люди так погружены в себя, в свои личные переживания, ежедневную работу и постоянную суету, мелкую занятость,  отдых на диване перед телевизором, что нет времени и желания подумать о смерти, о жизни после смерти. Когда в старости человек начинает задумываться о смерти, то бывает уже поздно. В пожилом возрасте интеллект человека ослабевает и самому найти ответ нелегко. Тогда находится простой выход - человек слепо доверяется религиозным догмам, стереотипам и предубеждениям, начинает ревностно исполнять обряды, чтобы приготовиться к переходу в иной мир. Исламские фундаменталисты внушают террористам-смертникам веру в сладкую жизнь в раю. Вопрос: «Что будет со мной после смерти?» нужно задавать человеку с детства и освещать всесторонне на государственном уровне в системе образования в программе этического воспитания. Население Земли достигло 7 миллиардов человек и продолжает расти. Все эти люди умрут. Их тела будут похоронены. Вокруг городов и сел будут возникать все новые и новые кладбища…   
  Я стоял на смотровой площадке Елеонской горы и смотрел на длинные, однообразные ряды гробниц  и думал: « О, склоны, склоны, кто же вас усеял мертвыми костями. Лучше бы вместо гробов здесь росли  деревья как раньше». Слепая вера, предубеждения и суеверия – дочери человеческого невежества. Они сковывают человеческий разум вековым льдом. Тогда «… люди своими глазами смотрят и не видят; своими ушами слышат и не разумеют» (Марк 4-12) Если слепая вера не находит подтверждения в жизни, то истинная вера рано или поздно всегда подтверждается  фактами и проверяется свидетельствами  очевидцев. Об этом я написал в своей работе «Закон перевоплощений».
Хотите - верьте, хотите - нет. Способны ли Вы отличить правду, скрытую в символе от лжи? Моя игра «Верю -Не верю» продолжается.

                Скорбный путь.  Храм Гроба Господня.

 Спустившись  с Елеона и вновь перейдя Кидрон, я направился вправо по дороге, ведущей вдоль стены. Через  Гефсиманские или Стефановы ворота  вошел в Старый город. Отсюда начинается знаменитый крестный путь Христа – Via Dolorosa. По традиции каждую пятницу монахи-францисканцы проходят Скорбный путь с крестом, проходя 14 остановок. Этот небольшой и легкий крест я потом увидел во дворе Храма Гроба Господня. 
  В начале скорбного пути находится Претория – дом-резиденция римского прокуратора Понтия Пилата в Иерусалиме. В подвале дома была тюрьма. Здесь Иисус ждал суда Понтия Пилата. Иисус провел в тюрьме какое-то время вместе с разбойниками.  Один из них мятежник, разбойник и убийца Варавва будет прощен и отпущен по случаю праздника. Два других его сообщника – Геста (по другой версии - Гестос) и Дижман (Дисмас) будут распяты вместе со Христом.
  Я предполагаю, что Иисус познакомился с разбойниками и проповедовал им  в тюрьме. Именно, поэтому разбойник Дижман перед смертью сказал другому: «Не боишься ты Бога? И ты приговорен этим же  судом! Ведь знаешь: что заслужили,  то и получили, а Он не сделал ничего дурного. Потом, вздыхая, сказал Иисусу: Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!» (Евангелие от Никодима)
   Перед Преторией была  устроена особая каменная площадка в виде помоста, которая называлась  Лифостротон.  Этот каменный помост сохранился до наших дней. Лифостротон считается достоверным свидетельством Евангельских событий. Именно сюда вышел Понтий Пилат. Святая лестница – Scala Santa от верхнего двора, где была претория, вела в нижний двор. Эта  была демонтирована и перенесена в 326 году в Рим императрицей Еленой.  Спустившись по этой лестнице Понтий Пилат сидел и разговаривал с первосвященниками, членами синедриона. Здесь Пилат умыл руки перед ними и сказал: « Это Человек! Невиновен я в пролитии крови этого Праведника». В ответ он услышал: « Кровь Его на нас и детях наших» ( Мф 27-25, Ин 19-5)
 Несмотря на предупреждение своей жены Клавдии Прокулы: « Не делай ничего праведнику сему, ибо этой ночью я много пострадала за Него» (Евангелие от Никодима), под сильным давлением членов Синедриона Понтий Пилат, указав на Иисуса,  произнес: « Будешь распят».  По римским законам бич предшествует кресту. Его бичевали специальными плетками с гирьками, которые при ударе рвали тело.  Эксперты Туринской Плащаницы насчитали 98 ударов на теле Иисуса. Страдания и боль от бича невозможно передать словами. Гораций справедливо называл это мучение «horribile flagellum». «Бич – половина смерти» – сказал Цицерон. «Бич, может быть, страшнее креста» - сказал даже такой жестокий император Домициан. »
Из-за бичевания Иисус потерял много крови. Потом над Ним издевались, Его били палкой по голове и по лицу и говорили: « Прореки, кто ударит тебя»
 Он  три раза падал, когда нес  крест на Голгофу.
 Via Dolorosa - cамая знаменитая улица старого Иерусалима находится в шумном арабском квартале, который наполнен многочисленными лавками торговцев. Я посетил небольшую церковь, которая отмечает дом Иокима и Анны - родителей Девы Марии. Церковь небольшая и незаметная, но именно здесь можно представить, как жили обычные люди в древнем Иерусалиме.
 Четвертая остановка Скорбного Пути  - армянскую церковь, которая отмечает встречу Пресвятой Девы Марии с Иисусом, несущего крест. Богородица шла в Преторию, чтобы просить Понтия Пилата о помиловании Иисуса. По дороге она увидела процессию к  Голгофе и среди них  Иисуса. Он был весь в крови и нес крест. Дева Мария увидела Его и потеряла сознание. Так гласит предание.
 Рядом находится пятая остановка – католическая часовня Симона Киреянина.  Здесь римские войны заставили простого крестьянина, возвращавшегося домой с поля, нести тяжелый крест вместо Иисуса, когда Он упал без сил в третий раз.
 С правой стороны от входа в часовню Симона вмурован камень с выбитым отпечатком руки.
Подобный камень с выбитым отпечатком ноги  можно увидеть на Елеонской горе в капелле Вознесения, которая так и называется  «Стопочка».  Христиане верят, что отпечаток оставил Иисус, когда вознесся на небеса. А в главной мечети  «Купол Скалы» на вершине горы Мориа паломники могут увидеть вы отпечаток ноги.  Мусульмане верят, что след на камне оставил пророк Мухаммед, когда вознесся на небеса.
Играть в игру  «Верю – не Верю» в Иерусалиме приходиться постоянно. Вы верите, что эти отпечатки на камнях оставил Иисус Христос и Мухаммед?
   Я не скептик, и с пониманием отношусь, уважаю  слепую, но искреннюю веру людей. Пусть вера слепа, но пусть она идет не от ума,  а от сердца. В противном случае слепая вера – это фанатизм, который в крайних проявлении -  безумный, бессердечный разрушитель жизни, любви и веры.  С горечью хочется сказать: Сколько же пролито крови! Сколько поломанных судеб!  Сколько разрушении  произошло и произойдет из-за религиозного фанатизма!  Фанатики от слепой веры любой религии будут продолжать свои преступления во имя своих религиозных предубеждений. И в настоящее время драки среди фанатиков и даже священников  различных религий не редкость. Это происходит у нас на глазах в Храме Гроба Господня и в Вифлееме. «    Все  должно быть в меру, гармонично, постепенно, мудро и без крайностей бессердечного фанатизма.  Поэтому  лично меня не устраивает слепая вера.  И сердцем и умом я хочу не только верить, но также знать и понимать, что моя вера не слепа.
    Продолжим путь по Виа Долороса.  В Александровском подворье находится второе достоверное место на Крестном пути Спасителя ( первое – Лифострон) Здесь находились ворота древнего города – Судные врата. На пороге этих врат человек, осужденный на смерть, выслушивал приговор, если никто из членов синедриона за него не заступался, то приговор приводили в исполнение.
 Ворота закрывались на ночь, но для прохода в город было проделано узкое отверстие, которое по форме напоминает игольное ушко, и поэтому так и называлось – «игольное ушко». Именно, этот проход упоминает евангелист: « Легче верблюду пройти через угольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное». За воротами древнего города находился пустырь, кладбище и невысокая гора или даже бугор - Голгофа.
  Наконец, я вышел в большой, просторный двор и передо мной возник Храм Гроба Господня! Здесь находится Святая Святых всех христиан! Здесь произошли судьбоносные события, изменившие ход истории человеческой цивилизации!  Здесь встречается земная правда и  вечная Истина! Здесь земная суета и человеческое несовершенство  покрыты сиянием Духа Христа! «Храм Гроба Господня
Здесь можно посидеть, отдохнуть. Вход в храм свободный и бесплатный. До 1834 года паломники должны были заплатить  за вход в Храм.
 Во дворе храма была суета: люди входили и выходили,  туристы фотографировались, другая группа слушали гида, арабы  сидели на корточках и курили.  Некоторые люди подрабатывают нелегально гидами в Храме и проводят экскурсии для отдельных туристов и паломников. Такой гид подошел ко мне и предложил свои услуги, но я отказался.
 У входа в Храм можно видеть три мраморные колоны с каждой стороны, слева от входа одна из колонн рассечена. В раскол люди вкладывают свои записки с молитвами. Это чудо произошло в 1549 году.  Богатое армянское духовенство за большие деньги подкупило турецкое начальство, чтобы самим получить Благодатный Огонь. Православных  греков же вообще не впустили в Храм. Армяне долго молились и плакали, но Огонь в положенное время не сошел… Затем вдруг прогремел гром, молния ударила в мраморную колонну и рассекла ее. Оттуда вышел Благодатный Огонь…  После этого уже никто не претендовал на право получения Благодатного Огня.
Благодатный Огонь – это обыкновенное  Чудо! Звучит парадоксально, но это факт! « В Израиле, чтобы быть реалистом, нужно верить в чудеса» - сказал первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион, в честь которого назван международный аэропорт недалеко от Тель-Авива.               
  Я был в Иерусалиме трое суток и каждый день заходил в Храм Гроба Господня. Там почти всегда много туристов и паломников. Сразу за входом расположен Камень Помазания, который сильно благоухает. На эту мраморную плиту был положено тело Иисуса Христа.   От этой мраморной плиты исходит невероятный, оглушительный аромат.  Для того чтобы прикоснуться к святыне, освятить крестик или икону, нужно обязательно приклонить колени.
 Слева от Камня Помазания – Кувуклия, а справа – вход на Голгофу. На Голгофу ведет крутая мраморная лестница. Там, где стоял крест и был распят Иисус, стоит мраморный престол на четырех столбах. Под ним серебряным кругом обозначено отверстие для креста. Места, где стояли кресты двух разбойников, обозначены черными кругами.  За престолом – распятие в натуральную величину. Я стоял на Голгофе и думал: « Что стало бы с человечеством, если бы  Христос не выбрал крест?... Нет, Его жертва не была безумна и напрасна!  Безумство жертвы – вот мудрость жизни! Безумство жертвы не бессердечного фанатика, а истинного, бескорыстного и благословленного служителя Бога – вот Высшая Заповедь Любви и Мудрости! Вера без дел мертва есть. Но дела истинной и сердечной веры должны быть благословлены Свыше!»
  На Голгофе православные встречаются с католиками. Католическая месса может проходить, когда православные молятся. Здесь в Храме, как нигде, чувствуешь и понимаешь, что между людьми консервативными,  религиями и сектами нет и не может быть единства и взаимопонимания. Каждая религия и секта пытается перетянуть одеяло Истины  по ближе к своему телу.   
   Я спустился вниз и пошел в Кувуклию. Здесь всегда стоит очередь. Кувуклия – самое святое место для верующих, место погребения и воскресения Иисуса Христа. Купол  Храма над Кувуклией  имеет на вершине круглое окно. В эту открытую часть купола, похожее на солнце с лучами,  проникает свет и освящает Храм. Подобное устройство купола имеет также другой всемирно знаменитый Храм в Риме – Пантеон. Возможно, что Пантеон стал образцом строители Храма Гроба Господня.
 За порядком в очереди и входом в Кувуклию следят два человека - католический монах и араб, а внутри Кувуклии находится православный греческий монах. Первое помещение в Кувуклии называется Придел Ангела. Там на мраморном постаменте хранится кусок камня, оставшегося от большого камня, которым был закрыт вход в гробницу. Само помещение - Гроб Господень очень маленькое примерно 2 на 2 метра. Одновременно туда могут зайти три человека. Время нахождения в Кувуклии определяет греческий монах. Обычно там человек находится меньше минуты.
 В Храме постоянно проходят Богослужения различных церквей. Сменяя друг друга,  в Храме освящения святынь проводят по своим обрядам армяне, католики, православные, копты. Перед духовенством и священниками, которые направляются в Храм, идут арабские служители в красных головных уборах - турецких котелках с кисточками. Они на ходу важно отбивают ритм и стучат своими посохами о камни, возвещая о приближении процессии. Со стороны это выглядит очень необычно.
Благоговейное, трепетное отношение к величайшим святыням проявить в Храме нелегко: задержаться у святынь не позволяет поток туристов и паломников,  монахи  и смотрители подгоняют, просят посторониться или подождать, пока пройдет очередная процессия духовенства. Особенно неповторимая атмосфера  в Храме, когда  время  христианской службы совпадает со временем намаза.  С минарета громко и протяжно звучит голос муллы, призывающий   правоверных мусульман на молитву. Рупор минарета специально направлен в сторону Храма. Люди постоянно входят и выходят, и двери, как правило, открыты настежь. Голос мусульманского священника отчетливо слышен во всем Храме Гроба Господня.  Подобный диссонанс различных Богослужений нигде не услышишь! И я запомнил это на всю жизнь!
  «Был в Храме Гроба Господня. Лучше не стал»- написал Н.В.Гоголь
Многие люди верят, что что-то должно произойти при посещении Святая Святых Храма, что вдруг  произойдет  какое-то чудо, что-то необычное, удивительное, потрясающее. А после разочарованные атмосферой Храма уходят…
Мне было  интересно посмотреть, как поздно вечером в девять часов   араб-хранитель закрывает дверь Храма специальным ключом. Каждую ночь там остается дежурить греческий монах. 
А рано утром я был на службе в храме Воскресения – это самая большая часть Храма Гроба Господня. Вход  находится прямо напротив входа в Кувуклию.  В центре храма находится большая каменная ваза – «пуп земли». Для меня пуп земли – образец слепой веры.   Богослужение вел Иерусалимский патриарх на греческом языке. Ничего не понятно, только догадываешься по аналогии  с Богослужением в русской церкви. Храм пустой. Иногда иностранные паломники и туристы заглядывают с любопытством, фотографируют и уходят.  В огромном соборе присутствовало десять человек.  Так я столкнулся с главной проблемой, о которой с горечью писали  русские паломники на Святой земле в 19 веке  - языковой барьер. Не дождавшись конца службы, я ушел из Собора и решил вечером сходить на службу в Троицкий собор в Иерусалиме.
 
 Храм Вознесения. Купальня Силоам.
 Я вновь прошел мимо Стены Плача и направился на Елеонскую гору. Там расположен Храм Вознесения, и возвышается колокольня «Русская Свеча» высотой 64 метра.
  Я позвонил на входе, и охранник меня впустил на территорию храма. Там хорошо, тихо, спокойно, нет суеты. Посажены деревья. Много цветов.  Эта территория, как многие земли другие в Иерусалиме, была приобретена  благодаря усилиям начальника Русской Духовной Миссии архимандритом Антонином Капустиным в 1870году. Он похоронен здесь. До сих пор этот святой человек не получил должного признания в РПЦ! Святая Русь его не забудет!
 Талантливый руководитель, администратор и организатор, неутомимый и энергичный работник,  православный подвижник, умный и тонкий дипломат. В условиях турецкой власти и господства ислама на Святой земле ему удалось  проделать  невероятную по сложности и масштабам работу в Израиле – покупку земель, строительство храмов, странноприимных домов и различных построек для паломников из России.  Земли покупались на имя переводчика турецкого подданного, православного палестинца Якова Халеби. Благодаря ему было приобретено Александровское подворье, в результате археологических раскопок  были найдены стены и Ссудный врата древнего Иерусалима. При архимандрите Антонине современники  говорили: « Русские строят Новый Иерусалим».  К сожалению, часть русских построек в Иерусалиме было продано Хрущевым за апельсины, которые потом сгнили в трюмах судна на рейде Одессы. Это безумная сделка случилась всего за несколько месяцев до смещения с должности Никиты Сергеевича.
  Я  зашел в храм помолился, а потом спросил: « Можно ли переночевать?» и услышал стандартный ответ: « Мест нет».
«Благословляется ли подняться на колокольню?» - « Нет ».
Очень хотелось посмотреть на Иерусалим с самой высокой точки. Колокола Русской Свечки  перевезли из Яффы и затащили вручную на Елеон простые русские паломницы. Слава вам русские женщины на Святой земле! 
 Отрицательный результат – тоже результат. «Незя так Незя». Я уже привык, что в Иерусалиме и на Святой земле многое«Незя».
«Зя» -  за деньги.  Так, например, за вход в Часовню Вознесения или «Стопочка» на Елеоне берут плату арабы?! Что за средневековые нравы! Это же храм, а не музей! Но многие  арабы любят легкие деньги.
На обзорной площадке Елеонской горы ко мне подошел  арабский мальчик и протянул пару веток оливкового дерева. Я взял. Он попросил денег. Я дал ему пять шекелей. Вместо: «Спасибо» Он сказал: « Мало. Дай мне еще».   Там же на Елеоне арабы – водители такси предлагают за 300 долларов отвести  в Вифлеем, который расположен на Палестинских территории. Так разводят наивных туристов. Реальная  стоимость проезда в автобусе от Дамасских ворот до Вифлеема всего 12 шекелей.
 Я спустился с Елеона, пересек поток Кедрон и направился в купальню Силоам. Купальня Силоам – одно из самых потрясающих мест в Иерусалиме! Жаль, что немногие об этом знают.  Купальня имеет два входа. Один со стороны парка « Город Давида», другой со стороны арабского района. Парк «Город Давида» оставил у меня очень приятное впечатление. Музыка. Много цветов. Обзорные площадки. Там находится туннель, который является водопроводом. Туннель прорыт в 700 году до н.э. Вода поступает из источника Гихон. Длина силоамского туннеля около 400 метров. Ширина такая, что может пройти только один человек. Летом в жару очутится по колено в прохладной воде – огромное удовольствие!  Зимой уровень воды повышается. В туннеле нет освещения и необходимо взять с собой фонарик. Пройти по туннелю в полной темноте я не решился. Когда выходишь из туннеля в купальню Силоам ощущаешь импульс радости!   Удивительное чувство выхода от тьмы к свету!  Я посидел  на обломке колонны купальни, наслаждаясь прохладой в жаркий день. Из темного туннеля  выходили американские студенты. Как будто сговорившись  каждый второй из них радостно восклицал: «O my Lord! Amazing!» - « О мой Бог! Восхитительно!»
Купальня Силоам вырублена в скале. Сейчас ее реставрируют. Посещение купальни Силоам  не входит не в один туристический или паломнический тур. А жаль! Ни с чем нельзя в Иерусалиме сравнить купальню Силоам!
 
 Троийцкий собор
 В 17.00 я зашел в Троицкий собор, послушав красивый перезвон его колоколов. Он расположен недалеко от Яффских ворот. Троицкий собор построен в неовизантийском стиле, подобно соборам на Афоне. Храм освящен в 1872 году и является оплотом РПЦ на Святой земле.  На вечерней службе присутствовали около 40 человек, как обычно в основном женщины. Собор хорошо расписан. Богатый резной иконостас с иконой ветхозаветной Троицы сохранился еще с царского времени. На клиросе мелодично пели монахини Елизаветинского монастыря. Я помолился, вышел из храма в 19.30 и направился в свой хостел.
Я лег спать на крыше с видом на старый город.  Это здорово!  Спасибо Ангелу –Хранителю за еще один незабываемый день на Святой земле в святом городе. 

Вифлеем.   
      Утром я проснулся  под звук колоколов церквей и храмов старого Иерусалима. Я решил посетить Вифлеем. В информационном агентстве  мне объяснили, как доехать до Вифлеема. Он находится на автономных Палестинских территориях. Въезд свободный, но на выезде автобус проверяют документы и вещи израильские военные.               
  Церковь Рождества в Вифлееме удивительно сохранилась. Никогда раньше я не был в таком старинном  христианском храме! Большое, а лучше сказать огромное, помещение прямоугольной формы.  По его периметру два ряда колонн из светло-красного песчаника или мрамора ведут к алтарю! Первое  впечатление, что попал в древний египетский храм! Верхний уровень храма ярко освещен большим количеством окон, а внизу царит полумрак.
Храм был построен при великом византийском императоре Константине в 4 веке. Во время ремонта в 1934 году на пол упала балка и была обнаружена первая мозаика храма. В 529 году храм был разрушен самарянами.  Византийский император Юстиниан через несколько  лет отстроил храм заново.  Большая часть  базилики Рождества сохранилась  с того времени. Удивительно сохранились не  только роспись  колонн, но и древние мозаики на стенах. Дубовый потолок храма сохранился с 15-го века.
 Вход в храм называют вратами смирения, так как паломникам приходится низко наклониться, чтобы войти.  Это было сделано давно в 16 веке. Мусульмане-сарацины въезжали в храм на конях, ослах и верблюдах. Двери пришлось заложить, оставив малый проход.
  Главная святыня храма – место, где родился Иисус  -  священная пещера (вертеп), которая находится прямо за алтарем. Вход туда находится справа от алтаря. Когда я зашел в храм, возле  входа в вертеп собралась большая очередь – около ста человек. Я сел на скамейку напротив алтаря, чтобы помолиться и подождать, когда толпа  уменьшиться. Автобусы с группами паломников прибывали один за другим. Я и представить не мог, что сюда так много привозят людей! Поток людей не кончался. Когда я, примерно через час,  встал в очередь примерно человек 50, за мной тут же заняла очередь группа из очередного автобуса. Сама пещера имеет размер небольшой комнаты 12 метров в длину и 3 метра в ширину.  Некоторые паломники  долго там находятся. Место рождения Иисуса отмечено серебряной звездой, над которой располагается мраморный престол. 
Я отстоял очередь, преклонил колени, поцеловал звезду, тут же освободил место следующему человеку. Православный монах дал мне небольшую бумажную икону «Рождество Христово»,  я вышел из пещеры и вновь присел на скамейку напротив алтаря.
 
 Когда родился Христос?
   Мы знаем, где  родился Спаситель Человечества. Кто бы мог представить, что Царь царей – Спаситель человечества родится в пещере, которая служила  для пастухов загоном и яслями!
 Но мы точно не знаем, когда Он родился. Введение летоисчисления новой эры и года Рождества Христова связывают именем скифского монаха Дионисия Малого (475- 550г н.э.) Он исходил из текста Евангелия от Луки, что Иисус начал проповедовать в Иудее 30-летнем возрасте в 15-й год правления императора Тиберия, и через три года Он был распят в иудейскую пасху. Он  установил, что Христос родился по существовавшему летоисчислению в  754 году со дня основания Рима. Он ошибся в вычислениях.  Сейчас подлинно известно, что жестокий царь Ирод Великий умер весной в 4 году до нашей эры. Христос не мог родиться раньше этого года.
Из апокрифа «Арабское евангелие детства» известно, что  святое семейство провело три года в Египте, скрываясь от безумной мести царя Ирода. Тогда  получается, что Христос родился в 7 году до н.э.
  Время рождения Иисуса связано с каким-то астрономическим явлением или так называемой Вифлеемской звездой.
 Что это было вспышка новой или сверхновой звезды? Новая комета? Соединение планет?
Одним из первых сделал вполне обоснованное предположение Кеплер.
   В 1603 году великий астроном Иоганн Кеплер(1571-1630) находился в Праге и наблюдал д соединение планет Юпитера, Сатурна и Марса. Он произвел  необходимые  вычисления и установил, что подобное соединение Юпитера и Сатурна, позже и Марса в знаке Рыб произошло в 7 году до н.э.
Здесь уже ошибка исключена. Соединение Юпитера и Сатурна происходит раз в 20 лет, но соединение этих планет в знаке Рыб происходит раз в 240 лет.
Это соединении в 7году д.э. происходило в течении девяти месяцев. В первой фазе, с 12апреля до начала июля, планеты постепенно сближались. Во второй фазе, с середины июля до начала октября, планеты сблизились. После этого в третьей фазе, планеты стали расходиться, но в начале января яркий Марс приблизился к обеим планетам.
Из текста Евангелия, астрономических вычислений можно утверждать с большой вероятностью, что Христос родился в 7 году до н.э.
  А вот с точной датой  рождения Иисуса Христа значительно сложнее.
Церковь никогда не скрывала, что действительный день рождения Иисуса Христа не известен, и что дата 25 декабря была установлена по праву самой Церкви.
Иудеи не праздновали свои даты рождения. Это считалось язычеством.
В Риме праздник возрождения Солнца отмечался в ночь с 24 на 25 декабря, сразу после римских Сатурналий, самого веселого римского праздника. Эта дата и была принята церковью за официальную  дату рождения Христа.
 Исходя из здравого смысла: если римский император Август решил производить перепись населения в Иудее, то лучше всего  делать зимой, когда урожай собран, а посевные работы еще начаты.
И середина зимы – самое подходящее время для переписи населения с учетом времени на дорогу каждого человека в свой город, откуда он родом. Иосиф и беременная Мария были родом из Вифлеема, поэтому они пошли в это небольшое  селение. Там и родился Иисус.   

  Кем были волхвы?
СУЩЕСТВУЕТ ПРЕДАНИЕ, ЧТО  ВОЛХВОВ БЫЛО ТРОЕ. СОХРАНИЛИСЬ ИХ ИМЕНА КАСПАР, ВАЛТАЗАР И МЕЛЬХИОР. 
В КЕЛЬНСКОМ СОБОРЕ НАХОДЯТСЯ ИХ ЧЕРЕПА И МОЩИ.
МЕЛЬХИОР, ЦАРЬ НУБИИ И АРАВИИ, СЕДОЙ СТАРЕЦ, ПРИНЕСШИЙ В ДАР ЗОЛОТО. ВАЛТАЗАР, ЦАРЬ ГОДОЛИИ И САВЫ, СМУГЛЫЙ МОЛОДОЙ МУЖЧИНА. КАСПАР, ЦАРЬ ФАРСИСА И ОСТРОВА  ЭГРИСКУЛЛЫ ( ИОАНН ХИЛЬДЕСХАМЕЙСКИЙ)
                ПОЧЕМУ ОНИ ПРИШЛИ В ИУДЕЮ?
ОНИ ИСКАЛИ НОВОРОЖДЕННОГО МАЛЬЧИКА – НОВОГО ЦАРЯ, КОТОРОМУ ОНИ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ПОКЛОНИТЬСЯ.
 ПОЧЕМУ ОНИ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ЭТО СДЕЛАТЬ? КАК ОНИ  УЗНАЛИ О РОЖДЕНИИ ЦАРЯ?
  В ДРЕВНЕЙ ПЕРСИИ СО ВРЕМЕН ЛЕГЕНДАРНОГО ЦАРЯ  ВАВИЛОНА – СТРОИТЕЛЯ ВАВИЛОНСКОЙ БАШНИ  - НИМРОДА СУЩЕСТВОВАЛО  ПЕРВОЕ ПРОРОЧЕСТВО О РОЖДЕНИИ ЧЕРЕЗ ТЫСЯЧУ ЛЕТ В ПАЛЕСТИНЕ НОВОГО ЦАРЯ – СПАСИТЕЛЯ МИРА.  В  ПРОРОЧЕСТВЕ ГОВОРИЛОСЬ, ЧТО ПОТОМКАМ ЦАРЯ БЫЛО НЕОБХОДИМО  ПРИДТИ В ИУДЕЮ  И ОТДАТЬ ПОЧЕСТИ НОВОРОЖДЕННОМУ ЦАРЮ. ЕСЛИ ЖЕ ЭТО НЕ БУДЕТ СДЕЛАНО, ТО СТРАШНОЕ ПРОКЛЯТИЕ  УГРОЖАЕТ ПОТОМКАМ ЦАРЯ И  ПЕРСИДСКОМУ ЦАРСТВУ.
АСТРОЛОГИЯ И ПРЕДСКАЗАНИЯ БЫЛИ ОЧЕНЬ РАЗВИТЫ В ПЕРСИИ. В КНИГЕ ГИННЕСА, УПОМИНАЕТТСЯ ДРЕВНЕЙШАЯ КЛИНОПИСНАЯ ТАБЛИЧКА, КОТОРАЯ ДАТИРУЕТСЯ 3000 ДО Н.Э. НА ТАБЛИЦЕ – АСТРОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И ПРЕДСКАЗАНИЯ
  ИТАК, ПЕРСИДСКИЕ  АСТРОЛОГИ МОГЛИ РАССЧИТАТЬ ВРЕМЯ СОЕДИНЕНИЯ ПЛАНЕТ ЮПИТЕРА И САТУРНА В ЗНАКЕ РЫБ. В ЭТОТ ГОД  ДОЛЖНО БЫЛО ИСПОЛНИТЬСЯ ПРОРОЧЕСТВО И РОДИТЬСЯ ЦАРЬ В ИУДЕЕ – ВЛАСТИТЕЛЬ МИРА.
 КОГДА ОНИ УВИДЕЛИ ЭТО СОЕДИНЕНИЕ ПЛАНЕТ, ТО ОНИ ОТПРАВИЛИСЬ В ДАЛЕКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕРСИИ В ПАЛЕСТИНУ. БОЛЬШОЙ И БОГАТЫЙ КАРАВАН ПРИБЫЛ В ИЕРУСАЛИМ, ПЕРСИДСКИЕ ЦАРИ БЫЛИ ПРИНЯТЫ КАК РАВНЫЕ ЦАРЕМ ИРОДОМ. ОНИ РАССКАЗАЛИ О ДРЕВНЕМ ПРОРОЧЕСТВЕ И  О РОЖДЕНИИ НОВОГО ЦАРЯ.
ЦАРЬ ИРОД ПОЗВАЛ ИУДЕЙКИХ СВЯЩЕННИКОВ – ЗНАТОКОВ БИБЛИИ И СПРОСИЛ: « ЧТО СКАЗАНО В ПИСАНИИ О МЕСТЕ РОЖДЕНИЯ НОВОГО ЦАРЯ? ГДЕ ОН ДОЛЖЕН РОДИТЬСЯ?»  ТОГДА И БЫЛО НАЗВАНО ТОЧНОЕ МЕСТО РОЖДЕНИЯ В ИУДЕИ -  ВИФЛЕЕМ, О КОТОРОМ СКАЗАЛ ПРОРОК ИСАЙЯ В 740 ДО Н.Э.
ВОЛХВЫ НАПРАВИЛИСЬ В ЭТО НЕБОЛЬШОЕ СЕЛЕНИЕ. В МЕСТНОЙ ГОСТИНИЦЕ СНИМАЛИ КОМНАТУ ИОСИФОМ И МАРИЯ С МЛАДЕНЦЕМ ИИСУСОМ.   ВОЗМОЖНО, В  ГОСТИНИЦЕ КТО-ТО  ИЗ ПЕРСОВ УСЛЫШАЛ, КАК ПЛАЧЕТ МЛАДЕНЕЦ. ТАК И ПРОИЗОШЛА ЛЕГЕНДАРНАЯ ВСТРЕЧА – ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ.
 ОНИ НАШЛИ СЕМЬЮ ИОСИФА И ПРЕПОДНЕСЛИ СИМВОЛИЧЕСКИЕ СВЯЩЕННЫЕ ДАРЫ: ЗОЛОТО, ЛАДАН И СМИРНУ.
 КСТАТИ, ИМЕННО БЛАГОДАРЯ ЭТОМУ ЗОЛОТУ, ИОСИФ И МАРИЯ С МЛАДЕНЦЕМ СМОГЛИ  ОСУЩЕСТВИТЬ ТРУДНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЕГИПЕТ, СПАСАЯСЬ  ОТ МАНИАКАЛЬНОЙ МЕСТИ ИУДЕЙСКОГО ЦАРЯ ИРОДА…